План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_robototehnika_19-20.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога Качаева Оксана Сергеевна
Специальность - Воспитатель
Образование - высшее педагогическое
Стаж педагогической работы - 4 года
Квалификационная категория - первая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации:
« Теоретические и практические основы реализации ФГОС ДО» - 80 часов, 11.12 2015
«Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС» - 108 часов, 14 03.2016
Дата начала работы над темой сентябрь 2019
Предполагаемая дата окончания работы май 2020
Тема: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
Актуальность.
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
- Пройти курсы повышения квалификации «Лего-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
- Развивать интерес к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
- Создать картотеку дидактических игр лего.
- Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике.
- Развивать творческую активность в принятии решений в проблемных ситуациях.
- Формировать зрительное восприятие, мышление, память, доказательную речь.
- Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность.
- Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка..
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- Составить рабочую программу кружка Легополис»
-Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста», -Подготовить и принять участие в семинаре «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе Лего-конструирования»
План самообразования на 2019-2020 уч.г.
Месяц | Мероприятия | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | |
Сентябрь | Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой Диагностика детей по знакомству с компьютером. Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами | ||
Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?», Буклет «Основы детской робототехники» |
| ||
Октябрь | Конструкторы LEGO 1.Учимся читать схемы. Домики. 2.Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения. 3. Гараж для машины. Проект «Автопарк» Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. . Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. | Консультации для педагогов и родителей «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста», | |
Привлечение родителей к изготовлению картотеки дидактических игр по лего-конструированию | |||
Ноябрь | LEGO education «Первые механизмы»
«Весёлый хоккей»: модель «Хоккеист»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие | Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», | |
Декабрь | LEGO education «Простые механизмы
4.Повторение изученных тем, закрепление навыков | Оформление фотовыставки
| |
Январь | Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю. Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовыват ь свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место | Консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей | Семинар «Конструирование как средство развития речевых функций» |
Февраль | Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю. Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовыват ь свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место | Папка-передвижка «Дети и робототехника» | |
Март | 1.«Роботы-помощники». Знакомство с компонентами конструктора LEGO education WeDo 2.0, особенностями программирования. «Майло – робот-исследователь»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие 2. «Вертолёт спасателей»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие
3. «Умный батискаф»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие
4. «Миссия на Марс»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели | «Игры в LEGO вместе с детьми» Мастер-класс по конструированию из LEGO |
|
Апрель | 1.«Миссия на Марс»: рефлексия и развитие 2-4. «Мир моих фантазий», конструирование по замыслу, повторение изученных тем, закрепление навыков | Оформление фотовыставки, «Чему мы научились» | |
Май | Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой на конец года | Представление опыта работы по теме самообразования. Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость внедрения конструирования; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию |
Выход темы:
1. Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?»,
2. Буклет «Основы детской робототехники»
3. Консультации для педагогов и родителей «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»,
4. Картотеки дидактических игр по лего-конструированию
5. Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»,
6. Оформление фотовыставки«Мой перворобот»
7. Консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей
8. Семинар «Конструирование как средство развития речевых функций»
9. Папка-передвижка «Дети и робототехника»
10. «Игры в LEGO вместе с детьми» Мастер-класс по конструированию из LEGO
11. Оформление фотовыставки, «Чему мы научились»
12. Рабочая программа кружка «Легополис»
12. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Изучение литературы по теме самообразования:
- А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- Е.В. Фешина «ЛЕГО - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
- Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
- О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «
Сфера», 2002 г.
- Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
- Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf)
- Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
- Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.intedu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
- «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
- «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
Список сайтов
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
- «НС–портал»http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
- Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
- http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
Диагностика уровня знаний и умений
по LEGO-конструированию и робототехнике
у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».
Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....
Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через Лего-конструирование
Презентация обобщения опыта работы...
“Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование»
Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задачь. Воспитывать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того ч...
Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»
Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...
Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и...