Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Валентина Михайловна Воронцова

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы на эти вопросы.

Часы очень распространенная и всеми известная вещь, без которой никак не обойтись, они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Я расскажу детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. В процессе бесед было выявлено, что у детей недостаточно знаний о понятии время, о разновидностях часов. Поэтому я решила в систему образовательной деятельности включить проект по теме «Путешествие в страну времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-proekt_1.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Проект по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени»

Составитель проекта:

Воспитатель:

Воронцова Валентина Михайловна

Санкт-Петербург

2017


Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4. Результативность

5. Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

Характеристика проекта

Тип проекта: среднесрочный

Вид проекта: творческий, информационный.

Реализация проекта: проект рассчитан на 4 месяца: с февраля 2018 г. по май 2018г.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: февраль 2018г.
  • Основной этап: март-апрель 2018г.
  • Заключительный этап: май 2018г.

Участники:

  • дети;
  •  воспитатели;
  • родители.

Актуальность

Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Программа написана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы на эти вопросы.

Часы очень распространенная и всеми известная вещь, без которой никак не обойтись, они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Я расскажу детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. В процессе бесед было выявлено, что у детей недостаточно знаний о понятии время, о разновидностях часов. Поэтому я решила в систему образовательной деятельности включить проект по теме «Путешествие в страну времени».

Цель: сформировать элементарные представления обучающихся об основных категориях, единицах измерения, свойствах   времени.

Задачи:

 Обучающие:

- формирование представлений о способах определения времени с помощью часов (различных видов), календарей: «Дни недели», «Месяцев года», Времен года»;

- систематизация и обобщение знаний детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час).

Развивающие:

- развитие элементарных умений определять время с точностью до получаса;

- развитие навыков использования в речи слов, обозначающих временные категории;

- формирование предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

Воспитывающие:

- воспитание коммуникативных умений;

- любознательность, бережное отношение ко времени.

Формы, методы и приемы работы:

  •  диагностика ориентации во времени детей;
  •  составление плана проектной деятельности;
  •  подбор подходящих дидактических игр;
  •  разработка конспектов занятий поданной теме;
  • чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
  •  выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  •  проведение конкурса
  •  развлечение по сказке «Сказка о потерянном времени»;
  •  фото – коллаж.

Ожидаемые результаты:

  • у воспитанников развито представление о времени.
  • развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  • сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
  • сформированы представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
  • систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
  • У детей сформировано желание «беречь» время.

План-график

Подготовительный этап

Февраль

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

3. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

4. Диагностика детей по выявлению временных представлений   обучающихся.  

5. Подбор игр   различного содержания в соответствии с   тематикой  проекта.

Основной этап

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-пространственной среды

Март

Знакомство с уголком времени.

Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем», «Как научить ребёнка определять время»

Создание уголка времени.

Март

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихотворений по данной теме.

Изготовление тематических картинок: «Части суток, и их последовательность», «Течение времени», «Месяц, время года»», «Наш возраст».

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей.

Привлечение родителей для организации   выставки: разные часы.

Март

-

Апрель

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Проведение игр – инсценировок «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь».

Консультации для родителей

«Необходимость соблюдения режима  дня  ребенка»

Подбор атрибутов для организации игровой деятельности.

Март

-

Апрель

Март

-

Апрель

Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак, считалка «Как запомнить дни недели?»

Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в недели?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток.

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Чтение Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Привлечение родителей  к пополнению библиотеки группы современными литературными произведениями о времени

Оснащение книжного уголка произведениями детской литературы о времени.

Март

-

Апрель

Рисование «День и вечер».

Выставка рисунков «Мир часов», «День и вечер», «Звездное небо».

Привлекаем родителей к оформлению выставок рисунков «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо».

Размещение детских работ на тематической выставке.

Март

Презентация «Немного истории о часах».

Интерактивная презентация.

Апрель

Вечер развлечений «Загадки  о времени».

Создание альбома детских иллюстраций к загадкам о времени.

Апрель

Наблюдение за ходом времени на прогулке в первой и второй половине дня.

Консультации для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»

Подборка пособий и экспериментов.

Апрель

Развлечение «Сказка о потерянном времени».

Привлечение родителей в изготовлении атрибутов.

Организация и проведение итогового занятия.

Заключительный этап

Май

•        Подведение итогов конкурсов рисунков «Мир часов».         

•        Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Используемые информационные источники:

  1. Карпухина Н. А. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж: Учитель, 2008.
  2.  «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -  М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov
  5. http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-leonidovna-alekseva/cikl-besed-o-vremeni-i-chasah-dlja-muzeja-chasov.html
  6. http://www.stihi.ru/2010/11/23/1528
  7. https://www.youtube.com/watch?v=kpeEXhpehg8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»»

Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»...

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе: «Путешествие в страну пальчиковых игр»

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе:«Путешествие в страну пальчиковых игр»...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики»...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листоккалендаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтомупрограммой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ...