"Научная лаборатория"
план-конспект занятия (старшая группа)
Физминутка «Как живешь?»
Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт Ильский
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Научная лаборатория"
Составила: Смолина Е.А
Должность: воспитатель
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).
упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
познакомить со свойствами воды.
Воспитательные:
воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Оборудование: бутылка с водой, баночки маленькие, тарелки для молока, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло, тазы с водой, набор бумажных цветов, воздушные шары, сода, уксус, пластиковая бутылочка, реактивы (сода, уксус).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, встанем в круг и начнем наше приветствие.
Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.
Улыбки подарим, улыбчивым людям.
Если каждый из нас улыбнется,
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? ( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)
- Как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты ? (Ученые)
- Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают? (Проводят опыты, экспериментируют)
Воспитатель: Ученые, ребята, постоянно решают разные задачи, занимаются наукой и разными исследованиями. Давайте, и мы с вами, окунемся в ученый мир.
- Согласны?
НАЧНЕМ:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без ... (Вода)
Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе.
- Ребята, какая вода по цвету? (Прозрачная)
- Сейчас с водой мы проведем опыт и увидим, какой может быть вода.
Опыт «Цветная вода»
Вода обычная становится разноцветной! (для проведения необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
Воспитатель:
- Фокус в том, что на крышке была нанесена краска. Вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель:. Нам вновь предстоит разгадать одну из задач, узнать секреты молока.
1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?
Ответ: из сказок.
2. Кто дает нам молоко?
Ответ: корова, коза.
3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.
4. Какое молоко называют «парным молоко»?
Ответ: это молоко, которое только что дала корова.
4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.
А наше молоко не только умеет « бегать», но еще и «танцует».
Опыт «Танцующее молоко»
Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «Волшебство в молоке».
Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющего средство, вот и разбегается в разные стороны.
Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Воспитатель: Что ж, молодцы ребята. Двигаемся дальше, но для начала немного разомнемся.
Физминутка «Как живешь?»
Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.
1. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
2. Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
3. Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Воспитатель: Молодцы, у вас получилось разгадать все загадки, и поэтому, я хочу подарить вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Воспитатель: Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам увидеть все своими глазами.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Воспитатель: Понравилось? Как вы думаете, почему цветы распустились? (Делает вывод вместе с детьми)
Воспитатель: Все справились, и нас ждет очередной эксперимент.
Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар)
Двое детей надувают шары (для сравнения)
Воспитатель: Посмотрите на шарик. По моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее
Воспитатель: Но это не беда! Шары сами умеют надуваться.
Опыт «Надувание шарика»
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории подходит к концу, но на последок, предлагаю маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане (место уксуса можно использовать лимонную кислоту с водой)
Воспитатель: Вот и потух наш вулкан. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что самое интересное? (Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Ну, что ж дорогие мои, до новых встреч и до новых открытий! У нас с вами все еще впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"
В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....

Проект организации научной лаборатории в ДОУ
Проект направлен на развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая развивает продукт...
Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Цель Программы:- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;- формирование социальной компетентности личности ребенка...

Сценарий совместной деятельности с детьми "Научная лаборатория"
Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с окружающим миром "Научная лаборатория"...