План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
материал (младшая группа)

План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» для младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samobrazovaniya_2019.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования 

в младшей группе №13 «Земляничка»

Воспитатель: Галаева Наталья Валерьевна

Тема: «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

Цель: формирование элементарных представлений об окружающем мире посредством развития тактильного восприятия у детей младшего возраста .

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса , наблюдательности, творческих способностей, мелкой моторики у детей
  • Формирование сенсорных эталонов, представлений о внешних свойствах предметов (форма,размер,толщина, величина, вес, разные типы поверхностей)
  • Повышение тактильной чувствительности через использование методик оздоровления (самомассаж, точечная и пальчиковая гимнастика, массажные дорожки)

Актуальность выбранной темы

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка младшего возраста с окружающим миром, Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают богатый материал для мыслительной переработки.

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением, так как многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Занятия и игры связанные с развитием тактильного восприятия, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики, влияют на развитие речи, мыслительных и творческих способностей.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью уделять особое внимание развитию тактильного восприятия у детей младшего возраста, так как это послужит успешному знакомству с окружающим миром.


.План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие  с родителями

Практические выходы

Сентябрь - май

Методическая работа

1. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

6. Обзор в интернете информации по образовательным областям;

7. Посещение семинаров, тренингов, конференций, ООД коллег;

8. Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

9. Работа с родителями: (консультация, анкетирование, памятки), выступления на родительских собраниях.

Сентябрь

Оформление уголка в группе

«Мир на кончиках пальцев»

Уголок «Мир на кончиках пальцев»

Анкетирование родителей с целью выявления знаний и интереса к сенсорному развитию ребенка

Октябрь

Знакомство с природными материалами и их свойствами

Выставка поделок из природных материалов

Чудеса осени

Совместное с детьми изготовление поделок из природных материалов

Выставка поделок из природных материалов

Чудеса осени

Ноябрь

Дидактические игры на развитие представлений о свойствах предметов через тактильные ощущения

Чудесный мешочек

Найди пару

Сравни предметы по высоте Самая длинная, самая короткая

В какую коробку

Картотека игр

Консультация по развитию и значению тактильного восприятия у детей «Ум ребенка на кончиках пальцев»

Стенд с информационными материалами.

Декабрь

Дидактические игры на знакомство с разными типами поверхностей (ткани, бумага)

Коллективная работа

аппликация

«Елочка»

Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок к НГ

Выставка новогодних поделок

Январь

Знакомство с температурными, пластичными свойствами природных и других материалов

(лепка из пластилина, снега)

Выставка  работ «Парад снеговиков»

Участие родителей в украшении участка

Конкурс снежных скульптур

Февраль

Сюжетно-ролевая игра на закрепление тактильных эталонов

«Зайкины загадки»

Фотоотчет «Как мы зайке помогали»

Консультация по способам развития тактильного восприятия в домашних условиях

Фотовыставка

Март

Занятия на развитие тактильных ощущений в сочетании с развитием мелкой моторики (сортировка материалов по разным свойствам, нанизывание)

Выставка детских работ «Подарок маме».

Конкурс для родителей на по изготовлению игр на развитие тактильных ощущений

Выставка  родительских игр

Апрель

Дидактические игры на знакомство с понятием хрупкости-прочности, текучесть-сыпучесть (с использованием песка, земли, живых растений)

Огород на подоконнике

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади цветы».

Май

Игры для повышения тактильной чувствительности, оздоровления

Картотека

Консультация для родителей по методам оздоровления ( самомассаж, различные виды гимнастики)

Информационный стенд, памятка для родителей

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Май

Отчёт по теме самообразования.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы по развитию тактильного восприятия;

4. В работу с родителями включить анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром через наблюдение.

Знакомя с раннего возраста детей с доступными их пониманию явлениями природы, мы, взрослые воспитываем любовь ко всему живому....

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Отчет по плану самообразования«Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

Отчеь по плану самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия»....

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования

Экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информ...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...