Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Воспитатель Е.Л. Филимонова
МБ ДОУ «Детский сад № 117»
г. Новокузнецк 2015 г.
Характеристика
Автор проекта: Филимонова Екатерина Леонидовна, средне специальное образование, стаж работы-28 лет.
Тема: Ознакомление детей младшего возраста через детское экспериментирование, с окружающим миром
Тематика: Формировать элементарные представления о предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы.
Тип проекта: Практико-информационный, игровой.
По содержанию: ребенок и взрослый.
По числу участников проекта: группа младшего возраста- дети от 1,5 до 3 лет, родители воспитанников, воспитатель группы.
По времени проведения: средней продолжительности.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проблемы: Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейший факт детского поведения. Ребенок настроен на познание мира. Именно это внутреннеее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось, как процесс саморазвития. Не трудно заметить, что в наше время творческий поиск становится важной частью любой профессии, а исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Формировать такое поведение надо с детства.
Цель: развитие познавательного интереса детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи
- Расширять представления о живой и неживой природе.
- Создать условия для участия детей в экспериментах с предметами.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Методика проведения проекта: обучающие игры, опыт, наблюдения, развлечения; консультации для родителей.
Работа с детьми: режимные моменты, образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулки, развлечения, опыты и эксперименты.
Работа с родителями: фотовыставка детской опытно-экспериментальной деятельности; консультация на тему «Маленькие исследователи большого мира»; Семинар-практикум на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста».
Предварительная работа: Должно быть готово место для эксперимента, четко выбрано время, например, перед сном. Эксперимент не должен занимать много времени, побуждая детей к самостоятельности, эксперименты могут повторяться время от времени.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный.
Анализ практических и теоретических знаний детей по экспериментальной деятельности, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) и научно-методической литературе на эту тему. Определение уровня знаний детей, постановка целей и задач. Составление плана проведения опытов, экспериментов с учетом индивидуальности детей и с постепенным усложнением познавательных задач
II. Практический.
Заинтересовать каждого ребенка в практической деятельности для достижения знаний, умений и навыков.
III. Результативный.
Период осмысления собственных действий, зрительного восприятия предметов, слухового восприятия окружающего мира. Умение детей делать элементарные выводы; умение мыслить и творить.
Составляющие проекта: Реализация данного проекта осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, элементарных опытов с живой и не живой природы, обогащение развивающей среды группы, издание информационно-методического материала, взаимодействие с родителями, создание картотеки опытов и экспериментов.
Тематические блоки:
- «Опыты и эксперименты с водой»
- «Опыты и эксперименты с шишками и листьями»
- «Опыты и эксперименты с воздухом»
- «Опыты и эксперименты с песком»
- «Опыты и эксперименты с камнями»
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности детей младшего возраста.
Содержание | Цель | Форма организации |
Тема: «Вода» | ||
«Вода помощник человека» | Учить детей, что вода помогает мыть руки, и игрушки; делает их чище | Игра «Помоем ручки» (Режимные моменты) Игра-занятие «Помоем малыша» |
«Вода звучит» | Дать представление о том, что вода может литься и издавать при этом звук | «Напоим куклу чаем» Игра-часть занятия |
«Водичка-водичка» | Дать представление о том, что вода может литься и брызгать | «По брызгаем водой цветок» Игра-часть занятия |
«Прозрачная вода» | Дать представление о том, что вода прозрачная и сквозь нее видны игрушки | Игра |
«Мутная вода» | Дать представление о том, что вода может быть мутной | Игра |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Форма воды» | Дать представление о том, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму предметов | Игра с водой |
«Цвет воды» | Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета | Игры с водой |
«Льдинки-украшения на деревья» | Дать представление о том, что вода может быть твердой | Заморозим воду Часть занятия |
«Свойства воды» | Дать представление о том, что лед-это вода | Наблюдение |
«Зимние осадки» | Дать представление о том, что снег-это вода | Опыт со снегом |
«Что такое снег?» | Дать представление о том, что снег состоит из множества снежинок | Рассматривание снежинок |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Сладкая водичка» | Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества и передают воде свой вкус | Опыт |
«Осадки весной» | Дать представление о том, что вода может литься не только из крана, но и из тучи | Наблюдение на прогулке |
«Дождевая вода» | Дать представление о том, что лужи высыхают быстрее на солнечной стороне | Наблюдение на прогулке |
Тема «Шишки и листья» | ||
«Разноцветные деревья» | Рассмотреть листья березы, рябины, тополя. Учить детей, что листья осенью меняют свой цвет | Наблюдение на прогулке |
«Листопад» | Рассмотреть, что листья медленно падают с высоты деревьев под ноги | Наблюдение на прогулке за деревьями Игра «Кружатся листочки» |
«Голые деревья» | Дать представление о том, что деревья голые, листья почти все облетели | Наблюдение на прогулке |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Легкие листочки» | Дать представление о том, что листья легче воды, и они могут летать на ветру | Игра с листьями Наблюдение на прогулке |
«Хвойные деревья» | Дать представление о том, что елка всегда зеленная и ее иголочки-это тоже листья, но только другие | Наблюдение на прогулке Игра «Елочка-иголочка» |
«Шишки легче воды» | Дать представление о том, что шишки ели легче воды, они пахнут лесом | Эксперимент |
«Хвойные деревья» | Дать представление о том, что сосна всегда зеленная и ее иголочки длинные | Наблюдение на прогулке |
«Наблюдение за шишками сосны» | Дать представление о том, что шишки легче воды | Эксперимент |
«Шишки» | Дать представление о том, что шишки-это природный материал, легкий красивый | Поделки из шышек |
«Вкусные семена» | Дать представление о том, что шишки теплые в них есть семена вкусные, полезные | Наблюдение |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Деревья весной» | Дать представление о том, что деревья живые и у них появились почки | Рассматривание дерева «Верба» |
Изменение внешнего вида дерева | Дать представление о том, что в мае многие деревья цветут, появляются первые листья | Наблюдение |
Тема «Воздух» | ||
«Пузырьки в стакане» | Дать представление о том, что воздух легче воды | Эксперимент |
«Поймаем воздух» | Дать представление о том, что воздух невиден | Эксперимент |
«Воздух в стакане» | Дать представление о том, что воздух не пропускает воду | Опыт |
«Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух | Опыт |
Свойства воздуха | Дать представление о том, что воздух везде, и мы дышим воздухом | Режимные моменты. Закаливание после сна-гимнастика |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Прыгает мячик» | Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем есть воздух | Игры с мячом |
Предметы, наполненные воздухом | Дать представление о том, что воздух может перемешаться в пространстве | Эксперимент |
«Температура воздуха» | Дать представление о том, что воздух может быть теплым и холодным | Наблюдение на прогулке |
«Запахи» | Дать представление о том, что по воздуху легко распространяются запахи | Наблюдение |
«Сделаем ветерок» | Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха | Занятие |
Тема «Песок» | ||
«Лепим-сыпем» | Дать представление о том, что сухой песок сыплется, а мокрый лепится | Игры с песком и водой |
«Песок и вода» | Дать представление о том, что песок тяжелее воды | Эксперимент |
Содержание | Цель | Форма организации |
Свойства сухого песка | Дать представление о том, что песок можно пересыпать в любую емкость | Игры с песком |
«Спрячем игрушки» | Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки | Игры с песком |
«Следы на песке» | Дать представление о том, что на сухом песке остаются нечеткие следы | Эксперимент |
«Четкие следы» | Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы | Эксперимент |
«Песок высыхает» | Дать представление о том, что сырой песок высыхает и становится сухим | Эксперимент |
«Смешивание воды и песка» | Дать представление о том, что песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней | Эксперимент |
«Рисование на песке» | Дать представление о том, что на сыром песке легко рисовать | Игра |
Содержание | Цель | Форма организации |
«Температура песка» | Дать представление о том, что песок может быть холодным и теплым | Наблюдение |
Эксперименты с камнями | ||
Свойства камней | Дать представление о том, что камни бывают большие, маленькие и твердые | Наблюдение |
Свойства камней | Дать представление о том, что камни тяжелее воды | Наблюдение |
Камушки и посуда | Дать представление о том, что камни занимают разные объемы и формы посуды. | Игра |
«Стук камней» | Дать представление о том, что камни твердые и при прикосновении с предметами и друг с другом они стучат | Игры с камнями |
Температура камней | Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми | Опыт |
Содержание | Цель | Форма организации |
Камни в воде | Дать представление о том, что камни могут вытеснять воду | Эксперимент Чтение «Умная галка» Л.Н. Толстой |
Польза камней в жизни человека | Дать представление о том, что камни-это строительный материал и его используют в строительстве дорог | Игра-занятие «Построим дорожку» |
Камни в воде и без нее | Дать представление о том, что в сухую банку камни падают быстро и стукают по дну, а в воде они опускаются на дно плавно и стучат тише | Эксперимент |
Здоровье для человека «Ходьба по камушкам» | Дать представление о том, что по камушкам очень полезно ходить голыми ножками | Режимные моменты закаливания |
Элементарные опыты (младший возраст)
Опыты и эксперименты с водой
«Вода звучит»
Цель: Дать представление о том, что вода может звучать.
Оборудование: Чайная пара, заварочный чайник, кукла, ширма, стакан, бутылка с водой.
Ход занятия: У воспитателя за ширмой, на столе стоит чайная пара, в заварочном чайнике чай, стакан пустой, и бутылка с водой. Воспитатель предлагает послушать звук. Воспитатель наливает в стакан воду из бутылки, при этом раздается звук. Детям предлагается ответить, что это за звук. Если дети затрудняются ответить, то действия повторяются. Затем действия проделываются уже перед глазами детей. Дети убеждаются, что вода при течении издает звук. Затем воспитатель предлагает напоить куклу Машу чаем. Дети с помощью воспитателя, наливают в чашку чай из заварочного чайника, слушая при этом звук.
Вывод: Вода звучит при течении.
«Водичка, водичка»
Цель: Дать представление о том, что вода может брызгать.
Оборудование: Комнатный цветок с большими листьями, лейка с водой, пульверизатор.
Ход занятия: У воспитателя на столе стоит цветок «Амазонская лилия». Воспитатель объясняет детям, что вода нужна для цветка, цветочек пьет воду и поэтому он всегда зеленый и красивый. Предлагаем ребенку полить цветок из леечки. А еще-говорит воспитатель, цветочек любит, когда на него брызгают. Так цветок принимает душ. Цветку становится легче дышать. Воспитатель из пульверизатора брызгает на цветок. Обращает внимание детей на то, что цветок стал ярче, зеленее. Затем дети вытягивают руки, и воспитатель брызгает на руки детям, руки становятся мокрые.
Вывод: Вода может разбрызгиваться.
Прозрачная вода
Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная.
Оборудование: Банка с водой, морские ракушки.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Затем воспитатель предлагает поиграть с водой. Предлагает спрятать в воде ракушки. Ракушки опускаются на дно банки. Воспитатель спрашивает у детей где ракушки. Дети показывают, что на дне банки. Почему же ракушки не смогли от нас спрятаться? Почему их видно в воде? Потому что вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная и сквозь нее все видно.
Мутная вода
Цель: Дать представление о том, что вода может быть мутной.
Оборудование: Банка с водой, морские ракушки, мука.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Предлагает поиграть с водой. Дети опускают в воду по одной морской ракушке. Убеждаются, что вода прозрачная и сквозь нее видны предметы. Но воспитатель сообщает о том, что вода может быть и мутной. Воспитатель опускает в банку с водой муку и размешивает. Вода становится мутной. Затем дети вместе с воспитателем выясняют, что произошло. Вы видите ракушки? (Нет) Почему? (Потому что вода стала мутной.
Вывод: Прозрачная вода может быть мутной и в мутной воде ничего не видно.
Форма воды
Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму предметов.
Оборудование: Сосуды разной формы, стаканы, ваза, прозрачная чашка, баночки; небольшое ведерко с водой, ковшик
Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня мы посмотрим есть ли у воды форма? В небольшом ведерке есть вода. Дети с помощью небольшого ковшика, под руководством воспитателя разливают воду по сосудам. Воспитатель спрашивает есть ли у воды своя форма? Дети видя сосуды, убеждаются в том, что вода не имеет своей формы.
Вывод: У воды нет собственной формы.
Цвет воды
Цель: Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы с водой, гуашь разных цветов, кисточки, баночки для грязных и чистых кисточек.
Ход игры: Дети посмотрите в баночках налита вода. Теперь мы знаем, что вода прозрачна и не имеет собственной формы. А давайте проверим может ли вода окрашиваться в разные цвета. Дети по очереди набирают гуашь с помощью кисточки и ополаскивают кисточку в сосуде с водой. Дети посмотрите у нас получилась разноцветная вода? (Да)
Вывод: Вода может окрашиваться в разные цвета.
Льдинки-украшение на деревья
Цель: Дать представление о том, что вода может быть твердой.
Оборудование: Небольшие формочки с водой
Ход занятия: Воспитатель набирает в формочки воду и предлагает детям потрогать ее, отмечая, что вода жидкая льется и брызгает. Затем воспитатель ставит формочки с водой за окно (зимой) или в холодильник. Через некоторое время дети снова смотрят на воду в формочках и узнают, что вода стала твердой и холодной. Почему? Вода замерзла и превратилась в лед. Этими льдинками дети вместе с воспитателем украшают участок.
Вывод: Вода может быть льдом.
Лед-это вода
Цель: Дать представление о том, что лед-это вода.
Оборудование: небольшая формочка со льдом.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что в формочке дед. Лед холодный, твердый. Лед не течет и не брызгает. Воспитатель предлагает оставить лед в формочке в группе. Через некоторое время дети снова разглядывают формочку. Что произошло? Лед превратился в воду, потому что в группе тепло. Лед растаял и стал водой.
Вывод: Лед может стать водой.
Аналогично проводится опыт со снегом на прогулке дети трогая снег убеждаются, что он холодный, белый. В помещении в ведерке снег тает и превращается в воду, потому что в группе тепло.
Вывод: Снег-это вода.
Сладкая водичка
Цель: Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества и передают воде свой вкус.
Оборудование: Кипяченая вода в кувшине, сахар в стаканчике, чайная ложка, пластиковые стаканчики по количеству детей.
Ход занятия: Воспитатель предлагает попробовать воду на вкус, разливая кипяченую воду из кувшина по немного в каждый стаканчик детям. Дети пробуют воду, убеждаются, что вода не имеет вкуса. Растворяясь, сахар придает воде сладкий вкус. Дети пробуют воду и убеждаются, что она стала сладкой. (В оставшуюся воду в кувшине воспитатель добавляет немного сахара).
Вывод: Некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.
Эксперименты с шишками и листьями
Легкие листочки
Цель: Дать представление о том, что листья легче воды, и они могут летать на ветру.
Ход наблюдения: На прогулке дети вместе с воспитателем наблюдают, что падающие с деревьев листья кружатся в воздухе опускаясь на дорогу и на лужи. Листочки по лужам плавают, не тонут. Игру с листьями можно продолжить в группе.
Вывод: Листья легкие. Листья летают на ветру и не тонут на воде.
Хвойные деревья «Ель»
Цель: Дать представление о том, что елка всегда зеленая и ее иголки-это тоже листья, но только другие.
Ход наблюдения: На прогулке дети вместе с воспитателем рассматривают дерево «Ель», воспитатель обращает внимание на то, что ель зеленого цвета. Воспитатель обращает внимание на то, что все деревья голые без листьев, а елка зеленая. Дети убеждаются, что иголочки мягкие и не колются. Воспитатель так же обращает внимание на то, что елка-это красивое дерево и елку украшают красивыми шариками и встречают «Новый год».
Затем дети играют в игру «Елочка-иголочка». Дети встают в круг и протягивают вперед руки. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Елка». Дети подговаривают слова, по окончанию стихотворения воспитатель веточкой елки пытается как бы «уколоть» детей, а дети быстро убирают руки. Игру можно повторить в группе.
Шишки ели легче воды
Цель: Дать представление о том, что шишки, ели легче воды.
Оборудование: Шишки ели, вода в небольшом тазике.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что это шишки ели, они очень красивые, их создала сама природа и они пахнут лесом. Дети визуально и тактильно обследуют шишки, нюхают шишки. Запах шишек приятный, вкусный; шишки пахнут лесом. Воспитатель предлагает проверить тонут ли шишки в воде. Для этого воспитатель опускает шишки в тазик с водой. Шишки не тонут в воде, потому, что они легче воды.
Вывод: Шишки легче воды.
Вкусные семена
Цель: Дать представление о том, что шишки теплые, в них есть семена вкусные и полезные.
Материал: Шишки с семенами, семена шишек.
Ход наблюдения: Дети вместе с воспитателем разглядывают шишки. Шишки красивые, как будто в чешуйках, а под каждой чешуйкой есть семена. Воспитатель показывает, что под чешуйкой есть семена, отламывая одну из чешуек. Затем дети рассматривают семена, дети трогают шишки руками, вдыхают их запах, убеждаются в том, что шишки теплые. Пробуют семена на вкус. Семечки вкусные.
Вывод: Шишки теплые, семена вкусные, полезные.
Деревья Весной
Цель: Дать представление о том, что весной на деревьях появляются почки.
Материал: Ветки дерева «Верба»
Ход наблюдения: Воспитатель сообщает о том, что весной цветет много деревьев. Одна из первых Верба. У Вербы появляются пушистые почки серого цвета. Почки похожи на крошечных зайчат. Дети трогают почки пальчиками. Они легкие, пушистые. Дети получают удовольствие от прикосновения.
Вывод: Весной на деревьях появляются почки.
Опыты и эксперименты с воздухом
Пузырьки в стакане
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Пластиковые стаканчики с соломинками по количеству детей, кувшин с водой.
Ход эксперимента: Воспитатель нашивает в каждый стаканчик немного воды из кувшина. Затем предлагает детям подуть в соломинку; на поверхность стаканчика вырываются пузырьки воздуха
Вывод: Воздух легче воды.
Поймаем воздух
Цель: Дать представление о том. что воздух не виден.
Оборудование: полиэтиленовый мешочек.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям о том. что сегодня мы будем «ловить» воздух. Для этого у нас есть мешочек. Посмотрите, сейчас я его раскрою и захвачу воздуха. Дети видят, что мешочек надулся, как подушка, но в мешке ничего не видно. Это просто в мешке воздух, а воздух не виден. Воздух находится везде, но мы его не видим, потому что воздух прозрачный и бесцветный. В комнате много воздуха и сквозь него видны все предметы. Дети трогают надутый пакетик. Убеждаются, что в нем есть воздух. Выпустим воздух, пакетик пуст. Воздух улетел. Эксперимент продолжается 2-3 раза.
Выводы: Воздух прозрачный, он везде, воздух не виден, чтобы его увидеть, его нужно поймать.
Воздух в стакане
Цель: Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.
Оборудование: Емкость с водой, стакан.
Ход занятия: Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, обращая внимание детей на то, что стакан надо держать очень ровно. Что происходит? Попадает ли вода в стакан? Нет. Почему?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пропускает воду.
Выпустим воздух из стакана
Цель: Дать представление о том, что вода может выпустить воздух.
Оборудование: Емкость с водой, стакан.
Ход занятия: Воспитатель опускает стакан в емкость с водой, но теперь держит стакан не прямо, а немного, наклонив его. На поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух вышел из стакана и его место заняла вода.
Вывод: Если воздух выпустить из стакана, то ее место займет вода.
Свойства воздуха
Цель: Дать представление о том, что воздух может перемешаться в пространстве.
Оборудование: Полиэтиленовый пакет.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они понаблюдают, как воздух перемещается в пространстве. Для этого он берет полиэтиленовый пакет средних размеров и набирает воздух, но только не полный пакет, а на половину. Пакетик завязывается. Затем воспитатель показывает детям, как с помощью рук можно перемещать воздух из одной части пакета в другую. Так повторить 3-4 раза. Дети видят, что воздух перемещается.
Вывод: Воздух перемещается в пространстве.
Игры с мячом
Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем есть воздух.
Оборудование: Два мяча (новый и старый).
Ход занятия: Посмотрите, это мячи. Это новый мяч. Он очень яркий, блестящий, гладкий. А еще он очень твердый,- а это значит, что в нем много воздуха, и он хорошо прыгает. Ударяем мячом об пол - мяч высоко подпрыгивает. Дети, посмотрите это старый мячик. Старый мячик тусклый, не яркий, мягкий. В нем воздуха меньше и он прыгает плохо. Воспитатель ударяет старым мячом об пол. Старый мяч подпрыгивает невысоко и сразу катится по полу. Затем продолжается сравнение мячей. Новым мячом легко играть, потому что в нем много воздуха. А старым играть плохо, потому что в нем мало воздуха.
Вывод: Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.
Запахи
Цель: Дать представление о том, что по воздуху легко распространяются запахи.
Ход наблюдения: Наблюдения можно проводить в то время, когда помощник воспитателя готовится накрывать столы перед приемом пищи. Отметить то, что воздух не пах пищей. А когда няня стала разливать по тарелкам суп, раскладывать второе блюдо, то в воздухе запахло вкусно.
Вывод: По воздуху легко распространяются запахи.
Сделаем ветерок
Цель: Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.
Оборудование: Перышки, веер.
Ход занятия: Воспитатель предлагает посмотреть в окно, есть ли ветер. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? Если на улице есть ветер, то достаточно открыть форточку, и дети почувствуют свежесть ветра; если ветра нет, то можно устроить сквозняк на краткое время. Дети здороваются с ветерком. А откуда берется ветер? Ветер появляется из-за движения воздуха. А давайте попробуем сделать ветер. Воспитатель выкладывает на стол легкие перышки и начинает махать веером. Легкие перья поднимаются высоко в воздухе. Почему полетели перышки? Потому что мы стали шевелить воздух веером и получился ветер.
Вывод: Ветер-это движение воздуха. Ветер можно сделать самим с помощью веера.
Эксперименты с песком
Лепим-сыпем
Цель: Дать представление о том. что сухой песок сыплется, а мокрый лепится.
Оборудование: Емкость с сухим песком, лейка с водой, формочки для песка, небольшие совочки.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня мы поиграем с песком. Дети подходят к емкости с песком, насыпают песок в формочки и пытаются слепить. Но почему же фигуры не получаются? Предлагает еще раз потрогать песок. Какой песок? Он сухой и поэтому он не лепится, а рассыпается. Воспитатель смачивает песок водой из лейки. Дети снова делают фигурки из песка. Теперь они получаются- почему? Потому, что песок стал мокрый.
Вывод: Сухой песок сыплется, а мокрый лепится
Песок и вода
Цель: Дать представление о том, что песок тяжелее воды
Оборудование: Прозрачная емкость с водой, сухой песок в небольшой коробке.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что мы сегодня проверим тонет ли песок в воде? Воспитатель сыплет песок из коробки в воду. Песок оседает на дно.
Вывод: Песок тяжелее воды.
Свойство сухого песка
Цель: Дать представление о том. что сухой песок можно пересыпать из емкости в емкость.
Оборудование: Небольшие формочки, ведерки и другие. Сухой песок в емкости, песок, вода
Ход игры: Дети насыпают сухой песок в разные формочки, ведерки. Убеждаясь в том, что песок приобретает любую форму и не имеет своей формы.
Вывод: Сухой песок легко сыплется и приобретает любую форму.
Спрячем игрушки
Цель: Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки.
Оборудование: Песок в центре «Песок-вода», мелкие игрушки из «киндеров».
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с песком. Дети по очереди подходит к песку и находят в песке в песке игрушки.
Вывод: В песке можно спрятать игрушки.
Затем дети сами прячут игрушки в песке и потом находят.
Следы на песке
Цель: Дать представление о том, что на сухом песке остаются не четкие следы.
Оборудование: Сухой песок в емкости «Песок-вода», палочки для рисования.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы попробуем рисовать на сухом песке и проверим, что получилось. Дети встают около емкости «Песок-вода». Сначала рисует воспитатель любые фигуры, затем пробуют дети. Рисунки получаются нечеткие. Почему? Потому, что сухой песок рассыпается и на нем плохо видны рисунки.
Вывод: на сухом песке остаются слабые следы.
Четкие следы
Цель: Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы.
Оборудование: Сухой песок в центре «Песок-вода», палочки для рисования, лейка с водой.
Ход эксперимента: Воспитатель напоминает детям о том, что недавно они рисовали на сухом песке и рисунки получились не четкие. А давайте попробуем рисовать на мокром песке. Дети встают полукругом около центра «Песок-вода». Воспитатель смачивает песок и пробует нарисовать любые фигуры на песке. Фигуры на мокром песке получились очень четкие. Затем дети пробуют сами нарисовать Любые фигурки.
Вывод: На сыром песке остаются четкие линии.
Песок высыхает
Цель: Дать представление о том, что сырой песок высыхает и становится сухим.
Оборудование: Сухой песок в центре «Песок-вода»; вода в пульверизаторе.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они поэкспериментируют с песком. Нужно проверить становится ли мокрый песок сухим. Для этого дети вместе с воспитателем брызгают на песок водой. Мокрый песок оставляют до вечера. Вечером дети проверяют песок. Песок снова стал сухим. Почему? Он высох.
Вывод: Мокрый песок может стать сухим.
Смешивание воды и песка
Цель: Дать представление о том, что песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней.
Оборудование: Сосуд прозрачный с песком, вода в кувшине, соломинка.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они проверят, можно ли перелить песок и воду вместе из одного сосуда в другой. Для этого в сосуде с песком наливают воду и перемешивают соломинкой. Вода перемешивается с водой, песчинки поднимаются вверх. Когда вода вместе с песком перемешана ее сразу переливают в другую баночку. Дети видят, как песок и вода перемещаются вместе из одного сосуда в другой.
Вывод: песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней.
Узоры на мокром песке
Цель: Дать представление о том. что на сыром, утрамбованном песке легко выкладывать узоры.
Материал: Песок сухой, лейка с водой, мозаика.
Ход эксперимента: Воспитатель говорит детям, о том, что сегодня мы проверим легко ли на песке выкладывать узоры. Дети подходят к центру «Песок-вода». Воспитатель говорит, что на сухом песке трудно выкладывать мозаику. Тогда воспитатель поливает песок водой, немного утрамбовывает руками, затем выкладывает мозаику «Кораблик» на песке. Дети убеждаются, что на сыром песке легче выкладывать мозаику. Затем дети пробуют выкладывать любые фигурки.
Вывод: На мокром песке легче выкладывать узоры.
Температура песка
Цель: Дать представление о том, что песок может быть холодным и теплым.
Материал: Песок в песочнице.
Ход наблюдения: Воспитатель сообщает детям о том. что сегодня на утренней прогулке мы проверим какой температуры может быть песок. Дети подходят на участок, трогают песок в песочнице. Почему песок холодный? Потому что сейчас утро и солнышко еще не успело прогреть песок. Второе наблюдение проводится после обеда. Дети трогают песок в песочнице. Что изменилось? Песок стал теплым. Почему? Потому что солнышко уже нагрело и песок стал теплым.
Вывод: Песок может быть холодным и теплым.
Эксперименты с камнями
Свойства камней
Цель: Дать представление о том, что камни бывают большие и маленькие, и твердые.
Материал: Камни разных размеров в небольших емкостях.
Ход наблюдения: Детям раздаются камушки, дети сравнивают камни, давят на них пальчиками. Ладошками, убеждаясь в том, что камни бывают большие и маленькие и еще камни твердые.
Вывод: Камни большие и маленькие, еще они твердые.
Свойства камней
Цель: Дать представление о том, что камни тяжелее воды.
Материал: Камушки в небольших емкостях, вода в центре «Песок-вода»
Ход наблюдения: Дети встают около центра «Песок-вода». Воспитатель раздает детям по одному камушку и предлагает опустить в воду. Что произошло с камушками? Они опустились на дно, почему? Потому что они тяжелее воды.
Вывод: Камни тяжелее воды.
Камушки и посуда
Цель: Дать представление о том, что камни занимают разные объемы и формы посуды.
Материал: Небольшие камушки в емкостях, небольшие прозрачные баночки.
Ход игры: Дети сидят полукругом за столом. Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы поиграем. Нужно проверить можно, ли складывать и перекладывать камушки из баночки в баночку. В первую баночку камушки из пластиковых контейнеров складывает воспитатель, во вторую и последующие дети с помощью воспитателя складывают сами.
Вывод: Камни могут занимать разные объемы и формы посуды.
Стук камней
Цель: Дать представление о том, что камни твердые и при прикосновении с предметами и друг с другом они стучат.
Материал: Камушки небольших размеров в небольших контейнерах.
Ход игры: Дети разбирают по одному камушку из контейнера; стучат ими по столу, перестукиваются друг с другом, при этом они слышат звук.
Вывод: При прикосновении с предметами и друг с другом камни стучат.
Температура камней
Цель: Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми
Материал: камни разных размеров в разных контейнерах небольших размеров.
Ход наблюдения: Дети сидят полукругом около стола. Воспитатель сообщает детям о том, что предметы могут принимать температуру окружающей среды, т.е. ели холодно, то и предметы холодные. А могут ли камни быть холодными или теплыми. Для этого одни камушки воспитатель ставит под струю холодной воды, а другие под струю теплой воды. После этого одни камни становятся холодными, а другие теплыми.
Вывод: Камни могут быть холодными и теплыми.
Камни в воде
Цель: Дать представление о том. что камни могут вытеснять воду.
Материал: Небольшая стеклянная банка, наполненная наполовину водой, небольшие камушки в контейнере.
Ход эксперименты: Воспитатель сообщает детям о том, что камни могут вытеснять воду. Для этого воспитатель читает рассказ Л.Н. Толстой «Умная галка». После прочтения рассказа дети вместе с воспитателем проверяют, как галка поднимала воду. Дети кидают по камушку в банку с водой. Постепенно вода поднимается все выше и выше. Дети видят, как камушки лежат на дне, а вода поднимается все выше.
Вывод: Камни могут вытеснять воду.
Построим дорожку
Цель: Дать представление о том, что камни – это строительный материал и его используют в строительстве дорог.
Материал: Домики на столе для человечков, камушки в небольших емкостях.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что камни прочные, твердые, поэтому на них можно наступать, и они не развалятся. Поэтому люди раньше и теперь и использовали камни для строительства. Давайте сегодня построим дорожку, чтобы по ней могли ходить человечки от домика к домику. Дети берут по одному камушку и выкладывают дорожку.
Вывод: Из камней можно строить дорогу.
Камни в воде и без нее
Цель: Дать представление в том, что в сухую банку камни падают быстро и стучат по дну, а в воде они опускаются плавно на дно и стучат тише.
Материал: Банка с водой, банка пустая, камушки в лотке.
Ход эксперименты: Воспитатель сообщает детям, что сейчас мы проверим, как опускаются камни на дно банок с водой и без воды. Дети могут брать камушки из лотка и опускать их сначала в банку без воды, а потом в банку с водой. В первом случае ребенок видит, что камень падает быстро, ударяет о дно банки громко, а во втором случае камень идет медленнее и ударяет не так громко. Почему? Потому, что камень тяжелый и сначала летел под воздействием своей тяжести, а в другом случае ему помешала вода.
Вывод: В воде камни на дно опускаются плавно и стучат не громко.
Ходьба по камушкам
Цель: Дать представление о том, что по камушкам очень полезно ходить голыми ножками.
Материал: Дорожки для закаливания с камушками.
Ход игры: Данную игру проводят после сна; дети ходят по дорожкам. Ходьба по дорожкам должна быть для детей приятной. Воспитатель объясняет детям что. Когда мы наступаем на камушки ногами, то ножки просыпаются и начинают будить руки, плечи, голову, глазки и т.д., и мы поэтому лучше себя чувствуем.
Вывод: Ходьба по камушкам полезна для здоровья.
Список используемой литературы.
- А. И. Савенков «Маленький исследователь» Самара: Издательский дом «Федоров» 2011г.
- Е. Г. Рудакова «Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей» Астрель 2011г.
- Н. В. Нищева Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты. Эксперименты, Игры Санкт-Петербург Детство-Пресс 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"
Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...
Перспективное планирование по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром.
Данное планирование составлено на основание методическрой литературы О.Н.Николаевой....
Краткосрочный проект по ознакомлению детей младшей группы с окружающим миром тема «Звёзды и планеты»
Главной задачей образовательного процесса является ознакомление детей с внешним и окружающим миром. В данном проекте представлены занятия по ознакомлению детей 2 младшей группы с днем космонавти...
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования
Экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информ...
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной...
Выступление на тему «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;Формировать умение делать открытия и выводы;Обучать плавному направленному выходу на предмет.Развивающие задачи:Развивать экспериментальную деятел...
Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...