План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
материал (младшая группа)
План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samobrazovaniya_2019.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
в младшей группе №13 «Земляничка»
Воспитатель: Галаева Наталья Валерьевна
Тема: «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
Цель: формирование элементарных представлений об окружающем мире посредством развития тактильного восприятия у детей младшего возраста .
Задачи:
- Развитие познавательного интереса , наблюдательности, творческих способностей, мелкой моторики у детей
- Формирование сенсорных эталонов, представлений о внешних свойствах предметов (форма,размер,толщина, величина, вес, разные типы поверхностей)
- Повышение тактильной чувствительности через использование методик оздоровления (самомассаж, точечная и пальчиковая гимнастика, массажные дорожки)
Актуальность выбранной темы
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка младшего возраста с окружающим миром, Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают богатый материал для мыслительной переработки.
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением, так как многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Занятия и игры связанные с развитием тактильного восприятия, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики, влияют на развитие речи, мыслительных и творческих способностей.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью уделять особое внимание развитию тактильного восприятия у детей младшего возраста, так как это послужит успешному знакомству с окружающим миром.
.План работы на год
Сроки | Работа с детьми | Практические выходы | Взаимодействие с родителями | Практические выходы |
Сентябрь - май | Методическая работа 1. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; 2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г 4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. 6. Обзор в интернете информации по образовательным областям; 7. Посещение семинаров, тренингов, конференций, ООД коллег; 8. Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; 9. Работа с родителями: (консультация, анкетирование, памятки), выступления на родительских собраниях. | |||
Сентябрь | Оформление уголка в группе «Мир на кончиках пальцев» | Уголок «Мир на кончиках пальцев» | Анкетирование родителей с целью выявления знаний и интереса к сенсорному развитию ребенка | |
Октябрь | Знакомство с природными материалами и их свойствами | Выставка поделок из природных материалов Чудеса осени | Совместное с детьми изготовление поделок из природных материалов | Выставка поделок из природных материалов Чудеса осени |
Ноябрь | Дидактические игры на развитие представлений о свойствах предметов через тактильные ощущения Чудесный мешочек Найди пару Сравни предметы по высоте Самая длинная, самая короткая В какую коробку | Картотека игр | Консультация по развитию и значению тактильного восприятия у детей «Ум ребенка на кончиках пальцев» | Стенд с информационными материалами. |
Декабрь | Дидактические игры на знакомство с разными типами поверхностей (ткани, бумага) | Коллективная работа аппликация «Елочка» | Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок к НГ | Выставка новогодних поделок |
Январь | Знакомство с температурными, пластичными свойствами природных и других материалов (лепка из пластилина, снега) | Выставка работ «Парад снеговиков» | Участие родителей в украшении участка | Конкурс снежных скульптур |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра на закрепление тактильных эталонов «Зайкины загадки» | Фотоотчет «Как мы зайке помогали» | Консультация по способам развития тактильного восприятия в домашних условиях | Фотовыставка |
Март | Занятия на развитие тактильных ощущений в сочетании с развитием мелкой моторики (сортировка материалов по разным свойствам, нанизывание) | Выставка детских работ «Подарок маме». | Конкурс для родителей на по изготовлению игр на развитие тактильных ощущений | Выставка родительских игр |
Апрель | Дидактические игры на знакомство с понятием хрупкости-прочности, текучесть-сыпучесть (с использованием песка, земли, живых растений) | Огород на подоконнике | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади цветы». |
Май | Игры для повышения тактильной чувствительности, оздоровления | Картотека | Консультация для родителей по методам оздоровления ( самомассаж, различные виды гимнастики) | Информационный стенд, памятка для родителей |
Самореализация | ||||
Январь | Показ открытого мероприятия. | |||
Май | Отчёт по теме самообразования. | |||
Перспективы на следующий год: 1. Продолжить работу по теме: «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» (согласно возрастной группе); 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме; 3. Изучить новинки методической литературы по развитию тактильного восприятия; 4. В работу с родителями включить анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром через наблюдение.
Знакомя с раннего возраста детей с доступными их пониманию явлениями природы, мы, взрослые воспитываем любовь ко всему живому....
«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»
В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Отчет по плану самообразования«Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
Отчеь по плану самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия»....
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования
Экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информ...
Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»
Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...