Отчет на конец года по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ по самообразованию на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
на конец года
в подготовительной логопедической группе №6 «Пчелки».
Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
- Пройти курсы повышения квалификации «Лего-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
- Развивать у детей интерес к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
- Создать картотеку дидактических игр лего.
- Формировать у дошкольников умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике.
- Развивать у дошкольников творческую активность в принятии решений в проблемных ситуациях.
- Формировать у детей зрительное восприятие, мышление, память, доказательную речь.
- Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность у детей дошкольного возраста.
- Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка..
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
ФГОС ДО называет конструирование одной из деятельностей дошкольного возраста, которая должна обеспечиваться специальной педагогической работой со стороны педагога и применением специальных технологий. В теории и практике разработано достаточно видов конструирования из разного материала (по образцу, по схеме, по условиям и т. д.). Однако остро стоит задача не просто формирования конструктивных умений, а развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производства. Развитие только конструктивных умений и получение опыта конструирования из различных материалов обеспечивает интеллектуальное и речевое развитие, но не является гарантией того, что у детей будет заложен интерес и уважение к миру технического творчества человека. творчества и является предметом моего исследования.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.
Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой. В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями, Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.
Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда - это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:
-- изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя
-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы
-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования
-- выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный механизм.
В своей работе применяю следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
- Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Также за прошедший период была проведена такая работа с детьми: диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой; дети ознакомлены с правилами поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами; научились читать схемы; работали с простыми общедоступными конструкторами LEGO (строили домики и дома; гараж для машины, и т.д); LEGO education «Первые механизмы»; LEGO education «Простые механизмы»., выполняли творческие задания с конструктором LEGO-построй свою историю.
Диагностика показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?», буклет «Основы детской робототехники», консультация для родителей, консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей , в рамках родительского собрания проведен семинар «Конструирование как средство развития речевых функций».
Работа с педагогами:
В рамках работы методического объединения проведена консультация-презентация «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Приняла участие в педагогическом совете «Современное технологическое образование в ДОУ» в качестве выступающего, представила в виде МК «Леготехнологию».
С целью повышения педагогической компетентности в вопросах легоконструирования и робототехники проработана методическая литература в данном направлении, а также прошла курсы повышения квалификации «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:
- Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке
конструкций.
- Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и
творческая инициатива.
- Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
- Имеются представления:
- о деталях конструктора и способах их соединении;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
А это – планируемые результаты освоения программы детьми!
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу
На сегодняшний день у детей сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.
Диагностика уровня знаний и умений
по LEGO-конструированию и робототехнике у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу | ||||||||||||||||||
Высокий Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Средний Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Низкий Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.
| Высокий Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Самостоятельно работает над постройкой. | Средний Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. | Низкий Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может
| ||||||||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||||
1 | Ганжа Слава | ||||||||||||||||||||
2 | Гашков Арсений | ||||||||||||||||||||
3 | Крутяков Артем | ||||||||||||||||||||
4 | Корнев Артем | ||||||||||||||||||||
5 | Охин Марк | ||||||||||||||||||||
6 | Слюсарев Ваня | ||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».
Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....
Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через Лего-конструирование
Презентация обобщения опыта работы...
“Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование»
Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задачь. Воспитывать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того ч...
План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в ...
Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»
Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...
Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и...