Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
проект (подготовительная группа)

Цель Программы:

- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;

- формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

         

Авторская программа

 «Детская научная лаборатория»

 

Воспитатель высшей

квалификационной категории

 Лошина И.В.

                                                 

Москва.

Обоснование темы эксперимента.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность - это поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента:

- идет обогащение памяти ребенка;

- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

- стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание лаборатории.

Паспорт Программы.

Цель Программы:

- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;

- формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.

Задачи Программы.

  1. Создание среды (лаборатории), способствующей развитию познавательных и творческих способностей дошкольников:

- стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;

- формирование независимости в мышлении;

- стремление доводить начатое дело до конца.

  1. Обогащение эмоционального опыта общения дошкольников:

- воспитание умения понимать чувства окружающих;

- формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.

  1.  Осуществление образовательной работы в разных формах:

- на специально организуемых познавательных занятиях;

- в играх;

- на прогулках и экскурсиях;

- в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и родителям.

  1. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
  2. формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
  3. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
  4. Организация педагогического просвещения родителей.
  5. Рациональное использование материальной базы, средств, кадров учреждения для формирования высокого уровня интеллектуального развития воспитанников.

Управление и механизм реализации Программы.

  1. Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач.
  2. Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории.
  3. Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории.
  4. Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской деятельности дошкольников.
  5. Стимуляция творческой деятельности детей, педагогов.
  6. Контроль и комплексная оценка результатов деятельности.

Научный руководитель.

Ривина Елена Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент.

Принципы деятельности лаборатории.

  1. Принцип законности:

означает необходимость неукоснительного следования Закону РФ «Об образовании» и другим законам и нормативно-правовым документам.

  1. Принцип креативности:

Развитие творческих способностей дошкольников.

  1. Принцип гуманности:

Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.

  1. Принцип целевой направленности:

Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.

  1. Принцип партнерства.

В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов ДОО.

Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.

  1. Безопасность.

Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.

  1. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.

  1. постепенность погружения в проблему.

Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.

  1. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в ДОО.

Предметом является влияние нового элемента развивающей среды ДОО – лаборатории на интеллектуальное развитие детей.

Гипотеза эксперимента.

Выполнение цели Программы будет успешным, если:

- будут созданы необходимые условия (материальная база, взаимодействие между педагогами в детском саду, с родителями воспитанников);

- проведена диагностика первичных знаний и умений детей;

- организовано просвещение родителей;

- созданы условия для повышения квалификации педагогов, работающих над Программой, их самообразования;

- будет разработана система экспериментальных знаний в лаборатории с детьми.

Методы исследовательской работы.

Эмпирические:

Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами. Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.

Теоретические:

Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.

Ожидаемые результаты эксперимента.

Повышение у детей интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.

Критерии

показатели

Диагностические средства

  1. Личностный рост:

а) стимулировать развитие любознательности;

б) сформированность нравственного потенциала личности ребенка;

в) гуманизм, патриотизм.

  1. Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям.
  2. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
  3. Развитие креативности личности ребенка.
  4. Воспитание у детей любви к природе родного края.
  5. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  6. Обладание способности к рефлексии.
  7. Терпимое отношение к мнениям сверстников.
  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Методики: «Маленький исследователь», «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), «Радости и огорчения» (И.В. Цветкова), «Древо желаний» (В.С. Юркевич) для исследования предпочитаемого вида деятельности, материалов в процессе экспериментирования, для выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
  3. Диагностическое задание – игра «Да – нет» (по типу игры «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой) для исследования динамики развития исследовательской активности.
  1. удовлетворенность родителей и детей деятельностью лаборатории.

  1. Анкетирование родителей по теме: «Удовлетворенность деятельностью лаборатории».
  2. Анкетирование детей по теме: «Чем тебе нравится лаборатория?»

Этапы реализации Программы.

1 этап. Подготовительный.

  1. Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:

- Н. Рыжова «Наш дом – природа»;

- С. Козлова «Я – человек»;

- С. Николаева «Юный эколог»;

- Т. Попова «Мир вокруг нас»;

- Т. Гризик «Познаю мир»;

- Л. Щипицына «Азбука общения»;

- Н. Комратова «Мир, в котором я живу».

  1. Создание развивающей среды:

- оформление лаборатории;

- создание библиотечного фонда;

- приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
  2. Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
  3. Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.

2 этап. Внедрение Программы.

  1. Разработка новой формы организации работы в ДОО – проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
  2. Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Консультирование педагогов ДОО по вопросам Программы.
  4. Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
  5. Проведение Дня открытых дверей для родителей.
  6. Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в ДОО.
  7. Мониторинг уровня сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.

3 этап.

  1. Диагностика сформированности знаний выпускников ДОО о природных объектах и явлениях.
  2. Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
  3. Анализ затрат (времени, усилий, средств).
  4. Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
  5. публикация наработанного материала в печати.

Тематическое планирование.

(подготовительная к школе группа)

Сентябрь.

  1. Дары осени. Овощи.
  2. Дары осени. Фрукты.
  3. Такие разные грибы!
  4. Путешествие колоска.

Октябрь.

  1. Для чего растению нужны семена.
  2. Как растения готовятся к зиме.
  3. Как животные готовятся к зиме.
  4. Перелетные птицы. Зимующие птицы.

Ноябрь.

  1. Знакомимся с песком и глиной.
  2. Почва. Как устроена волшебная кладовая.
  3. Камни в природе.
  4. Знакомимся с магнитом.

Декабрь.

  1. Вода и ее свойства.
  2. Снег. Лед «Оденем сосульку».
  3. Куда исчез сахар? (вода – растворитель)
  4. Поможем реке стать чистой.

Январь.

  1. Свойства воздуха.
  2. Ветер.
  3. «Веселые человечки» (3 состояния вещества)
  4. Знакомимся с увеличительными приборами.

Февраль.

  1. Сравнения дерева и металла.
  2. Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.
  3. Плавучесть предметов.
  4. Бумага. Ткань.

Март.

  1. Как узнать растение? (органы растения)
  2. Комнатные растения – спутники нашей жизни.
  3. Такие разные животные.
  4. Пищевые цепочки. (лес)

Апрель.

  1. Внешнее строение человека. Знакомимся со своей кожей.
  2. Наши умные помощники – органы чувств.
  3. Наши умные помощники – органы чувств.
  4. Колыбельная из двух слов. (сердце)

Май.

  1. Такие разные насекомые.
  2. Весенние первоцветы.
  3. Опыты без взрывов.
  4. «Да сохранится шар земной!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа детско-родительских отношений ( из опыта работы)

программа рассматривает наиболее часто встречаемые проблемы и пути их разрешения в детско-родительских отношениях...

Авторская программа "Детско-родительские отношения (из опыта работы психолога ДОУ)"

В программе предосоставлены материалы способствующие гармоничному развитию ребенка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы "ребенок - родитель - педагог"...

Использование авторских разработок коллектива научных сотрудников лаборатории медико-педагогических проблем образования кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П.Астафьева

Использование авторских разработок коллектива научных сотрудников лаборатории медико-педагогических проблем образования кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П.Астафьева...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конкурсное задание. Реализация программы "Детская универсальная STEAM-лаборатория" в группе "Росинка"

Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей д...