Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
проект (подготовительная группа)
Цель Программы:
- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;
- формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6
Авторская программа
«Детская научная лаборатория»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Лошина И.В.
Москва.
Обоснование темы эксперимента.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность - это поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента:
- идет обогащение памяти ребенка;
- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание лаборатории.
Паспорт Программы.
Цель Программы:
- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;
- формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.
Задачи Программы.
- Создание среды (лаборатории), способствующей развитию познавательных и творческих способностей дошкольников:
- стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;
- формирование независимости в мышлении;
- стремление доводить начатое дело до конца.
- Обогащение эмоционального опыта общения дошкольников:
- воспитание умения понимать чувства окружающих;
- формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.
- Осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых познавательных занятиях;
- в играх;
- на прогулках и экскурсиях;
- в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и родителям.
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
- формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
- Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
- Организация педагогического просвещения родителей.
- Рациональное использование материальной базы, средств, кадров учреждения для формирования высокого уровня интеллектуального развития воспитанников.
Управление и механизм реализации Программы.
- Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач.
- Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории.
- Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории.
- Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской деятельности дошкольников.
- Стимуляция творческой деятельности детей, педагогов.
- Контроль и комплексная оценка результатов деятельности.
Научный руководитель.
Ривина Елена Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент.
Принципы деятельности лаборатории.
- Принцип законности:
означает необходимость неукоснительного следования Закону РФ «Об образовании» и другим законам и нормативно-правовым документам.
- Принцип креативности:
Развитие творческих способностей дошкольников.
- Принцип гуманности:
Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.
- Принцип целевой направленности:
Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.
- Принцип партнерства.
В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов ДОО.
Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.
- Безопасность.
Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие.
Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.
- Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.
- постепенность погружения в проблему.
Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.
- Наглядность.
Активное использование предметной среды.
- Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
- Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в ДОО.
Предметом является влияние нового элемента развивающей среды ДОО – лаборатории на интеллектуальное развитие детей.
Гипотеза эксперимента.
Выполнение цели Программы будет успешным, если:
- будут созданы необходимые условия (материальная база, взаимодействие между педагогами в детском саду, с родителями воспитанников);
- проведена диагностика первичных знаний и умений детей;
- организовано просвещение родителей;
- созданы условия для повышения квалификации педагогов, работающих над Программой, их самообразования;
- будет разработана система экспериментальных знаний в лаборатории с детьми.
Методы исследовательской работы.
Эмпирические:
Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами. Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.
Теоретические:
Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.
Ожидаемые результаты эксперимента.
Повышение у детей интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.
Критерии | показатели | Диагностические средства |
а) стимулировать развитие любознательности; б) сформированность нравственного потенциала личности ребенка; в) гуманизм, патриотизм. |
|
|
|
|
Этапы реализации Программы.
1 этап. Подготовительный.
- Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:
- Н. Рыжова «Наш дом – природа»;
- С. Козлова «Я – человек»;
- С. Николаева «Юный эколог»;
- Т. Попова «Мир вокруг нас»;
- Т. Гризик «Познаю мир»;
- Л. Щипицына «Азбука общения»;
- Н. Комратова «Мир, в котором я живу».
- Создание развивающей среды:
- оформление лаборатории;
- создание библиотечного фонда;
- приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.
- Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
- Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
- Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.
2 этап. Внедрение Программы.
- Разработка новой формы организации работы в ДОО – проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
- Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
- Консультирование педагогов ДОО по вопросам Программы.
- Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
- Проведение Дня открытых дверей для родителей.
- Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в ДОО.
- Мониторинг уровня сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.
3 этап.
- Диагностика сформированности знаний выпускников ДОО о природных объектах и явлениях.
- Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
- Анализ затрат (времени, усилий, средств).
- Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
- публикация наработанного материала в печати.
Тематическое планирование.
(подготовительная к школе группа)
Сентябрь.
- Дары осени. Овощи.
- Дары осени. Фрукты.
- Такие разные грибы!
- Путешествие колоска.
Октябрь.
- Для чего растению нужны семена.
- Как растения готовятся к зиме.
- Как животные готовятся к зиме.
- Перелетные птицы. Зимующие птицы.
Ноябрь.
- Знакомимся с песком и глиной.
- Почва. Как устроена волшебная кладовая.
- Камни в природе.
- Знакомимся с магнитом.
Декабрь.
- Вода и ее свойства.
- Снег. Лед «Оденем сосульку».
- Куда исчез сахар? (вода – растворитель)
- Поможем реке стать чистой.
Январь.
- Свойства воздуха.
- Ветер.
- «Веселые человечки» (3 состояния вещества)
- Знакомимся с увеличительными приборами.
Февраль.
- Сравнения дерева и металла.
- Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.
- Плавучесть предметов.
- Бумага. Ткань.
Март.
- Как узнать растение? (органы растения)
- Комнатные растения – спутники нашей жизни.
- Такие разные животные.
- Пищевые цепочки. (лес)
Апрель.
- Внешнее строение человека. Знакомимся со своей кожей.
- Наши умные помощники – органы чувств.
- Наши умные помощники – органы чувств.
- Колыбельная из двух слов. (сердце)
Май.
- Такие разные насекомые.
- Весенние первоцветы.
- Опыты без взрывов.
- «Да сохранится шар земной!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа детско-родительских отношений ( из опыта работы)
программа рассматривает наиболее часто встречаемые проблемы и пути их разрешения в детско-родительских отношениях...
Авторская программа "Детско-родительские отношения (из опыта работы психолога ДОУ)"
В программе предосоставлены материалы способствующие гармоничному развитию ребенка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы "ребенок - родитель - педагог"...
Использование авторских разработок коллектива научных сотрудников лаборатории медико-педагогических проблем образования кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П.Астафьева
Использование авторских разработок коллектива научных сотрудников лаборатории медико-педагогических проблем образования кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П.Астафьева...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Рецензия на авторскую программу "Детские сочинялки" (начало)
Авторская программа...
Авторская программа "Детские сочинялки" (продолжение)
Авторская программа...
Конкурсное задание. Реализация программы "Детская универсальная STEAM-лаборатория" в группе "Росинка"
Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей д...