Методическая разработка проекта "В гостях у сказки"
методическая разработка (средняя группа)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
О важности речевого развития говорится во многих работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).
Проблема формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.
Практический опыт и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи.
Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Наиболее эффективное средство для решение данной проблемы – это вовлечение дошкольников в проектную деятельность с использованием ИКТ.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств ребёнка. Метод проекта позволяет объединить всех участников образовательного процесса, активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt_po_ikt_v_gostyah_u_skazki.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В гостях у сказки»
Подготовили воспитатель ГБДОУ детский сад № 60 поселок Металлострой, Колпинский район Санкт-Петербург Гежа Юлия Вениаминовна
Вид проекта:
ролево-игровой
Образовательные области:
художественно-эстетическое, познавательное,
социально – коммуникативное и речевое развитие
Участники проекта:
ребенок, взрослые, педагоги, музыкальный руководитель
Срок осуществления проекта: 1 месяц.
Актуальность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
О важности речевого развития говорится во многих работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).
Проблема формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.
Практический опыт и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи.
Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Наиболее эффективное средство для решение данной проблемы – это вовлечение дошкольников в проектную деятельность с использованием ИКТ.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств ребёнка. Метод проекта позволяет объединить всех участников образовательного процесса, активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.
Цель: развитие речи и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Теремок».
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
- Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.
- Развивать и активизировать речь детей.
- Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.
- Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
- Привлечь родителей к ознакомлению детей с жанром художественного слова сказкой. Усовершенствовать навыки общения родителей с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Выставка творческих работ детей.
- Организация образовательного процесса в нескольких направлениях, обеспечивая взаимодействия воспитателя, специалистов и родителей.
- Обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.
- Активное участие родителей в совместном ролево-игровом проекте.
- Театрализованная постановка для группы детей.
Реализация проекта осуществляется через следующие этапы:
- подготовительный;
- основной;
- завершающий.
Предполагаемый результат:
- Знание детьми сказок.
- Умение правильно пользоваться книгой.
- Развитие речи детей.
- Умение слушать сказку без наглядного сопровождения.
- Возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Подготовительный этап:
Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей.
Подбор художественной литературы для чтения, наглядных пособий для рассматривания и обсуждения.
Подбор материала для оформления сюжетно-ролевых игр.
Этап реализации проекта.
1. Вступительная беседа о сказках. «Откуда сказка пришла?», «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой».
2. Чтение, слушание сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Девочка и лиса», «Снегурочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Прослушивание ауд. диска «русские народные сказки»
4. Дидактические игры: «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку», «Расскажи сказку», «Кто из какой сказки», «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», «Кого не хватает».
5. Тематические пазлы. Кубики «Собери сказку».
6. Рассказывание сказки по набору иллюстраций.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Готовим тесто для колобка», «Ждем в гости 3 поросят»
8. Строительная игра «Теремок».
9. Просмотр и обсуждение сказки «Снегурочка».
10. Показ иллюстраций и репродукций картин Чарушина, Сутеева, Горина к сказкам.
11. Организация «больницы» для книг.
12. Использование различных видов театра.
Пальчиковый театр «Три поросенка». Театр сказок на фланелеграфе. Настольный театр «Заюшкина избушка». Кукольный театр «Репка».
13. Загадки.
14. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Лиса и петух», «Бездомный заяц».
15. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки».
16. Аппликация по сюжету сказки «Колобок».
17. Рисование по сюжетам сказок.
18. Конструирование домика для зверят по сказке "Теремок".
19. Раскраски по сказкам.
20. Лепка "Репка".
21. Работа с родителями:
Консультация "Что такое сказки?" Список литературы для чтения детям трех - четырех лет.
Консультация "Какие сказки читать детям?".
22. Совместные работы родителей с детьми - пополнение пальчикого театра.
23. Итоговое мероприятие: Занятия по развитию речи «Путешествие в деревню сказок».
24. Организация мини - музея «Мои любимые сказки».
Заключительный этап.
Выставка совместных работ детей и родителей для пальчикого театра «Любимые герои из сказок».
Оформление мини – музея «Мои любимые сказки».
Итоговое занятие: «Путешествие в деревню сказок».
Вывод:
В результате данного проекта дети узнали много новых сказок, появился интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам, прослушиванию без наглядного сопровождения. Дети стали угадывать героев из сказок, научились пересказывать их. Используя различные виды театра, дети научились самостоятельно разыгрывать сказку. Пополнился словарный запас детей.
Литература:
1. Русские народные сказки. Дрофа плюс. М. 2003.
2. Загадки для маленьких умников и умниц. Рипол классик. М. 2009.
3. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. Рипол классик. М. 2010.
4. Русские подвижные игры. М. Ф. Литвинова.
5. Конструирование и ручной труд в детском саду. Л. В. Куцакова. М. «Просвещение»1990.
6. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе».
7. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
8. konsultaciya_dlya_roditeley.docx
Системная паутинка по проекту «В гостях у сказки».
Познание Чтение художественной литературы Коммуникация
Дидактические игры «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку», «Расскажи сказку», «Кто из какой сказки», «Найди по описанию»,«Что сначала, что потом», «Кого не хватает». Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Тематические пазлы. Кубики «Собери сказку». Рассказывание сказки по набору иллюстраций.
Загадки. Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Девочка и лиса», «Снегурочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Прослушивание ауд. диска «русские народные сказки» Вступительная беседа о сказках. «Откуда сказка пришла?», «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой». Пересказ сказок. Пальчиковый театр «Три поросенка». Театр сказок на фланелеграфе. Настольный театр «Заюшкина избушка».Кукольный театр «Репка».
Социализация Труд Безопасность
Сюжетно-ролевые игры. Использование различных видов театра. Строительная игра «Теремок». Просмотр и обсуждение сказки «Снегурочка». Дидактические игры. Показ иллюстраций и репродукций картин Чарушина, Горина к сказкам. Выставка книг: «Сказка к нам приходит» Организация «больницы» для книг. В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам
Здоровье Физическая культура Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
Тематические физкультминутки. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Лиса и петух», «Бездомный заяц».
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки».
Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов по сюжетам сказок. Изготовление фигурок пальчикового театра.
Художественное творчество Музыка Режимные моменты
Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Конструирование домика для зверят по сказке "Теремок". Раскраски по сказкам. Лепка "Репка".
Прослушивание музыкальных произведений. Разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры: Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Основной этап
Обозначение темы для детей и родителей.
№ Мероприятия Цель Материалы и оборудование Участники Дата проведения
1. Чтение сказки «Курочка ряба»
Развивать интерес к сказкам, умение слушать сказки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Книга со сказкой Воспитатель, дети
2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка ряба»
Упражнять детей рассказывать сказки по картине.
Иллюстрации к сказке Воспитатель, дети
3. Показ сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра Воспитывать интерес к русской народной сказке;
учить детей следить за развитием событий, показывать сказку самостоятельно. Настольный театр из дерева Воспитатель, дети
4. Чтение сказки «Колобок» Развивать интерес к сказкам, умение слушать сказки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Книга со сказкой Воспитатель, дети
5. «Колобок покатился по дорожке» - рисование Учить рисовать колобка красками Краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, образец, салфетки. Воспитатель, дети
6. Чтение сказки «Репка» Развивать интерес к сказкам, умение слушать сказки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Книга со сказкой Воспитатель, дети
7. Показ детьми сказки «Репка» Развивать интерес к сказке, способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Учить последовательно выполнять игровые действия, воспитывать способности организованного взаимодействия друг с другом. Атрибуты к сказке, шапочки для детей Воспитатель, дети, родители
8. Чтение сказки «Теремок» Развивать интерес к сказкам, умение слушать сказки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Книга со сказкой Воспитатель, дети
9. Аппликация «Теремок» Упражнять в конструировании дома из треугольника и квадрата, создавать аппликацию из готовых форм; побуждать эмоционально откликаться на сказку
Листы бумаги;клей; кисточки;готовые формы из цветной бумаги, салфетки.
Воспитатель, дети
10. Показ родителями сказки «Теремок» Активизировать творческую деятельность родителей. Атрибуты к сказке, костюмы для родителей. Воспитатель, родители, дети
11. Чтение сказки «Заюшкина избушка» Развивать интерес к сказкам, умение слушать сказки, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Книга со сказкой Воспитатель, дети
12 Показ сказки «Заюшкина избушка» с помощью настольного театра. Воспитывать интерес к русской народной сказке;
учить детей следить за развитием событий, показывать сказку самостоятельно.
Настольный театр из бумаги. Воспитатель, дети
Работа с родителями.
1. Консультация на тему: «Роль сказки в воспитании детей» - 1-я неделя
2. Изготовление костюмов и атрибутов для показа сказки «Теремок» - 3-я неделя
2. Выставка рисунков: «Наш любимый сказочный герой» - 4-я неделя
4. Акция «Подари книгу детскому саду» - 4-я неделя
Итоговый этап
Подведение итогов.
Публикация в СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Проект "В гостях у сказки"
Подробный позтапный проект театрализации на целый год для детей средней группы....
Методическая разработка проект "В гостях у сказки " 2 мл группа.
Педагогический проект «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» Цель: Познакомить детей с русскими народными сказками; Развивать связную речь детей, используя сказки. Задачи: Создание условий для ознакомления детей с...
Методическая разработка Проект "В гостях у сказки"
Проект для старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка проекта "В гостях у сказки".
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в...
Методическая разработка.Проект"В гостях у сказки"
Приобщение детей к высокохудожественной литературе,формирование запасалитературных художественных впечатлений,прививать интерес к театру...
Методическая разработка. Проект В гостях у сказки для детей младшего возраста
Методическая разработка.Проект В гостяху сказки для детей младшего возраста.Цель:Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок....
Методическая разработка - развлечение "В гостях у сказки"
Это методическая разработка - развлечение закрепляет и систематизирует в игровой форме знания детей средней группы о сказках, формируются навыки драматизации....