Отчёт по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности дошкольников через LEGO-конструирование »
консультация (старшая группа)
Большую популярность в работе с дошкольниками приобретает продуктивный вид деятельности – LEGO-конструирование.
Конструкторы LEGO – удивительно яркий, красочный и многофункциональный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Без сомнения конструкторы LEGO стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные способности.
Использование конструкторов LEGO дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность..
Актуальность
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как Лего – конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения.
Цель:
Развитие у детей творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение действовать сообща.
Используемая литература:
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Е.В. Фешина «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы организации обучения:
№ | Формы | Содержание |
1 | Конструирование по образцу | Детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. |
2 | Конструирование по модели | детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. |
3 | Конструирование по условиям | не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. |
4 | Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам | моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. |
5 | Конструирование по замыслу | обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. |
6 | Конструирование по теме | детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений. |
Дети с большим интересом используют полученные знания и умения на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и коммуникабельность.
Для поддержания интереса детей к конструкторской деятельности, формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, приобщения детей к миру технического творчества были использованы различные наборы конструктора.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы: "
-дети расширили знания об окружающем мире, научились моделировать из конструктора по образцу, по условию, по схеме ,стали подходить творчески к выполнению моделей по замыслу.
-повысилась степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности;
-сформировались коммуникативные навыки общения при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей;
-бережнее стали относиться к результатам своего и чужого труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как Лего – конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения. Актуальность
Развитие у детей творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. ЦЕЛь :
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение действовать сообща. ЗАДАЧИ:
Литература: 1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 2. Е.В. Фешина « Лего - конструирование в детском саду» - Творческий центр «Сфера», 2012 г. 3. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – Мозаика-Синтез, 2006 г. 4. Л.В.Куцакова , Конструирование и художественный труд в детском саду -Творческий центр «Сфера», 2005 г. 5. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. 6. Лусс Т. В «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос , 2003 г.
Конструирование по образцу
Конструирование по модели
Конструирование по условиям
Конструирование по схемам
Конструирование по замыслу
Конструирование по теме
Участие в межрегиональном конкурсе по конструированию и робототехнике « РобоТех »
«Волшебный мешочек»
«Собери башенку»
«Сложи по-порядку » (прямой и обратный счёт)
«Собери ,запиши и посчитай»
«Собери узор по-образцу »
«Волшебная лесенка»
«Цифры из лего »
Обучение грамоте
Работа с родителями
Работа с педагогами
Картотека
Спасибо За Внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606670-1426147038.png)
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/02/picture-1123102-1551547327.png)
Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования
Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...
Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через игровую деятельность»
laquo; Индивидуальный план воспитателя группы № 5 компенсирующей направленности»Хайруллина Гулия Шамилевна, воспитатель 1 кв.кат.Тема самообразования:«Развитие конструктивной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947888-1505451183.jpg)
План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/18/picture-1388608-1645192818.jpg)
Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»
Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051670-1535378203.jpg)
Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)
Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...