Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования
статья по окружающему миру (младшая группа)
Экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информацию.
Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksp.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования
Ребенок с рождения стремиться к познанию, и это его жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств развиваются только в процессе их использования.
В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и тогда он начинает задавать вопросы.
И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя.
Детское экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информацию.
Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Выготский Л.С.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемой: как научить ребёнка любознательности, как развить познавательную активность, как направить интерес и деятельность 2х летних малышей на активное познание окружающей действительности путём опытов и экспериментов.
На первом этапе можно составить примерный тематический план опытно – экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач:
1.«Вода» - дети получают представления о том, что :
- Вода мокрая на ощупь
- В воде намокают разные предметы (рукавички, губки)
- Вода жидкая, поэтому может принимает форму того сосуда, в который она налита.
- Вода жидкая, поэтому ее можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, салфеткой.
- Вода может литься и капать (в дырочки из пакета, стаканчика, лейки)
- Вода не имеет цвета (в сравнении воды и молока).
- Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.
- Снег тает от любого источника тепла (Наблюдать за таянием снега на тёплой руке)
- Вода из под крана чистая (прозрачная), а дождевая вода из лужи грязная ( непрозрачная)
2. «Ощущения при манипулировании с водой».
- Потрогать что вода бывает разной температуры (теплая, холодная)
- Вода не имеет запаха, но начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют (клубничный сироп, варенье)
- Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавили (сахар, соль).
3. «Краски»
- Вода не имеет цвета, но может принять цвет краски.
- Вода не оставляет видимых следов на бумаге.
- Вода растворяет краску.
- От количества воды зависит густота и цветовой оттенок краски (гуашь)
- Вода с краской оставляет следы на бумаге (отпечатки пальчиковое рисование)
- Вода с краской тоже замерзает (цветной лёд)
Когда дети познакомились с различными свойствами воды и могут определить её состояние, цвет, качества, очень важно расширить зону ближайшего развития ребёнка и показать, что вода может удивить. Это даст малышам повод захотеть играть с водой, узнавая её способности и свойства, глубже погружаясь в исследовательскую деятельность. Следующая тема:
4. «Водные сюрпризы»
- Вода может менять цвет на прозрачный (тушь растворённая в воде, добавить активированный уголь, вода снова становиться прозрачной, пропускаем грязную воду через фильтр))
- С помощью воды краска изменяет цвет (смешивание двух цветов для получения третьей) )
- С замёрзшей водой можно играть (замораживаем игрушки в воде, получаем сокровища)
- Из замёрзшей воды делаем каток для игрушек (игрушки ставим в одноразовые стаканчики и наливаем немного воды, замораживаем. Для катка подойдет поднос или противень)
- Воздушные мыльные пузыри
На втором этапе проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов:
Пополнена мини лаборатория, в которую входят как традиционное оборудование (тазы, лейки, воронки, губки…..) так и нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей из подручного материала: модуль для переливания воды.
В дело можно пустить знакомые для малышей вещи, которые мама использует дома на кухне, для проведения опытов они становятся необходимым оборудованием: половники, формочки и пакеты для льда, воронки, пластиковые бутылки.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
На следующим этапе развития с 2-3 лет дети готовы к художественном творчеству, опытно-экспериментальную деятельность, развивается любознательность, познавательная активность, расширятся их словарный запас.
Младший возраст - период активного экспериментирования ребёнка с окружающим миром
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у детей интерес. Мы знаем, что малыши это первые исследователи, они всё вокруг себя познают с большим интересом.
Часто взрослые спорят о том, что маленькие дети могут научиться важным вещам. В тоже время мы, знаем, что в этом раннем возрасте у детей развивается любознательность, ребёнок через исследования приобретает опыт, развивается интеллект ребёнка
Надо помнить, что интеллектуальное развитие осуществляется не только под руководством взрослого, но и в свободной, самостоятельной деятельности.
При свободной деятельности по экспериментированию ребёнок получает новую информацию, проводит связь между собственными действиями и окружающим миром.
В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО
Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Эта идея не всеми была понята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия. Игра и экспериментирование объединены в одно значение играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Самостоятельное экспериментирование позволяет ребёнку применять разнообразные способы действий с предметом, а главное в это время он не задумывается над своими ошибками. Вот почему в младшем возрасте как можно больше давать детям свободу действий, не акцентировать внимание на его ошибках, разрешать «распахивать» творчество на изучаемый предмет. Знакомясь с новым предметом, ребёнок порой сам не замечает, кто за ним наблюдает, что надо уже обедать, а вот все дети пошли собираться на прогулку. Маленький исследователь остаётся наедине с предметом, новыми знаниями. Ребёнок, открывая новые знания, стремиться их продемонстрировать самостоятельно. Например – бросают предметы в воду, и наблюдают, тонут или нет, а может быть, кораблик бумажный поплывёт?
Любопытство проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:
- сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми
Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует подход, где возможность совместной деятельности ребёнка и взрослого, совместная деятельность детей и проявление самостоятельности. А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими итоговыми материалами, выводами.
Воспитатели 1й младшей группы в начале и в конце учебного года провели индивидуальный мониторинг вывод:
1. В начале учебного года только 17% (исследовали новые предметы, высказывали гордость и удовлетворение при овладении новыми навыками);
2. Анализ достижений детей группы показал также, что только 18% детей на начало учебного года включалась в решение проблем игрушек (умоем куклу Машу, кораблик плывёт по морю, замок из песка и т.д.)
К концу учебного года, большинство детей охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции;
- проявляют самостоятельность (разлить в пластмассовые стаканчики воду, почему вода, сладкая, солёная, кислая, камень тёплый, бумага мокрая, цветная и т.д.);
- у детей проявляется выраженная любознательность, умение найти себе занятие,
- овладевают активной речью, пользуется ей в целях общения, так же во время организованной и самостоятельной деятельности.
Игра учит, игра воспитывает, игра развивает
Игра – это обширное понятие. В него входят манипуляция ребенка игрушкой.
Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию
Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с предметом, практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавая объект, и одновременно получая знания, у ребёнка развивается мышление.
Обладая мышлением, ребенок действует предметами, знакомится с их свойствами.
Мы знаем, что 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств. С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время ребёнку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие ощущения и во что превращает при разных воздействиях. Поэтому уже в младшем возрасте необходимо давать ребёнку как можно больше знаний, впечатлений, для того чтобы эти знания пополнялись, умножались. Только любопытство ребёнка и правильно организационная работа воспитателя может повести за собой малыша в мир эксперимента.
Например, ребенок приближается к кошке, а она убегает, хочет поймать птичку, а она улетает. У ребёнка возникает вопрос, а как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Всё надо изучить, всё попробовать, потрогать. Ребёнок узнаёт, что яблоко имеет запах, конфета сладкая, соль солёная. Для воспитателя необходимо создавать такие условия, чтобы все эти знания ребёнок мог «унести» с собой в дальнейшую жизнь. В младшем возрасте дети любят многократное повторение, что необходимо об этом помнить. Поэтому все знания и эксперименты мы должны преподносить детям в игровой форме. Им легко запомнить, а в дальнейшем применить эти знания в игре самостоятельно.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие ощущения возникают у ребенка при лишении возможности экспериментировать. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, который должен развиваться с каждым годом, и пополняться новыми знаниями.
Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника в 1й младшей группе (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Добина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к каждой группе. Для этого в группе должно быть такое оборудование, которое отвечает требования:
- безопасность;
- доступность;
- соответствие возрасту детей;
- постепенное пополнение материала;
- соответствует тематике.
Главный принцип состоит в том, чтобы уголок экспериментирования был наполнен таким материалом, который интерес детям.
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детстве. Дети, притрагиваясь к предметам, начинают познавать качества материалов и в этом им окажут большую помощь игры с песком, водой, глиной, камнем, бумагой и т.д.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов
В этом возрасте дети должны познавая мир притрагиваться и знакомиться с предметами. В каждой группе необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
Уголок «Водяное царство», «Песочный замок»» помогает восприятию в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет.
Организуя игры с водой и песком, не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.
Работа с детьми в уголках требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- необходимо запастись непромокаемыми фартуками;
- комплектации: для игр с песком – совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов), палочки, грабли, сито, ведерки;
- для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, кораблики), мерные ложки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает – что тонет?»);
- набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито; - коллекции тканей, бумаги, запахов, природных материалов (шишки, желуди и т. п.);
- различные крышки от банок, прищепки, губки, крупы (рис, гречка, манка, пшено);
- бумага разного цвета, качества (гофрированная, ламинированная, прозрачная, глянцевая);
- камни маленькие, разнообразной конфигурации (кирпич, уголь, гипсовый).
Для детей 2-3 лет необходимо оборудовать уголок экспериментирование, так как он считаю основной для связи ребёнка с природой, связь с открытием новых знаний, и взаимосвязь с взрослым. Младший дошкольный возраст – возраст почемучек? Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, - «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, поэтому именно в игровой деятельности ярко проявляется самостоятельность ребёнка.
В процессе исследовательской деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительный процессы,
- личностный: узнает свои личные возможности;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Самостоятельное экспериментирование как возможность помочь ребенку опробовать разные способы действий
Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. Организуя экспериментальную деятельность младших дошкольников, воспитатель обязан учитывать возрастные особенности детей:
- На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
- Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
- У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности — игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
- С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
- Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода — мокрая, снег — холодный, камень — твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд — холодный, твёрдый, прозрачный; песок — сухой, сыпучий). Развивая наблюдательность детей, воспитатель должен помнить, что психика и мышление в этом возрасте происходит стремительно. Желание ребёнка экспериментировать, получать новые знания должно поощряться воспитателем.
Воспитатель обязан помочь ребёнку раскрыть и проявить свои способности. Делать так, чтобы новые знания не давать в готовом виде, а учить ребёнка их добывать. Ребёнок при получении новых знаний испытывает радость. Они учатся действовать методом проб и ошибок.
В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
В группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
Занятия проходят, как индивидуально, так и со всей группой. Полученные знания и навыки на занятии дети применяют в самостоятельной свободной деятельности. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, в которую включены опыты, осуществляемые в разных видах деятельности; наблюдения, выполняемые детьми самостоятельно в предметно - развивающей среде группе, например: опыт работы с магнитами, бумагой.
В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы вводятся детьми самостоятельно, как результат постановки опыта. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем все материалы оборудования для проведения опыта вносятся в развивающую предметно - пространственную среду группы. Чтобы дети самостоятельно могли экспериментировать приборы и конструкции должны быть безопасны, просты в обращении и доступны.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо заинтересоваться исследуемым предметом и ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это буду делать? Например:
1. С водой: тонет - не тонет предмет.
2. Прочный дом из песка или развалиться?
3. Где быстрей растает кусок сахара, в тёплой или холодной воде?
Организация самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающая его развитие, возможно при выполнении двух условий:
1. Стать участником совместного поиска.
2. Включиться самостоятельно в эксперимент. Например: что быстрее надуем (шарик или резиновые перчатки).
Во время экспериментирования с лупой дети самостоятельно рассматривают различные предметы, друг друга, делают свои выводы. Например: цветок на листочке, перышко. Учить детей самостоятельно делать выводы в данном возрасте ещё рано, но подводить их к выводам обязательно. Например: где сахар быстрей растворился в тёплой или холодной воде, какой домик прочный из песка или дерева. Детям нравится самостоятельно действовать предметами, выявляя их особенности, действия. Развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
Вывод: дать детям возможность самостоятельно экспериментировать только тогда, когда дети хорошо поймут для чего, зачем и почему они экспериментируют. Дети, усвоив знания, способны к самостоятельности, где взрослый в состоянии оценить то, как ребёнок усвоил знания.
Взрослый ведёт ребёнка в мир познания, ошибок, радостей и открытий. Надо всегда помнить, что мы, взрослые для ребёнка первые кто открывает ему мир на всё, что его окружает. Ведите его смело по жизни, но совсем скоро он будет вам делать новые открытия, и кто знает, может быть именно он будет открыватель чего- то нового и интересного. В этом будет и наша заслуга.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместная деятельность взрослого и детей показал, что совместная деятельность несёт только положительные качества. Желание ребёнка вступать в практическую деятельность с желанием. Ребёнок чувствует рядом хорошую поддержку и в своевременную помощь, если она нужна.
Дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными растениями, поливают, обтирают листочки. На прогулки с воспитателем кормят птичек. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. В это самое время, когда ребёнок поливает цветок, он закрепляет знания о том, что цветок растёт потому, что мы его поем водой.
Воспитателям группы стараются разнообразить формы работы с детьми по экспериментированию.
Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной...
Выступление на тему «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;Формировать умение делать открытия и выводы;Обучать плавному направленному выходу на предмет.Развивающие задачи:Развивать экспериментальную деятел...
ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...