дополнительная общеразвивающая программа «Школа веселых мячиков»
рабочая программа (средняя группа)

Улякова Татьяна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная-

дополнительная общеразвивающая программа

«Школа веселых мячиков»

(с использованием здоровьесберегающих  технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sred.gr_.shkola_veselogo_myachika.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

РАССМОТРЕНА                                                                УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                      Заведующий  МБДОУ «ДСОВ №7»  

Протокол № ______________________                                                              Петрова Ю.В.

от «   »  ___ 2022 г.

        «    » ____ 2022 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № __________

от «  »  ____  2022г

 .

Дополнительная общеобразовательная-

дополнительная общеразвивающая программа

«Школа веселых мячиков»

(с использованием здоровьесберегающих  технологий)

Возраст учащихся 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

                                      Улякова Т.Н., воспитатель

г. Усинск

2022 г.

        1.         Пояснительная записка

Направленность программы

Программа дополнительного образования по физическому развитию детей дошкольного возраста «Школа веселых мячиков» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по физкультурно-оздоровительному направлению. Программа «Школа веселых мячиков» разработана в соответствии с ФГОС ДО:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;  
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Коми от 01 июня 2018г. № 214-п п.65;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ, в Республике Коми (Приказ МО РК от 27.01.2016 г.)
  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26    

Актуальность программы

 Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве развитие основных движений имеет большую ценность. И одно из важных мест занимают действия с мячом, ведь они бесценны по своей значимости для здоровья, физического и интеллектуального развития ребенка одновременно. Эта программа направлена на:

  • развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, совершенствование координационных способностей, ритмичности, согласованности движений, развитие мышечной силы.
  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы.
  •  развитие устойчивого интереса к движениям и физическим упражнениям с мячами разного размера, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, а также обогащение двигательного опыта.

Обеспечивая оптимальную двигательную активность, мы создаем базис для гармоничного психического и физического развития ребенка.

Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные тематические).

Программа составлена для детей 4-5 летнего возраста, в соответствии с их возрастными особенностями.

Отличительные особенности Программы:

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка действовать с мячами различного размера, что позволяет развивать не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивая подвижность в суставах, усиливая кровообращение, укрепляя мышцы, удерживающие позвоночник, тем самым формируя правильную осанку. Программа включает в себя:

  • ОВД с мячами;
  • ОРУ с мячами
  •  элементы спортивных игр с мячом
  •  занятия с фитболами.

Применяемые формы работы позволяют осуществлять индивидуальный подход, учитывая особенности физического развития конкретного ребенка.

Адресат программы

Программа предназначена для детей от 4 до 5 лет.

Срок освоения программы рассчитан на 1 год.  Продолжительность реализации программы составляет 32 недели, в течение 1 учебного года (в периоде с октября по май месяцы), всего 64 часа.

Уровень сложности.

Стартовый.

Формы организации образовательного процесса.

Численность детей не более 15-18 человек.

Форма работы групповая, подгрупповая.

Занятия проходят очно в игровой форме и включают в себя игровые упражнения, игры с правилами, подвижные игры.

Режим занятий: 

Занятия проводятся 2 раза в неделю от 20 минут (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20).

Цель программы: 

Содействовать развитию основных движений и физических качеств с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка. Создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка.

Задачи программы:  

Обучающие:

  • научить действовать с мячами различного размера,
  • формировать «чувство мяча»,
  • навыкам владения элементарной техникой выполнения упражнений с мячами различного размера.
  • формировать представление о здоровье и его ценности, формировать осознанную потребность в двигательной активности.

Воспитывать внимание, способность ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • повышать устойчивый интерес к физическим упражнениям с мячами,
  • Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками.

Развивающие:

  • развивать и укреплять все основные мышечные группы, укреплять опорно-двигательный аппарат, способствовать формированию правильной осанки;
  • укреплять силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;
  • укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме;
  • повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
  • улучшать физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость;
  • укреплять и формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки.

Содержание программы

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Физические возможности значительно возрастают: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. Планируемые результаты.

В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная мелкая моторика рук. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. В двигательной деятельности проявляет элементарное творчество: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх. С удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы. Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Формы работы с детьми:

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть:

- ходьбы;

-  бег.

Общеразвивающие упражнения:

- с мячом.

Основная часть:

- разучивание, повторение и закрепление действий с мячом;

- подвижная игра.

Заключительная часть:

- игра малой подвижности;

- упражнения стретчинга;

- дыхательные упражнения.

Учебный план на 2022-2023 гг.

Месяц

Цель

Всего часов

Форма контроля

Октябрь

«Школа мяча»

Просмотр

Диагностика.

2ч.

  1. Упражнять в катании мяча между предметами, линиями, в ворота, с попаданием в предмет.
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  3. П/и «Быстро возьми предмет», «Догони мяч».
  4. Игра МП «Мяч в кругу», «Ты катись веселый мячик».

*Здесь и далее ПИ с.140

2 ч

  1. Упражнять в бросании мяча вперед от груди, из-за головы.
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  3. Учить быстро реагировать на сигнал.
  4. П/и «Найди пару», «В гости к медведю».
  5. Игра МП «Колобок», «Найди орешек».

2 ч

  1. Упражнять в ловле мяча от взрослого, в бросании мяча в парах.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4. Совершенствовать умение бросать мяч от груди вперед.
  5.  П/и «Зайцы и волк», «Солнышко и дождик» (с мячом).
  6. М.п игра «Кто позвал», дых.упр.

2 ч

Ноябрь

  1. Упражнять в ловле мяча по кругу, в бросании мяча в парах.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4. Совершенствовать умение бросать мяч от груди вперед.
  5.  П/и «Я с мячом играть люблю», «Карусель».
  6. М.п игра «Великаны и гномы», дых.упр.

2 ч.

Просмотр

  1. Упражнять в ловле мяча, брошенного вверх, (4-5 раз) брошенного вниз и ловля после отскока.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4.  И/у «Толкни и догони», «Вдвоем в обруче». с.140
  5. М.п игра «Всех животных узнаем», дых.упр.

2 ч.

  1. Броски мяча об пол, ловля обеими руками одновременно. Присесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги, поймать мяч.
  2. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  3.  И/у «Найди свое место», «Догони мяч» (вар. с бросанием. с.140
  4. М.п игра «Два медведя», дых.упр.

2 ч.

  1. Упражнять в бросании друг другу в паре.
  2. Бросание из-за головы из разных и.п.
  3. Совершенствовать навыки катания мяча.
  4. Способствовать развитию ловкости и координации, точности движений при работе в парах.
  5. П/и «Кого назвали, тот и ловит»», «Мяч в воздухе».
  6. М.п игра «Если нравится тебе», дых.упр.

2 ч.

Декабрь

  1. Упражнять в отбивании мяча двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие;
  2. Упражнять в метании малого мяч в вертикальную цель.
  3. Воспитывать чувство товарищества.
  4. П/и «Ловишка с мячом», «Мяч соседу»». с.140
  5. М.п игра «Кто ушел», дых.упр.

2ч.

Просмотр

  1. Упражнять в бросании мяча вверх и ловле после отскока от пола (до 8 раз подряд) и без отскока.
  2. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  3. Способствовать развитию точности движений при работе в парах.
  4. П/и «Кого назвали тот ловит»», «Вдвоем в обруче».
  5. М.п игра «Дружные пингвины», дых.упр.

2ч.

  1. Упражнять в отбивании мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
  2. Перебрасывание мяча одной рукой, ловля двумя

руками

  1. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
  2. П/и «Снежинки и ветер», И/у «Вперед с мячом».
  3. М.п игра «Узнай кто позвал», дых.упр.

2ч.

  1. Закрепление пройденного материала.
  2. Развивать ориентировку в пространстве.
  3. П/и «Кого назвали тот ловит», «Ловишка с мячом», «Мяч соседу», «Найди свое место», «Догони мяч», «Толкни и догони», «Зайцы и волк».
  4. М.п игра «Узнай кто позвал», «Два медведя», «Колобок», «Дружные пингвины», дых.упр.

2ч.

Фитбол-гимнастика

Январь

  1.  Обучить детей правилами поведения в физкультурном зале на занятиях с фитболами.
  2. Знакомство с простейшими элементами фитбол-гимнастики.
  3. П/и «Лошадки и волк».
  4. Дыхательные упражнения.

2ч.

Просмотр

  1. Освоение простейших элементов фитбол-гимнастики, учить правильной посадке на неподвижном мяче.
  2. Тренировать функцию равновесия.
  3. П/и «Колобок». «Мы топаем ногами».
  4. Упражнения стретчинга «Змея»

2ч.

  1. Освоение простейших элементов фитбол-гимнастики,
  2. Обучить динамическим упражнениям с фитболами.
  3. Развивать ориентировку в пространстве
  4. П/и «Мартышки». «Ты катись веселый мяч».
  5. Дыхательные упражнения.

2ч.

  1. Освоение техники прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  2. Совершенствование координации движений и чувства равновесия;
  3. умение сочетать движения с музыкой и словом.
  4. П/и «Мы веселые ребята».
  5. Упражнения стретчинга «Комочек»

2ч.

Февраль

  1. Закрепление техники технику прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  2. Упражнять в прыжках на фитболах.
  3. Укреплять мышцы нижних конечностей.
  4. П/и «Кто быстрее».
  5. Дыхательные упражнения.

Просмотр

  1. Формировать рефлекс правильной позы в упражнениях с фитболами.
  2. Укреплять опорно-двигательный аппарат.
  3. Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  4. Игры эстафеты.
  5. Упражнения стретчинга «Бутерброд»

  1. Укреплять суставно-связочный аппарат, мышцы ног и кора.
  2. Воспитывать самостоятельность и настойчивость.
  3. П/и « Положи мяч».
  4. Дыхательные упражнения.

  1. Развивать чувство ритма, координации движений, образного мышления.
  2. Формировать творческие способности.
  3. Подвижные игры и эстафеты. (Догонялки, «Кто быстрее», «Прятки»)
  4. Упражнения стретчинга «Черепашка»

«Школа мяча»

Март

Бросание и ловля мяча

  1. Броски мяча о стену, и ловля после отскока
  2. Подбрасывание малого мяча одной рукой и

ловля 2 руками одновременно.

  1. П/и «Ловишка с мячом», «Сова».
  1. М/п «Холодно-жарко», дыхательные упражнения

Просмотр

  1. Упражнять в быстрой и точной передаче мяча в парах
  2. Бросание мяча от груди через сетку, веревку.
  3. П/и «Снежинки и ветер», И/у «Вперед с мячом».
  4. Упр.стрейчинга «Колобок»  

  1. Упражнять в бросании мяча из-за головы из разных положений.
  2. Бросание мяча в вертикальную цель. Учить принимать правильное И.п.
  3. П/и «Мартышки и удав», «Зайцы и волк».
  4. М/п «Дружные пингвины», дых.упр.

  1. Упражнять в отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
  2. Бросание малого мяча в горизонтальную цель.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

  1. П/и «Найди пару», «В гости к медведю».
  2. Игра МП «Колобок».
  3.  Упр.стрейчинга «Морская звезда» и «Комочек»

Апрель

  1. Прокатывание между двумя линиями, в парах, отталкивая двумя руками.
  2.  Перебрасывание мяча по кругу.
  3. П/и «Вдвоем в обруче», «Мяч соседу».
  4. Игра МП «Если нравится тебе» дыхат.упр.

Просмотр

  1. Упражнять в скатывании мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
  2. Бросание мяча об пол и ловля двумя руками.
  3. П/и «Колобок», «Мой веселый мяч».
  4.  Упр.стрейчинга «Звезда», «Комочек».

  1. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой на месте, по прямой.
  2. Упражнять в перебрасывании мяча
  3. И/у «Играй играй, а мяч не теряй», «Школа мяча».
  4. Дыхательные упражнения

Май

Фитбол-игры.

  1. Формировать правильную осанку и способствовать профилактике плоскостопия.
  2. Увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике.
  3. Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений с фитболами.
  4. П/И «Мы веселые ребята», «Колобок», «Мы топаем ногами», «Лошадки и волк», игры-эстафеты.

Просмотр

Диагностика

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Бросание мяча вверх двумя руками, и ловля его (не менее 3-4 раз подряд)
  • Бросание мяча о землю и ловля его
  • Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5м
  •  Отбивать мяч на месте одной рукой

Развлечение «Такие разные мячи»

  1. Формировать мотивацию к занятиям физической культурой и потребность в движении.

  1. Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.

Условные обозначения:

                  -   низкий уровень

                  -   средний уровень

                  -   высокий уровень

Средняя группа 

Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действия с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движение сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумывать новые варианты действий с мячом.

Материально – техническое обеспечение программы:

  • спортивный зал
  • оборудование: мячи массажные, мелкие, большие, средние, фитболы.
  • аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий, аудиоаппаратура.
  • спортивная форма обучаемых.

Условия реализации программы:

•        наличие у педагога специального физкультурного образования;

  • наличие технического обеспечения;
  • гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и

уровня развития детей;

  • использование эффективных методик обучения;
  • создание психологических условий;
  • создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Список литературы:

  1.  Н.Э.Власенко «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория,методика практика).-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2020.
  2.  Е.В. Сулим «Детский фитнес.Физическое развитие детей 3-5 лет. – 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера,2018.
  3. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг» М.:ТЦ Сфера,2018.
  4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
  5. Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа_Школа дорожных наук

ДополниДополнительная общеразвивающая программа "Школа дорожных наук "изучение правил дорожного движения с использованием электромобилей и велосипедов....

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа мяча"

Вданной программе идет описание работы в спортивной секции...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА МЯЧА".

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА МЯЧА"....

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школа мяча»

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Работа по оздоровлению детей, работа по улучшению физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласо...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа для дошколят"

Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"...