План самообразования.«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда
Захаровой Регины Шамилевны
Методическая тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Сроки разработки темы: с 2021 года по 2026 год.
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов по теме.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | 2021 год и далее. |
2 | Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ | Начало года, регулярно |
3 | Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год. | Сентябрь |
4 | Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | 2022. |
5 | Разработка программы коррекции на учебный год. | Начало года |
6 | Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение 2021-2026. |
7 | Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: « Советы логопеда».. | В течение года |
8 | Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями . | В течение года |
9 | Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | По плану |
10 | Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
11 | Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
12 | «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. | 2023 г. |
13 | Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | 2024 г. |
14 | «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
15 | Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) | 2022-2025 гг. |
16 | Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | 2026 г. |
17 | Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет | Апрель |
18 | Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. | В течение года |
19 | Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, | В течение года |
20 | Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме» Связная речь» | Постоянно |
21 | Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | 2021-2026 гг. |
22 | Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов | По плану ст. логопеда |
23 | Ведение сайта ДОУ | Постоянно |
24 | Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
25 | Публикации систематизированного педагогического опыта. | Регулярно |
26 | Работа он - лайн «Наш портал», педагогического сообщества «Моё образование» привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. | Постоянно |
- Изучение специальной литературы.
1. | Изучение и размещение материалов на сайтах:
|
2. | Изучение периодических изданий, методической литературы.
|
План по самообразованию учителя-логопеда
Захаровой Р Ш
на 2021 — 2022 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Время работы над темой: сентябрь 2021г – май 2022г
Источники самообразования:
- методическая литература,
- интернет ресурсы,
- обмен опытом на базе МБДОУ ,
- обмен опытом на МО логопедов.
Результат работы:
- консультирование педагогов МБДОУ;
- размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;
- показ открытого занятия на МО логопедов;
- обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
№ | Задачи | Формы и методы реализации | сроки |
1. | Планирование работы на учебный год | Определение темы самообразования. | сентябрь |
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. | |||
2. | Изучение информации из различных источников по теме самообразования | Изучение методической литературы. | в течение года |
Обзор информации в интернете. | |||
Ознакомление с инновационными методиками по теме . | |||
Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников. | |||
3. | Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников | Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.
| октябрь |
4. | Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия. | Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников. | в течение года |
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса. | |||
5. | Обобщение педагогического опыта по теме | Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. | в течение года |
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников. | |||
Написание отчета о проделанной работе. | |||
Консультирование педагогов ДОУ по теме. Публикация на сайте ДОУ. |
Изучение методической литературы
№ | Вопросы для изучения | Сроки | Литература | Формы отчетности |
1 | Программные требования к развитию связной речи дошкольников | август | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 | Консультирование воспитателей
|
2 | Методика формирования связной монологической речи дошкольников | сентябрь | Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996. Жукова Н.С. и др. логопедия. | Консультирование воспитателей
|
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 | ||||
3 | Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками. | октябрь | Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
| Консультирование родителей |
4 | Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками. | ноябрь | Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982 | Консультирование воспитателей
|
Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009 | ||||
5 | Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками. | декабрь январь | Изучение интернет ресурсов.
| Оформление папки «Дополнительный материал» |
6 | Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования
| февраль март | Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28 | Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
|
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru) | ||||
Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6. | ||||
7 | Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников | апрель май | Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005 | Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников» |
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» в детском саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...
План самообразования. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами. ...
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста».
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности....
План самообразования «Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в соответствии ФГОС»
План самообразования...
План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
План самообразования «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Работа с детьми с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов ....