«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.odt24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.

Тема: «Вода, свойства воды».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

1. Углублять представления детей о свойствах и состояниях воды.

2. Подвести к пониманию того, что вода в зависимости от условий может быть жидкостью, твердым телом или газом.

3. Расширять представления о круговороте воды в природе, экологии воды.

4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

5. Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

6. Воспитывать произвольное поведение.

7. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

8. Прививать бережное отношение к воде.

Обогатить словарный запас детей словами и словосочетаниями: макет (модель) планеты Земля, континент, суша, грунтовые воды.

Индивидуальная работа: оказать помощь в работе со схемами.

Оборудование: пластиковые стаканчики разной величины, две деревянные матрешки, воронка, кувшины, пластмассовые кубик и шарик небольшого размера, гуашь любого цвета, кисточка, соль, сахар, бутылочка аптечной мяты, стаканчики для пробы воды, широкий таз, салфетки, таблички с надписью «Лаборатория №… », бейджики .

Ход:

Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус) .

Вопросы:

Что такое глобус? (Это макет, модель нашей планеты Земля) .

Как вы понимаете словосочетание «макет (модель) Земли»? (Высказывания детей) .

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Что можно узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть на глобус? (Высказывания детей) .

Верно. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.

Как вы думаете, почему на глобусе очень много синего цвета? (Высказывания детей)

Стихотворение:

Если на глобус нам посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда:

«Планета должна называться Вода? »

Вопросы:

Вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему? (Оъяснения детей) .

Что вы знаете о воде? Кому нужна вода и для чего? (Высказывания детей) .

Звучит запись журчания ручья, ребенок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде –

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит!

Рассказ воспитателя:

Да, для жизни человека вода имеет важное значение! Хотьна нашей планете очень много воды, не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна пресная вода! Какая это вода – пресная? Что вы о ней знаете? (Ответы детей) .

Верно. Пресная вода – это вода без солей, а, как известно, в морях и океанах вода соленая, жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели. Нашему организму такая вода вредна, поэтому люди берут воду из рек и подземных источников. Вначале вода поступает на специальные предприятия, где ее очищают от вредных примесей. Только после этого очищенная вода поступает по трубам в дома и квартиры. Питьевую воду нужно беречь, как вы думаете, почему? (Высказывания детей). А еще необходимо беречь питьевую воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается из - за плохой экологической обстановки: иногда люди берут из водоемов воду для фабрик и заводов, а обратно выливают воду загрязненную, испорченную. А иногда, люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из – под консервов, пластиковые бутылки. Все это сильно вредит водоемам, они начинают болеть и вода в них становится грязной, отравленной. Даже купаться в такой воде нельзя! Так люди вредят сами себе. Поэтому нам особенно надо ценить и беречь чистую воду и всегда выполнять правила поведения во время отдыха у водоемов!

Как вода поступает в реку? (Ответы детей) .

Кто может объяснить понятие «круговорот воды в природе»? (Высказывания детей) .

Рассказ ребенка о круговороте воды в природе с использованием методического плаката.

Физкультурная пауза:

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин. (извилистые движения двумя руками вперед)

Вышли на берег крутой и отправились домой. (шагаем на месте)

О чем сегодня мы ведем разговор? (ответы детей) .

Чтобы уточнить и понять некоторые свойства воды, я приглашаю вас поиграть и посетить наши лаборатории. Что вы знаете о лаборатории, что там происходит и кто там работает? (ответы детей). Сейчас все превращаются в ученых для проведения опытов и экспериментов с водой. (пристегиваем «бейджики» с именем, можно шапочки «магистров») .

Предлагаю детям самим выбрать лабораторию, в которой они хотят провести экспериментирование с водой.

Инструкция:Вначале нужно провести эксперимент, затем подобрать его схематическую модель и выставить на мольберт.

Лаборатория №1. «Какой формы вода? ».

На столе маленькие кубик и шарик, большой стакан, узкая и широкая емкости, кувшин с водой.

Какой формы эти предметы? Изменят ли они форму, если их переложить в стакан? Почему? А если воду из кувшина перелить в другой сосуд (емкость, что с ней случится? Почему вода каждый раз меняет форму?

Что мы хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что получилось?

Вывод: вода – жидкость, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №2. «Какого цвета вода? ».

На столе один стакан с молоком, два стакана с водой, две игрушки, гуашь любого цвета, кисточка.

Как вы думаете, какого цвета вода? Как доказать, что вода не имеет цвета, она прозрачна?

Ставим игрушки сзади стаканов с водой и молоком.

Что получилось?

Вывод: через воду игрушка видна, через молоко – нет, значит, вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета.

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной? Какими способами?

Используем один из способов – добавим краску.

Что получилось?

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода – прозрачная жидкость, но ее можно сделать не прозрачной, если растворить в ней разные вещества.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №3. «Есть ли у воды вкус? ».

На столе кувшин с водой, два больших стакана, стаканчики, сахар комочком, соль, две ложки.

Предлагаем попробовать воду. Что можно сказать о вкусе воды?

Каким способом можно придать вкус воде?

Растворяем сахар, соль.

Пробуем. Что теперь можно сказать о вкусе воды?

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода не имеет своего вкуса; она получает вкус от веществ, которые растворяет.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №4. «Вода не имеет собственного запаха».

На столе стакан с водой, бутылочка аптечной мяты.

Предложить понюхать воду.

Есть ли у воды запах?

Добавляем капли аптечной мяты.

Предлагаем понюхать.

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода не имеет собственного запаха.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория № 5. «Вода способна отражать предметы».

На полу таз с водой.

Что случится, если заглянуть в таз с водой?

Все заглядывают в него.

Что увидели в воде?

Где еще можно увидеть свое отражение?

Что делали? Что узнали?

Вывод: вода отражает все, как зеркало.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Рефлексия: Расскажите свои впечатления, когда работали «учеными» в лабораториях. Предлагаю продолжить изучение свойств воды на улице во время прогулки.

Стихотворение:

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата!

Горы, леса и моря –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Так сохраним же, друзья, родную планету - Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе "Новогоднее путешествие капельки или секреты воды"

Через интересные и познавательные эксперименты узнать новое о трех состояниях воды в природе. А помогать детям будут подсказки Деда Мороза....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность....

Образовательный проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»

ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной  деятельности в подготовительной к школе группе             «Свойства воды»...