Дополнительная общеразвивающая программа "ВМЕСТЕ"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Программа создана и реализуется совместно с родителями детей старшего возраста. Цель :Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач по формированию культуры безопасности у детей дошкольного возраста.Основные направления: социально-правовые, информационно-аналитические, познавательно-практические, наглядно-инфомационные, досуговые. Программа "ВМЕСТЕ" и ее методическое сопровождение разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования и могут быть реализованы в других ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №107»
Муниципального образования города Братска
665732, Иркутская область, г.Братск, ул.Рябикова, д.25
тел/факс 42-34-51, тел.:42-33-63, E-mail: dou-107@yandex.ru
«Вместе»
Дополнительная общеразвивающая
программа сотрудничества
ДОУ и семьи.
Автор: Ромазанова Ольга Алексеевна,
I квалификационная категория
Программа составлена: 2015 г.
Пояснительная записка
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОО с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, безопасности и укрепления здоровья. По мнению Тимофеевой Л.Л., Королевой Н.И., в настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Образовательная организация может с успехом формировать такие компоненты культуры безопасности, как система знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, физическая готовность к выходу из опасных ситуаций. Такие же компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье. Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасностей. Авторская дополнительная общеразвивающая программа для родителей «Вместе» составлена на основе учебно-методического пособия Л.Л. Тимофеевой, Н.И. Королевой «Формирование культуры безопасности: взаимодействие семьи и ДОО», 2015 года издания. Программа рассчитана на 44 часа (на два года – для родителей детей старшего и подготовительного к школе возраста). Содержание программы направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, культуры безопасности, что соответствует основной образовательной программе МБДОУ «ДСКВ №107». Данная программа отличается от существующих своим комплексным подходом при организации сотрудничества с родителями детей 5-7 лет, расширена включением в нее современных направлений взаимодействия с семьями воспитанников: информационно-аналитическое; познавательно-практическое; наглядно-информационное; досуговое.
Цель: Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач формирования культуры безопасности у детей.
Задачи:
1. Повышение родительской компетенции, т.е. формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, общая эрудиция).
2. Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики общения с детьми.
3. Формирование практических навыков воспитания личности безопасного типа.
4. Тесное сотрудничество и непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательной деятельности ДОО.Ведущая идея: Взаимодействие семьи педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность – это здоровье и безопасность ребенка. Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества.
Программа основывается на принципах:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- сознание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе;
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход (учет личного опыта родителей);
- динамичность (ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей).
Ожидаемые результаты:
1. Повышение родительской компетенции в области формирования культуры безопасности.
2. Овладение практическими навыками и умениями формирования культуры безопасности у дошкольников.
3. Формирование активной позиции родителей как участников образовательных отношений.
Формы и методы: Круглый стол, практикумы, обсуждение, тренинги, моделирование, диалоги, обсуждение проблемных ситуаций, мозговой штурм, участие в реализации проектов, непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, использование ИКТ-технологий.
Данная программа адресована педагогам дошкольных организаций по организации взаимодействия ДОО и семьи в области формирования культуры безопасности детей старшего и подготовительного к школе возраста. На основе тематического плана составляется календарный план на каждый год самостоятельно педагогами, исходя из потребностей, интересов родителей, группы. Предложена очно-заочная форма взаимоотношений с родителями. Очная форма – это непосредственное общение педагога с родителями с использованием разных форм. Заочная форма – это взаимодействие педагога с родителями с помощью сайта ДОО, электронных ящиков родителей, оформление стенда в приемной группы, папок-передвижек, буклетов, консультаций.
Тематический план
№ п/п | Название направлений, разделов и тем | Количество часов | Очно | Заочно |
I. Тема №1 | Информационно-аналитическое направление: Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции. Роль семьи в формировании культуры безопасности Введение в проблему. Рассмотрение основных понятий темы. Выявление образовательных потребностей родителей в формировании культуры безопасности. Выявление уровня компетентности родителей в формировании культуры безопасности (в начале курса и в конце) | 3 | 2 | 1 |
II. Тема №2 Тема №3 Тема №4 Тема №5 Тема №6 Тема №7 | Познавательно-практическое направление: Цель: Ознакомление с особенностями формирования у дошкольников культуры безопасности; формирование родительской компетенции в области культуры безопасности; знакомство со всеми культурными практиками по формированию культуры безопасности. Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников. Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности. Возрастные особенности старших дошкольников и проблема формирования культуры безопасности. Родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников. Индивидуальные особенности ребенка и его безопасность. Влияние поведенческих особенностей детей на формирование культуры безопасности. Опасности и безопасность | 2 2 2 2 2 5 | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 4 |
III. | Наглядно-информационное направление: Цель: Ознакомление родителей с работой педагогов группы по формированию у детей культуры безопасности. 1. Участие в реализации детских проектов. 2. Дни открытых дверей. 3. Стенд в приемной, буклеты консультации, папки-передвижки. 4. Показы детьми старых сказок на новый лад. | 6 2 4 2 | 2 2 | 6 4 |
IV. | Досуговое направление: Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми в процессе совместных мероприятий; партнерского взаимодействия взрослого и ребенка. Развлечения и праздники по плану ДОУ. | 12 | 12 | |
Итого: | 44 ч. |
Содержание программы
I. Информационно- аналитическое направление
Роль семьи в формировании культуры безопасности (3ч.):
1) Введение в проблему.
2) Рассмотрение основных понятий темы.
3) Выявление образовательных потребностей родителей в формировании культуры безопасности.
4) Выявление уровня компетентности родителей в формировании культуры безопасности (в начале курса и в конце).
II. Познавательно-практическое направление:
Особенности усвоения дошкольниками основ культуры безопасности (15ч.):
1) Введение в проблему.
2) Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников (2ч.). ФГОС: целевые ориентиры детей 7-8 лет; необходимость формирования у детей ответственности, самостоятельности. Определение последовательности и пути делегирования детям «зон ответственности». Содержание работы по формированию культуры безопасности на основе представлений о «зонах ответственности».
3) Возрастные особенности дошкольников (2ч.). Особенности детей 5-7 лет, определяющие принципиальную возможность и необходимость формирования культуры безопасности. Выявление возрастных особенностей, на которые можно опираться при формировании культуры безопасности. Обозначение проблем формирования навыков безопасного поведения, связанные с особенностями старших дошкольников. Обучение родителей определять, как возрастные особенности могут повлиять на стратегию поведения ребенка при столкновении с опасной ситуацией.
4) Родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников (2ч.). Рассмотрение основных понятий. Родительские стили воспитания. Родительские тактики и стили воспитания.
5) Индивидуальные особенности ребенка и его безопасность (2ч.). Рассмотрение основных понятий. Типы темперамента (условно позитивные признаки или свойства и условно негативные признаки или свойства). Определение типа темперамента ребенка по итогам наблюдения, по подробному описанию, по отдельным характерным чертам. Выбор родителями метода воспитания в соответствии с типологическими особенностями своего ребенка. Выявление рисков, связанных с характерными для каждого типа темперамента особенностями.
6) Влияние поведенческих особенностей детей на формирование культуры безопасности (2ч.). Поведенческие особенности детей 5-7 лет (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость), риски попадания детей в опасные ситуации. Выявление поведенческих особенностей детей, прогнозирование их действий. Модели эффективного взаимодействия с детьми.
7) Опасности и безопасность (5ч.). Признаки, определяющие опасность. Опасности, их источники, классификация опасностей. Статистика, причины и оценка риска попадания детей в опасные ситуации. Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка. Безопасная среда и роль родителей в обеспечении безопасности детей.
III. Наглядно-информационное направление (16ч.)
Участие родителей в реализации детских проектов, днях открытых дверей. Показы детьми старых сказок на новый лад. Ознакомление с содержанием информационного стенда «Безопасность – это важно», папки-передвижки, буклеты, консультации.
IV. Досуговое направление (12ч.)
Непосредственное участие родителей в праздниках и развлечениях по плану ДОУ.
Учебно-методические средства
Литература
1) Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.
2) Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / под ред. В.В. Сапронова. – М.: ФМБА России, 2009.
3) Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – с. 54-104.
4) Овчарова Р.В. Тест «Какой у вас стиль общения и воспитания? // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru
5) Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Дисс…. канд. пед. наук. – Челябинск, 2011.
6) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 25.11.2013. Федеральный выпуск №6241.
7) Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015. – 176 с.
8) Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Проблема формирования культуры безопасности у дошкольников. Семинар-практикум //Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 4 / под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 65 с.
9) Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.
Наглядные пособия:
Папки-передвижки:
- Безопасность ребенка;
- Пожарная безопасность;
- Первая помощь;
- Безопасность дорожного движения;
- Уголок дорожной безопасности;
- Если ты потерялся в лесу;
- Детские болезни;
- Опасные предметы и явления;
- Здоровый образ жизни семьи;
- Роль семьи в воспитании детей.
Анкеты и тесты:
1. Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей.
2. Тест «Какой у вас стиль общения и воспитания?».
3. Тест «Родительская компетентность и безопасность детей».
4. Анкета на выявление типа темперамента у ребенка.
5. Анкеты на выявление поведенческих особенностей детей (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость).
6. Анкета «Уровень безопасности».
7. Тесты для родителей по ПДД.
Дидактический материал для практических работ:
1. Культура безопасности: основные понятия.
2. ФГОС: целевые ориентиры (к 7-8 годам).
3. Практикум «Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников».
4. Практикум «Анализ опасных ситуаций с учетом возрастных особенностей старших дошкольников».
5. Практикум «Опасные ситуации и их источники».
6. Практикум «Продуктивные и непродуктивные родительские стили воспитания».
7. Тренинг «Поведение родителей в ситуации общения с незнакомым человеком».
8. Практикум «Определение типа темперамента детей».
9. Задачи и рекомендации по работе с дошкольниками с учетом типов их темперамента.
10. Примеры стихотворений об агрессивных, гиперактивных, тревожных и застенчивых детях.
11. Модели эффективного взаимодействия с детьми.
Материал для самостоятельного изучения
Консультации:
1. Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности.
2. Возрастные особенности старших дошкольников.
3. Родительские стили воспитания.
4. Дети и мультипликация.
5. Задачи, формы и методы воспитания культуры безопасности у детей 6-7 лет.
6. Типы темпераментов.
7. Ваши дети будут поступать только так, как поступаете вы.
8. Особенности обучения детей ПДД.
9. ПДД и дети.
10. Безопасность везде и всегда.
11. Безопасность в вашем доме.
12. Личная безопасность.
13. Список произведений художественной литературы по формированию культуры безопасности у детей.
14. Основы безопасности жизнедеятельности или рекомендации для родителей.
15. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.
16. Никто не может заменить детям родителей.
17. Личная безопасность и безопасность окружающих в быту.
18. Разработка и использование маршрута «Дом – детский сад».
Материалы и оборудование:
- ноутбук;
- принтер;
- мультимедийная установка;
- бумага для печати;
- ручки;
- использование сайта детского сада;
- адреса электронных ящиков родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....