Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности в ДОУ. Современные техники рисования.
методическая разработка (младшая группа)

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов.

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности в ДОУ.

 Современные техники нетрадиционного рисования»


Содержание

Введение……………………………………………………………………......….2

Актуальность и новизна…………………………....…………………..…...…….6

Цели…………………………………………………………………...…...……...11

Задачи…………………………………………………………………..…...…….11

Форма работы………………………………………………………….………....12

План работы…………………………………………………………….…....…..12

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей……………………………………………………….…….14

Заключение………………………………………………………………..…….24

Список литературы………………………………………………………....…..27


Введение

Бог создал мир из ничего...

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

Константин Бальмонт

«Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Актуальность и новизна.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы

Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд. Родители получают большой стресс от этого. Однако, навыки рисования должны быть освоены, так как в школе очень много требований именно по этим навыкам. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, заканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.


Целью моей работы:

1. Является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи в работе с детьми:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  •  Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.
  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  •  Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  • Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  • Развивать желание экспериментировать,проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.

Форма работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы:

ужно начинать с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией;

- на первых занятиях по каждой технике необходимо знакомство детей с особенностями данной техники,и  лишь на следующих занятиях создавать какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.);

а занятиях использовать готовое оборудования, материала ;

ужно стимулировать детей от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования; 

 связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии можно  использовать игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.

Для ознакомления детей с нетрадиционными художественными техниками изображения используется методика, состоящая из трех этапов.

 Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приёмы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.

На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети учатся держать правильно инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.) в совместной деятельности с педагогом.

На третьем этапе, дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования, или их сочетанию. На протяжении трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделении их сенсорных характеристик (цвет, форма, величина), рассказывать о создаваемых ими образах. Рекомендуется предварительное самостоятельное ознакомление педагога с технологией выполнения изображения, апробация ее на отдельном листе бума

Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов.

Рисование ладошкой:

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

  Картины малярным скотчем:

 Простая техника рисования для малышей ПАСПАРТУ.  В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

Размытые контуры:

Чтобы получить размытые контуры, капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками.

Рисование с трафаретом:

Рисование с трафаретом имеет множество вариантов.

Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии.

Нарисуйте мелками или свечой что-нибудь на листе бумаги подложив вниз трафарет и покройте акварельными красками. На те места, где нарисовано что-то мелком или свечой, краска не будет ложиться ровно, и из-под нее будет проглядывать изображение. Проявляющийся "второй" слой возможен при многослойном изображении.

Материал: Альбом,акварель,трафарет,восковые мелки.

Мятое изображение:

Ещё один интересный способ рисования мелками и гуашью можно назвать "мятое изображение". Восковыми мелками на бумаге рисуется предмет, вокруг него всё пространство тоже закрашивается мелками. Теперь этот лист аккуратно мнём, расправляем и покрываем гуашью. Теперь быстро при помощи губки и воды смываем гуашь. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги.

Материал: альбом, гуашь, кисти разных размеров, восковые мелки, губка.

Пушистость:

придать изображению можно при помощи марли , целлофана или рисования губкой.

Хорошо получается использовать этот эффект с трафаретом.Предложите ребёнку "нарисовать" губкой крону деревьев или море Вырежьте из картона фигуру животного и приложите к листу бумаги. Теперь опускаем марлю, целлофан или губку в краску, разведенную водой, и легкими движениями проходим по контуру трафарета. Когда трафарет уберёте, увидите чёткую фигуру животного, а его контур будет выглядеть мягким и пушистым (например, как медведь, нарисованный при помощи марли).

Материалы: Альбом, гуашь, марля или пакет полиэтиленовый, баночка для воды, трафарет.

Ниткография:

Попробовать использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки. Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия.

Материалы: Нить шерстяная, основа, краска, кисть, бумага, баночка для воды.

Штампование:

Ребенку может понравиться "штамповать" предметы или таким способом "нарисовать" что-нибудь. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша и т. д..

Материалы: Разные виды штампования, карандаш, краска, губка, кисть, бумага, баночка для воды.

Отпечатки можно делать и природными материалами, например, еловой веткой или большим листом от растения.

Ребенку понравиться рисовать на листе, если тот лежит на какой-нибудь выпуклой поверхности. Можно сделать самим фигурный трафарет для "отпечатывания".

Брызги:

Интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет "точечный фон", а изображение предмета будет бесцветным.

Материалы: Альбом, краски, кисточка, зубная щетка, и изображение предмета или трафарет. При помощи брызг можно написать целую картину.

Кляксография:

Капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными, если сначала сложить лист пополам (или скрутить его), затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали.

Материалы: Акварель, трубочка, кисть, бумага, баночка для воды.

Монотипия:

Эта техника очень проста и подходит для самых маленьких. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.

Материалы: Гладкая поверхность, гуашь(подойдут даже фломастеры), кисть, бумага, распылитель с воды.

Рисование пеной:

1. Взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть.

2. Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.

Материалы: пена, альбом, краски, кисточка, баночка для воды, губка.

Рисунки с клеем:

1. Клеевая обводка. Нарисуйте на листе карандашом какой-нибудь предмет. Через маленькое отверстие в тюбике с канцелярским клеем выдавите по контуру изображения клей и оставьте его высыхать. Затем пространство внутри контура закрасьте.

2. Капельки клея. На рисунок с невысохшей акварелью посыпьте соль, что даст интересные разводы, а затем покапайте канцелярским клеем.

Материалы: клей ПВА или канцелярский, альбом, акварельные краски, баночка для воды, кисточка, соль.

 Эффект "хлопьев", снежинок, "ледяной корки" можно получить, посыпав солью на нанесенное акварельное изображение;

Рисование по разным поверхностям:

1. По стеклу: смешайте клей ПВА с гуашью в соотношении 2 к 1. Стекло положите на понравившееся изображение и перерисуйте  получившейся на бумагу;

3. По бересте: художник Сергей Сурин создаёт берестяную живопись;

4. Предложите ребёнку разрисовать камни. Используйте для этого акриловые краски. Раскрашивать можно произвольно (с заходом одной краски на другую), а можно "сюжетно";

5. В качестве основы для рисования можно использовать также деревянные бруски, щепки и спилы.

Рисование масляной пастелью и акварелью:

техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: пастель масляная белая, акварель, кисть, бумага, баночка для воды.

Пуантилизм:

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова, что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево).

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

Материалы: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки.

Пластилинография :

Относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Так же нужно начинать с мягкого пластилина,а затем переходить к более жесткому.

Материалы: картон с контурным рисунком, набор пластилина, салфетка для рук, стеки, зубочистки, доска для лепки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения , постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.


Заключение

Рекомендуется использовать на занятиях по нетрадиционному рисованию музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.

В группах обеспечить пространственную среду (уголки (центры) изобразительной деятельности), способствующую развитию различных творческих проявлений детей с и оснащенную самыми разнообразными пособиями и материалами. Играющие огромную роль в образовательной работе с детьми и влияющие на развитие их эмоциональной, моторно-двигательной, познавательной и социальной сфер. В уголке (центре) изобразительной деятельности рекомендуется иметь разнообразные атрибуты, материалы и средства изображения, для рисования как в традиционной, так и в нетрадиционной манере. Ими могут быть: специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель), различные по толщине и мягкости карандаши, кисти; листы бумаги, картона разного размера и конфигурации; мольберт (форматом не менее 24×36 см); цветная двусторонняя бумага; пластиковые тарелочки; посуда для воды; ножницы (для левой и правой руки); бросовый (пивные пробки, кусочки поролона, пенопласта, лоскуты различных по фактуре тканей, кожи и т.п.) и растительный (засушенные листья, мох, веточки и т. п.) материал; кусочки мыла; свечи; пластилин; перья, тычки из поролона и т.п.

Нетрадиционные техники изображения раскрывают перед дошкольниками огромные возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие их личности, поведения и общения.

Позволяя решать следующие задачи:

-расширять важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца-художника.

-предоставлять свободу в отражении доступным для ребенка художественными средствами своего видения мира.

-развивать творчество, при рисовании нетрадиционным методом.

-формировать наблюдательность и внимание при рисовании нетрадиционным методом.

-учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.

-прививать интерес к нетрадиционному рисованию.

В целом данная работа носит комплексный характер, то есть, каждому занятию педагог должен подходить творчески и каждому занятию должна предшествовать предварительная работа, каждое занятие должно иметь своё творческое завершение.

Для подготовки не понадобится много времени и умений, а наши дети на долгий период времени будут заняты нужным, интересным и полезным делом.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


Литература

  1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  2. Выготский, Л. С. Эстетическое воспитание / Л. С. Выготский // Педагогическая психология; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – С. 270–301.
  3. Гаврилушкина, О. П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников; под ред. Л. П. Носковой. – М., «Педагогика», 1989. – С. 137-166.
  4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И., Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  6. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
  7. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера,
  8. Грошенков, И. А. Декоративное рисование как средство развития аналитико-синтетической деятельности учащихся вспомогательной школы / И. А. Грошенков // Межвуз. сб. науч. трудов: Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка– М., 1982. – С.68-79.
  9. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников в технике аппликации и коллажа / Н. В. Дубровская. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128 с.
  10. Захарова, Ю. В. К технологии формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития / Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / А. Н. Коноплёва, Е. Захарова, Ю. В. Рисуем вместе необычными способами // Познаём мир в играх, звуках и красках: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста / М. В. Былино, Ю. В. Захарова, О. В. Клезович. – Минск: Харвест, 2006. – С. 33-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»

Проект "Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредством нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности" для детей подготовительной к школе группы...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...

«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники в первой младшей группе Тема: «Одуванчики»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес, умение рисовать одуванчии,Программное содержание:Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование губкой»....