"Выявление особенностей творческого развития детей 4-5 лет в процессе освоения аппликации"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Работа была направлена на решение следующих задач: Выявить и изучить особенности освоения аппликации  и проявления творческого развития детьми 4-5 лет; Определить особенности педагогических условий творческого развития детей 4 -5  лет в процессе аппликации, существующих в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_na_ns_potral.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление особенностей творческого развития детей 4 -5  лет

в процессе освоения аппликации

Работа была направлена на решение следующих задач: Выявить и изучить особенности освоения аппликации  и проявления творческого развития детьми 4-5 лет; Определить особенности педагогических условий творческого развития детей 4 -5  лет в процессе аппликации, существующих в дошкольном образовательном учреждении. Работа состояла из трех серий.

Первая серия была направлена на выявление особенностей освоения аппликации детьми 4-5 лет.

Задание 1. Беседа с детьми 4-5 лет об аппликации. Цель: выявить особенности представлений детей 4-5 лет об аппликации

Материал: картинки  лепки, рисования, конструирования, апплицирования, материалы (цветная бумага, бросовый материал), инструменты (клей, кисть, коробочка для обрезков, тряпочка, ножницы, клеёнка) Инструкция: ребенку предъявляются фотографии, предлагается их рассмотреть и ответить на вопросы:

1. Что тебе больше нравится делать? Почему?

2. Что тебе нравится апплицировать? Наклеивать?

3. Можно ли апплицировать: натюрморт? пейзаж? портрет? открытку?

4. Что бы ты хотел научиться апплицировать?

Ребенку предъявляются различные материалы: цветная бумага, бросовый материал, предлагается их рассмотреть и ответить на вопрос:

5.Из каких материалов ты любишь апплицировать?

6.Дома ты апплицируешь? Из какого материала?

Ребенку предъявляются различные художественные инструменты клей, кисть, коробочка для обрезков, тряпочка, ножницы, клеёнка, предлагается их рассмотреть и ответить на вопрос:

7. Для чего нужны эти предметы?

8. Тебе нравятся твои работы?

9. Научи апплицировать? (игровой персонаж)

Фиксируется:  ответы на вопросы, особенности поведения (эмоциональные проявления, практические действия, вопросы ребенка взрослому).

Задание 2. « Вагончики». Цель: выявление особенностей освоения аппликации детьми 4-5 лет.

Материал: изобразительные материалы и инструменты для аппликации:  цветной картон разного цвета (фон),  прямоугольники  и круги из цветной бумаги разного размера, клей, кисточка, тряпочка, клеёнка. Инструкция:  ребёнку предлагается изобразить « Вагончики».

Фиксируется: выбор материалов, особенности поведения в процессе выполнения задания (принятие задания, эмоциональные проявления, скорость выполнения задания, комментарии, отношение к выполненной работе, степень самостоятельности выполнения задания), замысел, степень реализации образа, ориентировка на плоскости бумаги - пространственное расположение предмета, подбор цветовых сочетаний, приклеивание деталей, эстетичность выполненной работы, изобразительно-выразительные умения (чувство цвета, формы, размера, выразительность, композиция).

Задание 3. Наблюдение на занятии. Цель: выявление интереса детей 4-5 лет к аппликации на занятии

Инструкция: наблюдение проводится в первой половине дня

Фиксируется: увлеченность процессом аппликации (мимика, реплики, количество и длительность отвлечения), особенности поведения ребенка - слушает внимательно, особенности выполнения задания - самостоятелен до конца, увлечен заданием, эстетично выполняет  работу, отношение ребенка к конечному результату - любуется своей работой, огорчается из-за ошибок.

Задание 4. Выявление уровня технических умений при выполнении аппликационных работ. Цели: Выявление умений работать с ножницами: умение держать ножницы, умение раскрывать и закрывать лезвия ножниц, умение делать рез, выполнение правил безопасности; Выявление умения выполнять простейшие приёмы вырезания: вырезание куга из квадрата, вырезание овала из прямоугольника, разрезание узкой полоски и широкой, разрезание квадрата по диагонали.

Материал: ножницы, цветная бумага, узкая полоска 10 Х 3, широкая полоска 10 Х 7 см., 2 квадрата 10 Х 10 см., прямоугольник 10 Х 6 см. Инструкции: 1. детям предлагается взять ножницы в руки, раскрыть и закрыть лезвия ножниц, разрезать узкую полоску. 2. Детям предлагается разрезать узкую полоску, широкую, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, разрезать квадрат по диагонали.

Фиксируется:

1. Умение пользоваться ножницами:

a) умение правильно держать ножницы

б) умение раскрывать и закрывать лезвия ножниц

в) умение делать рез лезвием ножниц

г) выполнение правил безопасности.

2. Умение выполнять простейшие приёмы вырезания.

a) разрезание узкой полосы

б) разрезание широкой полосы

в) вырезание круга из квадрата

г)  вырезание овала из прямоугольника

д) разрезание квадрата по диагонали

Для оценки уровня освоения аппликации детьми 4-5 лет были отобраны следующие критерии: проявление интереса к аппликации; создание образа (выразительность); самостоятельность выполнения задания; освоение изобразительно-выразительных умений  (чувство цвета, формы, размера, выразительность, композиция); освоение технических умений (ориентировка на плоскости бумаги - пространственное расположение предмета, приклеивание деталей, эстетичность выполненной работы, умение работать с ножницами: умение держать ножницы, раскрывать и закрывать лезвия ножниц, делать рез, выполнение правил безопасности).

Умение выполнять простейшие приёмы вырезания: вырезание куга из квадрата, вырезание овала из прямоугольника, разрезание узкой полоски и широкой, разрезание квадрата по диагонали; эмоциональные проявления

Уровни освоения аппликации детьми 4-5 лет:

Низкий: ребенок не проявляет интереса к аппликации; предпочитает другие виды изобразительной деятельности; недостаточно владеет техническими навыками аппликации, соответствующими возрастным возможностям (плохо ориентируется на плоскости бумаги, работа не эстетична, ребенок неправильно держит ножницы, затрудняется с выполнением приемов вырезывания); не может аккуратно создать геометрическую фигуру; работы не выразительные; иногда нарушает пропорциональные соотношения; не увлечен заданием; слушает задание невнимательно; несамостоятелен.

Ниже среднего: ребенок проявляет интерес к аппликации; недостаточно владеет навыками и техническими умениями аппликации, соответствующими возрастным возможностям (плохо ориентируется на плоскости бумаги, работа не эстетична, ребенок неправильно держит ножницы, затрудняется с выполнением приемов вырезывания); пытается создать выразительную композицию с помощью педагога; пытается создать выразительный образ доступными изобразительно-выразительными средствами (цвет, форма), но затрудняется; в недостаточной форме владеет умениями выстраивать композицию; искажает пропорции предметов; не проявляет положительные эмоциональные реакции в процессе работы; слушает задание внимательно, но при выполнении отвлекается.

Выше среднего: ребенок проявляет интерес к аппликации; апплицирует увлеченно; в основном владеет техническими умениями, в соответствии с возрастными возможностями, но недостаточно аккуратно вырезает, наклеивает; создает образ доступными выразительными средствами, но не оригинальный, недостаточно выразительный, не всегда подбирает цвет, фон, детали; проявляет заинтересованность; комментирует свои работы; увлечен заданием; испытывает положительные эмоции; слушает задание внимательно, несамостоятелен в затруднениях.

Высокий: ребенок проявляет интерес к аппликации; владеет техническими умениями, в соответствии с возрастными возможностями; умеет самостоятельно их применять в соответствии с замыслом; создает выразительные, интересные композиции доступными выразительными средствами; проявляет заинтересованность; с удовольствием комментирует свои работы; увлечен заданием; слушает задание внимательно; самостоятелен, при выполнении задания.

Список литературы:

1.        Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Издательство «Академия развития», 2002. – 145 с.

2.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ», 2009. - 144 с.

3.        Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М.: Просвещение, 1991. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр.

Творчество ребенка- важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребенок словно переделывает мир под себя ,и помогает сам себе понять и постичь его лучше....

творческий проект "Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами".

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавате...

«Особенности творческого развития детей раннего возраста»

laquo;Особенности творческого развития детей раннего возраста»...