План самообразования педагога-психолога 2022-2026гг.
материал
«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_shamsutdinovoy_a.m.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского р-на г. Казани
ПЛАН
по самообразованию педагога-психолога
на тему:
«Изучение и внедрение инновационных
психокоррекционных техник и приемов в работе
с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
(2022-2026гг.)
Разработала: Шамсутдинова А.М
педагог-психолог
г.Казань, 2021г.
План самообразования педагога-психолога ДОУ на 2022-2026 гг.
Тема самообразования:
«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями
по укреплению детско-родительских отношений».
1. Цель:
Изучить методическую тему по«внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
2. Задачи:
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;
-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;
-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их психологического здоровья;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детско-родительских отношений;
-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Актуальность данной темы.
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.
Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Методы просвещения и профилактики дисгармоничных
детско-родительских отношений:
- семинары-практикумы;
- тренинги;
- консультирование;
- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;
- буклеты, памятки, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.
Планируемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;
- положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;
- подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для успешной адаптации к школе.
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Содержание деятельности | Цель |
СЕНТЯБРЬ | |
1. Изучение литературы по раннему детству - Л.Н.Павлова,Э.Г.Пилюгина «Познавательное развитие» Интернет-ресурсы по данной теме. 1.1. Родительское собрание в младшей и средней группах. 1.2. Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего возраста к д/с». | - Раскрыть основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития. |
2. «Оценка психологической готовности детей к школе» Н.В.Бабкина | - Изучить комплекс методик для оценки психологической готовности к школе, особое внимание уделено диагностике сформированности саморегуляции познавательной деятельности ребенка. |
3. Изучение личности ребенка, с использованием диагностического обследования уровня тревожности, как возможность изучения внутрисемейной системы отношений. 3.1. Изучить и разработать новые методики диагностики в данном направлении. | - Изучить комплекс методик для оценки уровня тревожности ребенка, способствующие выявлению особенностей внутрисемейного общения и воспитания (средняя, старшая группы) |
ОКТЯБРЬ | |
1. Изучение литературы - Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» | - Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей детей старшего дошкольного возраста и различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств. |
1. 1. Изучение и внедрение новых методов диагностического обследования внутрисемейной системы отношений, влияющей на развитие личности ребенка. | - Изучить и применить комплекс методик для оценки детско-родительских отношений. |
1.2. Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе», информация на стенд по данной теме | - Повышение педагогической компетентности родителей. |
НОЯБРЬ | |
1. Изучить пособие по работе с родителями ДОУ. «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Стендовая информация по данной теме. | - Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей ОУ. |
1.1. Изучение и внедрение новой психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – хореотерапия. Интернет-ресурсы по данной теме. | - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, для развития полноценной личности ребенка и формирование у него адекватной самооценки. |
1.2.Родительский клуб в подготовительной группе «На пороге школьной жизни». Совместные детско-родительские занятия в подготовительной к школе группе. | - Подготовка родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик», формирование осознания взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации. |
ДЕКАБРЬ | |
1. Изучение литературы - О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога-психолога в ДОУ», И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» Стендовая информация по данной теме. | - Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. |
1.1. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – психодрама Морено. Интернет-ресурсы по данной теме. | - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений. |
ЯНВАРЬ | |
1. Изучение литературы - Т.Н. Доронова. «Вместе с семьёй». Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников» Стендовая информация по данной теме. | - Изучить проектную деятельность психолога в ДОУ. |
1.2. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – флештренинг. Интернет-ресурсы по данной теме. | - Релаксация, с целью самоактуализации личности родителя и ребенка; - Переосмысление собственного внутреннего мира, расширение возможности сознания. |
1.3. Круглый стол «Детская агрессивность». Родители детей старшей группы. | - Анализ проблемы агрессивности - Роль семьи в проявлении детской агрессивности. -Экспресс-анкетирование родителей по данной проблеме. |
ФЕВРАЛЬ | |
1. 1. Изучение литературы - Доронова Т. Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». | Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. |
1.2. «Неделя психологии» для родителей ОУ. | |
1.3. Консультация для родителей (стендовая информация) «Сказкотерапия для детей и родителей» | - Повышение педагогической компетентности родителей. |
МАРТ | |
1. 1. Изучение литературы - О.В.Удова «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников» | - Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ. |
1.2. Арттерапия – как форма коррекции детско-родительских отношений (песочная терапия, манкотерапия) | - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений. |
1.3. Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей». | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ. |
АПРЕЛЬ | |
1. 1. Изучение литературы - О.В. Хухлаева. «Работа психолога с родителями: концепция и технологии». | - Познакомиться с новыми концепциями и технологиями в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. |
1.2. Круглый стол – как одна из форм изучения родителями особенностей и интересов ребенка. | - Изучение родителями особенностей своего ребенка, его отношения к семейному быту. Экспресс – диагностика (эксперимент) – «Это мой ребенок» |
1.3. Стендовая информация – «Какой он, мой ребенок» | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ. |
МАЙ | |
1. Изучение литературы - Е.П. Арнаутова «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника». Р.В.Овчарова«Психологическое сопровождение родительства». | - Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ. |
1.2. Стендовая информация | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ. |
Источники информации:
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
- Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
- Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
- Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
- Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
ЖУРНАЛ
учета проделанной работы по самообразованию 2022-2023гг.
№ | Дата, время | Содержание деятельности | Форма работы | Участники | Кол-во человек | Примечание |
АНАЛИЗ
проделанной работы по самообразованию
педагога-психолога МАДОУ № 93
за _________________ 20___г.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Дата _____________ ______________ Шамсутдинова А.М.
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
План самообразование педагога -психолога
Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...
План самообразования педагога - психолога
План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы....
План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы
Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...