Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) имеет социально – гуманитарную направленность.
Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок реализации – 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._obshcheobr_programma_vmeste_k_uspehu3-4_g.docx | 57.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)
( стартовый уровень)
Направленность: социально - педагогическая
Возраст обучающихся – 3-4 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Семяшкина Татьяна Владимировна
педагог - психолог
Пояснительная записка
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)
имеет социально – гуманитарную направленность.
Актуальность программы
В современном мире быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток, в котором находятся дети, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры. Всё чаще можно встретить ребёнка с признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Внедрение раннего обучения тоже играет свою роль. Это приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Программа придерживается идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Основная цель данной программы - введение ребенка в сложный мир человеческих эмоций, взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в социуме. Развитие восприятия детей, их способности к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.
В соответствии с этой целью формируются задачи:
- Формировать чувство принадлежности к группе.
- Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Развивать навыки социального поведения.
- Развивать способность к эмпатии, сопереживанию
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
- Развивать восприятие.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Развивать психические функции и мелкую моторику рук.
Отличительные особенности программы.
Отличием данной программы является высокая динамичность, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий охватывает целый комплекс игр и упражнений социально-личностной направленности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей, развития познавательного интереса.
На занятиях осуществляется знакомство детей с фундаментальными эмоциями. Дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям, развивается осознанное эмоционально - положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.
Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.
Адресат программы
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Содержание и наполнение программы определяется возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое, взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное: быстро переключаются с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета |
Мышление | Переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды, партнерские отношения со взрослыми |
Новообразование возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм |
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
Объем и срок освоения программы.
Данная дополнительная программа рассчитана на полную реализацию в течение года. Объем программы – 32 часа.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса.
Основным составом объединения является кружок, количество детей в кружке – 8-10 человек. Форма организации кружка – занятия. Состав постоянный, одновозрастной.
Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) принимаются все желающие, без предварительного отбора. Группа комплектуется в начале учебного года.
Образовательный процесс планируется педагогом таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы: проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом ребенок делает шаг в своем развитии.
Главной особенностью организации образовательного процесса является уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, игровых, проблемно-обучающих ситуаций.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня – 15 минут.
В неделю: 1 занятие - 1 час, в год: 32 занятия – 32 часа.
Планируемые результаты.
Работа в рамках программы позволит развить эмоциональную и коммуникативную сферу, восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.
Пройдя подготовку по данной системе работы, дети овладевают следующими знаниями и умениями.
Знать:
- имена детей в группе;
- для чего человеку в процессе общения и познания окружающего мира нужны глаза, нос, уши, рот;
- название некоторых базовых эмоций;
- чем отличаются друг от друга мальчики и девочки во внешности и поведении;
- как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;
- основные правила этикета;
- основные способы разрешения межличностных конфликтов.
Уметь:
- определять свои отличительные особенности во внешности;
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
- выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы;
- проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности;
- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка);
- отличать хорошие поступки от плохих;
- пользоваться правилами и нормами поведения;
- употреблять в речи «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.).
Формы аттестации для определения результативности освоения программ:
Достижения детьми результатов оцениваются путем наблюдений, бесед, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игровых упражнений, тренингов, непосредственного общения, создания проблемных ситуаций, бесед с родителями.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Программа предусматривает несколько видов контроля:
- текущий (игровые упражнение, детский рисунок – итог работы на занятии, который синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия, рефлексия, наблюдение, беседа);
- итоговый (итоговые занятия: «В гостях у сказки», «Урок общения», «Закрепление знаний об эмоциях: «Словарик эмоций», в которых содержатся игры, направленные: на повторение знаний и закреплений умений, навыков, полученных в течение года; на развитие способности принимать ребенком самого себя; по формированию адекватной самооценки, на распознавание базовых эмоций.)
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- открытое занятие
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации поставленных задач, занятия проходят в кабинете, отвечающем санитарно - гигиеническим требованиям с хорошим освещением, с сухим, естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией, есть вся необходимая материально- техническая база; в наличии учебно- методический комплекс и наглядно- демонстрационный материал. Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно - гигиенических требований. Для проведения занятий необходимо следующее оснащение и оборудование:
- столы и стулья по количеству детей;
- музыкальный центр;
- компьютер,
- принтер,
- ксерокс.
Информационное обеспечение программы.
- методические разработки и планы-конспекты занятий;
- учебный план;
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
- наглядные методические пособия по темам;
-методическая литература по организации занятий по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений.
Кадровое обеспечение программы.
Кадры реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Я сам | 17 | 3,4 | 13,6 | Наблюдение, беседа, игровое упражнение рисунок. |
2 | Я и другие дети | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок. |
3 | Я и взрослые | 4 | 0,8 | 3.2 | Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок. |
4 | Я и культура общения | 4 | 0,8 | 3.2 | Наблюдение, беседа, игровое упражнение. |
5 | Итоговые занятия | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок. |
Итого: | 32 | 6,4 | 25,6 |
Содержание учебного плана
Система работы по программе разделена на четыре раздела.
Работа по этим разделам затрагивает основные сферы социального общения с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими их взрослыми.
Первая тема – изучение ребенком своего «Я», своего маленького мира. Понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет важное значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на взаимоотношения с окружающими: ровесниками и взрослыми. Познавая себя, ребенок стремится к общению с другими детьми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир.
Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакты с окружающими людьми.
Далее затрагиваются некоторые вопросы этикета. Культурный человек не только владеет приемами общения, но обладает такими качествами, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, уважительное отношение к людям.
Дети знакомятся с различными видами восприятия и базовыми эмоциями.
Содержание занятий по разделу 1. «Я сам»
Задачи:
- Учить ребенка идентифицироваться со своим именем, воспитывать интерес к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек..
- Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, лицо).
- Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, глаза, нос, рот, руки.
- Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам.
- Учить детей понимать свои желания, возможности.
- Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях.
- Формировать адекватную самооценку.
Занятие 1.1. «Мое имя»
Теория (0,2 ч.)
Правила поведения на занятии, правила игры.
Практика (0,8 ч)
- Упражнение «Приветствие»
- Игра-упражнение «Скажи как я»
- Игра – имитация «Имена»
- Игра «Ласковые слова»
- Игра – загадка «Постарайся отгадать» Рисунок «Раскрась свое имя»
Контроль: Наблюдение, игровое упражнение, рисунок
Занятие 1.2. «Кто такой «Я»» (автопортрет)
Теория (0,2 ч.)
- Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка», правила игр.
Практика (0,8 ч)
2. Упражнение «Отражение в зеркале»
3. Подвижная игра «Дотронься до…»
4. Упражнение «Ребенок и кукла»
5. Игра – загадка «Угадай, кто это?». Рисунок «Моя ладошка»
Контроль: Наблюдение, игровое упражнение.
Занятие 1.3. Мои умные помощники. «Ушастик»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа. Беседа «Для чего нужны нам уши», правила игр.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие с колокольчиком.
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Упражнение «Слушаем звуки»
- Массаж «Поможем ушкам услышать больше»
- Игра « Угадай по звуку»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.4. Мой умный помощник «Глазка»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа. Беседа «Для чего нам нужны глаза»
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Встречаемся глазками»
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Упражнение с зеркалом
- Гимнастика для глаз
- Упражнение «Чего не стало»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.5. Мой умный помощник «Нюх-нюх»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа. Беседа «Для чего нам нужен нос», правила игр.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Цветок розы»
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Дыхательная гимнастика «Пузырики», «Насосики», «Говорилка»
- Игра «Угадай по запаху»
- Массаж носа
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение
Занятие 1.6. Мой умный помощник «Вкусик»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа. Беседа «Наш язык», правила игр.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие (шепотом, обычным голосом, прокричим)
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Гимнастика для языка
- Игра «Определи на вкус»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение
Занятие 1.7. «А вот и Чувствительный»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа, правила игр и упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие в кругу «Потремся ладошкой»
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Упражняем кожу всего тела.
- Массаж по кругу
- Игра «Бирюльки»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.8. «Здравствуй, Восприятие!»
Теория (0,2 ч.)
- Появление персонажа, правила игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие с перышком
- Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
- Игра «Отгадай»
- «Лимонная мозаика»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.9. «Мои игрушки»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки»
Практика (0,8 ч)
- Игра – упражнение «Возьми игрушку»
- Упражнение «Назови любимую игрушку»
- Игра-упражнение «Куклы»
- Игра – упражнение «Отгадай, что в мешочке» Рисунок «Раскрась игрушку».
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 1.10. «Мои любимые сказки»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение «Присказки» (русское народное творчество)
Практика (0,8 ч)
- Игра-упражнение «Колобок»
- Моя любимая сказка (рассказы детей)
- Игра – имитация «Лесная зверобика». Рисунок «Раскрась сказочного героя»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 1.11. «Я хочу»
Теория (0,2 ч.)
Правила поведения на занятии, правила игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
- Подвижная игра «Карусели»
- Этюд «Зайчики»
- Творческая игра «Чудесный сундучок».
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.12. «Я могу»
Теория (0,2 ч.)
- Рассматривание иллюстраций книги «Я сам» Р. Юриной, беседа, правила игры.
Практика (0,8 ч)
- Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!»
- Подвижная игра «Смелые мышки»
- Игра-имитация «Умная головка»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.13. Я радуюсь
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Радость»
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Облако»
- Упражнение «Я радуюсь, когда…»
- Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию.
- Динамическая пауза «Мы веселые мартышки»
- Игра «Как доставить радость»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.14. Я грущу
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Грусть»
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Облако»
- Упражнение «Я грущу, когда..»
- Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию
- Подвижная игра «Грустный-веселый»
- Игра «Найди»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 1.15. Я злюсь
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Злость»
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Облако»
- Упражнение «Я сержусь, когда…»
- Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию.
- Упражнение «Уходи, злость, уходи»
- Психомышечная гимнастика: упражнения: «Бяка-Бука», «Бабочка», «Буратино»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение
Занятие 1.16. Я боюсь
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Страх, испуг»
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Здравствуйте, я волк»
- Введение в ситуацию.
- Пластико-мимические этюды: 1 этюд «Как колобок волка испугался»,
2 этюд «Смелый колобок»
- Подвижная игра «Дети и волк»
- Пальчиковая гимнастика «Колобок»
- Рисование «Подарок для волка»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 1.17 Закрепление знаний об эмоциях «Словарик Эмоций»
Теория (0,2 ч.)
- Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий. Чтение стихотворения «Облака» Н.Екимовой.
Практика (0,8 ч)
- Приветствие «Облако»
- Упражнение «Найди друга»
- Подвижная игра «Замри»
- Игра-упражнение «Волшебный мешок». Рисунок «Веселое солнышко»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Содержание занятий по разделу 2 «Я и другие дети»
Задачи:
- Профилактика у детей социальной дезадаптации.
- Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.
- Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.
- Учить детей взаимодействовать в процессе игрового общения.
- Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи.
- Дать первоначальное представление о внешности и поведении у представителей разного пола.
- Формировать чувство принадлежности к группе.
Занятие 2.1. «Плохо быть одному»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении), объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Игра «Ау, ау»
- Игра-упражнение «Передай другому»
- Подвижная игра «Ищу друга»
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 2.2. «Мы веселимся, смеемся, играем»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок», объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика 13 минут
- Игра «Клоун Тяп-Ляп»
- Этюд «Делай как я»
- Игра «Пушинка»
- Рисунок «Дорисуй веселого клоуна»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 2.3 « Говорим руками и телом»
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Подвижная игра «Веселый хоровод»
- Творческая игра «Живая картинка»
- Игра – имитация «Мы обезьянки»
- Творческая игра «Подарки»
- Этюд «До свидания»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение
Занятие 2.4.» Помогаем друг другу»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной «Кто поможет», объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Подвижная игра «Сборщики»
- Игра- упражнение «Помоги Тане»
- Подвижная игра «Только вместе»
- Творческая игра «Большой PUZZLE»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 2.4. «Мальчики и девочки»
Теория (0,2 ч.)
Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Упражнение «Найди отличия»
- Дидактическая игра «Мальчик и девочка»
- Творческая игра «Подружки»
- Игра-имитация «Насос и мяч»
- Дидактическая игра «Кому что подарим»
- Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Содержание занятий по разделу 3. «Я и взрослые»
Задачи:
- Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к маме.
- Учить детей проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.
- Учить детей вступать в контакты с окружающими людьми в духе добра и взаимопонимания.
- Воспитывать у детей желание общаться в процессе совместной деятельности.
- Помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального общества.
Занятие 3.1. «Все начинается с мамы»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение стихотворения В. Руссу «Моя семья», беседа о маме.
Практика (0,8 ч)
- Подвижная игра «Идем к маме»
- Дидактическая игра «Наша мама»
- Рисунок «Цветочек для мамы»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 3.2. «Дружная семья»
Теория (0,2 ч.)
- Беседа с детьми «Веселая семейка». Объяснение правил игр и выполнения упражнений
Практика (0,8 ч)
- Пальчиковая игра «Семья»
- Подвижная игра «Карусели»
- Игра – упражнение «Ласковый мелок»
- Дидактическая игра «Портрет семьи»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 3.3. «Маленький помощник»
Теория (0,2 ч.)
- Беседа с детьми «Маленький помощник». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Дидактическая игра «Маленькие помощники»
- Подвижная игра «Кенгуру»
- Творческая игра «Волшебные превращения веревочки»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 3.4. «Я в детском саду»
Теория (0,2 ч.)
- Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (в сокращении). Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Игра-упражнение «Утреннее приветствие»
- Игра-имитация «Лесная зарядка»
- Упражнение «Качели»
- Подвижная игра «Веселый танец»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Содержание занятий по разделу 4. «Я и культура общения»
Занятие 4.1. «Секрет волшебных слов»
Теория (0,2 ч.)
- Беседа с детьми «Вежливые слова». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Игра-занятие «Волшебные слова»
- Игра-упражнение «Выполни задание»
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 4.2. «Мы поссоримся и помиримся»
Теория (0,2 ч.)
- Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Упражнение «Просим извинения»
- Подвижная игра «Гнездышко»
- Подвижная игра «Нам не тесно»
- Игра «Хоровод друзей»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 4.3. «Давай поговорим»
Теория (0,2 ч.)
- Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Игра-упражнение «Потерянное словечко»
- Игра-инсценировка «»Доброе слово лечит, а худое калечит»
- Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора»
- Творческая игра «Мир без тебя»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Занятие 4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Теория (0,2 ч.)
- Беседа с детьми «Хорошо и плохо». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.
Практика (0,8 ч)
- Игра-драматизация «Узнай себя»
- Этюд «Упрямые козлики»
- Игра-упражнение «Я принес тебе подарок»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Содержание раздела 5 «Итоговые годовые занятия»
Задачи:
Повторение и закрепление умений, навыков, полученных детьми в процессе занятий.
Занятие 5.1. «В гостях у сказки»
Теория (0,2 ч.)
- Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»).
Практика (0,8 ч)
- Игра «Пробуждение»
- Игра-упражнение «Менялки игрушек»
- Подвижная игра «Сороконожка»
- Рисунок «Симметричные рисунки»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.
Занятие 5.2. «Урок общения»
Теория (0,2 ч.)
- Введение в сказку: знакомство с героями (используется произведение Н. Павловой «На машине»).
Практика (0,8 ч)
- Творческая игра «Украсим наш мячик»
- Подвижная игра «Воздушный бал»
- Подвижная игра «Самолет летит по небу»
- Песенка-игра «Если весело живется»
Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения и воспитания:
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.
В процессе обучения используются такие методы обучения как:
- игровой;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
Форма организации образовательного процесса В основе программы заложены групповые, фронтальные формы работы.
Формы организации учебного занятия
- Беседа;
- Игра;
- Наблюдение;
- Открытое занятие
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- коммуникативная технология обучения.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап:
- создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап:
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап:
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие эмоционально-волевой сферы;
- отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап:
- обобщение полученных знаний, подведение итогов. Рисунок – итог работы на занятии, который синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия (создать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе и закрепить положительные эмоции от работы на занятии).
Дидактические материалы:
- музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, ложки, румба, маракас, трещотка),
- фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы,
- коробочки с пряностями (тмин, гвоздика, мята и т.д.),
- эфирные масла (ландыш, роза, лаванда, жасмин)
- предметные игрушки, сюжетные картинки, картинки, на которых изображена одежда (мужская и женская),
- доска,
- цветные мелки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей,
- писчая (А4, А3) и цветная бумага А4,
- массажные мячики, коврики,
- игра «Бирюльки»;
- мешочки с разными наполнителями;
- детали иппликатора Кузнецова
- «Живая веревочка» (атласные ленточки разных цветов, белый бельевой шнур (веревка), гимнастические веревки);
- «Волшебный мешочек», «Волшебный ковер» (для релаксации)
- разноцветные мячики, кубики, платочки, детали детского конструктора,
- игра «Притворщик из серии «Семья»,
- куклы Бибабо,
- столы, стулья;
- пиктограммы эмоций, облака, изображения веселого гномика Смешинки, грустного гномика - Дедушки, злой снежинки,
- для тренировки вкусовых ощущений необходимы продукты питания (кусочки черного хлеба, сыр, печенье, яблоко, апельсин, банан, лимон, грейпфрут, груша, конфеты),
- колокольчик,
- куклы: мальчик и девочка, Знайка (в очках),
- мяч «Колобок», старый резиновый мяч с приклеенными на него липучками,
- маски волка, козлика, мышонка
- серия картинок «Что делает птичка»,
- колпачок Петрушки,
- зеркало,
- разрезные картинки (снежинка), набор парных картинок,
- большая мягкая игрушка Мишка,
- маленькие плотные комочки ваты на ниточках (по количеству детей),
- фланелеграф и картинки для него ( солнышко, дерево, тучка, гнездо, птенчик, цветы, мышонок, девочка, зайцы, белка, гусеница и т.д.),
- рабочие листы: «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку» (по количеству детей), «Карта путешествия мышонка»,
- пособие к игре «Наша мама»,
- разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка (бусы, ленточки, головные уборы и т.д.),
- нарядная коробка (сундучок),
- небольшой камень,
- настольная игра « Найди пару»
Список литературы
- Загуменная Л А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 231 с., ил.
- Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 160 с., ил.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. «Я, ты, мы». Социально-эмоциональное развитие детей 3- 6 лет. Москва.: Просвещение, 2004. – 168 с., ил.
- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2015 – 110 с., ил.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 223 с., ил
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000. – 192 с., ил.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2006. - 102 с., ил.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, Речь, 2000. - 176 с., ил.
- Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие – конспект для практических работников ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 96 с., ил.
- Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. Пер. с нем. – 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. – 143 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160 с.
- Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет). Методическое пособие – М.: Ювента, 2013. – 160 с.
- Юматова Д.Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. – СПб.: ООО Издательство Детство – Пресс, 2017. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Программа по дополнительному образованию детей 3-5 лет «Вместе к успеху» (студия индивидуального развития) (социально - коммуникативное развитие)
Программа дополнительного образования «Вместе к успеху» относится к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)
Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной памяти, мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)
Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...