Дополнительная общеразвивающая программа "ВМЕСТЕ"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ромазанова Ольга Алексеевна

Программа создана  и реализуется  совместно с родителями детей старшего возраста. Цель :Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач по формированию культуры безопасности у детей дошкольного возраста.Основные направления: социально-правовые, информационно-аналитические, познавательно-практические, наглядно-инфомационные, досуговые. Программа "ВМЕСТЕ" и ее методическое сопровождение разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования и могут быть реализованы в других ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmeste.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №107»

Муниципального образования города Братска

        

665732, Иркутская область, г.Братск, ул.Рябикова, д.25

тел/факс 42-34-51, тел.:42-33-63, E-mail: dou-107@yandex.ru

«Вместе»

Дополнительная общеразвивающая

программа сотрудничества

ДОУ и семьи.

Автор: Ромазанова Ольга Алексеевна,

             I квалификационная категория

Программа составлена: 2015 г.

Пояснительная записка

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОО с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, безопасности и укрепления здоровья. По мнению Тимофеевой Л.Л., Королевой Н.И., в настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Образовательная  организация может с успехом формировать такие компоненты культуры безопасности, как система знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и  преодоления, физическая готовность к выходу из опасных ситуаций. Такие же компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье. Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая  готовность к преодолению опасностей.  Авторская дополнительная общеразвивающая программа для родителей «Вместе» составлена на основе учебно-методического пособия Л.Л. Тимофеевой, Н.И. Королевой «Формирование культуры безопасности: взаимодействие семьи и ДОО», 2015 года издания. Программа рассчитана на 44 часа (на два года – для родителей детей старшего и подготовительного к школе возраста). Содержание программы направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, культуры безопасности, что соответствует основной образовательной программе   МБДОУ «ДСКВ №107». Данная программа отличается от существующих своим комплексным подходом при организации  сотрудничества с родителями детей 5-7 лет, расширена включением в нее современных направлений взаимодействия с семьями воспитанников: информационно-аналитическое; познавательно-практическое; наглядно-информационное; досуговое.

Цель: Создание единого образовательного пространства как основы для  решения задач формирования культуры безопасности у детей.

 Задачи:

1. Повышение родительской компетенции, т.е. формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, общая эрудиция).

2. Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики общения с детьми.

3. Формирование практических навыков воспитания личности безопасного типа.

4. Тесное сотрудничество и непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательной деятельности ДОО.Ведущая идея: Взаимодействие семьи педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность – это здоровье и безопасность ребенка. Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества.

Программа основывается на принципах:

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- сознание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход (учет личного опыта родителей);

- динамичность (ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей).

Ожидаемые результаты:

1. Повышение родительской компетенции в области формирования культуры безопасности.

2. Овладение практическими навыками и умениями формирования культуры безопасности у дошкольников.

3. Формирование активной позиции родителей как участников образовательных отношений.

Формы и методы: Круглый стол, практикумы, обсуждение, тренинги, моделирование, диалоги, обсуждение проблемных ситуаций, мозговой штурм, участие в реализации проектов, непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, использование ИКТ-технологий.

Данная программа адресована педагогам дошкольных организаций по организации взаимодействия ДОО и семьи в области формирования культуры безопасности детей старшего и подготовительного к школе возраста. На основе тематического плана составляется календарный план на каждый год самостоятельно педагогами, исходя из потребностей, интересов родителей, группы. Предложена очно-заочная форма взаимоотношений с родителями. Очная форма – это непосредственное общение педагога с родителями с использованием разных форм. Заочная форма – это взаимодействие педагога с родителями с помощью сайта ДОО, электронных ящиков родителей, оформление стенда в приемной группы, папок-передвижек, буклетов, консультаций.

Тематический план

№ п/п

Название направлений,

разделов и тем

Количество часов

Очно

Заочно

I.

Тема №1

Информационно-аналитическое направление:

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции.

Роль семьи в формировании культуры безопасности

Введение в проблему. Рассмотрение основных понятий темы.

Выявление образовательных потребностей родителей в формировании культуры безопасности.

Выявление уровня компетентности родителей в формировании культуры безопасности (в начале курса и в конце)

3

2

1

II.

Тема №2

Тема №3

Тема №4

Тема №5

Тема №6

Тема №7

Познавательно-практическое направление:

Цель: Ознакомление с особенностями формирования у дошкольников культуры безопасности; формирование родительской компетенции в области культуры безопасности; знакомство со всеми культурными практиками по формированию культуры безопасности.

Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников. Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности.

Возрастные особенности старших дошкольников и проблема формирования культуры безопасности.

Родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников.

Индивидуальные особенности ребенка и его безопасность.

Влияние поведенческих особенностей детей на формирование культуры безопасности.

Опасности и безопасность

2

2

2

2

2

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

III.

Наглядно-информационное направление:

Цель: Ознакомление родителей с работой педагогов группы по формированию у детей культуры безопасности.

1. Участие в реализации детских проектов.

2. Дни открытых дверей.

3. Стенд в приемной, буклеты консультации, папки-передвижки.

4. Показы детьми старых сказок на новый лад.

6

2

4

2

2

2

6

4

IV.

Досуговое направление:

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми в процессе совместных мероприятий; партнерского взаимодействия взрослого и ребенка.

Развлечения и праздники по плану ДОУ.

12

12

Итого:

44 ч.

Содержание программы

I. Информационно- аналитическое направление

Роль семьи в формировании культуры безопасности (3ч.):

1) Введение в проблему.

2) Рассмотрение основных понятий темы.

3) Выявление образовательных потребностей родителей в формировании культуры безопасности.

4) Выявление уровня компетентности родителей в формировании культуры безопасности (в начале курса и в конце).

II. Познавательно-практическое направление:

Особенности усвоения дошкольниками основ культуры безопасности (15ч.):

1) Введение в проблему.

2) Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников (2ч.). ФГОС: целевые ориентиры детей 7-8 лет; необходимость формирования у детей ответственности, самостоятельности. Определение последовательности и пути делегирования детям «зон ответственности». Содержание работы по формированию культуры безопасности на основе представлений о «зонах ответственности».

3) Возрастные особенности дошкольников (2ч.). Особенности детей 5-7 лет, определяющие принципиальную возможность и необходимость формирования культуры безопасности. Выявление возрастных особенностей, на которые можно опираться при формировании культуры безопасности. Обозначение проблем формирования навыков безопасного поведения, связанные с особенностями старших дошкольников. Обучение родителей определять, как возрастные особенности могут повлиять на стратегию поведения ребенка при столкновении с опасной ситуацией.

4) Родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников (2ч.). Рассмотрение основных понятий. Родительские стили воспитания. Родительские тактики и стили воспитания.

5) Индивидуальные особенности ребенка и его безопасность (2ч.). Рассмотрение основных понятий. Типы темперамента (условно позитивные признаки или свойства и условно негативные признаки или свойства). Определение типа темперамента ребенка по итогам наблюдения, по подробному описанию, по отдельным характерным чертам. Выбор родителями метода воспитания в соответствии с типологическими особенностями своего ребенка. Выявление рисков, связанных с характерными для каждого типа темперамента особенностями.

6) Влияние поведенческих особенностей детей на формирование культуры безопасности (2ч.). Поведенческие особенности детей 5-7 лет (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость), риски попадания детей в опасные ситуации. Выявление поведенческих особенностей детей, прогнозирование их действий. Модели эффективного взаимодействия с детьми.

7) Опасности и безопасность (5ч.). Признаки, определяющие опасность. Опасности, их источники, классификация опасностей. Статистика, причины и оценка риска попадания детей в опасные ситуации. Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка. Безопасная среда и роль родителей в обеспечении безопасности детей.

III. Наглядно-информационное направление (16ч.)

Участие родителей в реализации детских проектов, днях открытых дверей. Показы детьми старых сказок на новый лад. Ознакомление с содержанием информационного стенда «Безопасность – это важно», папки-передвижки, буклеты, консультации.

IV. Досуговое направление (12ч.)

Непосредственное участие родителей в праздниках и развлечениях по плану ДОУ.

Учебно-методические средства

Литература

1) Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.

2) Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / под ред. В.В. Сапронова. – М.: ФМБА России, 2009.

3) Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – с. 54-104.

4) Овчарова Р.В. Тест «Какой у вас стиль общения и воспитания? // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru

5) Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Дисс…. канд. пед. наук. – Челябинск, 2011.

6) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 25.11.2013. Федеральный выпуск №6241.

7) Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015. – 176 с.

8) Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Проблема формирования культуры безопасности у дошкольников. Семинар-практикум //Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 4 / под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 65 с.

9) Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.

Наглядные пособия:

Папки-передвижки:

- Безопасность ребенка;

- Пожарная безопасность;

- Первая помощь;

- Безопасность дорожного движения;

- Уголок дорожной безопасности;

- Если ты потерялся в лесу;

- Детские болезни;

- Опасные предметы и явления;

- Здоровый образ жизни семьи;

- Роль семьи в воспитании детей.

Анкеты и тесты:

1. Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей.

2. Тест «Какой у вас стиль общения и воспитания?».

3. Тест «Родительская компетентность и безопасность детей».

4. Анкета на выявление типа темперамента у ребенка.

5. Анкеты на выявление поведенческих особенностей детей (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость).

6. Анкета «Уровень безопасности».

7. Тесты для родителей по ПДД.

Дидактический материал для практических работ:

1. Культура безопасности: основные понятия.

2. ФГОС: целевые ориентиры (к 7-8 годам).

3. Практикум «Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников».

4. Практикум «Анализ опасных ситуаций с учетом возрастных особенностей старших дошкольников».

5. Практикум «Опасные ситуации и их источники».

6. Практикум «Продуктивные и непродуктивные родительские стили воспитания».

7. Тренинг «Поведение родителей в ситуации общения с незнакомым человеком».

8. Практикум «Определение типа темперамента детей».

9. Задачи и рекомендации по работе с дошкольниками с учетом типов их темперамента.

10. Примеры стихотворений об агрессивных, гиперактивных, тревожных и застенчивых детях.

11. Модели эффективного взаимодействия с детьми.

Материал для самостоятельного изучения

Консультации:

1. Зоны родительской ответственности и детской самостоятельности.

2. Возрастные особенности старших дошкольников.

3. Родительские стили воспитания.

4. Дети и мультипликация.

5. Задачи, формы и методы воспитания культуры безопасности у детей 6-7 лет.

6. Типы темпераментов.

7. Ваши дети будут поступать только так, как поступаете вы.

8. Особенности обучения детей ПДД.

9. ПДД и дети.

10. Безопасность везде и всегда.

11. Безопасность в вашем доме.

12. Личная безопасность.

13. Список произведений художественной литературы по формированию культуры безопасности у детей.

14. Основы безопасности жизнедеятельности или рекомендации для родителей.

15. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.

16. Никто не может заменить детям родителей.

17. Личная безопасность и безопасность окружающих в быту.

18. Разработка и использование маршрута «Дом – детский сад».

Материалы и оборудование:

- ноутбук;

- принтер;

- мультимедийная установка;

- бумага для печати;

- ручки;

- использование сайта детского сада;

- адреса электронных ящиков родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....