Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему: «Украшение башкирского камзола»
план-конспект занятия
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) на тему "Украшение башкирского камзола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ukrashenie_bashkirskogo_kamzola.docx | 22.11 КБ |
konspekt_ukrashenie_bashkirskogo_kamzola.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованно - образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему:
«Украшение башкирского камзола»
старшая группа
Подготовила:
воспитатель Казакбаева З. Ф.
2019 г.
Доминирующая образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Интегрированные задачи.
Образовательные:
- продолжать знакомство с народным башкирским костюмом, орнаментом, учить расписывать камзол, применяя ранее полученные навыки, учить рисовать согласно образцу, совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить начатое до конца;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению башкирского искусству, развивать мышление, воображение, художественный вкус, технические навыки рисования красками, творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать патриотическую культуру, способствовать развитию интереса к башкирскому искусству, выявлять эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок, толерантность, самостоятельность в выполнении задания.
Словарная работа: камзол, күлдәк, ҡашмау, ҡусҡар.
Активизация словаря: орнамент, Республика, национальность.
Виды детской деятельности: изобразительная, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Одежда башкир», развивающая игра «Составь башкирскую одежду», беседа на тему «Национальная одежда башкир», рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах, разучивание подвижной игры «Юрта»
Работа с родителями: украшение куклы «Айрат», «Айгуль» национальными костюмами.
Материал и оборудование:
Раздаточный : акварельные краски (зеленая, красная, желтая), тканевая салфетка, кисточки, непроливайки, шаблоны камзола для росписи, иллюстрации;
Демонстрационный материал: образец рисования, иллюстрация башкирской национальной одежды башкир, технологическая карта «Рисование узора на камзоле»
Оборудование: магнитофон, платки для шатра, мольберт.
- Организационное начало занятия.
Вступительная беседа.
Дети стоят в кругу.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Приветствие. Мы сегодня будем вместе работать. Друга слева поприветствуем на русском языке – Здравствуй! Друга слева на башкирском языке- Һаумы! Сегодня мы с вами будем работать вместе дружно.
- Знакомство с темой занятия.
В. Ребята, а сейчас скажите пожалуйста, какое сейчас время года.
Д. Осень. Листья желтеют, падают и т.д.
В. А что мы видим в окне.
Д. Город
В. А как называется наш город.
Д. Наш город Салават.
В. А в какой республике мы живем.
Д. Мы живем в республике Башкортостан.
Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.
Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!
- Беседа «Костюмы народов Башкортостан»
В. В нашей республике живет много людей разных национальностей. Вот я, например, башкирка по национальности. А вы кто?
Д. Русские, башкиры, татары, армяне, казахи и т.д.
В. У каждого народа своя культура, свои обычаи, национальные костюмы.
- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и башкирские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные)костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на фольклорных праздниках, на концертах, на концертах народных танцев, песен, на картинках художников)
- Знакомство с мужским башкирским костюмом.
Рисунок №1
В. Ребята, посмотрите на картинки и скажите пожалуйста, что здесь изображено?
Д. Девочка и мальчик в национальном костюме.
В. Правильно на этом рисунке изображен башкирский национальный мужской костюм, а на этом женский.
В. Давайте посмотрим что носили мужчины?
Д. Мужчины башкир одевали просторную и длинную рубашку с длинными рукавами и широкие штаны.
В. А кто скажет, как на башкирском языке будет рубашка?
Д. Рубашка- күлдәк. А давайте еще раз скажем, чтобы все запомнили- күлдәк
В. А что одевали поверх рубашки?
Д. Поверх рубашки носили короткую безрукавку.
В. А кто запомнил, как она называется.
Д. Камзол
В. На улицу обычно надевали длинный халат. Как она называется?
Д. Елән.
В. Одежду подпоясывали ремнем(билбау)
В. А какие головные уборы носили башкиры?
Д. Мужчины на голове носили тюбетейку. В холодное время года поверх тюбетейки надевали меховые шапки.
В. Как на башкирском будет меховая шапка.
Д. Бүрек.
В. Какую обувь носили башкиры.
Д. Наиболее распространенной обувью были сапоги- сарыки.
В. А из чего их изготавливали?
Д. Из шкуры.
- Знакомство с женским башкирским костюмом.
Рисунок №2
В. Рассмотрим женский башкирский народный костюм.
Женская одежда была разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары.
В. А что надевали на платье? Кто запомнил название этой одежды?
Д. На платье надевали камзол.
В. А давайте еще раз скажем кам- зол, чтобы все запомнили. А на какую современную одежду она похожа?
В. А что они делали, чтобы камзолы выглядели яркими, нарядными?
Д. Их украшали серебренными монетами, вышивкой, бисером.
В. А на праздник женщины одевали елән. Их тоже украшали серебренными монетами и бисером.
В. Какие головные уборы можете назвать?
Д. Головным убором был небольшой платок, зимой поверх платка надевали меховую шапку, а праздничным головным убором был ҡашмау.
В. Молодцы. Сколько слов запомнили. А сегодня в вам пришла в гости девочка. Пригласим ее?
- Сюрпризный момент «К нам пришла Айсылу»
(Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица Айсылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец)
Айһылыу. Һаумыһығыҙ, малайҙар һәм ҡыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айһылыу.
В. Здравствуй, Айһылыу. Ребята, поздоровайтесь с Айһылыу.
Д. Здравствуй, Айһылыу
- Дидактическая игра «Назови части одежды»
В. Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи- с оборками внизу- на башкирском языке платье называется – күлдәк. На голове- ҡашмау. Айһылыу к нам пришла в башкирском женском национальном костюме.
А. Вам понравилась моя одежда?
- Решение проблемной ситуации.
В. Ребята, посмотрите, в костюме Айһылыу чего то не хватает.
Д. У нее нет камзола
В. Я вам предлагаю расписать и подарить коллекцию камзолов нашей гостье.
В. Посмотрите, что я вам принесла?
Д. Это камзол.
В. А как он украшен.
Д. Камзол украшен орнаментом.
В. А для начала скажите, что такое орнамент? В переводе «орнамент» - украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.
Просмотр слайдов (до 7 слайда)
В. Что украшали орнаментом?
Д. Одежду, ковры, посуду.
В. А какие цвета использовали в орнаменте?
Д. Красный, черный, желтый.
В. А узоры рисовали не просто так. У каждого узора свой символ. Давайте посмотрим символы орнамента(Сл.№8)
И каждый символ несет свой смысл. Например, кускар это символ производительной деятельности человека, плодородия. Как вы думаете, если человек украсил таким орнаментом, что можно о нем говорить?
Д. Если человек украшал свою одежду с таким орнаментом, значит он хотел показать, что он трудолюбивый, любящий природу человек.
В. А теперь посмотрите на следующий слайд и скажите какие символы вы увидели?
Д. Кускар, сердечки.
В. А сердце означает что он гостеприимный человек.
Из каких элементов украшен наш камзол?
Д. Кускар, треугольник, круг.
В. Треугольник означает трудолюбие, а круг это форма монет. Значит, что можно сказать о человеке, который украсил свою одежду таким орнаментом?
Д. Что он трудолюбивый, богат.
В. Какие цвета мы будем использовать.
Д. Красный, желтый.
В. Чтобы наши пальчики слушали нас подготовим их к работе.
Физминутка «Подвижная игра «Тирмә»
- Практическая работа
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Мальчики и девочки.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Ознакомление с технологической картой «Рисование узора на камзоле»
В. Наш камзол раскрашен, поэтому начнем рисовать орнамент. С чего же мы начнем работу. Передняя часть камзола состоит из двух частей: левого края и правого. Начнем слева, чтобы потом не испачкать наши ручки. Край камзола украшали разноцветными лентами. И мы украсим свой камзол ленточкой- полоской. Сначала обведем левую часть переда, а потом правую. Затем середину украсим треугольником, чтобы наших девочек не сглазили. А нижнюю часть украсим символом кускар. Чтобы показать богатство народа украсим камзол монетами- кружочками.
В. Башкирская пословица гласит: «Кто без дела, тот без сил!» Желаю вам творческих успехов!
Мы с вами отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.
- Рефлексия.
В. В свою коллекцию камзолов мы договорились подарить нашей гостье. Нарядим башкирских красавиц нашими камзолами и подарим Айсылу.
В. Какие элементы одежды национального костюма вы запомнили? Как украшали национальный костюм.
Предварительный просмотр:
Конспект
организованно - образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему:
«Украшение башкирского камзола»
старшая группа
Подготовила:
воспитатель Казакбаева З. Ф.
Доминирующая образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Интегрированные задачи.
Образовательные:
- продолжать знакомство с народным башкирским костюмом, орнаментом, учить расписывать камзол, применяя ранее полученные навыки, учить рисовать согласно образцу, совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить начатое до конца;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению башкирского искусству, развивать мышление, воображение, художественный вкус, технические навыки рисования красками, творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать патриотическую культуру, способствовать развитию интереса к башкирскому искусству, выявлять эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок, толерантность, самостоятельность в выполнении задания.
Словарная работа: камзол, күлдәк, ҡашмау, ҡусҡар.
Активизация словаря: орнамент, Республика, национальность.
Виды детской деятельности: изобразительная, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Одежда башкир», развивающая игра «Составь башкирскую одежду», беседа на тему «Национальная одежда башкир», рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах, разучивание подвижной игры «Юрта»
Работа с родителями: украшение куклы «Айрат», «Айгуль» национальными костюмами.
Материал и оборудование:
Раздаточный : акварельные краски (зеленая, красная, желтая), тканевая салфетка, кисточки, непроливайки, шаблоны камзола для росписи, иллюстрации;
Демонстрационный материал: образец рисования, иллюстрация башкирской национальной одежды башкир, технологическая карта «Рисование узора на камзоле»
Оборудование: магнитофон, платки для шатра, мольберт.
- Организационное начало занятия.
Вступительная беседа.
Дети стоят в кругу.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Приветствие. Мы сегодня будем вместе работать. Друга слева поприветствуем на русском языке – Здравствуй! Друга слева на башкирском языке- Һаумы! Сегодня мы с вами будем работать вместе дружно.
- Знакомство с темой занятия.
В. Ребята, а сейчас скажите пожалуйста, какое сейчас время года.
Д. Осень. Листья желтеют, падают и т.д.
В. А что мы видим в окне.
Д. Город
В. А как называется наш город.
Д. Наш город Салават.
В. А в какой республике мы живем.
Д. Мы живем в республике Башкортостан.
Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.
Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!
- Беседа «Костюмы народов Башкортостан»
В. В нашей республике живет много людей разных национальностей. Вот я, например, башкирка по национальности. А вы кто?
Д. Русские, башкиры, татары, армяне, казахи и т.д.
В. У каждого народа своя культура, свои обычаи, национальные костюмы.
- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и башкирские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные)костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на фольклорных праздниках, на концертах, на концертах народных танцев, песен, на картинках художников)
- Знакомство с мужским башкирским костюмом.
Рисунок №1
В. Ребята, посмотрите на картинки и скажите пожалуйста, что здесь изображено?
Д. Девочка и мальчик в национальном костюме.
В. Правильно на этом рисунке изображен башкирский национальный мужской костюм, а на этом женский.
В. Давайте посмотрим что носили мужчины?
Д. Мужчины башкир одевали просторную и длинную рубашку с длинными рукавами и широкие штаны.
В. А кто скажет, как на башкирском языке будет рубашка?
Д. Рубашка- күлдәк. А давайте еще раз скажем, чтобы все запомнили- күлдәк
В. А что одевали поверх рубашки?
Д. Поверх рубашки носили короткую безрукавку.
В. А кто запомнил, как она называется.
Д. Камзол
В. На улицу обычно надевали длинный халат. Как она называется?
Д. Елән.
В. Одежду подпоясывали ремнем(билбау)
В. А какие головные уборы носили башкиры?
Д. Мужчины на голове носили тюбетейку. В холодное время года поверх тюбетейки надевали меховые шапки.
В. Как на башкирском будет меховая шапка.
Д. Бүрек.
В. Какую обувь носили башкиры.
Д. Наиболее распространенной обувью были сапоги- сарыки.
В. А из чего их изготавливали?
Д. Из шкуры.
- Знакомство с женским башкирским костюмом.
Рисунок №2
В. Рассмотрим женский башкирский народный костюм.
Женская одежда была разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары.
В. А что надевали на платье? Кто запомнил название этой одежды?
Д. На платье надевали камзол.
В. А давайте еще раз скажем кам- зол, чтобы все запомнили. А на какую современную одежду она похожа?
В. А что они делали, чтобы камзолы выглядели яркими, нарядными?
Д. Их украшали серебренными монетами, вышивкой, бисером.
В. А на праздник женщины одевали елән. Их тоже украшали серебренными монетами и бисером.
В. Какие головные уборы можете назвать?
Д. Головным убором был небольшой платок, зимой поверх платка надевали меховую шапку, а праздничным головным убором был ҡашмау.
В. Молодцы. Сколько слов запомнили. А сегодня в вам пришла в гости девочка. Пригласим ее?
- Сюрпризный момент «К нам пришла Айсылу»
(Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица Айсылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец)
Айһылыу. Һаумыһығыҙ, малайҙар һәм ҡыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айһылыу.
В. Здравствуй, Айһылыу. Ребята, поздоровайтесь с Айһылыу.
Д. Здравствуй, Айһылыу
- Дидактическая игра «Назови части одежды»
В. Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи- с оборками внизу- на башкирском языке платье называется – күлдәк. На голове- ҡашмау. Айһылыу к нам пришла в башкирском женском национальном костюме.
А. Вам понравилась моя одежда?
- Решение проблемной ситуации.
В. Ребята, посмотрите, в костюме Айһылыу чего то не хватает.
Д. У нее нет камзола
В. Я вам предлагаю расписать и подарить коллекцию камзолов нашей гостье.
В. Посмотрите, что я вам принесла?
Д. Это камзол.
В. А как он украшен.
Д. Камзол украшен орнаментом.
В. А для начала скажите, что такое орнамент? В переводе «орнамент» - украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.
Просмотр слайдов (до 7 слайда)
В. Что украшали орнаментом?
Д. Одежду, ковры, посуду.
В. А какие цвета использовали в орнаменте?
Д. Красный, черный, желтый.
В. А узоры рисовали не просто так. У каждого узора свой символ. Давайте посмотрим символы орнамента(Сл.№8)
И каждый символ несет свой смысл. Например, кускар это символ производительной деятельности человека, плодородия. Как вы думаете, если человек украсил таким орнаментом, что можно о нем говорить?
Д. Если человек украшал свою одежду с таким орнаментом, значит он хотел показать, что он трудолюбивый, любящий природу человек.
В. А теперь посмотрите на следующий слайд и скажите какие символы вы увидели?
Д. Кускар, сердечки.
В. А сердце означает что он гостеприимный человек.
Из каких элементов украшен наш камзол?
Д. Кускар, треугольник, круг.
В. Треугольник означает трудолюбие, а круг это форма монет. Значит, что можно сказать о человеке, который украсил свою одежду таким орнаментом?
Д. Что он трудолюбивый, богат.
В. Какие цвета мы будем использовать.
Д. Красный, желтый.
В. Чтобы наши пальчики слушали нас подготовим их к работе.
Физминутка «Подвижная игра «Тирмә»
- Практическая работа
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Мальчики и девочки.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Ознакомление с технологической картой «Рисование узора на камзоле»
В. Наш камзол раскрашен, поэтому начнем рисовать орнамент. С чего же мы начнем работу. Передняя часть камзола состоит из двух частей: левого края и правого. Начнем слева, чтобы потом не испачкать наши ручки. Край камзола украшали разноцветными лентами. И мы украсим свой камзол ленточкой- полоской. Сначала обведем левую часть переда, а потом правую. Затем середину украсим треугольником, чтобы наших девочек не сглазили. А нижнюю часть украсим символом кускар. Чтобы показать богатство народа украсим камзол монетами- кружочками.
В. Башкирская пословица гласит: «Кто без дела, тот без сил!» Желаю вам творческих успехов!
Мы с вами отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.
- Рефлексия.
В. В свою коллекцию камзолов мы договорились подарить нашей гостье. Нарядим башкирских красавиц нашими камзолами и подарим Айсылу.
В. Какие элементы одежды национального костюма вы запомнили? Как украшали национальный костюм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ оод по художественно - эстетическому развитию на тему: «Укрась сапожок башкирским узором" для детей 5-6 лет
занятие по рисованию...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Конспект НОД средней группе. Художественно-эстетическое развитие /Рисование/ Тема: «Украшение платочка тувинскими узорами»
Конспект занятия по рисованию в средней группеТема: «Украшение платочка тувинскими узорами»Вид деятельности: интегрированная(продуктивная, игровая)Форма проведения: групповаяЦель: формиров...
НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисование) в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"
НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисования) в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"...
Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)
Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – моделирование эмоционального состояния и заботы о до...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»
Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию(аппликация) в средней группе «Башкирский ковер»
Знакомство детей с башкирским орнаментом - ступеньки, состоящих из полосок разных цветов. Учить резать полоски по прямой, составлять из них узор паласа....