ПРОЕКТ «Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Проект "Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредством нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности" для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_dekorativno-prikladnomu_iskusstvu.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
ПРОЕКТ
«Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Незамаева А.Н.
2016 г.
1 этап. Целеполагание
Актуальность
В наше беспокойное время полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Наверное, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать нравственность. Мы предлагаем познакомить детей с нашими русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Однако в настоящее время дети мало интересуются народным искусством, большую часть их времени занимает просмотр мультфильмов и боевиков. Чтобы привлечь внимание, вызвать интерес детей к народным промыслам, мы решили использовать нетрадиционные методы художественно - творческой деятельности и с помощью их обучить детей приемам декоративного рисования, лепки, аппликации. При этом точное повторение всех элементов не главное, т.к. наша задача не подготовить будущих мастеров хохломской, гжельской или другой росписи, а приобщить ребенка к истокам народного искусства; дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню и почувствовать радость творчества.
Целесообразность
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного искусства, показать приёмы работы, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Был разработан проект по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. В совместной деятельности я помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением - передачей образа, отвечающим эстетике наших дней.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческий
По времени проведения: средней продолжительности (три месяца)
По числу участников проекта: групповой
Участники проекта: дети, родители, воспитатель старшей разновозрастной группы.
Цель:
Приобщение детей к истокам русского народного искусства через нетрадиционные техники художественно - творческой деятельности.
Для реализации цели решается следующий комплекс задач:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей.
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
- Формирование общественных умений и знаний:
• умение различать стили наиболее известных видов декоративно - прикладного искусства (Хохлома, Городец, Дымково, Гжель), понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов.
• Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах с помощью нетрадиционных способов изодеятельности;
- Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.
Развивающие задачи:
- Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными нетрадиционными методами и приемами художественной деятельности;
- Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие активности, самостоятельности, общения;
- Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
- Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные задачи:
- Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- Воспитание коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
- Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на следующие принципы:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности и систематичности обучения.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип наглядности.
- Принцип целенаправленности.
- Принцип связи обучения с другими видами деятельности ребёнка.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип построения программного материала от простого к сложному.
Ожидаемые результаты:
К концу реализации проекта дети:
- Запоминают и узнают знакомые народные игрушки и росписи.
- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
- С помощью средств выразительности создают образ композиции.
- Оценивают то, что получилось.
- Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
- У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
(Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение).
2 этап. Разработка проекта
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
- Подобрать иллюстрации с изображением предметов русского народного декоративно - прикладного искусства, приобрести гжельскую и хохломскую посуду, дымковские игрушки, матрешки, аудиозаписи, подобрать русские народные подвижные игры, дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству.
- Подготовить материал для продуктивной деятельности детей.
- Составить перспективный план мероприятий.
Программа включает в себя ряд блоков
- Дымковская роспись
- Городетская роспись
- Гжельская роспись
- Хохломская роспись
- Матрешка
Формы занятий: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, коллективные, интегрированные.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:
- Беседы;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
- Экскурсии;
- Дидактические игры по декоративному рисованию;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание песен, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток;
- Создание книг по декоративно-прикладному искусству;
- Конкурсы
Формы работы с родителями
- Консультации
- Фотоэкспозиции
- Выставки детских работ
- Папки – передвижки
- Открытый показ образовательной деятельности
- Конкурсы
- Мастер – класс
- Викторина
- Участие в оформлении мини-музея по народным промыслам
Формами подведения итогов реализации программы являются
- выставки детских работ;
- открытый показ образовательной деятельности для родителей;
- участие в развлечении.
Программа состоит из следующих типов занятий:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.
3 этап. Реализация проекта
Знакомить детей с русским народным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Образовательная область | Форма работы |
Познавательное развитие | - Экскурсия в музей «Варварин дворик» Рассказ о дымковской игрушке. -НОД «Сине-голубое чудо Гжели» Рассказ об истории промысла. Рассматривание гжельской посуды. -НОД «Золотая хохлома» Рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи. Рассматривание изделий в музее детского сада. - НОД «Веселый Городец» Рассказ об истории промысла. - Экскурсия на Лавровскую фабрику художественной росписи «Русская народная игрушка» Знакомство детей с промыслами, изготовлявшими игрушки. Просмотр презентации «Русская матрешка». |
Речевое развитие | - Экскурсия в библиотеку. -Чтение стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки. -«Сочинение сказки о желтой розе». -Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка». -Чтение стихов о Хохломе. - Разучивание стихов о Городце, Хохломе, Гжели, дымковской игрушке. -Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь». -Рассказывание сказки «Мужик и медведь». -Придумывание сказок по мотивам русских народных игрушек. - Разучивание пословиц и поговорок о труде. |
Физическая культура | Подвижные игры: - «Обыкновенные жмурки», - «Палочка - выручалочка», - «Филин и пташки», - «Горелки», - «Ловишка», «У калинова куста», «Ручеек» и т.д. |
Художественно-эстетическое Музыка | - Русский хоровод - Игра «Оркестр» - Танец Матрешек - Игра «Карусель» - Игра «Плетень» |
Художественное-творчество Рисование Лепка Аппликация | Дидактические игры: - «Выложи узор» -конструктор из макарон, - «Четвертый лишний», - «Найди пару», «Собери целое» и т.д. Экскурсия на Лавровскую фабрику участие в мастер-классе по росписи новогоднего шара. НОД • «Золотая Хохлома» - рисование пальцем • «Бело-голубое чудо» - рисование штампами • «Развеселая Дымка» - рисование пальцем и ватной палочкой • «Городец молодец» - рисование с помощью трафаретов • «Русская матрешка» - рисование + аппликация из квиллинга • «Дымковский конь» и «Дымковская барышня» - пластилинография • «Натюрморт из чайной посуды. Гжель.» -пластилинография • «Хохломская кружка» -объемная лепка (ленточным способом) • «Хохломская посуда» -пластилинография • «Городец - удалец» -лепка из соленого теста • «Веселые матрешки» -пластилинография + аппликация из макарон. •«Дымковский петушок» - мозаика, выполненная обрыванием • «Гжельская посуда» - квиллинг • «Хохломская посуда» - квиллинг • Городецкий петушок- аппликация из макарон • «Матрешки»- аппликация из зерен |
4 этап. Подведение итогов
Этот этап призван обобщить и систематизировать знания и умения детей, полученные в течение всего цикла проекта, посвященного народным промыслам.
- Итоговая беседа «Россия моя мастеровая».
- Выставка детских работ.
- Семейная викторина для детей и взрослых «Народные промыслы».
- Открытый показ образовательной деятельности для родителей «Русский сувенир».
- Интегрированное развлечение «Веселая ярмарка».
Литература
1.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: Издательство Скрипторий 2003,2008.
2.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2.- М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.
4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.
5.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2005.
6.Белоусова JI.E. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб: Детство-Пресс,2004.
7.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе д/с: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»
Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»
Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством плетения из лыка традиционной и обрядовой куклы»
1. Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах, изготовленных из лыка.2. Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...