Методическая разработка. Проект В гостях у сказки для детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Илющенко Оксана Алексеевна

Методическая разработка.Проект  В гостяху сказки  для детей младшего возраста.

Цель:Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В гостях у сказки"91.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проект

в группе кратковременного пребывания

«Горошинки» «В гостях у сказки»

Проект выполнила:

Илющенко О.А.

Санкт-Петербург

2022 год

Оглавление

1.Актуальность………………………

2.Цель проекта…………………………………..

3. Задачи проекта…………………

4.Формы и методы проекта………………………

5.Участники проекта……………………………..

6.Сроки реализации проекта………………………….

7.Продукты проекта……………………………..

8. Ожидаемый результат………………………..

9. Основные этапы реализации проекта…………………

10. Перспективное планирование реализации проекта

11.Итоги проекта…………………….

12 .Список литературы……………………..                    

13.Приложения

Паспорт проекта.

Актуальность.

В нашем 21 веке, когда происходит духовное обнищание, сказка, как и другие ценности нашей культуры, теряет своё наивысшее предназначение. В большей части этому помогают современные печатные издания и создание детских мультфильмов, которые искажают первоначальный замысел сказки, а также превращают сказочное действие из поучительного в развлекательное. Поэтому наш проект «В гостях у сказки» очень актуален. Русские народные сказки преподносят нашим детям поэтический образ сказочных героев, в тоже время они оставляют простор детскому воображению, позволяют возвратить и привнести в естественную среду жизни ребёнка и семьи христианские нормы православия; темы веры, милосердия, добра составляют духовно-нравственное содержание русских народных сказок.

Сказка- необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Проблема:Дети знают мало русских народных сказок.

Наименование проекта

«В гостях у сказки»

Тип проекта

познавательно - игровой

Цель проекта

Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок.

Задачи проекта

Для детей

Образовательные:

  • Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
  • Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
  • Формировать умение пересказывать сказки.

Развивающие:

  • Содействовать развитию познавательной сферы детей, их речи, обогащению словаря.
  •  Развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  • Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.
  • Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Для педагога:

  • Разнообразить развивающую среду видами театра;
  • Подготовить консультации для родителей.

Для родителей:

  •  создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  •  развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
  •  заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Срок реализации

Долгосрочный  с 01.03.22г-31.05.22г

Ожидаемые результаты

Дети:  

  • дети знают и называют названия сказок;
  • могут угадать сказку по персонажам;
  • повышение речевой активности, активизация словаря;
  • могут рассказать наизусть самостоятельно одну из сказок (либо с помощью воспитателя);
  • развиваются артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
  • развитие познавательно исследовательских и творческих способностей детей;

Педагоги:

  • создана соответствующая предметно-развивающая среда;

Родители:

  • повысилась активность родителей в совместной творческой деятельности.
  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
  • развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;

Участники проекта

  • Дети группы «Горошинки»
  • Воспитатель
  • Родители

Обеспечение проекта

Материально -техническое: аудио, фотоаппаратура, компьютер.

Учебно-методическое: детская художественная литература, методическая литература, дидактические игры.

Трансляция проекта

Фотоотчет

Продукты проекта

Авторские игры:

«Кто за кем» (по сказке «Репка»)

«Кто как кричит» (по сказке «Теремок»  «Сложи картинку» (по сказке «Курочка Ряба»)  «Из какой сказки герой?»

«Где чья тень? (сказки)

«Найди недостающий фрагмент к сказке»

 «Игры с прищепками в сказку «Заюшкина избушка»

Разрезные картинки (сказки).

Критерии и показатели эффективности проекта

Показатели эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

  • Дети с помощью педагога обладают : фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре.
  • Проявляют с помощью педагога самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. (способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
  • Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Основные этапы реализации проекта:

                                            1 этап - подготовительный

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

                                            1 этап -  подготовительный

Цель: постановка целей и задач проекта на основе проведенной диагностики.

Постановка целей, определение проблемы и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта

подбор наглядно дидактического материала; художественной литературы.

Будет собран необходимый

материал для работы над проектом.  

Март 2022г

                                           2 этап - практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Сроки

Формирование различных знаний, умений и навыков, поведение мероприятий в группе, работа с родителями по заданной теме.

Формируется познавательный интерес к данной теме. Расширятся коммуникативные и познавательные способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Апрель 2022г

3 этап - заключительный

Цель: подведение итогов по реализации проекта.

Подведение итогов проекта, определение дальнейших перспектив.

На этом этапе также дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются достигнутые успехи и неудачи, объявляется благодарность родителям за активное участие в реализации проекта.

Май 2022г

Перспективное планирование реализации проекта

Социально -коммуникативное развитие

Игры:

«Кто за кем» (по сказке «Репка»)

Цель: продолжать закреплять знание содержания сказки "Репка"; упражнять в умении воспроизводить последовательность действий героев; развивать память, внимание и мышление; обогатить и активизировать словарный запас детей; развивать мелкую моторику, способствовать закреплению знаний о цвете и форме; формировать сенсорные способности детей в процессе игры.

 «Кто , как кричит»  (по сказке «Теремок»

Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам. Воспитывать любовь к животным.

  «Сложи картинку» (по сказке «Курочка Ряба»)

Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

 «Из какой сказки герой?»

Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, двигательную активность. Воспитывать у детей интерес к сказкам. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

 «Где чья тень?»(сказки)

Цель: закреплять знания о героях сказок, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

 «Найди недостающий фрагмент к сказке»

Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, целостность восприятия, память, речь, познавательную активность.

 «Игры с прищепками» в сказку «Заюшкина избушка»

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать воображение и  речь. Разрезные картинки (сказки)

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Познавательное развитие

Беседы:

«Книги -лучшие друзья»  (Приложение 1)

Цель: воспитывать у детей интерес и любовь к книгам; развивать речевую активность; умение по словесному описанию и иллюстрациям определять знакомые книги и сказки.

 «Кто в лесу живет»  (Приложение 2)

Цель: Формировать знания воспитанников о лесных животных родного края. Формировать умения отгадывать загадки. Продолжать развивать активную речь воспитанников, память, внимание, мышление. Обогащать словарный запас словами – заяц, медведь, лиса, волк.

«Беседа по сказке «Колобок» (Приложение 3)

Цель: Продолжать знакомить с русской народной сказкой «Колобок».

 Формировать умение вести диалог с педагогом.

Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление; умение выполнять различные игровые задания.

 Беседа по сказке «Волк и семеро козлят» (Приложение 4)

Цель: воспитывать любовь к сказкам.

 развивать память, мышление, внимание, речь детей.

обогащать словарь, добиваться четкого произношения звуков.

развивать умение различать звуки разной высоты.

 учить внимательно слушать знакомую сказку (с использованием настольного театра).

Беседа по сказке  «Три поросёнка» (Приложение 5)

Цель: помочь детям вспомнить знакомых персонажей сказки и сказку используя загадки, активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в подборе определений к заданному слову; воспитать отзывчивость, дружелюбие и умение прощать.

Беседа по сказке «Заюшкина избушка»

(Приложение 6)

Цель: познакомить детей с новой сказкой; помочь понять её содержание; учить отвечать на вопросы воспитателя; учить оценивать поступки героев; активизировать и расширять словарный запас ,развивать умение детей играть в сказку; прививать интерес к сказкам; воспитывать усидчивость.

Беседа по сказке «Курочка Ряба» (Приложение 7)

Цель: Развивать речь детей, обогащать словарь. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к игровой деятельности. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 

Речевое развитие

Чтение сказок:

«Репка» (Приложение 1)

«Теремок» (Приложение 2)

«Колобок» (Приложение 3)

«Волк и семеро козлят» (Приложение 4)

«Три поросенка» (Приложение 5)

«Заюшкина избушка» (Приложение 6)

«Курочка Ряба» (Приложение 7)

Отгадывание загадок (Приложение 8)

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование

Раскрашивание раскрасок по сказке «Репка»

Цель: учить детей раскрашивать по образцу, формировать умение раскрашивать иллюстрацию сказочного героя, закрепить навыки владения красками, развивать восприятие, внимание, мышление. Память, мелкую моторику.

Рисование «Дорожка для колобка»

Цель: формирование умения у детей проводить ровные горизонтальные линии, учить следить за движением кисточки по бумаге слева направо; продолжить знакомство с коричневым цветом;    прививать интерес к рисованию;       закрепить знание содержания сказки;  воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.

Лепка «Яичко для курочки Рябы»

Цель: формирование умения у детей раскатывать кусочек пластилина между ладонями , делать его круглой формы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание утешить-вылепить новые яички, воспитывать внимательное отношение к пожилым людям, развивать мелкую моторику, учить выполнять простые действия в соответствии с текстом.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика (Приложение 9)

Цель: развивать  мелкую моторику рук и речь ребенка в их единстве и взаимосвязи.

       

Работа с родителями

№ п/п

Наименование

Работа с родителями

Цель

Сроки

1.

Консультация для родителей   о начале проекта

« В гостях у сказки»

Заинтересовать

родителей  в образовательной деятельности группы «Горошинки».

март

2.

Совместный просмотр

( родитель и ребенок) мультфильмов «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  и «Лиса и журавль».

Провести беседу о том, что родителей нужно слушаться и никуда не уходить одному и   провести беседу о том ,как нужно угощать гостей, чтобы все были сытые и довольные.

март

3.

Создать фотоальбом ребенка на тему: «Моя любимая книга».

Побуждать детей называть героев любимой сказки.

март

4.

Создать

пальчиковый театр для сказки «Три поросенка»

Развитие воображения, пространственного мышления, общей  ручной  умелости, мелкой моторики рук.

Тренировать детей по описанию угадывать о какой сказке идет речь.

апрель

5.

Оформление детско –родительской выставки

«Герои любимых сказок»

Побуждать родителей активно участвовать в проекте  «В гостях у сказки»

апрель

6.

Изготовление родителями персонажей  для сказки

«Заюшкина избушка»

Помочь мамам освоить приемы изготовления персонажей сказки, пополнить театральны уголок  для детей младшего дошкольного возраста.

май

Список используемой литературы:

1.Грушина Л.В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;

2.Губанова Н. Ф. "Развитие игровой деятельности". Издательство "Мозаика Синтез". Москва, 2008 г.

3. Дащенко Л.М.  Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;5. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;

6.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. Учреждений -М.:ТЦ "Сфера", 2001;

7. Сорокина Н.Ф.,  Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М.: Вако, 2004.

8.Сорокина Н.Ф.,  МилановичЛ.Г.Кукольный театр для самых маленьких. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009;9. Шорохова О.А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М.: Просвещение, 2006;

Приложения:

Приложение 1

Сказка «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку!

Конспект беседы «Книги-лучшие друзья»

Задачи:

 

• воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;

• развивать речевую активность;

умение по словесному описанию и иллюстрациям определять знакомые книги и сказки.

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, а вы любите, когда вам читают книжки? А кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришёл тигренок Кузя, он прочитал много книг и поэтому стал такой умный. Весь день он сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, он разговаривает со мной. Сегодня Кузя согласился поговорить и с вами.

Воспитатель: (берет тигренка): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! Ведь в книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Воспитатель: - Кузя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?

Кузя: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован(зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован?(бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку.

А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Ты знаешь, Кузя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка«Ровным кругом»

- как бабушка Колобка стряпала?(показывают движения)

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

- как дед Репку из земли тянул?

Кузя: - Молодцы! Я понял, что вы любите книжки, и поэтому решил подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

Воспитатель: - Спасибо, Кузя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.

- Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.

- А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки?(показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Кузя подарил нам такие книжки!

Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кузе и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

Приложение 2

Сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок, все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Конспект беседы «Кто в лесу живет»

Задачи:

Формирование знаний воспитанников о лесных животных родного края. Формирование умения отгадывать загадки. Продолжать развивать активную речь воспитанников, память, внимание, мышление. Обогащать словарный запас словами – заяц, медведь, лиса, волк.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу. В лесу нас ждет много интересного. Давайте встанем в круг и отправимся в лес.

Выполняется физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали.

Присядем на пенек

И отдохнем чуток.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ой, а кто же прячется за кустиком.

Воспитатель загадывает загадки про лесных зверей и выставляет картинки на доску.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее.

 (лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Воспитатель: Ребята скажите, а это животные домашние или дикие?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Правильно. Ведь все животные, которые живут в лесу ,называются дикими. Ребята, а зайчик и его лесные друзья приглашают вас на звериную зарядку. Давайте все встанем возле стульчиков.

Звериная зарядка

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться

(потянуться)

Обязательно зевнуть

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(переступание c ноги на ногу)

Долго топчется на месте

(раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Дети садятся обратно на стульчики.

Воспитатель: Давайте ещё раз повторим, кто живёт в лесу.

Дети перечисляют животных, чьи картинки выставлены на доске. Могут назвать еще несколько лесных животных.

Воспитатель: А теперь давайте немножечко поиграем, приготовьте свои пальчики.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Зайка» (1 – 2 раза)

Зайка

Мчится без оглядки,

(хлопаем в ладошки)

Лишь сверкают пятки.

(ударяем кулачками друг о друга)

Мчится что есть духу,

(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)

Хвост короче уха.

(ударяем кулачками друг о друга)

Живо угадай-ка:

Кто же это?

(хлопаем в ладошки)

Зайка!

(показываем указательными пальцами «зайку»)

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь вы знаете ,кто живет в лесу и что в лесу растет.

Приложение 3

Сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкамскребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкамскребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкамскребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкамскребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

-  Я колобок, колобок...

А лиса его — гам! — и съела.


Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Колобок»

Цель: Развитие связанной речи детей

Задачи:

- Продолжать знакомить с русской народной сказкой «Колобок».

- Формировать умение вести диалог с педагогом.

- Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление; умение выполнять различные игровые задания.

Оборудование: игрушка колобок, игрушка лиса, корзинка с угощениями.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Прослушивание сказки.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Воспитатель:

Игра

Подойди ко мне, дружок!

Соберёмся все в кружок

Мы за руки все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети повторяют все действия за воспитателем, образуют круг)

Воспитатель:

К нам сегодня придёт в гости интересный сказочный герой. Послушайте загадку, постарайтесь отгадать кто же это?

Он от дедушки ушёл.

Он от бабушки ушёл.

Кто же бегает без ног?

Это жёлтый  (колобок)

Дети: (все вместе) Колобок!

Воспитатель: Верно, дети, это колобок! (дети садятся на стульчики). А в какой сказке вы встречали этого необычного героя?

Дети: «Колобок»

Воспитатель: Правильно, в русской народной сказке «Колобок». А как он появился?

Дети: Его слепила бабушка. Из муки.

Воспитатель: А как она его лепила? Давайте, ребята мы с вами вспомним и слепим колобка!

Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка»

Мы лепили колобка.

Тесто мяли мы слегка.

А потом его катали,

На окошечко сажали.

Он с окошка прыг, да прыг!

Укатился озорник!

(Дети проговаривают стишок и повторяют все действия за воспитателем)

Воспитатель: А вот и он! Наш гость колобок! Посмотрите, какой замечательный он у нас получился. (Воспитатель показывает ребятам игрушечного колобка)

Воспитатель: А какой у нас колобок? Ребята, опишите нашего гостя.

Дети: круглый, румяный, вкусный, красивый, добрый, ароматный, весёлый, мягкий, подвижный.

Воспитатель: Молодцы! А ещё он умеет петь красивую песенку. Давайте вспомним какую?

Дети с воспитателем поют песню колобка:

Я - колобок, я - колобок,

Румяный бок, румяный бок!

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а колобок куда-то пропал? (воспитатель прячет колобка).

Дети: Он в лес покатился.

Воспитатель: А, давайте, мы с вами пойдём в лес и вернём колобка обратно. Чтобы он не потерялся или не оказался съеденным. А с собой, чтобы нам не проголодаться возьмём корзинку с угощениями.

Дети: Да, конечно. Идём. (Дети встают со стульчиков)

Физкультминутка   «Лесные жители»

Зайка прыгает вот так: прыг-скок, прыг-скок!

А за ним и серый волк зубами щёлк- щёлк, щёлк-щёлк!

Переваливаясь важно мишка по лесу идёт

И под нос себе ревёт.

(Дети проговаривают стишок и повторяют все действия за воспитателем)

Воспитатель: Ребята, а кого мы с вами не назвали в нашем стишке? И кого не показали?

Дети: Лису!

Воспитатель:

Правильно. Лису. (Воспитатель достаёт игрушечную лису и предлагает поиграть в подвижную игру «Лиса и колобок») Колобки (дети) играют на полянке, а лиса (воспитатель с игрушкой) их хочет съесть «А лисичка голодна, хочет скушать колобка!» Колобки (дети) должны вовремя убежать на свои стульчики от лисы(воспитатель с игрушкой 2-3 раза. (После игры дети остаются на стульчиках.)

Воспитатель: Вот и колобок нашёлся, посмотрите, ребята, на пеньке сидит и плачет. Что ты плачешь, колобок? Он, наверное, боится, что лиса его съест.

Воспитатель к колобку: Не плачь, колобок, мы не дадим тебя в обиду. Не станет есть тебя лисичка. У нас корзинка есть с угощениями. Угостим лисичку, ребята? И тогда она будет сытая и довольная. (Воспитатель отдаёт лисе корзинку с угощениями. Лиса уходит)

Воспитатель: Ой, колобку тоже домой пора! А то бабушка и дедушка переживают. До свидания, колобок! В следующий раз будь внимательнее и не убегай из дома!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и нам пора прощаться! А напоследок, вспомним, кто же сегодня к нам в гости приходил? И где мы побывали с вами? Кого встретили? А кто хотел нас съесть? Можно ли уходить одному из дома? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)Молодцы, ребята! Все правильно вы запомнили! Всего вам самого доброго!

До новых встреч!

Приложение 4

Сказка «Волк и семеро козлят»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечкаво сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полныкопытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечкаво сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечкаво сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

Конспект занятия

по развитию речи по

сказке «Волк и семеро козлят»

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам.

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание, речь детей.

- обогащать словарь, добиваться четкого произношения звуков.

- развивать умение различать звуки разной высоты.

Образовательные:

- учить внимательно слушать знакомую сказку (с использованием настольного театра).

Методы:  практические, словесные, наглядные.

Приёмы: сюрпризный момент, ИКТ, вопросы, указания, показ, беседа, театрализация, игра, художественное слово, поощрительная оценка, проблемная ситуация .

Словесная работа: ввести в активный словарь слова – коза рогатая, козлятушки, отопритеся.

Продолжительность 10- 15 минут.  Участники: воспитатель, дети.

Оборудование и материалы: приготовить для игры бибабо (волк), видеосюжеты по ходу занятия, настольный театр.

Предварительная подготовка с детьми:

Рассмотреть сюжетные картинки диких и домашних животных. Знакомство с персонажами русской народной сказкой через настольный и пальчиковый театр, разучить и поиграть в игру «Козлята и волк».

Ход занятия:

Воспитатель: колокольчик звенит, и дружить всем нам велит (воспитатель звонит в колокольчик и собирает детей вокруг себя).

Все собрались ребята, а сейчас садитесь поудобнее,  в группе тишина сказка в гости к нам пришла!

Воспитатель рассказывает сказку «Волк и семеро козлят» с использованием настольного театра

Воспитатель:   Ребята, понравилась вам сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята скажите мне, пожалуйста, про кого я вам читала?

Дети называют: Про козу, волка и козлят (воспитатель показывает в книге героев сказки по мере называния их детьми).

Воспитатель: Ребята, а какая была коза?

Дети: Добрая.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Конечно, она была добрая.

Воспитатель: А каким голосом она пела? (Если дети затрудняются ответить, то им помогает воспитатель).

Дети: Тоненьким, ласковым, добрым.

Воспитатель: Молодцы. А хотите послушать как поёт коза? (поёт коза на музыкальном центре)

А теперь давайте попробуем все вместе спеть песенку, которую пела коза.

(С помощью воспитателя дети поют песенку тоненьким голоском).

«Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла.»

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо спели песенку.

А кто один хочет спеть песенку? (выходит ребёнок, поёт).

 А кто ещё пел песенку в этой сказке? Ребята, а какой был волк? (Если дети затрудняются ответить, то им помогает воспитатель).

Дети: Большой, злой, страшный.

Воспитатель: Молодцы ребята. А ещё, умные козлятки заметили,

что волк поёт песенку неправильно. Волк её перепутал. Послушайте, как он пел:

 (включает пение волка на музыкальном центре).  

 «Ваша мать пришла,

Молока принесла…

Полны копытца водицы!»

ВоспитательНеправильно ведь он спел песенку, ребята?

Дети: Да. А давайте его песенку споём?

Дети поют.

Воспитатель хвалит детей.

А кто один хочет спеть песенку? (выходит ребёнок, поёт) . Воспитатель хвалит.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась сказка, а вы  хотите в эту сказку поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда посмотрите , какой замечательный кукольный театр на палочке сделал Егорушка с мамой. Давайте поиграем в эту сказку.

 

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто вспомнит, как называется сказка?

Дети«Козлятки и волк» (говорят с помощью воспитателя)

Воспитатель: Правильно, «Козлятки и волк». Молодцы, ребята.

Приложение 5

Сказка «Три поросенка»

Жили-были три поросёнка. Три брата. Их звали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Всё лето они гуляли и резвились. Но лето кончилось и наступила осень, а с ней первые холода. Когда стало совсем холодно, решили братья строить себе дома. Ниф-Ниф построил себе дом из соломы, Нуф-Нуф из веток. Сделали они это очень быстро и пошли похвастаться своими успехами к Наф-Нафу.

А Наф-Наф вот уже несколько дней строил свой дом из камней, чтобы он был прочный и тёплый и чтобы волк не смог в него попасть. Посмеялись братья над тем. что Наф-Наф долго возится с постройкой дома и побежали гулять в лес. А в это время в лесу на охоту вышел волк. Он увидел поросят. щёлкнул зубами и бедные поросята замерли от страха. Но затем вдруг одумались и визжа на весь лес бросились бежать.

Ниф-ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед носом волка. Волк три раза дунул и дом разлетелся. Ниф-Ниф еле успел добежать до домика Нуф-Нуфа и теперь они с братом уже вдвоём тряслись от страха. Но волк сказал. что передумал есть поросят и они, поверив ему сразу повеселели. Однако волк одел на себя овечью шкуру и вновь подошёл к двери дома. Поросята подумали, что это всего лишь овечка и открыли дверь, но увидев пасть волка успели захлопнуть дверь. Волк рассердился и дунул три раза. но дом устоял.Затем он дунул в четвёртый раз и дом. построенный из веток развалился.

Поросята бросились бежать к дому Наф-Нафа. Брат впустил их в дом. Он догадался, что за ними гнался волк и быстро закрыл дверь на засов. Волк страшно рассердился и начал сильно дуть. Но сколько он ни дул ни один даже самый маленький камень не сдвинулся с места. Дом стоял, как крепость.

Волк решил забраться в дом через трубу, но Наф-Наф снял крышку с котла с кипящей водой и волк из трубы попал в кипяток. Он с диким криком вылетел обратно в трубу и бросился в лес. А три брата. три маленьких поросёнка глядели ему вслед и радовались,что проучили злого разбойника.

С этих пор братья стали дружно жить под одной крышей.

Конспект занятия по развитию речи

«Расскажу-ка я сказку «Три поросёнка»

Задачи:

- помочь детям вспомнить знакомых персонажей сказки и сказку используя загадки,

- активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в подборе определений к заданному слову;

- воспитать отзывчивость, дружелюбие и умение прощать.

Цель: уточнение и расширение словаря детей;

Предварительная работа:

- отгадывание загадок;

- дидактическая игра «Кто как кричит»;

- пальчиковый и настольный театр.

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, меня зовут Умелица. У меня есть сундучок, да не простой, а сказочный. Хотите узнать, что в нём лежит?

Дети(да)

Воспитатель: - я сейчас его открою. Ребята почему то сундучок не открывается. Нам надо сказать волшебное слово. Ребята,а какое?

Воспитатель: А давайте вместе скажем коробочке волшебное слова. – Волшебный коробок откройся пожалуйста! (повторить 3 раза)

Воспитатель: - чтобы посмотреть что лежит в сундучке необходимо отгадать загадки.

Первая вам загадка

Дружбу водит лишь с лисой

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щёлк да щёлк

Очень страшный серый (волк)

Воспитатель: - Ребята кто это?. А какого он цвета?. Что он любит кушать?. Где он живёт?.

Воспитатель: - А теперь вторая загадка

Вместо носа пятачок Вместо хвостика крючок

«Хрю-хрю-хрю!» - он нам кричит

«Здравствуйте!» - он говорить … (поросёнок)

(воспитатель достает из коробка поросёнка)

Воспитатель: - Ребята кто это?. А какого он цвета?. Что он любит кушать?. Где он живёт?.

Воспитатель: - Его зовут Наф-Наф. у него есть два брата посмотрите вот они.

Воспитатель: - Поросёнка в правой руке зовут Ниф-ниф, а в левой Нуф-нуф. Ребята давайте вместе дружно поздороваемся с нашими гостями.

: - Здравствуйте Волк, Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф!

Воспитатель: - Отгадайте третью загадку

Деревенька среди леса -

трое братцев строились.

Наблюдал волк с интересом,

как они поссорились.

Съесть решил их, да не вышло -

только зря залез на крышу.

Еле ноги волк унес

опалив свой серый хвост.

Распевали песню звонко

веселясь (сказка «три поросёнка»).

Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас я их верну обратно в волшебный коробок, но чтоб они ожили необходимо 3 раза произнести волшебные слова «Раз, два, три сказка к нам приди

Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами представим, что мы поросята выходите в круг.

Физкультминутка

Три пухлых поросёнка купаются в пруду

Три ловких поросёнка играют в чехарду

Три сильных поросёнка играют в баскетбол

Три самых быстроногих забивают гол

Три маленьких весёлых танцуют и поют

Как наши поросята весело живут!

(воспитатель укладывает персонажей сказки в коробок и вместе с детьми произносит волшебные слова 3 раза)

(Далее воспитатель читает сказку три поросенка)

Воспитатель предлагает детям тоже построим необычный дом

(воспитатель показывает артикуляционную гимнастики)

Чтоб построить крепкий дом

Молоточек мы возьмём

Д-Д-Д-Д-Д

И окошко вставим в нём (открывает рот и удерживает на несколько секунд)

А теперь покрасим в нём пол и потолок (языком как кисточкой водим с начало но нижнему нёбу, а затем по верхнему)

А теперь покрасим стены (языком как кисточкой водим с начало внутри левой щеки а затем правой щеки)

Пусть уютно будет в нём

Нам трубу поставить надо (губы в трубочку)

Вот теперь тепло у нас

Мы окошечко покрасим (облизываем губы)

Чисто Чисто мы помоем стены в домике у нас (языком чисти зубки)

Вот какой отличный до мы построили с тобой

Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка?. А скажите мне как звали поросят?. Какой дом построил Наф-Наф?. Какой дом построил Ниф-Ниф?. Какой дом построил Нуф-Нуф?. Чей дом оказался самый крепкийЧто случилось с волком?. Какой герой вам больше всех понравился?

Воспитатель: Вы все правильно ответили на вопросы. Вы у меня молодцы.

Приложение 6

Сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна — красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала!

Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу — собака:

— Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

— Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избушке, собака забрехала:

— Тяф – тяф — тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу — Медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь! Я твоему горю помогу!

— Нет, не поможешь! Собака гнала — не выгнала и тебе не выгнать! — Нет, выгоню!- Подошли они к избушке, медведь как закричит:

— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:

— Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

— Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!

— Нет, бык, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать!

— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, бык как заревел:

— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал.

Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!

— Пойдём, я твоему горю помогу!

— Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил:

— Ку-ка-ре-ку-у!

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Поди, лиса, вон!

— Обуваюсь!

Петух опять:

— Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит: — Одеваюсь!

Петух в третий раз:

— Кукареку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах!…

Лиса выскочила из избушки, петух взмахнул косой – её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить — поживать в лубяной избушке.

Конспект занятия по художественному чтению сказки

«Заюшкина избушка»

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с новой сказкой;

- помочь понять её содержание;

- учить отвечать на вопросы воспитателя;

- учить оценивать поступки героев;

-активизировать и расширять словарный запас словами: коса, трус, лубяная, ледяная избушка, заюшкина.

Развивающие:

- развивать умение детей играть в сказку;

Воспитательные:

- прививать интерес к сказкам;

- воспитывать усидчивость.

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

- игры – драматизации к сказкам в течение учебного года;

Учебно-методические пособия, наглядность

- рисунки к сказке «Заюшкина избушка»;

- настольный театр на палочке.

1. Оргмомент:

Воспитатель показывает детям рисунок к сказке «Заюшкина избушка»: петух с косой на плече.

Воспитатель: Что несёт петух?

Дети: Косу.

Воспитатель: Правильно! А зачем ему нужна коса?

Воспитатель выслушивает ответы детей, задаёт уточняющие вопросы: «Что люди делают косой? Острая ли коса? Можно ли косой порезаться?» можно попросить ребёнка, который видел, как косят траву, показать, как это делается (воображаемая ситуация). Цель этой беседы – помочь детям понять, почему лиса испугалась петуха с косой на плече.

2. Чтение сказки.

Воспитатель рассказывает сказку. (Тексты народных сказок воспитателю надо знать хорошо, иначе ему будет трудно помогать детям во время игр-драматизаций по сказкам)

Воспитатель: Понравилась ли сказка? Про кого она? Кому, какой эпизод особенно понравился?

Педагог выслушивает ответы детей, зачитывает 2 - 3 отрывка по выбору детей.

Воспитатель: А мне очень нравится, что говорил лисе петух, выгоняя её из заюшкиной избушки. (Цитирует слова петуха. Потом дважды повторяет их с помощью детей.)

Воспитатель: Ребятки, вы, наверное, устали немножко? Давайте разомнемся, превратимся в маленьких цыпляток!

(Проводится физкультминутка - «Цыплята» под музыкальное сопровождение. Воспитатель показывает детям уже знакомые им картинки с изображением действий цыплёнка – дети повторяют движения)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Давайте вернёмся к нашей сказке и вспомним, почему так случилось, что лиса не испугалась таких сильных зверей, как волк и медведь, а испугалась петуха, который и меньше, и слабее её?

(Выслушав ответы детей, педагог не торопится с разъяснениями. Уточняет, сколько раз петуху пришлось пропеть свою песенку.)

Дети: (предполагаемые ответы) Много раз, три раза.

Воспитатель: А остальные звери как поступали?

Дети: (предполагаемые ответы)Убегали, лишь только лиса обещала выскочить и вцепиться в них.

(Дети вместе с воспитателем 2 – 3 раза повторяют монолог лисы, запоминая его.)

Воспитатель: Какой же в этой сказке петух?

Дети: (предполагаемые ответы)Справедливый и смелый.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А волк с медведем? Что про них можно сказать?

Дети: (предполагаемые ответы)Волк и медведь трусы.

Воспитатель: Правильно! А сейчас я хочу вам предложить поиграть в сказку, как настоящие артисты в театре.

3. Игра- драматизация

по второй части сказки (с момента встречи зайца с собаками). По ходу её, педагог, подсказывает реплики, советует, как лучше их произнести, как изобразить того или иного зверя.

4. Заключительная часть

Педагог просит детей вспомнить название сказки – «Заюшкина избушка». Обращает их внимание на необычное слово – «Заюшкина».

Предлагает детям рассмотреть рисунки к сказке.

В дальнейшем вне занятия воспитатель неоднократно напоминает детям монологи лисы, петуха и зайца. Это способствует развитию у детей навыков драматизации.

Приложение 7

Сказка «Курочка ряба»

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — не разбил;

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут!

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

Конспект занятия по сказке «Курочка Ряба»

Цель: Развивать речь детей, обогащать словарь. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к игровой деятельности. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Ход занятия

ВоспитательЯ ребяток своих милых всех на стулья усадила:

«Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!»

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Ой, что знаю, что скажу, вам сейчас я расскажу

Шла сегодня в детский сад я.

На порожке, у дверей я коробочку нашла и с собою принесла.

Что внутри хочу узнать.

И вам конечно показать.

А вам ребятки интересно?

Дети: Да

Воспитатель: Ну, тогда все подойдите.

Коробок я открываю, и заглянем все в него?

Что в коробочке, ребятки?

Дети: Перышки.

Воспитатель: Верно. А какие перышки? (Легкие, пушистые, белые). Если на перышко подует ветерок, оно сможет полететь. Посмотрите!

На моей ладошке перышко лежит

Белое, пушистое, легкое оно

Дуну я на перышко, полетит оно.

Возьмите в ручки перышки, на ладошку, положите и подуйте на них и посмотрим, как они полетят.

(Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко».Дети несколько раз дуют на перышко.) Садитесь детки.

Воспитатель: А кто потерял эти перышки, мы сейчас с вами узнаем.

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, про кого я говорю.

Загадка.

"Цып-цып-цып! Ко-ко-ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Слышим мы на улице.

Созывает всех цыплят

Рябенькая.

Кто же это детки?

Дети отвечают: - Курочка

Воспитатель: Конечно курочка.

(Голос Цып-цып-цып!Ко-ко-ко-ко-ко).Кто же нас зовет?

ДетиКурочка

Воспитатель: Пойдемте, детки поищем курочку. Вот она посмотрите ребята, курочка – красавица в гости к нам пришла.

Курица: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Давайте тоже скажем курочке «Здравствуй, курочка»

Курочка, а откуда ты к нам пришла?

Курочка : Я из сказки к вам пришла, хочу вас в сказку пригласить. Ребятки, а вы любите сказки, хотите в сказку попасть?

Дети: Да.

Воспитатель: Показывай нам дорогу, курочка. Детки встаньте друг за другом.

По ровненькой дорожке, (Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, (Шагом)

Шагают наши ножки,

Топ-топ, топ-топ.

Шли мы, шли –

И в сказочку пришли.

Домик здесь стоит, он не низок, не высок.

Кто же в домике живет?

Дети: Дед и баба.

Воспитатель: Детки спрошу, я у курочки : «Курочка ,ты в этой сказке живешь

Курочка : «Да, в этой».

Воспитатель: Ребята, а вы, догадались, как сказка называется, в которой курочка наша живет?

Дети: «Курочка Ряба».

Воспитатель: А хотите ее послушать?

Дети: Да

Воспитатель: Вижу, глазки заблестели. Вы на стульчики садитесь. Приготовьте глазки, ушки. Начинаем нашу сказку. Я начну, а вы мне помогайте.

Показ сказки «Курочка Ряба» куклами настольного театра.

(Стоит стол, на котором расставлены кукольные герои из сказки «Курочка Ряба»).

Дети следят за развертыванием содержания сказки в театре и договаривают фразы.

Жили – были (пауза) Дед и баба и была у них (пауза) курочка Ряба.

Снесла курочка (что она снесла) яичко, не простое яичко (а) золотое.

Дед (что делал) бил, бил – не разбил, баба (что делала) била, била – не разбила. (Кто бежал) мышка побежала, хвостиком махнула, яичко (что сделало) упало и разбилось.

Дед (что делает) плачет, баба (что делает) плачет, а курочка Ряба кудахчет : «Не плачь (пауза) дед, не плачь (пауза) баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, (а какое) простое!»

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто снес яичко? А какое яичко? Кто разбил яичко? Как? Что курочка обещала деду с бабой?

Воспитатель: Детки надо курочку поблагодарить за приглашение в сказку. Что мы ей скажем?

Дети: Спасибо

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. Поиграем?

Дети: Да

Воспитатель: Подойдите все сюда.

Воспитатель: В этой игре есть мама-курочка. А у мамы курицы есть детки, желтые, маленькие, кто ребятки?

Дети: цыплятки.

Воспитатель: Ребятки, а хотите, я вас превращу цыплят, а сама курицей – вашей мамой стану.

А вот и полянка, где мы и поиграем.

Проводит игру «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять

свежей травки пощипать,

(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)

а за ней ребятки —

- желтые цыплятки.

(прыжки на месте, руки сложены ввиде крылышек)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

не ходите далеко!

(грозим пальчиком)

Лапками гребите,

зернышки ищите!

(в приседе имитируем разгребание лапами земли)

Съели толстого жука

(руками показать толстого круглого жука)

дождевого червяка

(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)

Выпили водицы

целое корытце.

(наклоны головы вперед-назад)

Ходят цыпки целый день,

наклоняться им не лень.

(наклоны вперед, руками касаемся пола)

Червяков не видно

(закрыть глаза ладошками)

цыплятам обидно

(развести руки в стороны).

Вам понравилось играть? Цыплятки снова превращаются в деток.

Понравилось вам в гостях у курочки? А какую сказку мы с вами сегодня рассказывали?

Ребятки, курочке вы тоже очень понравились, и она дарит вам сундучок. А что же в нем узнаем в срок. Заберем его с собой?

Нам, детки пора возвращаться назад.

Давайте скажем курочке : «До свидания и спасибо».

Приложение 8

Загадки по сказкам

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три. («Три медведя») 

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»)

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? («Семеро козлят»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный? («Три поросёнка»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Сказку мы для вас расскажем:

Она его кормила кашей,

Он ни капельки не съел,

На болото улетел.

Угощал её окрошкой,

Не отведала ни крошки

И ушла к себе в леса.

Это… («Журавель и лиса»).

Приложение 9

Пальчиковая гимнастика

Задачи: развивать  мелкую моторику рук и речь ребенка в их единстве и взаимосвязи.

 «Мы слепили колобка».

Воспитатель и дети проговаривают стихотворение и ритмично выполняют упражнения.

Мы лепили колобка

(Дети имитируют движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка

(Сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали

(«Катают» колобка)

На окошечко сажали

(Раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг

(Стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник.

(Вращение кистями)

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

«Будем пальчики считать. Будем сказки называть»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть :

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД "Помоги снеговику" для детей младшего возраста

материал будет интересен как воспитателем, так и родителям...

Методическая разработка на тему: "Закаливание у детей младшего возраста в ДОУ"

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.Приучайте малыша с ранних ле...

Собственная учебно- методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Хотелось бы поделиться своим опытом в развитии мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста....

Методическая разработка для педагогов: "Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей"

Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей...

Методическая разработка.Тема:"Осенние игры для детей младшего возраста".

ЦЕЛИ: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формировать...

Методическая разработка пальчиковый театр "Теремок" для детей младшего возраста

Представляю вашему вниманию пальчиковый театр «Теремок», собственного изготовления. Так как малыши очень любят сказки, я решила связать серию пальчиковых театров по сказке . Первым с...