Выявление особенностей рисунка детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)
Опираясь на исследования Шайдуровой Нелли Владимировны, Григорьевой Галины Григорьевны и Комаровой Татьяны Семеновны нами была разработана данная методика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка, обеспечивающая сопровождение образовательного процесса в ДОО
Тема «Выявление особенностей создания выразительного образа в рисунке детьми 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования»
Автор:
Воспитатель Николаева Ольга Сергеевна
Критерии и показатели оценивания уровня сформированности умений детей 4-5 лет создавать выразительный образ средствами нетрадиционных техник рисования
№ | Показатели | Критерии оценки | ||
3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1 | Владение нетрадиционными техниками рисования | По собственному желанию ребенок в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и неизобразительными материалами для создания выразительного образа. | Ребенок использует НТР фрагментарно, чаще всего по наводящим вопросам педагога. Экспериментирует с материалами чаще всего по предложению педагога. | НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания выразительного образа. |
2 | Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках | Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цветов. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. | Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков – контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предметом. Соответствие цветового решения поставленной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое. | Цвет предмета передан не верно, преобладание 1-2 цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения – использование красок безотносительно к тому, что рисуется. Цветовые решения близки к реальным, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях. |
3 | Умение передавать форму предметов | В рисунке ребенка форма предметов сложная, передана точно. | Форма в рисунке ребенка простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали. | Форма предметов в рисунке ребенка не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый. |
4 | Разработанность содержания выразительного образа | Стремление ребенка к наиболее полному раскрытию замысла. Дополнение изображения предметами, деталями. | Ребенок воспроизводит художественный образ лишь по просьбе взрослого. | Отсутствует стремление ребенка к более полному раскрытию замысла. |
5 | Декоративность рисунка | Использование ребенком различных форм, симметричности или асимметричности объектов, присутствует ритм. | Ребенком используются лишь некоторые приемы декоративности. | Приемы декоративности отсутствуют. |
6 | Оригинальность рисунка | В рисунке ребенка отчетливо прослеживается преувеличение каких-либо признаков изображаемого предмета (гиперболизация). Отчетливо прослеживается склеивание и комбинирование в фантастическом образе каких-то качеств, частей, свойств различных предметов (агглютинация). Самостоятельное создание нового образа (непохожесть). | Присутствие в рисунке приема гиперболизации фрагментарно. В рисунке ребенка слабо прослеживается агглютинация. Возможно заимствование образа из ранее просмотренных изображений, иллюстраций. Заимствование деталей образов из рисунков других детей. | Отсутствие в рисунке ребенка гиперболизации. Отсутствие в рисунке ребенка приема агглютинации. Образ рисунка идентичен образу рисунков других детей. |
7 | Динамичность художественного образа | Достаточно четко и определенно переданы динамические состояния персонажей или объектов изображения. Умеет воссоздавать впечатление движения посредством ассиметричного построения композиции и посредством использования характерной для движения пластики. | Передан начальный момент движения предмета. | Статическое изображение. |
Таблица для фиксации и количественного анализа уровня сформированности умений детей 4-5 лет создавать выразительный образ средствами нетрадиционных техник рисования
Ребенок | Показатели | Общий балл | Средний балл | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Тема «…» | ||||||||||
Описание уровней сформированности умений в зависимости от среднего балла и их характеристика:
- Умения сформированы (С) - от 1 до 1,6 баллов;
Дети со сформированными умениями во время занятий самостоятельно проявляют инициативу в использовании нетрадиционных материалов для создания выразительного образа, экспериментируют с ним. В их рисунках выделяется смысловой центр, форма предметов сложная, использованные цвета близки к реальным цветам предметов. Дети стараются дополнить изображение деталями, либо преувеличить какие-либо признаки. Для рисунков детей характерна передача динамического состояния объектов.
- Умения формируются (Ф) – от 1,7 до 2,3 баллов;
Дети с умениями на стадии формирования используют нетрадиционные материалы рисования чаще всего по предложению педагога. Использование цвета чаще всего предметно, связано только с конкретным предметом. Цветовое решение не всегда соответствует поставленной задаче. Форма объектов в рисунке простая, но узнаваемая. Возможно заимствование выразительного образа из ранее просмотренных изображений, иллюстраций.
- Умения не сформированы (НС) – от 2,4 до 3 баллов.
Для детей с несформированными умениями характерно использование нетрадиционных материалов только по предложению педагога. Цвет предметов передан не верно, краски смешаны до грязного пятна, а также используются безотносительно к тому, что рисуется. Форма предметов простая, может быть неузнаваема.
Список литературы
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1999. – 344с.
- Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 73-75.
- Лабунская Г.В. . Изобразительное творчество детей. - М.: 1965. – 110с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М.:, 1993. - 944 с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности рисунков детей второй младшей группы"
консультация для воспитателей и родителей...
Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста.
Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста может помочь воспитателям в работе....
"Выявление особенностей творческого развития детей 4-5 лет в процессе освоения аппликации"
Работа была направлена на решение следующих задач: Выявить и изучить особенности освоения аппликации и проявления творческого развития детьми 4-5 лет; Определить особенности педагогических услов...
Особенности рисунков детей 2-3 лет
Малыш увлеченно черкает по бумаге. Карандаш крепко-накрепко зажат в кулачке, бровки сосредоточенно нахмурены… Знакомая картина, не правда ли? Мы с умилением наблюдаем, радуемся и даже не подозреваем, ...
"Выявление особенностей творческого развития детей 4 -5 лет в процессе освоения аппликации"
Аппликация в детском саду...
Буклет "Выявление особенностей развития предметных действий у детей"
Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнился год? Среди его игрушек должны быть рамки-вкладыши, формочки, пирамидки, кубики, машинки, куклы, музыкальные инструменты, игр...
«Особенности рисунка детей младшего дошкольного возраста»
Вглядевшись внимательнее в детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым.Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были з...