дополнительная общеразвивающая программа «Школа веселых мячиков»
рабочая программа (средняя группа)

Улякова Татьяна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная-

дополнительная общеразвивающая программа

«Школа веселых мячиков»

(с использованием здоровьесберегающих  технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sred.gr_.shkola_veselogo_myachika.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

РАССМОТРЕНА                                                                УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                      Заведующий  МБДОУ «ДСОВ №7»  

Протокол № ______________________                                                              Петрова Ю.В.

от «   »  ___ 2022 г.

        «    » ____ 2022 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № __________

от «  »  ____  2022г

 .

Дополнительная общеобразовательная-

дополнительная общеразвивающая программа

«Школа веселых мячиков»

(с использованием здоровьесберегающих  технологий)

Возраст учащихся 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

                                      Улякова Т.Н., воспитатель

г. Усинск

2022 г.

        1.         Пояснительная записка

Направленность программы

Программа дополнительного образования по физическому развитию детей дошкольного возраста «Школа веселых мячиков» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по физкультурно-оздоровительному направлению. Программа «Школа веселых мячиков» разработана в соответствии с ФГОС ДО:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;  
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Коми от 01 июня 2018г. № 214-п п.65;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ, в Республике Коми (Приказ МО РК от 27.01.2016 г.)
  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26    

Актуальность программы

 Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве развитие основных движений имеет большую ценность. И одно из важных мест занимают действия с мячом, ведь они бесценны по своей значимости для здоровья, физического и интеллектуального развития ребенка одновременно. Эта программа направлена на:

  • развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, совершенствование координационных способностей, ритмичности, согласованности движений, развитие мышечной силы.
  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы.
  •  развитие устойчивого интереса к движениям и физическим упражнениям с мячами разного размера, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, а также обогащение двигательного опыта.

Обеспечивая оптимальную двигательную активность, мы создаем базис для гармоничного психического и физического развития ребенка.

Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные тематические).

Программа составлена для детей 4-5 летнего возраста, в соответствии с их возрастными особенностями.

Отличительные особенности Программы:

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка действовать с мячами различного размера, что позволяет развивать не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивая подвижность в суставах, усиливая кровообращение, укрепляя мышцы, удерживающие позвоночник, тем самым формируя правильную осанку. Программа включает в себя:

  • ОВД с мячами;
  • ОРУ с мячами
  •  элементы спортивных игр с мячом
  •  занятия с фитболами.

Применяемые формы работы позволяют осуществлять индивидуальный подход, учитывая особенности физического развития конкретного ребенка.

Адресат программы

Программа предназначена для детей от 4 до 5 лет.

Срок освоения программы рассчитан на 1 год.  Продолжительность реализации программы составляет 32 недели, в течение 1 учебного года (в периоде с октября по май месяцы), всего 64 часа.

Уровень сложности.

Стартовый.

Формы организации образовательного процесса.

Численность детей не более 15-18 человек.

Форма работы групповая, подгрупповая.

Занятия проходят очно в игровой форме и включают в себя игровые упражнения, игры с правилами, подвижные игры.

Режим занятий: 

Занятия проводятся 2 раза в неделю от 20 минут (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20).

Цель программы: 

Содействовать развитию основных движений и физических качеств с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка. Создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка.

Задачи программы:  

Обучающие:

  • научить действовать с мячами различного размера,
  • формировать «чувство мяча»,
  • навыкам владения элементарной техникой выполнения упражнений с мячами различного размера.
  • формировать представление о здоровье и его ценности, формировать осознанную потребность в двигательной активности.

Воспитывать внимание, способность ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • повышать устойчивый интерес к физическим упражнениям с мячами,
  • Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками.

Развивающие:

  • развивать и укреплять все основные мышечные группы, укреплять опорно-двигательный аппарат, способствовать формированию правильной осанки;
  • укреплять силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;
  • укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме;
  • повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
  • улучшать физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость;
  • укреплять и формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки.

Содержание программы

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Физические возможности значительно возрастают: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. Планируемые результаты.

В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная мелкая моторика рук. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. В двигательной деятельности проявляет элементарное творчество: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх. С удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы. Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Формы работы с детьми:

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть:

- ходьбы;

-  бег.

Общеразвивающие упражнения:

- с мячом.

Основная часть:

- разучивание, повторение и закрепление действий с мячом;

- подвижная игра.

Заключительная часть:

- игра малой подвижности;

- упражнения стретчинга;

- дыхательные упражнения.

Учебный план на 2022-2023 гг.

Месяц

Цель

Всего часов

Форма контроля

Октябрь

«Школа мяча»

Просмотр

Диагностика.

2ч.

  1. Упражнять в катании мяча между предметами, линиями, в ворота, с попаданием в предмет.
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  3. П/и «Быстро возьми предмет», «Догони мяч».
  4. Игра МП «Мяч в кругу», «Ты катись веселый мячик».

*Здесь и далее ПИ с.140

2 ч

  1. Упражнять в бросании мяча вперед от груди, из-за головы.
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  3. Учить быстро реагировать на сигнал.
  4. П/и «Найди пару», «В гости к медведю».
  5. Игра МП «Колобок», «Найди орешек».

2 ч

  1. Упражнять в ловле мяча от взрослого, в бросании мяча в парах.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4. Совершенствовать умение бросать мяч от груди вперед.
  5.  П/и «Зайцы и волк», «Солнышко и дождик» (с мячом).
  6. М.п игра «Кто позвал», дых.упр.

2 ч

Ноябрь

  1. Упражнять в ловле мяча по кругу, в бросании мяча в парах.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4. Совершенствовать умение бросать мяч от груди вперед.
  5.  П/и «Я с мячом играть люблю», «Карусель».
  6. М.п игра «Великаны и гномы», дых.упр.

2 ч.

Просмотр

  1. Упражнять в ловле мяча, брошенного вверх, (4-5 раз) брошенного вниз и ловля после отскока.
  2. Развивать ловкость при ловле мяча
  3. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  4.  И/у «Толкни и догони», «Вдвоем в обруче». с.140
  5. М.п игра «Всех животных узнаем», дых.упр.

2 ч.

  1. Броски мяча об пол, ловля обеими руками одновременно. Присесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги, поймать мяч.
  2. Воспитывать настойчивость в достижении результатов.
  3.  И/у «Найди свое место», «Догони мяч» (вар. с бросанием. с.140
  4. М.п игра «Два медведя», дых.упр.

2 ч.

  1. Упражнять в бросании друг другу в паре.
  2. Бросание из-за головы из разных и.п.
  3. Совершенствовать навыки катания мяча.
  4. Способствовать развитию ловкости и координации, точности движений при работе в парах.
  5. П/и «Кого назвали, тот и ловит»», «Мяч в воздухе».
  6. М.п игра «Если нравится тебе», дых.упр.

2 ч.

Декабрь

  1. Упражнять в отбивании мяча двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие;
  2. Упражнять в метании малого мяч в вертикальную цель.
  3. Воспитывать чувство товарищества.
  4. П/и «Ловишка с мячом», «Мяч соседу»». с.140
  5. М.п игра «Кто ушел», дых.упр.

2ч.

Просмотр

  1. Упражнять в бросании мяча вверх и ловле после отскока от пола (до 8 раз подряд) и без отскока.
  2. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  3. Способствовать развитию точности движений при работе в парах.
  4. П/и «Кого назвали тот ловит»», «Вдвоем в обруче».
  5. М.п игра «Дружные пингвины», дых.упр.

2ч.

  1. Упражнять в отбивании мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
  2. Перебрасывание мяча одной рукой, ловля двумя

руками

  1. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
  2. П/и «Снежинки и ветер», И/у «Вперед с мячом».
  3. М.п игра «Узнай кто позвал», дых.упр.

2ч.

  1. Закрепление пройденного материала.
  2. Развивать ориентировку в пространстве.
  3. П/и «Кого назвали тот ловит», «Ловишка с мячом», «Мяч соседу», «Найди свое место», «Догони мяч», «Толкни и догони», «Зайцы и волк».
  4. М.п игра «Узнай кто позвал», «Два медведя», «Колобок», «Дружные пингвины», дых.упр.

2ч.

Фитбол-гимнастика

Январь

  1.  Обучить детей правилами поведения в физкультурном зале на занятиях с фитболами.
  2. Знакомство с простейшими элементами фитбол-гимнастики.
  3. П/и «Лошадки и волк».
  4. Дыхательные упражнения.

2ч.

Просмотр

  1. Освоение простейших элементов фитбол-гимнастики, учить правильной посадке на неподвижном мяче.
  2. Тренировать функцию равновесия.
  3. П/и «Колобок». «Мы топаем ногами».
  4. Упражнения стретчинга «Змея»

2ч.

  1. Освоение простейших элементов фитбол-гимнастики,
  2. Обучить динамическим упражнениям с фитболами.
  3. Развивать ориентировку в пространстве
  4. П/и «Мартышки». «Ты катись веселый мяч».
  5. Дыхательные упражнения.

2ч.

  1. Освоение техники прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  2. Совершенствование координации движений и чувства равновесия;
  3. умение сочетать движения с музыкой и словом.
  4. П/и «Мы веселые ребята».
  5. Упражнения стретчинга «Комочек»

2ч.

Февраль

  1. Закрепление техники технику прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  2. Упражнять в прыжках на фитболах.
  3. Укреплять мышцы нижних конечностей.
  4. П/и «Кто быстрее».
  5. Дыхательные упражнения.

Просмотр

  1. Формировать рефлекс правильной позы в упражнениях с фитболами.
  2. Укреплять опорно-двигательный аппарат.
  3. Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений на фитболах.
  4. Игры эстафеты.
  5. Упражнения стретчинга «Бутерброд»

  1. Укреплять суставно-связочный аппарат, мышцы ног и кора.
  2. Воспитывать самостоятельность и настойчивость.
  3. П/и « Положи мяч».
  4. Дыхательные упражнения.

  1. Развивать чувство ритма, координации движений, образного мышления.
  2. Формировать творческие способности.
  3. Подвижные игры и эстафеты. (Догонялки, «Кто быстрее», «Прятки»)
  4. Упражнения стретчинга «Черепашка»

«Школа мяча»

Март

Бросание и ловля мяча

  1. Броски мяча о стену, и ловля после отскока
  2. Подбрасывание малого мяча одной рукой и

ловля 2 руками одновременно.

  1. П/и «Ловишка с мячом», «Сова».
  1. М/п «Холодно-жарко», дыхательные упражнения

Просмотр

  1. Упражнять в быстрой и точной передаче мяча в парах
  2. Бросание мяча от груди через сетку, веревку.
  3. П/и «Снежинки и ветер», И/у «Вперед с мячом».
  4. Упр.стрейчинга «Колобок»  

  1. Упражнять в бросании мяча из-за головы из разных положений.
  2. Бросание мяча в вертикальную цель. Учить принимать правильное И.п.
  3. П/и «Мартышки и удав», «Зайцы и волк».
  4. М/п «Дружные пингвины», дых.упр.

  1. Упражнять в отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
  2. Бросание малого мяча в горизонтальную цель.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

  1. П/и «Найди пару», «В гости к медведю».
  2. Игра МП «Колобок».
  3.  Упр.стрейчинга «Морская звезда» и «Комочек»

Апрель

  1. Прокатывание между двумя линиями, в парах, отталкивая двумя руками.
  2.  Перебрасывание мяча по кругу.
  3. П/и «Вдвоем в обруче», «Мяч соседу».
  4. Игра МП «Если нравится тебе» дыхат.упр.

Просмотр

  1. Упражнять в скатывании мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
  2. Бросание мяча об пол и ловля двумя руками.
  3. П/и «Колобок», «Мой веселый мяч».
  4.  Упр.стрейчинга «Звезда», «Комочек».

  1. Упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой на месте, по прямой.
  2. Упражнять в перебрасывании мяча
  3. И/у «Играй играй, а мяч не теряй», «Школа мяча».
  4. Дыхательные упражнения

Май

Фитбол-игры.

  1. Формировать правильную осанку и способствовать профилактике плоскостопия.
  2. Увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике.
  3. Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений с фитболами.
  4. П/И «Мы веселые ребята», «Колобок», «Мы топаем ногами», «Лошадки и волк», игры-эстафеты.

Просмотр

Диагностика

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Бросание мяча вверх двумя руками, и ловля его (не менее 3-4 раз подряд)
  • Бросание мяча о землю и ловля его
  • Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5м
  •  Отбивать мяч на месте одной рукой

Развлечение «Такие разные мячи»

  1. Формировать мотивацию к занятиям физической культурой и потребность в движении.

  1. Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.

Условные обозначения:

                  -   низкий уровень

                  -   средний уровень

                  -   высокий уровень

Средняя группа 

Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действия с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движение сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумывать новые варианты действий с мячом.

Материально – техническое обеспечение программы:

  • спортивный зал
  • оборудование: мячи массажные, мелкие, большие, средние, фитболы.
  • аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий, аудиоаппаратура.
  • спортивная форма обучаемых.

Условия реализации программы:

•        наличие у педагога специального физкультурного образования;

  • наличие технического обеспечения;
  • гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и

уровня развития детей;

  • использование эффективных методик обучения;
  • создание психологических условий;
  • создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Список литературы:

  1.  Н.Э.Власенко «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория,методика практика).-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2020.
  2.  Е.В. Сулим «Детский фитнес.Физическое развитие детей 3-5 лет. – 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера,2018.
  3. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг» М.:ТЦ Сфера,2018.
  4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
  5. Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа_Школа дорожных наук

ДополниДополнительная общеразвивающая программа "Школа дорожных наук "изучение правил дорожного движения с использованием электромобилей и велосипедов....

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа мяча"

Вданной программе идет описание работы в спортивной секции...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА МЯЧА".

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА МЯЧА"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школа мяча»

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Работа по оздоровлению детей, работа по улучшению физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласо...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа для дошколят"

Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"...

«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)

в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного  возроаста  по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....