Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".
проект (старшая группа)
Воспитатель: Родионова Наталия Александровна
ГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга
Характеристика проекта
Тип проекта: учебный
Вид проекта: групповой
Реализация проекта: проект рассчитан на 1 месяц.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Исполнители:
- дети;
- воспитатели;
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо, научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель: Развитие временных представлений у старших дошкольников. Задачи:
Развивающие:
- Развивать представление о времени. - Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в различных видах деятельности (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность:
У воспитанников сформируется представление о времени. Разовьется навык использования в речи слов, обозначающих временные категории. Сформируются предпосылки поисковой деятельности, творческой активности. Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». Систематизируются и обобщатся знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Дети научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности, в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности). Воспитывается желание «беречь» время.
Основной этап. 1 неделя
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь»
Заучивание стихотворения С. Баруздина «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»
Рисование «День и ночь»
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
2 неделя
Учить сопоставлять части суток и времен года с их отличительными особенностями.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для определения времени.
Учить определять число, месяц и день недели
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время»
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
3 неделя
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
4 неделя
Научить определять время с помощью часов.
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью часов
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками»
Проведение итогового занятия «Корзинка времен года» Беседа: «Что такое время?»
Итоговое занятие по изучению времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Развитие временных представлений у детей старшей группы" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы реализации проекта Подготовительный -диагностика ориентации во времени детей; -составление календарного плана; -подбор подходящих дидактических игр; физминуток , считалочек, утренней зарядки по данной тематике; -разработка конспектов занятий по данной теме; - п одбор методической литературы, загадок о временных понятиях, художественной литературы Основной Непосредственная реализация календарного плана Заключительный -выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий; -фото - коллаж; -викторина по пройденному материалу с целью определения результативности усвоения детьми полученных знаний
Цель: Развитие временных представлений у старших дошкольников. Задачи: Развивающие: Развивать представление о времени. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность. Обучающие: - Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в различных видах деятельности. Воспитывающие: Воспитывать желание «беречь» время.
Наша задача состояла в том, чтобы дети в результате реализации проекта: - различали времена года и их признаки, могли назвать очередность времен года. - различали части суток; - могли назвать месяцы каждого времени года и их характерные особенности Для выполнения этой задачи мы провели следующие мероприятия: - Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года». - Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года» - Игра «Лови, бросай времена года называй» - Викторина «Наш веселый календарь» - Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня» Рисование «День и ночь» Просмотр обучающего фильма «Времена года»
Задача : научить детей ориентироваться в днях недели, правильно называть их последовательность; познакомить с понятием «рабочие дни» и «выходные дни». Проводимые мероприятия: Заучивание стихотворения- физминутки «Дни недели»; Дидактическая игра «Дни недели»; «Соотнеси картинки»; Настенный календарь «Путешествие Антошки»; Занятие «Путешествие по дням недели»
Задача: -научить детей ориентироваться в пространстве, различать понятия «справа», «слева» Проводимые мероприятия: -утренние зарядки с заданиями «Мы пойдем налево, мы пойдем направо», «Муха справа, муха слева»; -вечерние занятия по написанию графических диктантов; -дидактическая игра «Куда пойдешь и что найдешь»
Задача: -познакомить детей с часами, их историей, видами; -научить определять время по положению стрелок Проводимые мероприятия: - занятие «История часов» - занятие «Что нам стрелочки покажут» - презентация «Виды часов» аппликация «Сделай свои часы» рисование «Часы бывают разные» экспериментирование на прогулке «Мастерим солнечные часы» - фото-выставка «История часов» выставка «Мои любимые часы» Д/игра «Заяц-заяц, сколько время» Чтение сказки «О часах, у которых было сердце»
Результативность проекта - У воспитанников сформировано представление о времени. - Активизирован навык использования в речи слов, обозначающих временные категории. - Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности. - Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности. - Мы старались воспитывать желание «беречь» время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию временных представлений у дошкольников старшего возраста с ЗПР.
Календарно-тематический учебный план...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...
Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста
Доклад на тему "Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста"...
Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...
Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...
Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...
Проект по развитию математических представлений для детей старшей группы на тему: "Все измерить мы хотим".
Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке. в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т.п, но этот опыт изменения разм...