"Научная лаборатория"
план-конспект занятия (старшая группа)

Физминутка «Как живешь?»

Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт Ильский

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Научная лаборатория"

Составила: Смолина Е.А

Должность: воспитатель

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).

упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

познакомить со свойствами воды.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;

воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Оборудование: бутылка с водой, баночки маленькие, тарелки для молока, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло, тазы с водой, набор бумажных цветов,  воздушные шары, сода, уксус, пластиковая бутылочка,  реактивы (сода, уксус).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем в круг и начнем наше приветствие.

Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.

Улыбки подарим, улыбчивым людям.

Если каждый из нас улыбнется,

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? ( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

- Как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты ? (Ученые)

- Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают? (Проводят опыты, экспериментируют)

Воспитатель: Ученые, ребята, постоянно решают разные задачи, занимаются наукой и разными исследованиями. Давайте, и мы с вами, окунемся в ученый мир.

- Согласны?

НАЧНЕМ:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ... (Вода)

Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе.

- Ребята, какая вода по цвету? (Прозрачная)

- Сейчас с водой мы проведем опыт и увидим, какой может быть вода.

Опыт «Цветная вода»

Вода обычная становится разноцветной! (для проведения необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

Воспитатель:

- Фокус в том, что на крышке была нанесена краска. Вода смешалась с краской и стала цветной.

Воспитатель:. Нам вновь предстоит разгадать одну из задач, узнать секреты молока.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

Ответ: из сказок.

2. Кто дает нам молоко?

Ответ: корова, коза.

3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

4. Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.

А наше молоко не только умеет « бегать», но еще и «танцует».

Опыт «Танцующее молоко»

Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «Волшебство в молоке».

Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющего средство, вот и разбегается в разные стороны.

Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

Воспитатель: Что ж, молодцы ребята. Двигаемся дальше, но для начала немного разомнемся.  

Физминутка «Как живешь?»

Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.

1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

2. Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

3. Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось разгадать все загадки, и поэтому, я хочу подарить вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Воспитатель: Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам увидеть все своими глазами.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Воспитатель: Понравилось? Как вы думаете, почему цветы распустились? (Делает вывод вместе с детьми)

Воспитатель: Все справились, и нас ждет очередной эксперимент.

Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар)

Двое детей надувают шары (для сравнения)

Воспитатель: Посмотрите на шарик. По моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее

Воспитатель: Но это не беда! Шары сами умеют надуваться.

Опыт «Надувание шарика»

В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Воспитатель: Наша работа в лаборатории подходит к концу, но на последок, предлагаю маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане (место уксуса можно использовать лимонную кислоту с водой)

Воспитатель: Вот и потух наш вулкан. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что самое интересное? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Ну, что ж дорогие мои, до новых встреч и до новых открытий! У нас с вами все еще впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"

В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Проект организации научной лаборатории в ДОУ

Проект направлен на  развитие и удовлетворение  познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая  развивает продукт...

Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель Программы:- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;- формирование социальной компетентности личности ребенка...

Сценарий совместной деятельности с детьми "Научная лаборатория"

Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с окружающим миром "Научная лаборатория"...