Рабочая программа по самообразованию на 2019-2020 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и малой родине»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по самообразованию на 2019-2020 учебный год | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и малой родине»
Марченко Наталья Михайловна
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Законодательно-нормативное обеспечение
1.2. Цель рабочей программы, задачи
1.3. Принципы работы по программе
1.4. Характеристика особенностей развития детей (5-6 лет)
Планируемые результаты освоения программы
Сроки реализации программы
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематический план
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Методическое обеспечение программы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Выбранная тема является актуальной, так как затрагивает одну из важнейших и животрепещущих проблем в воспитании ребёнка как личности. Так как успешное воспитание ребёнка невозможно без любви к семье, к родному дому, к селу, к краю, к стране.
Разработка моей рабочей программы обусловлена в создании благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания по ознакомлению с малой родиной - это обеспечение психолого – педагогической поддержкой, позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в процессе приобщения к ценностям родного села, его истории, героическим поступкам людей.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Устав МКДОУ детского сада «Березка» с. Мамонтова Алтайского края
1.2. Цель программы: Создать условия для детей старшего дошкольного возраста в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и малой родине.
Задачи:
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики России;
ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
1. Принцип доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Принцип научности. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений о культуре, традициях и быте родного края.
4. Принцип наглядности. Наличие дидактических материалов. Широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей родного села.
5. Принцип тематического планирования. Материал предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: моя семья, мой детский сад, родная культура, народные праздники, родная страна.
6. Принцип последовательности. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
7. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
8. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
9. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематический план
Сентябрь
Тема:«Моя семья»
Задачи:
1. Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.
2. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.
3. Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Аппликация: «Дом, в котором я живу»
Рисование на тему "Моя семья".
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Консультация: «Семья глазами ребенка»
Октябрь
Тема: «Мой любимый детский сад»
Задачи:
1. Расширять знания детей о своём детском саде.
2. Учить рассказывать о сотрудниках детского сада.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа
Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".
Рисование на тему: «Моя любимая игрушка».
Консультация
Ноябрь
Тема: «Я и моё имя»
Задачи:
1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.
2. Познакомить со способом образования отчества.
3. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа: «Для чего человеку имя?»
Дидактическая игра: «Полное» и «неполное» имя.
Этюд "Назови ласково".
Рисование на тему "Мой лучший друг".
Беседа с родителями: «Что означает имя вашего ребенка.»
Декабрь
Тема: «Новый год у ворот»
Задачи:
1. Формировать первоначальные
представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа: «Кто как встречает Новый год?»
Презентация: «Новогодняя игрушка у разных народов»
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Аппликация «Елка».
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка»(вместе с родителями).
Январь
Тема: «Наша Родина-Россия!»
Задачи:
1. Формировать знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).
2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
3. Учить рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа: «Где я живу».
Чтение художественной литературы:
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".
Русские народные игры.
Консультация: Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота».
Февраль
Тема: «Наши защитники»
Задачи:
1. Формировать представления о защитниках Отечества; раскрывать значение слова «Отечество».
2. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану.
3. Воспитывать чувство гордости за советскую армию.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа: «Что такое героизм?»
Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».
Пение песен об армии.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение с папами.
Консультация для родителей:
«Наши дети - будущее России».
Март
Тема: «Моя мама лучшая на свете!»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
2. Учить пересказывать небольшие тексты, заучивать стихотворения о маме, о празднике.
3. Упражнять детей в составлении рассказа по картине, учить составлять рассказ из личного опыта по плану.
4. Воспитывать любовь и уважение к маме, другим близким людям.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю ей».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Музыкальное развлечение для мам.
Апрель
Тема: «Наши космонавты»
Задачи:
1. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром презентации).
Игра "Космонавты".
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".
Выставка рисунков на тему: «Космос глазами детей»
Конструирование космического корабля.
Помощь родителей в изготовление атрибутов для игры «Космонавты».
Май
Тема: «Этот день победы!»
Задачи:
1. Воспитывать чувства уважения к людям старшего поколения.
2. Формировать чувство гордости за свою Родину.
Мероприятия с детьми и родителями:
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Экскурсия к Вечному огню.
Посещение музея доблести и славы. Возложение цветов.
Изготовление праздничных открыток для ветеранов.
Оформление выставки книг на военную тематику.
Консультация: «Как рассказать детям о войне».
Планируемые результаты после освоения программы:
1. Сформируются чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; к своей стране;
2. Проявится познавательный интерес к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
3. Дети будут иметь представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Появится чувства патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
5. Сориентируем родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации рабочей программы было подготовлено:
Уголок патриотического воспитания в группе. Государственная символика.
Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации,
фотографии, картины, слайды по данной теме.
Библиотечка книг с патриотическим содержанием. Картотека игр.
Подбор художественной литературы, пословиц, загадок, поговорок, стихов.
3.2 Методическое обеспечение программы
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой3 изд., исп. и доп. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.
2. Р. С. Буре Социально - нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.
3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»5-6 лет.
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. 5-6лет.
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
6.«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет».
7. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 5-6 лет.
8. О. А. Соломенникова «Ознакомление детей с народным искусством».
9. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» Для занятий с детьми 3-7 лет.
10. Т. А. Шорыгина. Беседы о Великой Отечественной войне.
11. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром».
12. Колдина Д. Н. «лепка с детьми».
13. Колдина Д. Н.»Рисование с детьми».
14. Колдина Д. Н. «Аппликация».
15.«Мы живем в России» (старшая группа, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»
Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Роль подвижных игр»
Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр"...
Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...
план по самообразованию на 2019/2020 учебный год
где представлен мой план работы на учебный год по теме самообразования "Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...
План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год
План работы по самообразованиюна 2019_ – 2020_ учебный год...