План самообразования педагога - психолога
проект на тему

Кудрина Ольга Михайловна


План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_psihologa.doc445 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова

План

самообразования педагога – психолога

Кудриной Ольги Михайловны

По теме:

«Специфика адаптационного периода детей 2-3 лет»

на  второе полугодие

2016 - 2017 учебный год

Оглавление

     

Стр.

Перспективный план самообразования

3

Введение

9

I Теоретические раздел

10

1.1. Адаптация и здоровье ребенка

11

1.2. Механизм развития адаптационного синдрома    

12

1.3. Адаптация и поведение ребенка

13

1.4. Факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к ДОУ

14

1.5.Особенности периода и исход адаптации ребенка к ДОУ

14

1.6. Меры, облегчающие адаптацию

16

1.7. Ошибки родителей в период адаптации ребенка к ДОУ

17

II Практический раздел

18

Самоанализ самообразования педагога – психолога во 2 полугодии 2016-2017 учебного года

20

Список используемой литературы

22

Приложения

  • Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»;
  • Консультация для педагогов на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»;
  • Консультация для педагогов на тему: «Адаптация к дошкольно – образовательному учреждению»
  • Информационный буклет «Ребенок и детский сад»

Перспективный план самообразования

Дата

Тема самообразования

Цель самообразования

Литература

Примечания

Январь

3 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразовани

Сбор информации по теме самообразования

Посещение библиотеки

4 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Сбор информации  по теме самообразования

Поиск интернет – ресурсов

Февраль

1 неделя

Актуализация темы самообразования

Изучение научно – методической литературы: постановка проблемы, выработка целей и задач по теме самообразования

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям»,

Блонский П.П. «Педология»,

Бюлер Ш. «Сказка и фантазия ребенка».

2 неделя

Актуализация темы самообразования

Изучение научно – методической литературы: постановка проблемы, выработка целей и задач по теме самообразования

  1. Лурия А.Р. «Развитие речи и формирование психических процессов».
    2. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. «Речь и развитие психических процессов ребенка».
    3. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы».

4. Выготский Л. С.«Воображение и творчество в детском возрасте»,

5. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования»,

6. Выготский Л.С. «Основы педологии»,

7. Давыдова О.И.,Майер А.А. «Адаптационные группы в ДОУ».

3 неделя

Сбор информации по теме самообразования

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования: постановка гипотезы исследования

Пропп В. Я. «Морфология сказки»,

Сакулина Н.Н. «Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника»,

Сеченов И.М. «Избранные философские и психологические произведений»,

Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии - 1971. - №6.

Эльконин Б.Д. «Введение в психологию развития»,

Эльконин Д. Б. «Детская психология»,

Эльконин Д. Б. «Психология игры»,

Эльконин Д. Б. «Размышления над проектом». // Коммунист. - 1984. - № 3.

4 неделя

Сбор информации по теме самообразования

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования: вводная часть

Баркан А. И. «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка».

Консультация для педагогов на тему: «Адаптация к дошкольно – образовательному учреждению»

Март

1 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразовани

Изучить возрастные особенности детей 2-3 лет

1. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.

2. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая.

2 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

познакомиться с понятиями «Адаптация»,  «Дезадаптация», изучить особенности адаптации детей младшего возраста

Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста» №5,

Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста» №6.

3 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Изучить влияние ближайшего окружения ребенка на процесс адаптации

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад

3. Зубова Г., Арнаутова Е. «Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада».

Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

4 неделя

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Изучить особенности адаптации ребенка к ДОУ, построение времени пребывания ребенка в группе детского сада в период адаптации

- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка.

- Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад

- Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»,

- Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста»,

- Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы»,

- Оталора М.К. «Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии».

Апрель

1 неделя

Актуализация теоретического аспекта по проблеме исследования

Составить теоретический раздел по теме самообразования

Анализ изученной научно – методической литературы

Разработка информационного буклета «Ребенок и детский сад»

2 неделя

Актуализация теоретического аспекта по проблеме исследования

Составить теоретический раздел и подразделы по теме самообразования

Анализ изученной научно – методической литературы

3 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Изучить диагностические комплексы, направленные на выявление  степени адаптации ребенка 2-3 лет

Сбор информации по теме:

Интернет  - ресурсы, библиотека.

4 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Изучить диагностические комплексы, направленные на выявление  степени адаптации ребенка 2-3 лет

Сбор информации по теме:

Интернет  - ресурсы, библиотека.

Май

1 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Разработать лист психологической адаптации ребенка

«Диагностика в детском саду» Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д.

2 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Качественный анализ полученных научно – теоретических данных

1.Забрамная С.Д., Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей.

2. Ильина М.Н. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я., Тесты для детей, сборник тестов и развивающих программ,

3. Стрельбова Е.А. Психолого – педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста.

 

3 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Составить комплекс диагностических методов исследования степени адаптации ребенка

4 неделя

Психолого – педагогическая диагностика

Подготовка к исследованию степени адаптации детей 2-3 лет

Консультация для родителей вновь поступающих детей в период июнь – сентябрь индивидуально и по запросу на тему «Адаптация ребенка в детском саду»

Введение.

Актуальность темы.

С проблемой отдавать или не отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение сталкивается практически каждая семья. Данная тема актуальна, так как для маленького ребенка смена окружающей среды и ближайшего окружения почти всегда является стрессовой.  Главная причина данного явления кроется в том, что ребенок младшего дошкольного возраста психофизиологически привязан к маме и не способен легко входить в новые контакты и условия внешней среды.

Оказание помощи ребенку младшего дошкольного возраста, в период становления его в новой социальной роли  «воспитанник детского сада», необходимо как со стороны воспитателя и педагога – психолога, так и со стороны родителей. Выработка  единых требований  к поведению  ребенка  согласование  воздействий на него  дома  и в детском саду, то есть   создание целостной системы  взаимосвязанной деятельности  специалистов ДОУ  с семьей – важнейшие условия, облегчающие  ему адаптацию  к  перемене   в образе жизни . признаком завершения  периода адаптации является  хорошее  физическое и эмоциональное состояние ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение  к воспитателю и сверстникам.

Гипотеза исследования: предположим, что всесторонняя помощь ребенку в период адаптации к детскому саду, способствует более легкому вхождению его в новые условия внешней среды и установлению социальных контактов.

Проблема исследования: адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Цель исследования: изучить особенности адаптационного периода ребенка дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;
  2. составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;
  3. систематизировать полученные знания по проблеме исследования;
  4. изучить имеющиеся в научно- методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
  5. составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.

В перспективе:

  1. исследовать особенности адаптации к условиям МДОУ «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова воспитанников первой младшей группы;
  2. разработать комплекс коррекционно – развивающих занятий, направленный на оказание помощи детям первой младшей группы в период адаптации к условиям ДОУ;
  3. провести коррекционно – развивающие занятия с детьми первой младшей группы, показавшими в результате психолого – педагогического исследования низкий уровень адаптации к условиям ДОУ.
  4. провести повторное диагностическое исследование, направленное на выявление уровня эффективности коррекционно – развивающей работы.
  5. написать заключение о степени эффективности проведенных занятий, направленных на оказание помощи детям первой младшей группы в период адаптации к условиям ДОУ.

I Теоретический раздел.

Адаптация – процесс вхождения ребенка в новые условия внешней среды, несущий в себе внутреннее переживание ребенка.

Психологи выделяют три этапа адаптации ребенка к новым условиям внешней среды:

  • Подготовительный

       Его следует начинать за1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

      В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

         Отличные от общепринятых привычек при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т.д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап-в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

  • Основной

    Главная задача данного этапа-создание положительного образа воспитателя.

Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама помогает ребенку освоиться, поддерживает его интерес к окружающему.

На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.

  • Заключительный

      Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день .Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь-сон.

  1. Адаптация и здоровье ребенка.

 Психологи утверждают, что наиболее оптимальным возрастом для вхождения в новые условия вн6ешней среды, в данном случае для поступления в ДОУ является возраст до 6 месяцев. В этом возрасте у ребенка еще не сформировался стереотип ближайшего социального окружения и окружающей действительности. В возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет процесс привыкания к новым условиям окружающей действительности, к новым людям является наиболее стрессогенным и в этом возрастном периоде крайне не желательно поступление ребенка в дошкольное учреждение.  

Попадая в новые условия ребенок находится стрессовом состоянии, возникает синдром отрицания, переживания внешних влияний (можно/нельзя). Все эти переживания в комплексе и являются процессом адаптации. Воспитателям и родителям в этот период важно относиться к ребенку с пониманием, заботой и лаской, не в коем случае не ругать и не наказывать его, так как это только усугубит и продлит адаптационный период.

Под влиянием стресса у ребенка снижаются защитные реакции иммунной системы, что приводит к частым простудным заболеваниям.

В 1948 году психологами процесс адаптации ребенка был охарактеризован, как синдром, который получил название «Тоска по дому», который заключается в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

  1. Механизм развития адаптационного синдрома.  

В период адаптации ребенок переживает стресс, который связан с переменой как внешней среды, которая его окружает, попаданием в новые, неизвестные ему условия, так и с отделением от мамы, с которой ребенок младшего дошкольного возраста имеет сильную психофизеологическую взаимосвязь.

Можно выделить несколько особенностей периода адаптации ребенка к ДОУ:

      1-ая особенность: происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации.

     2-ая особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по – разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм был не приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении - облегчить стрессовую ситуацию, научится правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения адаптации.

     3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.

  1. Адаптация и поведение ребенка.

В период адаптации ребенка к новым условиям внешней среды, в данном случае мы рассматриваем адаптацию ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, в поведении ребенка происходят существенные изменения:

Изменяют первичные формы поведения, такие как аппетит, сон, эмоциональное состояние. В период адаптации дети могут отказываться от приема пищи в ДОУ, а дома, наоборот кушать больше, чем обычно. Меняется состояние сна не только в детском саду, но и дома, сон становится тревожным, ребенок спит чутко, часто вздрагивает и просыпается. Эмоциональное состояние чаще характеризуется как отрицательное, что выражается не только в плаксивости, но и в появлении агрессивности. У некоторых детей в данный период адаптации поведенческие реакции к 5-6 дню как бы замирают, такие дети предпочитают сидеть где–нибудь в сторонке, не играют в игрушки, не входят в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми, не кушают. Такой процесс адаптации можно охарактеризовать как тяжелый. У таких детей нарушается ориентировочные реакции, игровая и двигательная активность.

В данный период адаптации ребенок испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит, кожа становится сухой, у рта  и носа появляется синюшность в виде треугольника, ноги становятся холодными, ребенок постоянно мерзнет. Начинается потеря воды в организме - ребенок начинается чаще мочиться, расстраивается стул. этот процесс адаптации можно охарактеризовать, как «Клиника адаптации».

Воспитатели и младший воспитатель должны знать такие проявления и оказать помощь ребенку в данный период становления новой социальной действительности. У ребенка может повыситься температура из-за нарушения терморегуляции, нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома) Происходят спазмы сосудов. Психологи утверждают, что клиника адаптации свойственная каждому ребенку в процессе адаптации к ДОУ, только процесс ее протекания и длительность периода зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей малыша.

  1. Факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к ДОУ
  • Индивидуальные физиологические особенности ребенка и уровень здоровья. В период адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо учитывать уровень здоровья ребенка. Совершенно очевидно, что здоровый ребенок будет легче адаптироваться к новым условиям внешней среды и входить в новые социальные контакты со сверстниками и взрослыми. Дети, часто болеющие до поступления в ДОУ, треднее приспосабливаются к новым условиям.  
  • Возраст ребенка. Дети старше 1,5 лет легче переносят разлуку с матерью и вступают в новые социальные контакты.
  • Режим дня ребенка. Дети, родители, которых не соблюдают режим сна и бодрствования, режим приема пищи, соответствующие возрасту ребенка, часто переутомляются, что приводит к трудностям социальной адаптации, к частым простудным заболеваниям.
  • Уровень тренированности адаптивных возможностей организма ребенка. Дети, которые имели социальные контакты до поступления в детский сад, только с родителями, труднее приспосабливаются к новым условиям социальной действительности.
  1. Особенности периода и исход адаптации

Психологи выделяют три степени адаптации ребенка к условиям ДОУ:

  • Легкая степень адаптации – ребенок в течение 1-2 недель адаптируется к новым условиям внешней среды. через 5-7 дней нормализуются аппетит, сон6, эмоциональное состояние ребенка, контакты со сверстниками и взрослыми носят спокойный, продуктивный характер.
  • Средняя степень адаптации – ребенок в первые 1-3 недели часто беспокоится, плачет и вздрагивает во сне, плохо ест, в совместную со сверстниками игру не включается, играет один, на расстоянии от других детей. К концу 3 недели эмоциональное состояние, поведенческие реакции, аппетит, сон восстанавливаются, ребенок включается в совместную деятельность с воспитателем и сверстниками.
  • Тяжелая степень адаптации – ребенок более 3-4 недель часто плачет, не спит, не играет, имеет непроизвольный стул, в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми не вступает, как правило, сидит в уголке один, так же такие дети склонны к частым простудным заболеваниям.

Исход адаптационного периода зависит от многих факторов, в первую очередь, от того, как будут построены взаимоотношения воспитателей, младшего воспитателя и родителей с ребенком в этот сложный для него период.

   Для  самочувствия  ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере  сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки  и привычки, навыки  самообслуживания ( одевания, еды).  Между  тем не  во всех семьях  уделяется достаточное внимание  формированию  навыков и привычек нередко дети 2-х-3-х летнего возраста  приходят в детский сад, не умеют   самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться,  пользоваться носовым платком и т.п.

    Детский сад  является тем  педагогическим учреждением, которое  может и должно  дать родителям  квалифицированные рекомендации   по подготовке ребенка к  условиям детского сада.  Но, к сожалению,  родители, нередко  встречаются с персоналом  детского сада  лишь тогда, когда впервые  приводят  своего ребенка в группу. Подготовка ребенка  в семье  порой ограничивается  словами: «Тебе там понравиться!». Родители  не  всегда  в должной мере  осознают, что приходя  в детский сад, ребенок  попадает в иные  условия, существенно отличающиеся  от  семейных условий.  

Большинство родителей стремиться  правильно,  воспитывать детей, но у них не всегда хватает  на это опыта. В  одних семьях   излишне  опекают  детей,  считая что в раннем   возрасте  ребенок   ничего самостоятельно  делать не может. Родители  предупреждают каждое  его действие  любую попытку к самостоятельности,  ублажают  любой каприз. В других семьях бытует мнение,  что воспитывать  ребенка просто рано, необходимо  только ухаживать за ним. Есть такие родители,  которые  относятся к детям   раннего возраста  как  к маленьким взрослым, предъявляя   к  ним большие  и часто не посильные требования. Наконец и встречаются и такие родители, которые считают, что  основная роль  в воспитании принадлежит  саду.

     Если  в семье  на двух трех  взрослых  приходиться  один  - два ребенка, то на одного воспитателя  в детском учреждении- 25 и более детей.  В семье  родители для ребенка являются  постоянными  воспитателями. В детском саду  воспитатели  сменяют друг друга, могут быть  различны по характеру, по требованиям, по тону общения.

  • Детям,  родители  которых готовили  к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители  читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если, родители  использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то  ребенку  будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом)[1,c. 54].

   Особое значение  при поступлении  ребенка  в детский сад  имеет его физическая  подготовленность. Организм детей  первых лет жизни  в большей мере, чем  в старшем  возрасте, подвержен  заболеваниям, и родители  должны  закалять  их. С этой целью необходимо  обеспечить   ребенку  пребывание на свежем воздухе  в любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка  выполнять   доступные упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазания.  

    Необходимо уделят внимание  и  одежде ребенка.  В,  следствие  несовершенства  терморегуляции   ребенок может легко  вспотеть, если  его излишне кутают, а это  ведет к охлаждению     организма  и простудным заболеваниям. Слишком  легкая  одежда   не защищающая  от  холода, в которой  ребенок  мерзнет,  также  может стать причиной  заболеваний, как и мокрая обувь.

  • Одним из факторов, который  очень важен  для процесса  привыкания, является  режим  дня ребенка в семье. Если  в семье  дети спят, едят, гуляют   в разное  время, они  с трудом  привыкают  к распорядку дня  детского сада. Несовпадение  домашнего режима   с режимом детского сада  отрицательно влияет  на  эмоциональное состояние  ребенка, он становиться вялым, капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению  режима  дня  помогает ребенку  быстрее  освоиться  при поступлении  в детский сад,  облегчает  привыкание  к новым условиям.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом[12,c.64].

  1. Меры, облегчающие адаптацию.

Для того, чтобы процесс адаптации прошел для ребенка менее болезненно, необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Существуют некоторые рекомендации для родителей, которые помогут малышу в период адаптации:

  1. придя впервые в детский сад, попросите познакомить вас и ребенка с воспитателями группы, посмотрите групповые комнаты, ознакомьтесь с распорядком дня.
  2. в период адаптации ребенка к условиям детского сада не наказывайте его, не отучайте от вредных привычек, от пустышки, проявляйте только ласку и заботу по отношению к нему. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от       вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
  3. готовясь к поступлению в детский сад, позвольте ребенку самому выбирать новые вещи и, однако не забывайте о том, что все вещи должны быть удобными и простыми.
  4. часто рассказывайте ребенку о детском саду, о том, как интересно будет ему так играть с другими детьми.
  5. помните о том, что в первые дни посещения детского сада, время пребывания ребенка в группе должно быть максимально снижено, что поможет ему адаптироваться к новым условиям внешней среды.
  6. будьте вежливы и приветливы с воспитателями группы, это поможет расположить ребенка к общению с ними.
  7. соблюдайте режим дня детского сада и в выходные дни дома.

1.7. Ошибки родителей в период адаптации ребенка к ДОУ:

  • не забывайте о том, что нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.[15.c.37].
  • Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детском саде при ребенке. Так вы позволите ребенку думать, что детский сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Никогда нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

II Практический раздел

На данном этапе работы над проблемой адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада, нами были изучены методы психолого – педагогической диагностики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста:

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956.
  2. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
  3. Забрамная С.Д., Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: «Просвещение: Владос», 1995г.
  4. Ильина М.Н. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я., Тесты для детей, сборник тестов и развивающих программ, - СПб.: «Дельта», 1999г.
  5. Стрельбова Е.А., Наглядный материал для обследования детей, М.: Просвещение, 2009г.
  6. Стрельбова Е.А.. Психолого – педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. – электронная книга.
  7. Интернет ресурсы.

В процессе изучения психолого – педагогических методов исследования, нами был составлен диагностический комплекс методик, направленных на изучение особенностей адаптации детей к условиям ДОУ:

1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)  - первичное обследование.

2. Лист психологической адаптации

3. Шкала оценки эмоционального профиля детей раннего возраста(М. Я. Студеникин, Ю. А. Макаренко, А. И. Баркан, 1978)

4. Методика «Коробка форм»

5. Обследование психического развития детей раннего возраста (2-3 года) Стрельбовой Е.А.

6. Методика адаптации ребенка к ДОУ А. Остроуховой

Данные методы исследования особенностей адаптации ребенка к ДОУ позволят нам определить степень адаптации ребенка (средняя, легкая, тяжелая), проследить эмоциональное состояние, особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми, оценить результаты психического развития ребенка, особенности познавательной  и поведенческой сфер.

Самоанализ

 самообразования педагога – психолога

во втором полугодии 2016-2017 учебного года

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности
ребенка.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в первой младшей группе детского сада. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к
детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в 1 младшей группе приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы
организма.

Следовательно, для того, чтобы процесс адаптации ребенка к условиям детского сада протекал более продуктивно и безболезненно, необходимо тесное сотрудничество воспитателей, родителей и педагога – психолога на протяжении всего периода адаптации.

Проблему адаптации детей младшего возраста считаем наиболее актуальной, так как дети, психологически и физиологически в возрасте 2-3 лет имеют тесную взаимосвязь с мамой и процесс отделения ребенка от мамы является для него стрессовым, что усугубляется так же сменой окружающей среды и ближайшего окружения.

В период с января по май 2017 года нами была выработана тема самообразования, поставлены цели, задачи, проблема исследования, выработана гипотеза исследования и изучена научно – методическая литература по проблеме адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада, подобран комплекс психолого – педагогической диагностики.

На данном этапе работу по проблеме адаптации детей к условия детского сада считаем не завершенной и видим необходимость в продолжении работы.

В 2017-2018 учебном году мы планируем апробировать подобранный нами комплекс психолого – педагогической диагностики, проанализировать полученные результаты диагностического исследования особенностей адаптации детей 1 младшей группы МДОУ «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова к условиям детского сада. В случае выявления по результатам диагностического обследования детей первой младшей группы с низким уровнем адаптации   - составить комплекс коррекционно – развивающих занятий с детьми с низким уровнем адаптации к условиям ДОУ. Провести повторное диагностическое исследование, с целью выявления уровня адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада и продуктивности коррекционно – развивающего комплекса занятий. В мае 2018 года составить отчет по теме самообразования.

 

Список используемой литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
  2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
  4. Блонский П.П. Педология. - М., 1934.
  5. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. - М.-Л., 1925.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. - М., 1967.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956.
  8. Выготский Л.С. Основы педологии. - М , 1934.
    8. Выготский Л.С. Пед. соч. Т. 4.
  9. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
  10.  Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
  11. Забрамная С.Д., Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: «Просвещение: Владос», 1995г.
  12. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  13. Ильина М.Н. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я., Тесты для детей, сборник тестов и развивающих программ, - СПб.: «Дельта», 1999г.
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
  15. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.
  16. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. - Т.1. - М., 1959.
  17. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
  18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.
  19. Оталора М.К. Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии. /Канд. дисс. - М , 1984.
  20. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1969.
  21. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963.
  22. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.
  23. Стрельбова Е.А., Наглядный материал для обследования детей, М.: Просвещение, 2009г.
  24. Стрельбова Е.А.. Психолого – педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. – электронная книга.
  25. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии - 1971. - №6.
  26. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994.
  27. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.
  28. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
  29. Эльконин Д. Б. Размышления над проектом. // Коммунист. - 1984. - № 3.

c

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №  76»  

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  Г. САРАТОВА

Консультация для родителей

на тему:

«Адаптация ребенка в детском саду»

Подготовила:

Педагог-психолог

Кудрина Ольга Михайловна

 

2016-2017 учебный год

Существует несколько степеней адаптации ребенка к условиям детского сада (легкая (1-16 дней), средняя (16-32), тяжёлая (32-64 дня).

Необходимо отметить, что степень адаптации ребенка дошкольника во многом зависит от личностных особенностей самого ребенка, от особенностей взаимоотношений со сверстниками  и взрослыми, состояния здоровья, возраста ребенка. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, то он попадает в новые, неизвестные для себя условия внешней среды, что в большинстве случаев таит в себе стрессовый фактор. Если ребенок до похода в детский сад воспитывался родителями в так называемых «парниковых» условиях, то есть имел мало контактов с внешней средой, с другими людьми, то такой ребенок будет адаптироваться в детском саду дольше и сложнее. Если же ребенок часто посещал общественные места и большое скопление не знакомых людей является для него привычным (например, часто посещал развлекательные центры, театры, игровые площадки), то процесс адаптации будет более легким.

Следует так же отметить, что подготовленный к условиям детского сада ребенок быстрее адаптируется в новой для себя среде.

Подготовка ребенка к ДОУ включает в себя:

  • Умение самостоятельно кушать;
  • Самостоятельное посещение туалета или обращение за помощью к воспитателю;
  • Умение мыть и вытирать руки и лицо;
  • Совпадение режимов дня детского сада и дома.

Итак рассмотрим степени адаптации ребенка к условиям детского сада более подробно.

  1. Степень адаптации – легкая. Ребенок адаптируется к новым для себя условиям в течении 2 недель. Аппетит является нормальным с первого дня или нормализуется к концу 1 недели. Утром, при расставании с мамой ребенок может быть плаксивым, но вскоре после ее ухода настроение нормализуется, дошкольник интересуется игрушками, рассказами воспитателя. Настроение становится бодрым. Отношение к сверстникам может быть как безразличным, так и заинтересованным. Отношения с окружающими детьми и взрослыми нормализуются уже к концу 1-2 недели посещения ДОУ. Речь может быть заторможенной, восстанавливается к концу 1 месяца. Уровень заболеваемости низкий (не более 1 раза, сроком не более 10 дней). Вес ребенка на протяжении всего периода посещения детского сада сохраняется неизменным. Отсутствуют признаки невротических реакций и изменений вегетативной нервной системы. Ребенок радуется приходу родителей, отношения с ними остаются неизменными.  
  2. Степень адаптации – средняя. Общее состояние ребенка нормализуется в течении 2-3 недель, сон тревожный, непродолжительный, восстанавливается через 20-40 дней. Аппетит так же восстанавливается только через 20-40 дней, до этого времени ребенок кушает мало, либо не кушает вообще. На протяжении всего дня ребенок плаксив, настроение угнетенное, зовет маму. Отношения с близкими родственниками становятся тревожными, больше времени старается провести на руках родителей, часто плачет, плачет при встрече и расставании в ДОУ.  Взаимоотношения со сверстниками редко заинтересованные, как правило ребенок манипулирует игрушками или просто сидит где–нибудь в уголке, подальше от других детей. Не разговаривает, либо речь замедляется. Уровень заболеваемости повышается (2 раза, сроком не более 10 дней). В течении 1-2 недель проявляются изменения вегетативной нервной системы (бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез).
  3. Степень адаптации – тяжелая. Для этой степени адаптации характерно глубокое нарушение сна (ребенок часто плачет во сне, вскрикивает, просыпается, сон не продолжительный). Аппетит либо снижен, либо ребенок вообще отказывается от еды. Возможны: невротическая рвота, бесконтрольный стул, нарушение стула.  Поведенческие реакции нормализуются только к 60 дню пребывания в детском саду, до этого периода ребенок безучастен, часто плачет, со сверстниками и взрослыми в контакт не вступает, или проявляет агрессию. Играет ситуативно и очень редко. Речь отсутствует или имеет место задержка речевого развития. Часто болеет. При встрече/расставании с родителями плаксив, проявляет невротические реакции, дома часто плачет, капризничает.

Очень важно понимать, что ребенок раннего возраста (до 3 лет) будет адаптироваться к новым для себя условиям труднее, чем ребенок 4-7 лет), так как он более привязан к родителям физиологически, невротические реакции в раннем возрасте еще не доформировались, в силу возрастных особенностей ему требуется больше внимания взрослого.

Не следует так же забывать, что ребенок 2-3 лет не испытывает потребности в общении со сверстниками, в этом возрасте для ребенка более важно общение и взаимодействие со взрослым, как в игре, так и в общении, так же ребенок испытывает потребность в доброжелательном, теплом отношении со стороны взрослого, старается подражать ему, учится сотрудничеству. Всего этого ребенок 2-3 лет не может получить от сверстников, так как они сами нуждаются в  том же.

 

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №  76»  

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  Г. САРАТОВА

___________________________________________________________________________

410507, г.Саратов, пос.Жасминный, ул.Строителей, 12 А   тел: 38-84-87

Консультация для педагогов

по созданию условий успешной адаптации детей в детском саду, преодоление дезадаптации

на тему:

«Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению»

Подготовила:

Педагог-психолог

Кудрина Ольга Михайловна

 

2016-2017 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Адаптация ребенка, как этап социализации

3

2.  Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

4

Список литературы

6


  1. Адаптация ребенка, как этап социализации


Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности
ребенка.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми
отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от
условий пребывания в дошкольном учреждении.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к
яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы
организма.
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в
дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что
не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию
невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов
средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую
ситуацию, однако, есть и общие черты.

Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к.
другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со
сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и
ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от
поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно,
напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.


2.  Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей


Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный
характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно
полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что
это не всегда соответствует действительности.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод, что общение детей - необходимый элемент подготовки
к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.
Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий.
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны,
нетерпеливы, суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру. Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима, правильном
чередовании отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений.
В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с
такими детьми должен быть жизнерадостным. Таким образом, воспитание - двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его - объединить общие усилия, вызвать у
дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов. Сотрудничество - условие при котором создается наиболее благоприятная обстановка для подготовки к школе. Большое значение при этом
играет преемственность стиля общения с ребенком воспитателя и учителя. Процесс общения развивается в большей мере во время проведения занятий в детском саду.
Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог
использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания
одновременно.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные
умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее
реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего
воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде,
учебной деятельности.
Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. На
занятиях по родному языку, также опираясь на его программное содержание, воспитатель находит другие убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению
трудностей.


Список использованной литературы


1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
2. Блонский П.П. Педология. - М., 1934.
3. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. - М.-Л., 1925.
4. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1969.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. - М., 1967.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956.
7. Выготский Л.С. Основы педологии. - М , 1934.
8. Выготский Л.С. Пед. соч. Т. 4.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
10. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. - Т.1. - М., 1959.
11. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.
13. Оталора М.К. Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии. /Канд. дисс. - М , 1984.
14. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963.
15. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.
16. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии - 1971. - №6.
17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994.
18. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
20. Эльконин Д. Б. Размышления над проектом. // Коммунист. - 1984. - № 3.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

        

Консультация для педагогов

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

Подготовила:

Педагог-психолог

Кудрина Ольга Михайловна

        

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности  адаптационного периода  различают три степени приспособления  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

 

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

 

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

 

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота,  функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2.  Состояние здоровья.

3.  Уровень развития.

4.  Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.  Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.  Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

 

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

 

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

 

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

 

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.


- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

 

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

 

Памятки для воспитателя:

 

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

 

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

 

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

 

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

- и т.д.

 

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

 

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

 

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

 

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

 

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

 

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

 

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.


Следует большое внимание уделять уровню требований по отношению к ребенку в условиях детского сада, он должен совпадать с уровнем требований дома – это условие поможет облегчить адаптацию к новым условиям.

Педагог – психолог МДОУ «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова

Кудрина Ольга Михайловна

C:\Users\домовенок\Desktop\imgpreview9E10RIYW.jpg

 Существует несколько правил успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, которые напрямую зависят от воспитателя:

  1. При первой встрече, воспитатели должны познакомиться со всеми членами семьи и с самим ребенком и узнать следующую информацию:
  • Как ребенок кушает, ходит ли сам в туалет или ему нужна помощь, какой у него сон.
  • Как называют ребенка родители, это очень важно для налаживания дальнейшего контакта с ребенком.
  • Любимое занятие ребенка.
  • Существуют ли особенности в поведении ребенка, которые настораживают родителей.
  • Какие особенности поведения ребенка радуют родителей.

  1. Воспитатели должны познакомить родителей с детским садом, показать группу. Оговорить с родителями режим дня детского сада и выяснить на сколько он отличается от режима дня, принятого дома.

  1. Дать необходимые педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском саду, это поможет в дальнейшем избежать некоторых проблем адаптации, так как ребенок придет в ДОУ более подготовленным.

  1. Развеять возможные страхи родителей, объяснить им, что они могут в любое время прийти в детский сад, выяснить интересующую их информацию, позвонить воспитателю и выяснить информацию о своем ребенке (его поведение, как покушал, как поспал и т.д.), забрать ребенка в любое удобное для них время.

  1. Воспитатели должны проявлять чувства радости и заботы по отношению к каждому ребенку, при приходе в детский сад встречать каждого ребенка с улыбкой, говоря ему ласковые слова.

  1. Состав воспитателей по мере возможности должен быть стабильным на весь период пребывания детей в детском саду, так как ситуация смены воспитателей является для детей стрессовой. В период адаптации категорически запрещено переводить ребенка из одной группы в другую.

  1. В период адаптации для ребенка рекомендованы щадящие условия режима дня. В первые три месяца посещения ребенком детского сада родители должны стараться забирать ребенка сразу после ужина.

  1. Режим дня детского сада должен быть приближен к режиму дня дома.

  1. Не следует забывать о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками в ДОУ, поэтому данные типы взаимоотношений должны быть доброжелательными.

  1. Качественные особенности адаптации каждого ребенка должны обсуждаться на Педсоветах. При наличии тяжелой степени адаптации, за ребенком должны наблюдать не только воспитатели, но и психолог, медработник.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога-психолога

План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

План самообразование педагога -психолога

Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы

Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...