Проект по развитию математических представлений для детей старшей группы на тему: "Все измерить мы хотим".
проект (старшая группа)

Мухамадеева Лилия Николаевна

Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке. в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т.п, но этот опыт изменения размеров  не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых идеятельность, направленная на изменение величины. будет  связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vse_izmerit_my_hotim.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»

           Дошкольник постоянно  практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности:  в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда  и т. п.,  но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)

Введение.

 Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное  восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов,  происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины  у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта. 

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Проблема: Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Неумение детей  выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.    

Цель проекта:  Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта:

  • Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в  умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
  • Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,  совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
  • Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,  умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,  которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

План реализации проекта

Месяцы

Цели и задачи

Форма и содержание

Октябрь

Тема:

Низкий – высокий;

Узкий – широкий;

 Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий».

     Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем.

     Воспитывать любознательность, математические способности.

     Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок».

Закреплять понятия «узкий», «широкий».

   

 

Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам.

    Активизировать словарь, внимание, воображение.

     Воспитывать любознательность, интерес к математике.

Чтение главы из книги  Г.Юдина «Полезная заниматика»,  Росмэн, 1995 г., стр. 24:  «Низкий – высокий»

Беседа с детьми после чтения отрывка:

  • А вы как думаете, ребята, можно ли ответить на Мишкин вопрос?
  • Чем можно измерить столб?
  • Чем измеряют температуру?
  • Что такое «низкий поступок»?

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.

     

          Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

     Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:

     Кто  высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

     Кто  низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

          Игра «Высокие куклы и низкие пупсики»

     Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает  команду, например:

     - Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают.

Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя.

          Аппликация коллективная «Парк»

     Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты.

     Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.  

     

  Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»

   

Педагог:

- Ребята, а вы согласны с Мышей?

     Рисование «Двери для зверят»

     Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.)

- Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят?

- Почему разные?

- У кого будет самая высокая и широкая дверь?

- У кого будет самая низкая и узкая дверь?

- Какой формы будут двери?

- Как вы украсите двери?

     Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями.

     Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

     На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.

     Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

     Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т.п.

Игровые упражнения:

«Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка).

«Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения).

Ноябрь

Тема:

Длинный – короткий;

Мелкий – глубокий;

Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»;

     Познакомить с измерительными инструментами: линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка.

     Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.

Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий».

      Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее.

     Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь.

     Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям.

   Чтение главы из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный»

Беседа: Инструменты измерения. 

Педагог:

  •   Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным?
  •   При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?

     Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.

     Педагог:        

     Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног.

Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.

     На Руси  пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького  - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.

Педагог: 

 - Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?

Дети:  5.

Педагог:

- А теперь я измерю. У меня  получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?

Дети: Ваша ладонь больше.

Педагог:

- Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски.  А у вас ладошка маленькая. Она умещается  на полоске  большее  число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили  ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра).

Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см.

Педагог:

- У меня тоже получилось, что длина этой полоски  10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты.

      Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках»

     Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.

-  А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)

     Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:

- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?

- Почему?

     Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.

     (Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)

Игровые упражнения:

 «Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).

«Найди предмет короче этой полоски»

Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).

     Просмотр мультфильма «38 попугаев»

 

Чтение отрывка из книги  Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий»

     Педагог:

  • Ребята, а вы согласны с лисенком Леней по поводу мелкого места?
  • А что значит выражение «море по колено»?
  • Чем можно измерить глубину океана, ведра, мыслей, знаний?
  • Могут ли мелко трястись руки, голова, хвост, бревно?

     Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море»,  «Морские обитатели».

Вопросы после просмотра:

Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря?

     Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»

     Педагог рассказывает, что в лагере,  друзья-зверята  и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки.

 Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок?

  Кому глубокую корзинку, а кому мелкую?

     (Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)

 

Заключительный математический досуг

Тема: «У нас в гостях Фея Величины»

     Цель. Закрепить знания детей по разделу «величина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.

     Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.

     Оборудование.  Картина  «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога), мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.

      Ход досуга.

      Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.

- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.

     А измерительные инструменты -  мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?

(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)

Фея:

- Отгадайте мои загадки:

  • Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?
  • Чем можно измерить кубик? А большой дом?
  • Чем можно измерить сахар? А воду или чай?
  • А чем измеряется дружба?

     Игра «Скажи наоборот»

     Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:

Можно - нельзя

Правый - левый

Впереди - сзади

Внизу - вверху

Внутри - снаружи

Близко - далеко

Маленький - большой

Низкий - высокий

Узкий - широкий

Мелкий - глубокий

Короткий - длинный

Мало - много

Быстро - медленно

Легкий - тяжелый

Начало - конец

Тонкий - толстый

     Фея Величины:

Я опять хочу загадать вам загадки:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час.     (Стрелки часов.)

  • В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».

«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)

  • Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля?  (Оля.)
  • Плюшевые  Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже  второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?

     Фея Величины:

- А какие «измерительные» игры вы знаете?

     Педагог:

- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр,  в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.

Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.

     Фея Величины:

- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!

     Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»

     Фея хвалит детей за хорошую игру.

     Фея Величины:

    -  Я  принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)

- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.

К какому животному был самый длинный путь?

- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»

Цель: Формировать умение располагать предметы по величине (сериация по возрастанию или по убыванию)

Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.

Фея Величины предлагает  детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.

     Фея Величины:

- А теперь во что поиграем?

     Педагог:

«Попрыгаем на скакалках»

     После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается,  и под музыку  уходит.

 

     

Список использованных источников.

Г. Юдин «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.

Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Владос, 2003.

Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,  Просвещение, 1988.

Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.

 

Введение

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщения.

Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.

Потребность в измерении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, какая меньше. Эти сравнения еще не были измерениями. В дальнейшем процедура сравнения величин была усовершенствована. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода (длины, площади, объемы, массы и т.п.) сравнивались с эталоном.

С проблемой восприятия величины предметов, в той или иной мере, сталкиваются все педагоги, занимающиеся теорией математического развития дошкольников.

Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина  и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании  учебных пособий в дальнейшем такими специалистами как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр.

Основная часть

  1. Значение ознакомления дошкольников с размерами предметов (величинами)

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное  восприятие размера. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Малыш учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины  у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми дей ствует малыш. Многократное восприятие объектов на раз ном расстоянии и в разном положении способствует раз витию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышле нием и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, разви тия глазомера, включения в процесс восприятия слов, учас тия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синте за, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказы вает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о вели чине создает чувственную основу для овладения в последу ющем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измери тельной деятельности, влияние которой на общее умствен ное и математическое развитие ребенка-дошкольника мно госторонне.

2. Значение обучения детей дошкольного возраста простейшим измерениям

Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер и др.) указывали на необходимость обучения детей, начиная с дошкольного возраста, измерению общепринятыми мерами.

Л.В. Глаго лева считала, что семилетние дети должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде; они должны уметь нарисовать в тетради линию определенной дли ны, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. Она знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром и рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками и т.д.

Деятельность измерения довольно сложна. Она требует от ребенка

  • спе цифических умений,
  • знакомства с системой мер,
  • применения измери тельных приборов.

 Использование условных мер делает доступным измерение маленьким детям. Термин «измерение условными мерами» означает возможность использовать средства измерения.

Условная мера (мерка) — предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном кон кретном случае:

  • лентой, веревкой, палочкой, шагом может быть изме рена длина дорожки в саду;
  • ложкой, чашкой, банкой, стаканом определяется объем жидких и сыпучих веществ.

Использование условных мерок хотя и упрощает деятельность измерения, но не изменяет ее сущности, которая заключается в сравнении какой-либо величины с определенной величиной того же рода, называемой единицей измерения. Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого объекта. Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах:

  • сделать одинаковые по длине и ширине грядки,
  • встать друг за другом по росту на занятиях гимнастикой,
  • определить, чья постройка оказалась выше,
  • кто на занятиях по физкультуре прыгнул дальше и т.д.

Наиболее часто требуется произвести измерение для выполнения различных заданий конструктивного характера, в строи тельных играх, на занятиях по изобразительной деятельности и физкультуре, в быту.

Наблюдая практическую и хозяйственную деятельность взрос лых, дети часто сталкиваются с различными измерениями. Им в общих чертах известна работа продавца в промтоварном магазине, его действия при продаже тканей, лент, тесьмы и т.д. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают вместе с родите лями разнообразные продукты в магазине.

Так, постепенно склады вается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей. Отра жая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др., дети воспроизводят и действия измере ния. Измерительная деятельность обогащает содержание детских игр.

3. Особенности представлений  детей дошкольного возраста о размерах (величине) предметов и их измерение

Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным пред метом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. Д.

Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда им среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, оста навливают свой выбор на самом большом.

Четырехлетние дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по высоте, длине или ширине, если эти при знаки ярко выражены. Когда, например, высота значительно пре восходит другие измерения, малыши легко замечают это. У низких же предметов они вообще не различают высоты. Большинство детей этого возраста упорно утверждают, что в «кубике», вы сота которого 2, ширина 4, а длина 16 см, «нет высоты». Для них он имеет высоту только в вертикальном положении, т. Е. когда высота составляет 16 см и преобладает над другими изме рениями. В таком положении «кубик» соответствует привычному представлению о высоком как «большом вверх».

Чаще всего дети характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, наиболее ярко выраженной, чем другие, а посколь ку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то и выделение длины легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Характер допускаемых ими оши бок говорит о недостаточно четкой дифференциации других изме рений, так как дети показывают вместо ширины и длину, и всю верх нюю грань предмета (коробки, стола).

Наиболее успешно детьми определяются в предметах конкрет ные измерения при непосредственном сравнении двух или более предметов.

Само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предме та, воспитатели предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же,которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозна чающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. Д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными ру ками показывает ширину и т. П.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети 3-4-лет по отношению к любым предметам употребляют слова большой — маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее жирафа говорят длинная, о матрешке — толстая. Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т. П. Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов.

Дети 5—6 лет знают, что для определения длины, ширины высоты предмета его надо измерить, и называют, с помощью ка ких предметов это можно сделать: линейкой, метром, сантиметром. Иногда средства измерения обозначаются ими не совсем точно: «палка», «выкройка», «клееночка такая с цифрами, на ней всякие цифры нарисованы» и т.д.

Весьма приблизительно дети описывают процесс измерения своего роста, так как не знают, чем он измеряется, хотя измерение роста неоднократно производится в детском саду. Они рассказывают о тех способах, которые обычно применяются в семьях: «нужно поставить вместе, спиной друг к другу», «мерить головами»; «можно на стенке подчеркнуть» и т. Д. Дошкольники стремятся пополнить свои знания об измерениях («Мне мама покажет, как измерять, я посмотрю, когда пойду с мамой в магазин»).

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов,педагогическая работа строится в определенной после довательности.

Вначале формируется представление о величине как прост ранственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами об следования: приложением и наложением. Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства — неравенства».

Ре зультаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагатель ных:длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые(равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (рав ные по высоте),больше, меньше, одинаковые (равные по величи не) и т. Д. Таким образом, первоначально предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.  

На этой основе продолжается дальнейшая работа, в процессе которой детей учат при сравнении нескольких предметов одним из них пользоваться как образцом. Практические приемы приложе ния и наложения применяются для составления упорядоченного (сериационного) ряда. Затем дети учатся создавать его по правилу. Располагая предметы (3-5 штук) в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам, они отражают  это в речи: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая и др.

Задача последующей работы – закрепить умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи, развивать глазомер детей, учить на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Таким образом,

  • в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения);
  • в старшем – применяет ся и опосредованный способ сравнения (оценка размеров воспри нимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречаю щимися в опыте ребенка ранее, измерение условной меркой).

Постепенно усложняется и содержание знаний детей о свойствах величины

  • в младшем возрасте дети узнают о возможности сравни вать величины,
  • в среднем – об относительности величин,  
  • в стар шем – об изменчивости.

Расширяется также и круг сравниваемых предметов.

4. Методика обучения измерению длин и объемов  условными мерками

Измерительная деятельность вводится в подготовительной к школе группе, но может быть введена и раньше.

Введение измерительной деятельности требует:

  • опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на собственно измерительных действиях;
  • умения координировать движение руки и глаза, что явля ется непременным условием точности при выполнении измерений;
  • определенного уровня развития счетных умений  и  количе ственных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет;
  • способности к обобщению, являющейся важным фактором осмысливания сущности измерения.

Со среднего дошкольного возраста необходимо осуществлять самую непосредственную подготовку к введению измерения с по мощью условной мерки.

 Эту работу следует проводить путем

  • «моделирования» измерения (дети укладывают в ряд несколько рав ных коротких палочек, воспроизводя длину одной длинной),
  • при менения мерки-посредника.

Эти средства используются для сравне ния, уравнивания и комплектования предметов по признаку ве личины.

В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчи нено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок.

Детей сле дует знакомить

  • с правилами измерения условной меркой,
  • научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавать результат через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости,
  • развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания, на этой основе углублять представ ления о связях и отношениях между числами, использовать навыки измерения для деления целого на части,
  • развивать глазомер.

В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки.

  1. «Линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бума ги, палочек, веревок, шагов и  других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.
  2. Определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т.д.
  3. Измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике и т.д.

До введения измерения условными мерками детей следует научить

  • выделять  в предметах определять определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем),
  • соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство.

Следовательно, этой работе должно: предшествовать формирование представлений о величине как свой стве   предметов.   К   моменту овладения   навыками   измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счетной деятельности.

Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Для измерения привлекаются самые разнообразные бытовые предметы: веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки и т. Д.

Широко применяются естественные мерки: шаг, горсть, расставлен ные в стороны руки и т.д.

Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума. Количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растении, и многие другие.

В оборудование педагогического процесса при обучении измерению включаются при необходимости карандаши, ножницы, так называемые фишки-эквиваленты –мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т.д.), служа щие для точного подсчета числа мерок.

Упражнениям,  которые  предлагаются для  выполнения детям, целесообразно  по возможности  придавать практическую  направленность:

  • измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для плетения ковриков;
  • измерив ленту разделить ее на равные части, чтобы хватило всем девочкам в группе;
  • отмерить нужное количество воды для полива растений,
  • действий корма для рыбок и т.д.

Задания, предлагаемые в такой форме, будят мысль, активизируют знания, способствуют выработке гибкости навыков.

Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четы рем меркам, в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т.д.).

Исполь зуя разные мерки при измерении одного и того же объекта, самостоя тельно подбирая или выбирая их из нескольких, они осознают ее условность. С этой же целью следует превращать саму мерку в объект для измерения. «Можно ли измерить саму мерку? Как это сделать и чем?» - спрашивает воспитатель детей. Постепенно дети с помощью взрослого приходят к пониманию мерка – это предмет для измерения, мерки могут быть разными.

В процессе обучения измерению используются разные формы организации деятельности детей. Они зависят от степени сформированности измерительных навыков и умений, характера привлекаемого материала:

  • коллективная используется тогда, когда сформированы некоторые навыки, выполнение одного задания можно пору бить нескольким детям: «Саша и Миша будут измерять полоской бумаги длину подоконника», совместная деятельность приучает согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, при выполне   измерительных работ дети могут располагаться за столом и в разных местах групповой комнаты в свободной позе.
  • индивидуальная.

Первоначальное обучение измерению требует 10-12 занятий. Для этой работы отводится обычно часть занятия, а остальное время посвящается реализации других требований программы разви тия математических представлений. Обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия. Постепенно обуче ние измерительной деятельности перемешается из первой части занятия в другие, в том числе заключительную.

С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении   объектов. Важно, чтобы этот прием не был формальным. Воспитателю следует поинтересоваться выполнением домашнего задания.

Собственная измерительная деятельность детей должна сочетаться с наблюдением измерительной деятельности взрослых в процессе их труда. Такие наблюдения проводятся постепенно, в течение всего процесса обучения измерению. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения следует закреплять на занятиях по рисованию, аппликации,  конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т.д.

Заключение

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измери тельной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять на спе циальных занятиях, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного труда, создавая аппликации, конструируя, при разбивке грядок, клумб, дорожек и т.д. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошколь ном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совер шенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Список литературы

  1.  Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В. Белошистая.- ВЛАДОС, 2003.- 400с.
  2. Березина, Р.Л., Михайлова, З.А. Формирование элементарных представлений у дошкольников /  Р.Л. Березина, З.А. Михайлова.-М.: Просвещение, 1988.-330с.
  3. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Михайлова, З.А. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова.-М.: Академия, 1998.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.
  5. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.–М.: Просвещение, 1992. – 191с.
  6. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии зщанятий по развитию математических представлений/ Е.В. Колесникова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-80с.
  7. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /  А.М. Леушина.- М.: Просвещение, 1974. 88-93с.
  8. Тарханова, Е.А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии (дошкольное отделение) / Е.А. Тарханова.- Нижневартовск.: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2005.-50с.
  9. Теория и методика развития математических представлений  у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях.-С-Пб:1994 ч.4-6.
  10. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. -М.: «Академия», 2000.-272с.
  11. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 78 – 90с.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в страну Математика»

Развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей зависит от того, насколько мы, взрослые, сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям,, воспитали привычку...

Показатели уровня развития математических представлений у детей старшей группы «В».

Показатели уровня развития математических представлений у детей старшей группы «В»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Путешествие в сказку"

Задачи: 1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.3. Закрепи...

Конспект образовательной деятельности, с использованием УМК, по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: «Математическая экспедиция»

Конспект непосредственной образовательной деятельности,с использованием УМК, по развитию математических представленийу детей старшей группы на тему:   «Математическая экспедиция»...

Картотека для развития математических представлений для детей старшей группы

Картотека для развития математических представлений для детей старшей группы...

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшей группы.Тема: «В стране математики»Цель: закрепление представлений детей о числовом ряде....

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...