Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к домашним животным. Развивать интерес детей к окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_2023g.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему:
«Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»
Выполнила: Киверина Т.Н.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сатка
2023
Я буду, так вводить малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
Цель: Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к домашним животным. Развивать интерес детей к окружающему миру.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные знания об окружающем мире, знакомить их с размером, цветом, свойствами различных материалов;
- Развивать умение различать домашних животных и соотносить животных и их детенышей по внешнему виду;
- Развивать сенсомоторную координацию, ориентацию на плоскости и в 3-мерном пространстве, мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие;
- Развивать речь детей, обогащать словарь (названия и описание животных; звукоподражания и т. д.)
- Способствовать формированию у детей навыков общения и игры;
- Повышать педагогическую компетентность родителей, создавать условия для их активного участия в воспитательном процессе ДОУ.
- Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят;
- Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, обогащать словарный запас детей;
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Совершенствовать навыки рисования и творческой деятельности у детей.
- Создать у детей зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик.
Проблема:
У детей раннего возраста недостаточно развиты знания о домашних животных и их проживании
Работа с педагогами:
- распространение педагогического опыта по развитию у детей сенсорных способностей посредством дидактической игры;
- осуществление цикла просветительных мероприятий.
- Консультация «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»
- Выставочный показ дидактического материала, пособий по теме «Дидактические игры для детей раннего возраста»
Работа с родителями:
- взаимодействие с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
- определение общих подходов в воспитании путём взаимо - информирования, совместного определение перспектив сотрудничества ДОУ и родителей.
- Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей», «Растём, играя»
Ожидаемый результат:
- Расширение кругозора детей, их представлений об окружающем мире: категории сравнения предметов, свойства материалов, образы домашних животных;
- Положительная динамика развития речи детей: обогащение словаря, повышение речевой активности, активизация вербального общения в играх;
- Развитие тактильного восприятия и обогащение сенсорного опыта детей;
- Повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития детей раннего возраста, более активное участие родителей в воспитательном процессе ДОУ, позитивная оценка деятельности ДОУ со стороны родителей.
- Обогатить и углубить знания о домашних животных; закрепить знания о домашних питомцах; воспитывать любовь к животным. Обогатить словарный запас; развивать речь, мышление, эмоциональную отзывчивость и воображение. Вовлечь в активную работу детей, родителей. Формировать у родителей правильное отношение к развитию своего ребенка.
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Животное в доме», «Не обижай животных! ». Памятка для родителей «Правила безопасного поведения с животными» .
Выставка рисунков или фотографий на тему «Домашнее животное».
Консультация «Домашние животные».
Памятка «Правила безопасного поведения с животными».
Анкета «Как мы относимся к домашним питомцам».
Цель: повышение знаний родителей о жизни домашних животных, получение информации по данной теме в виде наглядной информации
Месяц | Содержание | Цель | Литература | Реализация |
Сентябрь | Пополнение дидактического материала и изготовление пособий для развития сенсорного развития детей раннего возраста | Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, тематических альбомов, игрушек домашних животных, материалов для игр. | В течении года | |
Подвижная игра «Наседка и цыплята». | Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела. | Зенина Т.Н.Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2006.-112с. | Прогулка | |
Покажем котенку где растут широкие (узкие) листочки | Упражнять детей в различии понятия узкий и широкий | Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru | Прогулка | |
Конспект НОД рисование «Цветные клубочки для котёнка» | Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; правильно держать его, менять карандаши в процессе рисования, закреплять цвета красного и зелёного цвета, в процессе игр создать условия для отображений впечатлений в изобразительной деятельности детей. Поощрять рисование нескольких клубочков разного цвета. Развивать самостоятельность, уверенность, развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к рисованию, воспитывать дружелюбие к братьям нашим меньшим. | Теплюк С. Н., Лямина Г.М.,Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 104 с. | Прогулка | |
Октябрь | Игра «Кто как кричит» | Развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных. | Дидактические игры и занятия с детьми раннего Д44 возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвящение», 1977 | Прогулка |
Беседа «Домашние животные и их детеныши» | Развивать знания детей о жизни домашних животных и их детенышей; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; воспитывать бережное отношение к животным | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.-4-е изд., перераб.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-352с. | Режимные моменты | |
Игра с водой «Вылови рыбку» | Закреплять сенсорные представления детей, развивать глазомер, ловкость рук, речь детей, воспитывать настойчивость | Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. – Санкт-Петербург // Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / Л. В. Куликов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. : Питер, 2009 | Режимные моменты | |
Принеси мишутке один большой и один маленький листочек | Закреплять знания детей о величине предметов | Балобанова В. П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В. П. Балобанова, А. Ю. Пасторова. - СПб. : Институт раннего вмешательства, 2001 | Режимные моменты | |
Ноябрь | Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко»; В. Берестов «Коза», «Курица с цыплятами», «Бычок», «Котенок»; С. Маршак «Коза-дереза", «Кот Федот»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька» | Развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения. | Бубнова А. Х. Развитие речи. Азбука дошкольного воспитания. / А. Х. Бубнова. - М. : Мой мир, 2007 | Прогулка |
Кто где живет | Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» по ознакомлению с природным миром | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва «Просвещение», 1991 г | В течении дня | |
Чтение стихов про курочку - Музыкально - подвижная игра «Вышла курочка гулять» | Закреплять знания детей о величине предметов | Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 72-76. | Прогулка | |
Беседа на тему «Домашнее животное. Корова» | Продолжать знакомить детей с домашними животными, формировать доброжелательное отношение к животным, желание заботится о них, закрепить знания о молочных продуктах | Павлова, Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000г. | Режимные моменты | |
Декабрь | Чья спинка | Закреплять знания о домашних животных, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты | Янушенко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): метод. пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 68 с. РНБ Шифр 2011-4/5824 | В течении дня |
Дид. игра «Найди, кого назову» | Цель игры: Найти предмет по слову-названию. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. | Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. - М., 2014. - 64 с. | Режимные моменты | |
Кто что ест? | закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных Способствовать расширению словарного запаса; Активизировать речь детей. | Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005 | Режимные моменты | |
Беседа с детьми о домашних животных | Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием игрушек. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. | Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Москва, Мозаика- Синтез, 2014 г. | Режимные моменты | |
Январь | Чьи детки? | Актуализировать и закреплять знания об окружающем мире. Формировать умение различать животных, птиц и их детенышей, правильно соотносить их названия. | «Развитие сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой» Терентьева Л.И. [Электронный ресурс] // SWorld : Scientific researches and their practical aplication. Modern state and ways of development : электрон. междунар. конф. - [Б. м.], 2013. - URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/243.pdf | В течении дня |
Вдавливать детали в пластилин | Развивать хватание двумя пальцами, развитие силы рук. | Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 69-72. | Режимные моменты | |
Половинки | Закреплять знания у детей составлять целое изображение из двух частей. Активизировать употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов Развивать зрительное восприятие, мышление, речь, мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать интерес к окружающему миру | «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» | Режимные моменты | |
Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой щенок» (метод тычка, аппликация «Домик для собачки» | Развитие мелкой моторики рук, усидчивости | Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста как средство их интеллектуального развития | Режимные моменты | |
Февраль | Чтение стихов про лошадь (Картотека) -Рисование: «Дорисуй хвостик лошадке» | Развитие у детей тактильных ощущений. | Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002. | В течении дня |
Чья тень? | Закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты | Янушенко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): метод. пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 68 с. РНБ Шифр 2011-4/5824 | Режимные моменты | |
Игра-беседа «Как надо обращаться с домашними животными» | Закрепить характерные особенности домашних животных; воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними | Афанасьева, И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г | Режимные моменты | |
Выкладывать фигуры из палочек | Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук | «Обогащение сенсорного опыта обучающихся в контексте обеспечения качества дошкольного образования России» Конторщикова Т.Н. [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2015 : VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015 /pdf/12826.pdf | Режимные моменты | |
Март | Игра «Узнайте животного по описанию» | Совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление | Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013. | В течении года |
В мире животных | формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля. | И. А. Лыкова ИЗО деятельность. М. 2014. | Прогулка | |
Подвижная игра «Кошки – мышки» | Упражнять детей в ползании на четвереньках, учить выполнять движения по сигналу, в соответствии с текстом стихотворения | Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд-во Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 53-55. | ||
Чтение стихов про кошку (Картотека) - Физкультминутка «Кошка» | Учить открывать и закрывать баночки. Развивать мелкую моторику рук. | Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Книга для воспитателей детского сада- М.: Просвещение, 1988г. | Режимные моменты | |
Апрель | «Что лишнее?» | Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память. | Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников | Режимные моменты |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела. | Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. М. 2015. | В течении дня | |
Игры с сортерами | Развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. | Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17. | В течении дня | |
Чтение стихов про собаку (Картотека) -Д.и. «Парные картинки» | Упражнять детей раскладывать колечки по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому. | Чичканова Ю. Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении / Ю.Н. Чичканова, О.И. Минаева, Е.С. Грязнова // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2. - С. 116-120. | Режимные моменты | |
Май | Игры с мозаикой «Курочка и цыплятки» | Учить детей выкладывать возле белой «курочки» желтые детали мозаики | Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002. | В течении дня |
Игры с палочками и спичками | Предложите малышу уложить спички в коробок. Развивать мелкую моторику рук. | Экспериментирование - как вид детской деятельности в реализации образовательной области «Познавательное развитие» | Режимные моменты | |
Чтение стихов про корову (Картотека) -Физкультминутка «Коровушка» | Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок. | Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013 | Режимные моменты | |
Книжки-игрушки | Развивать тактильные ощущения: ощупывать вставки из материалов разной фактуры – меха, кожи, ткани и др. | Павлова, Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000г. | В течении дня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С...
План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)
Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....
Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют кл...
Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...
Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте....
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важней...
«Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом....