Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
проект (подготовительная группа) на тему
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и укрепления их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Ромазанова
МБДОУ «ДСКВ №107» г. Братск
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ.
В современном мире защита детей является важнейшей задачей общества, государства и семьи. В обществе утвердилось отношение к ребёнку, его жизни, благополучию и безопасности как к важнейшей ценности жизни. В современном мире защита детства рассматривается как важнейший фактор экономического, культурного и социального развития общества.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка четко обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня- в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ ,Семейном кодексе РФ, законе «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОУ) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОУ с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, безопасности и укрепления здоровья. В.А Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если ДОУ поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
По мнению Тимофеевой Л.Л., Королевой Н.И., в настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Образовательная организация может с успехом формировать такие компоненты культуры безопасности, как система знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, физическая готовность к выходу из опасных ситуаций. Такие же компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье. Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасностей.
Однако, Тимофеева Л.Л., Пелихова А.В. в своих исследованиях отмечают, что в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения безопасности ребёнка.
Педагоги ДОУ согласны с Пелиховой А.В. в том, что необходимо расширить содержание дошкольного образования, разработать методическое обеспечение и содержание педагогического сопровождения семьи. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьёй, однако, при этом недостаточно разработаны содержание и формы педагогического сопровождения семьи с целью обеспечения социальной безопасности ребёнка дошкольного возраста.
Таким образом, Пелихова А.В. и педагоги ДОУ приходят к следующим противоречиям:
- на социально-педагогическом уровне - между заказом общества на обеспечение комплексной безопасности ребёнка в современном социуме и недостаточной готовностью дошкольных образовательных учреждений и семьи к выполнению данных функций;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью обновления содержания обеспечения детской безопасности в дошкольном образовании с учетом гендера и стилем семейного воспитания и недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы;
- на научно-методическом уровне - между наличием в документах и программах положений о необходимости взаимодействия с семьёй и недостаточностью методических рекомендаций по педагогическому сопровождению семьи, с учетом ее типологии в данном вопросе.
С целью решения важнейших задач ФГОС и эффективного взаимодействия ДОУ с родителями, в нашем ДОУ разработана дополнительная общеразвивающая программа «ВМЕСТЕ»
Ведущая идея: Взаимодействие семьи и педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность – это здоровье и безопасность ребенка. Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества.
Содержание программы направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, культуры безопасности, что соответствует основной образовательной программе МБДОУ «ДСКВ №107».
Цель: Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач формирования культуры безопасности.
Задачи:
Повышение родительской компетенции, т.е. формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, общая эрудиция).
Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики общения с детьми.
Тесное сотрудничество и непосредственное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.
Мы строим наше взаимодействие на следующих принципах:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе;
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход (учет личного опыта родителей);
- динамичность (ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей).
Для достижения цели и задач программы предполагается создание конкретных условий:
1.Соиально-правовых: построение всей работы должно основываться на федеральных,региональных,муниципальныхнормативно-правовыхдокументах,письмах,рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2.Информационно-аналитических:выявление интересов ,потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
3.Познавательно-практических:ознакомление с образовательной программой ДОУ, особенностями формирования у дошкольников культуры безопасности; формирование у родителей знаний и умений в области безопасности; знакомство со всеми культурными практиками по формированию культуры безопасности ребенка.
4.Наглядно-информационных:ознакомление родителей с деятельностью ДОУ по формировании у детей культуры безопасности. совместных мероприятий, партнерское взаимодействие взрослого и ребенка.
5.Досуговых: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми в процессе совместных мероприятий, партнерское взаимодействие взрослого и ребенка.
Педагоги ДОУ поддерживают вывод Пелиховой А.В., Тимофеевой Л.Л. о том, что педагогическое сопровождение семьи в вопросах обеспечения социальной безопасности детей дошкольного возраста будет реализовано при учете типологии семьи стиля семейного воспитания, в связи с этим предлагаем родителям обсудить такие проблемы: роль семьи в формировании культуры безопасности; целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у старших дошкольников; зоны родительской ответственности и детской самостоятельности; возрастные особенности старших дошкольников и проблема формирования культуры безопасности; родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников; индивидуальные особенности ребенка и его безопасность; влияние поведенческих особенностей детей на формирование культуры безопасности; опасность и безопасность.
Повышение компетентности родителей в области культуры безопасности предполагает ряд знаний, умений, сопряженных с ролями (по Тимофеевой Л.Л): «образец для подражания»-наличие ценностных ориентаций, соблюдение нравственных норм, высокий уровень собственной культуры безопасности; «друг»-умение строить продуктивные взаимоотношения с детьми, способность оказывать эмоциональную поддержку, сопереживать его чувствам, нацеленность на поддержание позитивного образа «Я «ребёнка», отсутствие оценок ,полное принятие, уважение и доверие, искренность ,неподдельный интерес к ребенку; «воспитатель»-личная ответственность за благополучие ребенка, наличие знаний об источниках опасности, способах их профилактики, умение применять в отношении ребенка полученные теоретические знания, владение эффективными методами воспитания. Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки.
Поэтому педагогический коллектив продумывает план реализации программы так, чтобы каждый родитель смог стать активным участником образовательных отношений ДОУ,исходя из своих интересов, возможностей, потребностей. Предусмотрены две формы взаимоотношений: очная – это непосредственное общение педагога с родителями с использованием разных форм ; заочная – это взаимодействие с помощью сайта ДОУ, электронных ящиков родителей, оформления тематических стендов в группах , папок-передвижек, буклетов, консультаций. Особо хотим поделиться опытом работы ДОУ о путях применения ИКТ с родителями воспитанников по формированию культуры безопасности.
Наши педагоги осваивают новейшие достижения педагогической науки и практики, познают и открывают для себя что-то новое, поэтому в своей работе мы активно используем разработки в этой области.
Под ИКТ мы подразумеваем:
Компьютеры и их программное обеспечение;
Интернет
Телевизор
Видео
DVD
CD
Мультимедиа, то есть, всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ позволяет нам сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной, через использование таких интерактивных форм как: семинары- практикумы ,технология фасилитации, дебаты, методика «ассоциации», практикумы, анализ проблемных ситуации, мозговой штурм, круглый стол, дискуссии, аналитические практикумы, анкетирование, тестирование, игровое моделирование ситуаций, домашние практикумы, видеосюжеты, деловые игры, тренинги, консультации, мультимедийные презентации, выпуск информационных буклетов и многое другое.
Официальный сайт ДОУ – одна из форм работы с родителями Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях, по культуре безопасности в частности. Сайт детского сада может стать для родителей источником информации психолого-педагогического характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы, консультации по обучению и воспитанию дошкольников. Обязательным является наличие контактов, чтобы родители могли оставлять свои отзывы, комментарии, вопросы.
Проявляется большой интерес родителей к информации в групповых родительских уголках. В помощь родителям в каждой группе детского сада оформляется информационный стенд по ОБЖ, где помещаются статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Центром внимания остаются странички о прохождении в нашем учреждении акций по безопасности, рекомендации по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработана и оформлена с использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Педагоги нашего дошкольного учреждения наряду с демонстрационными разработками активно пользуются в работе фото и видеокамерами, цифровые ресурсы которых используют потом для создания фильмов.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
В своей работе педагоги очень часто используют еще один инновационный метод-это метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта привлекает потому, что:
во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Тематика проводимых нами проектов разнообразна, например: «Овощи и фрукты –витаминные продукты», «Мы за грибочками пойдем», «Дом, в котором мы живем», «Этот тайный мир огня».
Подводя результаты внедрения и апробации программы «Вместе» следует отметить, что:
1. Значительно повысился уровень компетентности родителей в вопросах культуры безопасности.
2. Формы взаимодействия с родителями воспитанников ,предложенные в программе, актуальны, достаточно эффективны и могут применяться в ходе психолого- педагогического сопровождения семьи.
3. Программа «Вместе» и ее методическое сопровождение могут быть реализованы в других дошкольных учреждениях, так как не требуют особых материальных затрат и условий реализации.
Литература
- Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность. Автореф. Дисс… докт. психол.наук.-М.,2011.
- Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией// Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5/ под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – с. 54-104.
- Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Дисс… канд. пед. наук. – Челябинск, 2011.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//Российская газета. 25.11.2013. Федеральный выпуск №6241.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:Знание,1978.
- Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования по теме: «Формирование социальной безопасности дошкольников через игру».
план по самообразованию...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»
Как повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...
"Формирование культуры у дошкольников через приобщение к народным традициям.
"Формирование культуры у дошкольников через приобщение к народным традициям....
СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"
В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи....
Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...
Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».
laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих в...