Проект организации научной лаборатории в ДОУ
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Ефремова Ирина Николаевна

Проект направлен на  развитие и удовлетворение  познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая  развивает продуктивные формы мышления,  стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка (организация развивающих занятий познавательного характера). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nauchnyh_razvlecheniy.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через создание детской научно-исследовательской лаборатории»

Проект «Мир научных развлечений»  

        Проект направлен на  развитие и удовлетворение  познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая  развивает продуктивные формы мышления,  стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка (организация развивающих занятий познавательного характера).

Отсутствие условий для организованного и контролируемого экспериментирования в дошкольных учреждениях города – одна из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги, осуществляя свою деятельность.  Все функционирующие в городе детские сады были построены в 70-е–80-е годы, поэтому и в конструкции здания специализированно оборудованных помещений для проведения реального безопасного исследования и экспериментирования не предполагалось. Созданные в группах уголки экспериментирования, деятельность в которых сводится к банальному наблюдению, изжили себя. Одним из выходов может стать открытие экспериментально-исследовательских лабораторий на базе образовательных учреждений города, в которых можно было бы организовать предметно-пространственную среду, способную удовлетворять различные потребности учреждения.

        Выбор нами формы организации детской экспериментальной деятельности -  экспериментально-исследовательская  лаборатория – обусловлена тем, что организация образовательной деятельности в условиях контролируемого экспериментирования  в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

        Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей, любознательности средствами физико-химического экспериментирования в условиях экспериментально-исследовательской  лаборатории; повышение качества работы детского сада в познавательно-речевом направлении.

Задачи проекта:

1. Создать  экспериментально-исследовательскую  лабораторию, содержащую многофункциональную предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям, предъявляемым к организации:

  1. образовательно-воспитательной деятельности детей дошкольного возраста;
  2. экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду.

2.Организовать образовательно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста в условиях функционирования экспериментально-исследовательской  лаборатории:

  1. развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: познавательно-речевому и социально-личностному;
  2. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли и др.);
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

-расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие самостоятельности и критичности мышления, обучение способам работы с информацией.

3.Внедрить в практику работы детского сада информационно-коммуникативные технологии.

4.Разнообразить формы работы по организации экспериментально-исследовательской образовательной деятельности с воспитанниками детского сада через:

-организацию работы экспериментально-исследовательских проектов «Подземная кладовая», «Вода и её свойства», «Волшебные магниты», «Неизведанное рядом» и др.

- ежемесячную организацию познавательных праздников и досугов;

- организацию работы кружка «Полкило Чудес» (организация проектной деятельности).

Стратегия достижения поставленной цели:

Ведущим механизмом реализации проекта является взаимодействие педагогов, родителей  по приобщению дошкольников к исследовательской деятельности, в процессе которой они смогут приобретать знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Родители не просто являются сторонними наблюдателями организации экспериментальной деятельности в детском саду, но и активно участвуют в работе экспериментально-исследовательской  лаборатории: помогают в организации познавательных праздников и досугов. Педагог-психолог оказывает консультативную помощь родителям  воспитанников.

Построение образовательного процесса в экспериментально-исследовательской  лаборатории отвечает ряду условий:

-целесообразное распределение в режиме дня экспериментальной деятельности;

-обеспечение интеграции детского экспериментирования в образовательные области;

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

-отчетливая видимость изучаемого явления;

-возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента;

-обеспечение доступности и достаточного количества материалов для экспериментирования и исследования;

-обеспечение правил безопасности проведения опытов;

-формирование базовой культуры личности;

-создание ситуации успеха, наличие благоприятного эмоционального климата в общении с окружающими.

Содержание деятельности основано на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по которой работает детский сад, а также соответствует современным ФГТ (федеральным государственным требованиям) к образовательной программе детского сада:

-соответствует возрастным физиологическим возможностям детей;

-предусматривает постепенную подачу материала от простого к сложному, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой;

- сопровождается динамическими паузами между различными видами деятельности;

- имеет индивидуально-дифференцированную направленность.

Этапы работы над проектом.

Этап, период

Содержание деятельности

Ответственный

Подготовительный

Июнь-август 2013г.

- Заключение договоров на осуществление ремонта и переоборудования

Заведующий

- Оформление заявки на приобретение научно-исследовательского оборудования;

Старший воспитатель

Осуществление ремонтных работ и переоборудование помещения

Заведующий, зам. зав. по АХЧ

Основной

Сентябрь 2013 г.

Октябрь

Организация мониторинга детского развития

Старший воспитатель

Организация образовательно-воспитательного процесса

Старший воспитатель

Составление списков детей посещающих кружок «Полкило Чудес»

Руководитель кружка, педагог-психолог

Составление рабочей программы кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Проведение ключевого мероприятия проекта: открытие экспериментально-исследовательской  лаборатории «Добро пожаловать в  Чудетство»

Руководитель и команда проекта

Подготовка к открытию экспериментальной лаборатории

Воспитатели:

Открытие научной лаборатории

Руководитель проекта

Контроль деятельности научной лаборатории

Старший воспитатель

Контроль образовательно-воспитательного процесса, дополнительного образования

Старший воспитатель

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Ключевое мероприятие проекта научное развлечение для детей «Повелители стихий»

Музыкальный руководитель воспитатель  

Ноябрь-декабрь

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Контроль образовательно-воспитательного процесса, дополнительного образования

Старший воспитатель

Контроль деятельности научной лаборатории

Старший воспитатель

Экскурсия для детей 2-х младших групп

Член команды проекта, воспитатель, воспитатели групп

Ключевое мероприятие проекта «Лунтик и воздушный шарик»

Развлечение  для детей

Музыкальный руководитель, воспитатель  

Январь-февраль

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Контроль образовательно-воспитательного процесса, дополнительного образования

Старший воспитатель

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Ключевое мероприятие проекта «В мир здоровья торопись!»

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель воспитатель  

Март

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Контроль образовательно-воспитательного процесса, дополнительного образования

Старший воспитатель

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Экскурсия в лабораторию для воспитанников средних групп

Член команды проекта, воспитатель

Ключевое мероприятие проекта «Микромир»

Музыкальный руководитель, воспитатель  

Апрель

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

Контроль образовательно-воспитательного процесса, дополнительного образования

Старший воспитатель

Функционирование кружка «Полкило Чудес»

Руководитель кружка

«День открытых дверей» мероприятие для педагогов города

Руководитель проекта, старший воспитатель

Ключевое мероприятие проекта Творческий отчет кружка «Полкило Чудес»

Руководитель проекта

Заключительный

Май 2014год

Подведение итогов, мониторинг освоения основной общеобразовательной программой воспитанниками ДОУ, подготовка отчета

Заведующий, старший воспитатель, главный бухгалтер

В результате реализации проекта:

  • созданы безопасные  условия для детского экспериментирования в ходе которого, воспитанники знакомятся с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности;
  • не менее 200 детей посещающих детский сад, получают возможность посещать лабораторию, что позволяет воспитанникам раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал, социализироваться в обществе и быть успешными в процессе обучения в школе;
  • организация экспериментально-исследовательской лаборатории позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы с детьми, посещающими детский сад: помимо проведения организованной образовательной деятельности на базе лаборатории организованы кружки: «Полкило Чудес» (для детей подготовительной группы), «Маленькие Энштейны» (для детей старшей группы), «Любознайки» (для детей среднего возраста), где проводится целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Оборудование лаборатории:                  

Ноутбук

Цифровой микроскоп                            

Доска магнитно-маркерная                  

Макет скелета человека с мышцами    

Стол песок-вода                                      

Обучающая методическая  литература по экспериментированию  

Обучающие диски                                  

Наборы для экспериментирования:      

Набор «Магнетизм»                                

Набор для игры с водой                          

Набор готовых микропрепаратов          

Научный набор для мальчиков по созданию робота  

Набор «Изучаем энергию»                    

Набор «Научные опыты»                        

Набор «Могучий вулкан»                      

Набор для наблюдения за насекомыми

Набор «Магические кристаллы»            

Набор юного биолога «Увидеть всё»    

Набор «Юный электрик»                        

Набор «Секреты моющих средств»      

Набор ёмкостей:

Цилиндр измерительный                        

Комплект колб                                          

Чашка Петри                                              

Набор измерительных материалов:

Лупа                                                            

Магниты                                                    

Линейки                                                      

Термометр лабораторный                        

Компас                                                        

Часы песочные (на 1,3,5 минут)                  

Секундомер                                                

Весы                                                            

Биологический микроскоп                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"

В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Проект "Научная лаборатория "Почемучка" по формированию интереса к опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо

Данная работа направлена на формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо (окончания образовательных отношений) посредством опытно-эксперименталь...

Проект по экспериментированию «Удивительная Научная Лаборатория »

Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Задачи проекта: - Расширять представление дет...

Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории»  был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...

Проект "Первая научная лаборатория"

Этапы проведения проекта "Первая научная лаборатория", знакомящего детей с экспериментальной деятельностью...