Программа по формированию временных представлений у дошкольников старшего возраста с ЗПР.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Календарно-тематический учебный план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formiovanie_vremennyh_predstavleniy_u_doshkolnikov_s_zpr.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план:
Старшая группа.
Месяц | № занятия | Тема занятия | Цель, программные задачи | Игры и упражнения | Оборудование | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. | «Сентябрь – дождезвон, осень начинает»» | 1. Повторение времен года и их признаков. 2. Расширение словаря по теме осень. 3.Познакомить с изменениями в жизни растений осенью. 4.Повторять названия осенних месяцев. | «Собери разрезную картинку» «Собери урожай в корзинку» «Какое время года» | -Картина «Осень», -осенние листья, -иллюстрации разных месяцев осени - карандаши, трафареты | Рисуем осень, повторяем ее признаки. |
2. | «Веселая неделя» | 1. Ознакомление с названиями дней недели. 2. Продолжать закреплять представления о временах года. 3. Учить последовательность дней недели. 4. Упражнять в назывании соседей любого дня. | «Круглый год» «Когда это бывает» | -настольно-печатная игра «Круглый год» -«календарь-недельник» -картина осени | Сделать героя «недельника», который будет жить в недельке. | |
Октябрь | 1. | «Что такое минута?» | 1. Закреплять названия дней недели и их последовательность. 2. Учить выполнять работу в указанный срок. 3. Продолжать знакомить с основными режимными моментами дня. 4. Развивать чувство времени в интервале 1 минута. 5. Учить умению контролировать время по песочным часам. | «Чем похожи, чем отличаются» «Покажи скорее» Загадки о временах года «Собери из палочек» | -Демонстрационный материал «Режим дня дошкольника» -часы песочные -строительный набор -листы бумаги, карандаши | Раскрась часы |
2. | «Наш день» | 1. Закреплять знания о частях суток и их последовательности. 2. Продолжать знакомить детей со сменой суток. 3. Расширять словарь детей, учить употреблять в речи предлоги: до, после, перед, сначала, потом, перед, после этого. | «Разложи по порядку» «Кто работает днем, а кто ночью?» «Цветные дни» | -картинки, -картинки-схемы условного обозначения, -цветные карточки, -символы частей суток | Сделать коллаж «Мой день», использовать фотографии, где изображены дети в различных видах деятельности в течение дня. | |
3. | «Октябрь – грязень, ветродуй» | 1. Расширять кругозор детей по средствам беседы о времени, литературного слова. 2. Познакомить с прибором – секундомер; 3. Учить умению контролировать время по песочным часам. | «Мой вопрос – ваш ответ» «Выложи 12 палочек» | -Секундомер, - картинки с природой, -открытки, -песочные часы, -счётные палочки. | Найди картинку осени, принеси, составь по ней рассказ. | |
4. | «Из истории часов» | 1. Познакомить детей с историей часов. 2. Подвести к пониманию их назначения и функции. 3. Учить беречь время. 4.Закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер, части). | «А что потом?» «Разложи по порядку» «Когда это бывает?» | -Иллюстрации, -предметные картинки с изображением часов - часы настенные, наручные, песочные | Сделай свои часики которые хотел иметь (пластилин, природные материалы). | |
Ноябрь | 1. | «Знакомство с каледарем» | 1. Познакомить с разными видами календарей. 2. Активизировать словарь по данной теме. 3. Научить правильно пользоваться календарём. 4. Подводить к самостоятельному использованию календаря. | «Не ошибись» «Дни уходят, события приближаются» «Цветные карточки» | -цветные карточки – символы разных месяцев -календари различных типов | Читаем дома сказку К.Ушинского «Четыре желания» |
2. | «Викторина – вместе всей семьей» | 1. Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов. 2.Систематизирование знаний об осени. 3. Обобщить знания детей об отличительных признаках осени по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь). 4. Раскрыть понятия быстро – медленно. 5. Закреплять в речи детей понятия длинный день – короткая ночь, рано – поздно. 6. Познакомить с понятием сутки. | «Что нам нужно?» «Когда это бывает?» «Кто быстрее» «Загадки- наоборот» | -Картина «Осень», -иллюстрации, -картинки | Дидактические игры:»Неделька, стройся», «Узнай по описанию время года» | |
3. | «Сегодня, завтра и вчера» | 1.Формирование понятий у детей «сегодня», «вчера», «завтра». 2.Познакомить детей со сменой суток. 3.Закреплять знания детей о текучести времени. 4.Активизировать в речи детей понятия «сегодня»; «вчера», «завтра». | «Было – будет» «Когда это было?» «Что мы видели сегодня, что мы видели вчера?» | -иллюстрации на тему: «Дети в детском саду», -фотографии занятий детей | Раскрась на картинке вечер, расскажи о других картинках. | |
4. | «Календарный год» | 1.Закрепление знаний детей о временах года. 2. Учить находить отличительные признаки на картинках. 3. Продолжать знакомить детей с такими временными понятиями, как времена года, месяцы, недели, дни. 5. Развивать интерес к окружающему миру. | «Какое это время года?» «Год в коробке» | -Иллюстрации, -настольно-печатная игра «Времена года», - листы отрывного календаря | Читаем дома сказку Е. Ильина «Сказка про вчерашний день» | |
Декабрь | 1. | «Зимушка пришла – холода нам принесла» | 1. Закреплять знания детей о последовательности времен года. 2. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. 3. Развивать связную речь. 4. Воспитывать интерес к природе. 5. Учить называть текущий месяц. | «Загадки-отгадки», «Разложи по порядку времена года» «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | -Иллюстрации, -Игрушки, - карточки цветные и черно-белые | Раскрась картинку зимы |
2. | «В гостях у гнома часовщика» | 1.Рассказать об интересных фактах истории связанных со временем, кто такой гном часовщик по книжке Т. Ерофеевой. 2. Формировать понятие минута и час. 3. Учить детей беречь время, ценить, ускорять замедлять темп работы. 4. Развивать логическое мышление, сообразительность.
| «Рисуем время» «Успевай-ка» «Который час» «Назови соседние цифры» «Выбери, что нужно для часов». | -гном часовщик, -иллюстрации, -бумага, -карандаши, -счетные палочки -предметные картинки с изображением частей часов | Подготовить подарок для гнома-часовщика | |
3. | «Длинные ночи, короткие дни – все это признаки холодной зимы»» | 1. Закреплять признаки зимы. 2. Познакомить с глобусом, положением солнца зимой. 3. Продолжать развивать чувство времени. 4. Развивать у детей умение оценивать временной интервал без часов. 5. Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время. | «Ночь и день, отвечать мне не лень» «Нарисуй что захочешь» Пословицы, поговорки | -глобус, - картинки, - ноутбук, - трафареты, -часы- конструктор | Дидактические игры: «Приглашение «Мегазин часов» «Какие часы ты знаешь?» | |
4. | «Пока часы 12 бьют» | 1. Раскрыть на конкретных примерах понятия быстро-медленно. 2. Формировать понятие год. 3. Расширять словарный запас ребенка. 4. Учить называть месяцы каждого времени года. 5. Продолжать развивать чувство времени. 6. Продолжать учить детей вырезать круг из квадрата, изготавливать подвижные стрелки на циферблате. 7. Развивать воображение, творчество. | «Рисуем кружочки 3 минуты» «Обведи по точкам» «Найди пару» «Циферблат» | - часы конструктор, -песочные часы (1-минутные), -песочные часы (3-минутные), -листы бумаги, -карандаши. | Читаем сказку, смотрим мультфильм «12 месяцев» | |
Январь | 1. | «Неделя» | 1.Закреплять представления детей о последовательности дней недели. 2. Расширять словарь детей. 3. Дифференцировать названия рабочего и выходного дня. | «Отгадай загадку» «Лови, бросай, дни недели называй» «Что за ним» «Покажи соответствующую цифру» «Неделя – стройся» | -недельники, - мяч, - репродукция картины И. Айвазовский «Лед на Днепре» | Выучить январскую пословицу, дидактическая игра «Кто больше знает» |
2. | «Январская коляда» | 1. Познакомить детей с названием первого месяца года. 2.Рассказать об интересных моментах истории, приметах, традициях января. | «Когда это бывает» «Придумай предложение со словом январь» | -Картины с природой, -иллюстрации, -наборы картинок - открытки | Рисуем зиму и зимние забавы | |
3. | «3 минуты – много или мало» | 1. Учить определять длительность 3-минутного интервала. 2. Учить детей оценивать длительность своей работы. 3. Формировать чувство удовлетворения от умения точно оценивать временной интервал. 4. Учить сравнивать временные отрезки. | «Рисуем яблочки в течениие3 минут» «Рисуем кубики в течение 1 минуты» «Чего больше» | -картинки часов, -иллюстрации, -песочные часы, -макет механических часов, -гном - часовщик | Мои любимые часы принести или нарисовать. | |
4. | «Время досуга» | 1.Знакомство с минутной и часовой стрелкой. 2. Учить определять скорость различных предметов. 3.Поврять временные интервалы в пределах 1 и 3 минут. 4. Развивать чувство времени у детей. | «Составь предложение со словами - мои часы» «Какие бывают часы» «Почини часы» «Что быстрее» «Мой день» | -картинки, -макет часов, -стрелочки, -циферблат, -мяч, перышко | Рисуем «Как я провел выходные» | |
Февраль | 1. | «Муха - чистюля» | 1. Закреплять представления детей о последовательностях дней недели. 2. Обобщать словарь ребенка новыми понятиями. 3. Продолжать учить детей запоминать временные отрезки. 4. Продолжать знакомить с минутной, часовой стрелкой. | «Неделька стройся» «Закончи предложение» | - стихотворение Яна Бжехва «Муха чистюля» -недельник - картинки | Читаем, повторяем стихотворения и обсуждаем с детьми «Муха-чистюля», Й. Змай «Часы» |
2. | «Лента времени» | 1. Упражнять детей в определении правильной временной последовательности. 2. Углублять знания детей о времени. 3. Рассказать об историческом изменении времени, эпохах времени. | «Было – будет» «Что раньше, что позже» «Прошлое, настоящее, будущее» | -книги, -иллюстрации, -листы бумаги, -карандаши, -наборы геометрических фигур. | Рисуем часы будущего | |
3. | «Внутри человека свои часы» | 1. Формировать представления о биоритмах собственного тела. 2. Познакомить детей с явлениями сердцебиения и дыхания. 3. Учить детей ощущать биоритмы собственного тела. 4. Развивать умение синхронизировать свои биоритмы с собственными движениями и движениями окружающих. | «Покивай головой в такт со своим сердцем» «Делаем вместе» | -демонстративный материал «Строение тела человека» | Раскрась картинку цветными карандашами: мальчик спит, мальчик кушает. | |
4. | «Минутки» | 1. Продолжать учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности. 2. Продолжать развивать чувство времени у детей. 3. Продолжать учить сравнивать временные отрезки. | «Что больше 1 минута или 3 минуты» «Делаем вместе» Беседа «Время и мы» | -песочные часы, - карандаши, -листы бумаги, -ножницы, -картинки, -счетные палочки | Играем дома, дидактические игры «Вставь в предложение пропущенное слово», «Закончи предложение», «Вопрос – ответ» | |
Март | 1. | «Весна пришла» | 1. Закреплять основные признаки весны. 2. Учить весенние месяцы. 3. Продолжать учить находить отличия и сходства с осенними измениями в природе. 4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме. 5. Воспитывать любовь к природе. | «Путешественники» «Времна года»» «В какое время года я родился» «Что лишнее»» | -Иллюстрации, -картины, -магнитофон (музыка весны, пробуждение природы), -фотографии | Нарисуй портрет весны. |
2. | «Сутки» | 1. Продолжать знакомить детей с глобусом, положением солнца весной. 2. Продолжать учить умению контролировать время по песочным часам. 3. Учить беречь время, ценить, ускорять и замедлять темп работы. | «Мой день» «Круглый год» «Разложи по порядку» | -глобус -ноутбук -песочные часы | Читаем Т.И. Ерофеев «Девочка и время», «Кукушка и часы» | |
3. | «Что сначала, что потом» | 1.Учить устанавливать последовательность событий. 2.Формировать умение ориентироваться во времени. 3. Упражнять в установлении правильной последовательности событий. 4. Упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. | «Разложи по порядку» «Составь рассказ» «Машенькин день» «Что за чем» | -набор последовательных картинок, - фотографии с природой, -разрезные картинки -набор картинок «Размышляй-ка» | Учим стихотворение «Сначала суп, потом компот» | |
4. | «Белоснежка и 7 гномов» | 1. Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Продолжать учить определять части суток. 3. Развивать временные представления. 4. Развивать связную речь. | «Чудесный мешочек» «Загадки - отгадки» «Который час» | -Картины с природой, -иллюстрации, -картинки | Делаем бусы для Белоснежки длинные и короткие. | |
Апрель | 1. | «Наши деньки весной» | 1. Формировать представления о длительности занятий детей, связанных с основными моментами режима дня. 2. Расширять знания о времени наступления основных режимных процессов. 3. Развивать интерес приборам учёта времени. | «Покажи нужную картинку» «Соедини линией нужную картинку с часами» «Режим дня дошкольника» | -Часы-конструктор, -иллюстрации -картинки с режимными моментами | Обведи по точкам кораблик. |
2. | «Лес и его обитатели весной» | 1. Познакомить со стихотворением С. Жупанина «Лесные часы». 2. Расширять представления детей, связанными с пробуждением жизни в лесу, измениями в природе. 3. Упражнять детей в умении называть времена суток в правильной последовательности. 4. Воспитывать интерес к окружающему миру. | «Кто не спит» «Будь внимательным» «Собери картинку» | -Иллюстрации, -картинки, -листы бумаги -карандаши | Читаем дома сказку У. Шварц «Сказка о потерянном времени». | |
3. | «Сказка о потерянном времени» | 1. Способствовать формированию навыка регуляции деятельности во времени. 2. Познакомить детей с новой сказкой. 3. Помочь детям с помощью персонажей из сказки понять, как важно ценить время. 4. Развивать интерес к временным понятиям. | «Что раньше, что позже?» «Кто был самый внимательный?» | -иллюстрации, -картинки. | Нарисуй свою семью. | |
4. | «Земной шар» | 1. Продолжать знакомить детей с глобусом. Рассказать об экваторе и северном полюсе. 2. Продолжать знакомить с положением солнца весной. 3. Учить детей определять время без часов. 4. Обогащать словарь детей новыми понятиями. 5. Закреплять знания детей о минутной и часовой стрелке. | «Почини часы» «Разложи по порядку» «Круглый год» | часы конструктор, -настольно-печатная игра «Круглый год», -картинки, -ноутбук, -карандаши. | Дорисуй картинку. | |
Май | 1. | «Вместе с родителями: путешествие в мир часов» | 1. Расширить представление об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах. 2. Закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам, как человек должен относится к часам. 3. Развивать способность наблюдать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 4. Продолжать учить оценивать длительность своей работы. 5. Закреплять знания о частях суток и их последовательности. 6. Расширять словарь детей; учить употреблять в речи предлоги: до, после, перед, сначала, потом, перед, после этого. | «Какие бывают часы» «Что нам нужно?» «Разложи по порядку» «Загадки-отгадки» «Из чего состоят часы: найди детали» «Московские куранты» | -иллюстрации, -картинки -песочные часы -музыка П.И. Чайковского «Времена года» | Найди и выучи загадку о любом природном явлении. |
2. | «Скоро лето» | 1. Формировать общие представления о летних изменениях в природе. 2. Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках лета. 3. Познакомить с изменениями в жизни растений летом. 4. Познакомить с жизнью домашних и диких животных летом. | «Назови весенние месяцы» «Скажи какое?» «Что перепутал художник?» | -Картина «Лето», -иллюстрации, -картинки | Рисуем лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...
Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности
В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается и со...
Развивающая среда ДОУ как условие формирования экологических представлений у дошкольников старшего возраста.
Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая)...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Дополнительная программа познавательной направленности по формированию временных представлений младших дошкольников от 3 до 4 лет "Знай минутам цену, а секундам счет"
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать ...
Особенности формирования временных представлений у детей старшего возраста, 6-7 лет
В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоват...