Методическая разработка Проект "В гостях у сказки"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Подробный позтапный проект театрализации на целый год для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkaproekt_v_gostyah_u_skazki_.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №23
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка проекта
«В гостях у сказки».
Разработано воспитателем
Рубцовой А.И.
Санкт-Петербург
2015 год
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Тема проекта « В гостях у сказки»
Вид проекта и его продолжительность :средней продолжительности, групповой, ролевой, игровой, творческий на 1 год.
Цель и задачи: приобщать к сказкам посредством различных видов театра, побуждать интерес к предлагаемой деятельности, формировать представление о различных видах театра, развивать речь, воображение и мышление , помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Итоговое мероприятие: постановка сказки «Три медведя»
Итоговый продукт проекта: приучить детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, фигурки из пластмассы, игрушки из киндер-сюрпризов.
образовательные области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Виды деятельности | Игры-драматизации по произведениям « Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь» Д\и « Мои любимые сказки», лото «Сказки», « Кто-кто в теремочке живет?» С\р игра «В театре», игра «Превращение», « Волшебная палочка».строи-тельная игра « Три медведя». | Рассказы- вание детьми сказок «Три медведя», чтение стихотво- рений потешек, пение детских песенок, инсцени- ровка сказок. | Посещение кукольного театра, посещение театрализованных постановок с родителями, просмотр мультфильмов, диафильмов. | Слушание музыкальных произведений, пение детских песенок, разучивание танцевальных движений. | Комплекс утренней гимнастики- «Веселые зверята», «Яблоко», «Цветок», «Ветерок». П\и « У медведя во бору», «Лошадки», «Смелые мышки», «Солнышко и дождик», «Ловишки». |
Создание условий для самостоятельной деятельности | Предложить детям сюжетные картинки по мотивам сказок .Плоскостной театр. Раскраски по сюжетам сказок, мозаика., пазлы. | ||||
Взаимодействие с семьей | Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра ,би-ба-бо. Пошив костюмов для театрализованной деятельности. Консультации на темы: « Театрализованная деятельность в детском саду», « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста» |
Проект.
Проект: средней продолжительности, групповой, ролевой, игровой, творческий.
Сроки реализации: октябрь 2015- март 2016 учебный год
Актуальность проекта:
Средний дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 4-5 лет у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель проекта: приобщать к сказкам посредством различных видов театра.
Задачи проекта:
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности,
- привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,
- формировать представление о различных видах театра,
- развивать речь, воображение и мышление,
- помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ресурсное обеспечение:
- настольные театры: «Теремок», «Три медведя»
- пальчиковый театр: «Теремок», «Три медведя»
- плоскостной театр: «Три медведя»
- сюжетные картинки
- дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Три медведя», пазлы «Теремок»
- волшебная палочка
Участники проекта:
- воспитатели,
- дети группы,
- родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
- дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
- сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- постановка сказки «Три медведя».
Формы и методы реализации проекта
Раздел программы | Виды деятельности |
Речь и речевое общение |
|
Игровая деятельность |
|
Здоровье и физическое развитие |
|
Изобразительная деятельность |
|
Экологическое воспитание | Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:
|
Взаимодействие с родителями |
|
Музыкальная деятельность |
Музыкальные произведения: «Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев «Песенка Бабки-Ежки», «Песенка друзей В. Герчик,Я Акимова, «Кто в домике живет»,Н.А.Ветлугина, «В мире много сказок», слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского, «Сказки гуляют по свету»,слова М. Пляцковского, музыка Е.Птичкина, «Песенка паровозика «Ромашкино», «Прогулка кота Леопольда»музыка Б.Савельева,слова А.Хайта, «Два веселых гуся», «Медведь»,музыка В.Ребикова |
Социальное развитие |
|
Сценарий итогового мероприятия по проектной деятельности
Театрализованное развлечение совместно с родителями
«Поляна сказок»
В одном из уголков группы стоят игрушки медведей, а также Машеньки. Чуть дальше оформлена сказка «Три медведя», где Машенька в доме у медведей. Посередине группы стоит дом – ширма, далее расположились герои сказки «Теремок» и непосредственно сам теремок.
Ход праздника
Ведущая.
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые. Как хорошо, что вы пришли сегодня к нам на «Поляну сказок». Здесь сегодня произойдет много интересного. Ребята, идите за мной (идем к 1 сюжету). Кто здесь живет?
Стоят два дома – деревянный и ледяной- «Заюшкина избушка». Похвалив детей, ведущий предлагает посмотреть и назвать героев следующей сказки (2 сюжет). Избушка, где жили три медведя. Как звали папу-медведя? Как звали маму-медведицу? И маленького медвежонка? Молодцы.
Ведущая.
Посмотрите, какой интересный домик в лесу стоит. Какие интересные жители в этом домике! И все дружно живут и весело. Назовите их всех по порядку.
Дети:
Мышка
Ведущая.
Правильно мышка - норушка. А кто здесь сидит?
Дети:
Лягушка.
Ведущая.
Лягушка – квакушка.
Каждый раз, как только дети не правильно называют персонаж, ведущая дает точное его определение: зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок серый бочок, мишка-топтыжка.
Ведущая.
Мы рассмотрели в этом домике всех. А теперь вспомните, как называется сказка? Правильно «Теремок», вот он, каков терем-теремок. Вы молодцы много сказок знаете.
Ведущая.
А сейчас мы пригласим ваших мам и поиграем с ними в игру «Идет король по лесу» 2 раза.
В это время переодеваются дети участники следующей сказки. А за дом прячется бабушка-сказочница.
Когда дети и взрослые рассядутся, открывается окошко и бабушка сказочница начинает свой рассказ.
Бабушка-сказочница.
Здравствуйте детишки и взрослые. Я бабушка-сказочница. Сегодня я вам расскажу сказку, но не просто расскажу, а покажу, сказка называется «Теремок», исполнят её дети вашей группы. Начинает рассказывать, а дети артисты под её рассказ показывают сказку.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Артисты и бабушка-сказочница кланяются публике. Рассаживаются на свои места, действие продолжается.
Ведущая.
Вы уже отгадали сказки по сюжетам, посмотрели сказку «Репка», а сейчас отгадайте сказки по картинкам. Показывается картинка из сказки «Волк и семеро козлят». Если дети затрудняются, то прочитать небольшой отрывок.
Далее читается отрывок из сказки «Три медведя», которую дети должны тоже отгадать.
Дети еще раз обходят поляну. Пока они обходят поляну, выставляется «Чудо-дерево» все в конфетах.
Ведущая.
Пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочка на нем, не цветочка, а вкусные конфеты. А что еще может вырасти на «Чудо-дереве»? Калоши, ботинки, штанишки, гамаши. Молодцы, помните. А сейчас подходите к «Чудо-дереву» и угощайтесь конфетами.
Сценарий русской народной сказки «Теремок».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел?(ребенок в костюме зайчика).
Дети: Зайчик, заюшка, зайчишка, зайчик-побегайчик.
Воспитатель:Как выдумаете . из какой он сказки?
Дети:»Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок»,»Рукавичка».
Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик,в котором хотели поместится множество разных животных.
Дети : «Теремок».
Воспитатель: Правильно, Зайчик прискакал к нам из сказки «Теремок».Давайте вспомним героев этой сказки.
Дети: Лягушка,Мышка,Зайчик,Лиса, Волк,Медведь.
Воспитатель: Посмотрите, Зайчик принес нам загадки. К кому Зайка прыгнет, тот и говорит отгадку.
Загадки:
-Летом в болоте вы ее найдете,
Зеленая квакушка, кто это?(лягушка).
-Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызет морковку(заяц).
-Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный?(волк).
-Неуклюжий косолапый,
Кто всю зиму сосет лапу?(медведь).
-Серенький шарик под полом шарит(мышка).
-Хитрая плутовка всех обманет ловко(лиса).
Воспитатель выкладывает отгадки на фланелеграф.
Воспитатель: Давайте вспомним как звали этих героев в сказке?
-Как звали мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель: А Лягушку?
Дети: Квакушка.
Воспитатель: А зайчика?
Дети: Побегайчик.
Воспитатель: А лисичку?
Дети : Сестричка.
Воспитатель: А волка?
Дети: Волчок - серенький бочок.
Воспитатель: А медведя?
Дети: Косолапый.
Воспитатель: Молодцы , знаете все имена героев. А теперь давайте подвигаемся под музыку.
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок , ни высок.(присели, встали. Руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно , не тужили.(поклон).
Там и мышка (стоя на носочках, руки перед собой)
И лягушка (присели)
Зайчик(прыжки)
С лисонькой –подружкой(повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щелк(показали руками пасть)
В дружбе знали они толк(поклон).
Но набрел на теремок
Мишка косолапый(изобразить Мишку),
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой( кулачок о кулачок).
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтобы строить терем новый(поднять руки вверх).
Воспитатель: Подойдите к столам и возьмите конверты.Что лежит в конверте?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 7 фигур.
Воспитатель:Какой формы ,размера и цвета?
Дети: Большой синий квадрат.Круги разного цвета и размера.
Воспитатель:Сейчас будем рассказывать сказку «Теремок»,используя фигуры-заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какой кружочек-заместитель кого будет означать?
Дети:серый маленький кружок-мышка,серый большой кружок-волк,белый кружок-зайчик, оранжевый кружок лиса, коричневый большой кружок- медведь, зеленый кружок –лягушка.
Воспитатель: У вас осталась еще одна фигура. Какая она и что будет означать в сказке?
Дети: Большой синий квадрат-это теремок.
Воспитатель: Начинаем рассказывать сказку.
Рассказы детей с помощью условных заместителей.
Воспитатель:Молодцы! Мне и зайчику очень понравилось, как вы рассказали сказку.Всем ребятам зайчик дарит на память эти улыбающиеся солнышки.
Консультация на тему:
«Театральная деятельность в детском саду»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б. М. Теплов
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
- Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- Особенности его эмоционально-личностного развития;
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- Возрастные и полоролевые особенности;
Театр и родители
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановка.
Консультация на тему:
"Театр как средство развития и воспитания детей cреднего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Для средних школьников 4-5 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка. Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "В гости к сказке"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (1,6 — 2 года)Тема: «В гости к сказке»Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: Продолжать знакомит...
Методическая разработка "В гостях у сказки"
Методическая разработка "В гостях у сказки"...
Методическая разработка "В гостях у сказки" (для детей старшего дошкольного возраста)
Теоретический материал данной методической разработки содержит основные направления работы с иллюстрациями к сказкам, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью наглядного показа иллюс...
Методическая разработка "В гостях у сказки"
Предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада...
Методическая разработка "В гостях у сказки" первая младшая группа
Методическая разработка " В гостях у сказки"...
Методическая разработка "В гостях у сказки".
quot;В гостях у сказки".Дидактическое пособие «В гостях у сказки» представляет собой ширму для организации театральной деятельности.Цель:создание условий для развития самостоятельной...
Методическая разработка «В гостях у сказки».
Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира, а так же средства речевого и коммуникативного развити...