Статья «Внедрение в работы детского сада современной формы работы – мини-музей»
статья
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие?
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей».
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.
Создание мини-музея можно разделить на три этапа: подготовительный этап, этап реализации, обобщающий этап.
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, но, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_v_rabotu_detskogo_sada_mini-muzeya.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение в работы детского сада
современной формы работы – мини-музей»
«Я слышу — и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.»
Конфуций
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством планшетов, смартфонов и компьютера, но эти средства не дают в полном объёме представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Познание - это сложное образование, в котором можно выделить компоненты неразрывно взаимосвязанные между собой.
Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений фактов событий нашего мира и мыслительные процессы необходимые для получения и переработки информации. Собственно информация (сведения факты события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о то, к чему относятся плохо отрицательно.
На этой особенности детей и основывается технология педагогики музейной деятельности. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности являющейся фундаментом на который легко накладываются знания.
И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей». Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Он поможет нам, педагогам:
- Расширять кругозора дошкольников;
– Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;
– Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами;
– Развитать познавательные способности и познавательную деятельность;
– Развивать творческое и логическое мышление;
– Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
– Формировать у дошкольников представление о музее.
- Поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
А вот ребёнку мини-музей призван дать возможность самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал.
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
Подготовительный этап.
- Тематика.
Это прежде всего ответ на вопрос «О чём будет рассказывать наш мини-музей?». При этом тематика может исходить из плана образовательной программы дошкольного учреждения (в этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов), или определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом (в этом случае родители могут это сделать напрямую, предложив на выбор несколько интересных, на их взгляд, проблем), или тема определяется спонтанно (в этом случае инициатива исходит от ребенка).
- Место расположения выставки мини-музея.
Каждое из представленных решений имеет свои плюсы и минусы, однако это может быть
- групповое помещение;
- раздевалка;
- кабинет дополнительного образования;
- холлы/ лестничные марши;
- прилегающая территория.
3. Содержание экспозиции.
Отвечает на вопросы:
Где возьмём экспонаты?
А) музейный фонд детского сада
Б) экспонаты, которые предоставят дети и родители, а так же работники ДОУ
Какова будет экспозиция?:
- это выставка одного экспоната;
- это «музей в чемодане»;
- это полномасштабная выставка (являющаяся отдельной самостоятельной или входящей цикл выставок).
4. Работа с детьми и родителями.
Она будет подразумевать, кроме сбора экспонатов, беседы с детьми о том, что такое музей, коллекция, какими они бывают? Родители вместе с детьми готовят сообщения о тех музеях, которые они уже посетили.
5. Перспективы развития.
Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.
Этап реализации.
- Даем название (оно должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание, может быть подобран эпиграф).
- Размещение экспонатов.
Важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
- Оформление коллекции.
У каждого экспоната должна быть этикетка/информационная табличка.
Если так получилось, что дети принесли много одинаковых экспонатов, то можно:
- рядом с экспонатом появится фото того, кто его принес;
- «фраза у экспоната», комментарий владельца
- «экспонат-герой «за рамой», нарисовать сюжет экспонату.
4. Дополнительный материал.
Включает изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов, изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели и работу с детьми и родителями - реализация перспективного плана, семейных проектов, выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Обобщающий этап.
Он начинается, когда мини-музей создан.
- «Торжественное» открытие (можно оформить визитки/билеты/приглашения).
- Непосредственно сама работа на выставке.
Она включает проведение экскурсий, бесед, рассказов (взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых), игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, экскурсий-путешествий, конкурсов, мастер-классов, организацию праздников, спектаклей, дни музеев, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители могут посещать музей детского сада.
На что следует обратить внимание при подготовке экскурсий, так это на то, что основным наполнение музея являются вещи. При работе с вещью надо учитывать три смысловых уровня:
Утилитарное значение вещи (для чего и для кого она создана).
Художественная (дизайнерская, эстетическая) значимость вещи.
Символическое значение вещи - каким знаком в культуре она является, о чем она «вещает» нам, а о чем могла «говорить» своим современникам.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Для этого предлагается использовать алгоритм работы с вещью:
Выберите одну из предложенных вещей и внимательно рассмотрите ее.
Что это? Можно ли определить, для чего создана эта вещь?
Опишите свое первое впечатление об этой вещи: «какая» она? Какие ассоциации вызывает?
Исследуйте вещь. Обратите внимание на ее размер, форму, цвет, материал, декор, надписи или цифры, состояние сохранности.
Предположите, кем, когда и для чего она использовалась. Приведите аргументы в подтверждение своей версии.
Попытайтесь определить символическое значение выбранного предмета – о чем он может свидетельствовать, каким знаком в культуре является.
Выскажите свое мнение о художественном (декоративном) значении этой вещи.
Попробуйте представить себе «родную среду» этой вещи – место, где она бы «чувствовала себя как дома» и предметы, которые могли бы ее окружать.
Могла ли эта вещь стать музейным экспонатом? Предположите, о чем в таком случае она могла бы «вещать»? Как изменились бы ее значения и смыслы?
И конечно не забываем, что учитывать возрастные особенности детей. Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть. Тема – мини –музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими. Дидактические игры или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах.
- Рефлесия.
Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:
Что было сделано?
Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)
Что нового узнали?
Что хотели бы еще узнать?
С кем можем поделиться полученными знаниями?
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»
Литература:
- Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
2. Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.
4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
5. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003. 7. Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка- Пресс, 2004.
8. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б. Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66
9. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
10. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
11. Цепина Т. Музей в детском саду / Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.
12. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание,2008, № 3.
13. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр. 44–50.
14. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
- Безрукова М.И., Волкова Н. Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к...
Детско – родительский образовательный проект Мини – музей «Собака - лучший друг человека»
Образовательные области: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация,Актуальной проблемой современных городов, сёл и деревень стало скопление брошенных собак. В...
Детско-родительский образовательный проект мини-музей "Игрушка своими руками"
Игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, с...
Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".
Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО"....
Сообщение из опыта работы «Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во ...