Сообщение из опыта работы «Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»
консультация (подготовительная группа)

Семенова Любовь Олеговна

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во все времена, патриотизм, любовь к Родине, в нашем государстве были чертой национального характера.

В ФОП ДО цель патриотического направления воспитания  является содействие формирования у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры.

Исходя из этого перед нами, педагогами встают следующие задачи:

- создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей человека, семьи, общества и государства;

- воспитание взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям родного народа.

И здесь неоценимую помощь оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Она поможет заложить в детях нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, взрастит в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

         Именно мини-музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы, помогающей быстрее понять язык вещей, способствующей расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

В нашем детском саду в каждой группе организован свой мини-музей по патриотическому воспитанию.

Почему мы решили работать по данному направлению? Потому что музейная педагогика помогает решать практически все задачи патриотического образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию родного региона; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Экспонаты в мини-музеях детского сада располагаются на полках или стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. С регулярной периодичностью по очереди экспонаты групповых мини-музеев выставляются в фойе детского сада. Воспитатели групп организуют музейное волонтерство через экскурсии к ним.

Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Ведь назначение, создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Наши мини-музеи — это не просто организация экспозиций или выставок. Это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, коллекционирование, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Культурные практики, представленные на экране, в большей мере способствуют развитию у детей эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок лучше осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений. И начинает бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Данные культурные практики способствуют расширению жизненного опыта детей, развивают любознательность, интерес к окружающей действительности. 

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому выбирая тематику музея, родители моей группы выбрали народную куклу.

После того, как было выбрано название группового мини-музея, я предложила каждому родителю выбрать куклу, какую бы они хотели и смогли бы изготовить совместно с детьми. Для повышения интереса провела консультации и мастер-класс по истории создания народной куклы. В группу ват сап отправляла ссылки на видео по изготовлению кукол. Куклы, изготовленные совместно родителями и детьми, получились разнообразные и красивые.

 Ребята с радостью приносили свои куклы в группу, выбирали им место. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Родители группы являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в детском саду (развлечения, фольклорные праздники, выставки). Создание мини-музея, помогло найти и развить новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов, инициатив.   

В этом году я совместно с детьми разработала содержание экскурсий по своему мини-музею. Причем сами ребята выбирали кукол, о которых они хотели бы рассказать детям из других групп. Желающие становились экскурсоводами. 

Работа эта не простая и кропотливая, требующая большой подготовки.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

·         выявление творческих способностей детей;

·         расширение представлений о содержании музейной культуры;

·         развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

·         создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам, взрослым (педагогам и родителям) и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Помогает ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей, способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx18.41 КБ
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во все времена, патриотизм, любовь к Родине, в нашем государстве были чертой национального характера.

В ФОП ДО цель патриотического направления воспитания  является содействие формирования у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры.

Исходя из этого перед нами, педагогами встают следующие задачи:

- создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей человека, семьи, общества и государства;

- воспитание взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям родного народа.

И здесь неоценимую помощь оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Она поможет заложить в детях нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, взрастит в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

         Именно мини-музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы, помогающей быстрее понять язык вещей, способствующей расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

В нашем детском саду в каждой группе организован свой мини-музей по патриотическому воспитанию.

Почему мы решили работать по данному направлению? Потому что музейная педагогика помогает решать практически все задачи патриотического образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию родного региона; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Экспонаты в мини-музеях детского сада располагаются на полках или стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. С регулярной периодичностью по очереди экспонаты групповых мини-музеев выставляются в фойе детского сада. Воспитатели групп организуют музейное волонтерство через экскурсии к ним.

Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Ведь назначение, создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Наши мини-музеи — это не просто организация экспозиций или выставок. Это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, коллекционирование, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Культурные практики, представленные на экране, в большей мере способствуют развитию у детей эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок лучше осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений. И начинает бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Данные культурные практики способствуют расширению жизненного опыта детей, развивают любознательность, интерес к окружающей действительности. 

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому выбирая тематику музея, родители моей группы выбрали народную куклу.

После того, как было выбрано название группового мини-музея, я предложила каждому родителю выбрать куклу, какую бы они хотели и смогли бы изготовить совместно с детьми. Для повышения интереса провела консультации и мастер-класс по истории создания народной куклы. В группу ват сап отправляла ссылки на видео по изготовлению кукол. Куклы, изготовленные совместно родителями и детьми, получились разнообразные и красивые.

 Ребята с радостью приносили свои куклы в группу, выбирали им место. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Родители группы являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в детском саду (развлечения, фольклорные праздники, выставки). Создание мини-музея, помогло найти и развить новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов, инициатив.   

В этом году я совместно с детьми разработала содержание экскурсий по своему мини-музею. Причем сами ребята выбирали кукол, о которых они хотели бы рассказать детям из других групп. Желающие становились экскурсоводами. 

Работа эта не простая и кропотливая, требующая большой подготовки.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

·         выявление творческих способностей детей;

·         расширение представлений о содержании музейной культуры;

·         развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

·         создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам, взрослым (педагогам и родителям) и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Помогает ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей, способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. 



Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во все времена, патриотизм, любовь к Родине, в нашем государстве были чертой национального характера.

В ФОП ДО цель патриотического направления воспитания  является содействие формирования у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры.

Исходя из этого перед нами, педагогами встают следующие задачи:

- создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей человека, семьи, общества и государства;

- воспитание взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям родного народа.

И здесь неоценимую помощь оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Она поможет заложить в детях нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, взрастит в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

         Именно мини-музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы, помогающей быстрее понять язык вещей, способствующей расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

В нашем детском саду в каждой группе организован свой мини-музей по патриотическому воспитанию.

Почему мы решили работать по данному направлению? Потому что музейная педагогика помогает решать практически все задачи патриотического образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию родного региона; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Экспонаты в мини-музеях детского сада располагаются на полках или стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. С регулярной периодичностью по очереди экспонаты групповых мини-музеев выставляются в фойе детского сада. Воспитатели групп организуют музейное волонтерство через экскурсии к ним.

Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Ведь назначение, создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Наши мини-музеи — это не просто организация экспозиций или выставок. Это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, коллекционирование, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Культурные практики, представленные на экране, в большей мере способствуют развитию у детей эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок лучше осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений. И начинает бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Данные культурные практики способствуют расширению жизненного опыта детей, развивают любознательность, интерес к окружающей действительности. 

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому выбирая тематику музея, родители моей группы выбрали народную куклу.

После того, как было выбрано название группового мини-музея, я предложила каждому родителю выбрать куклу, какую бы они хотели и смогли бы изготовить совместно с детьми. Для повышения интереса провела консультации и мастер-класс по истории создания народной куклы. В группу ват сап отправляла ссылки на видео по изготовлению кукол. Куклы, изготовленные совместно родителями и детьми, получились разнообразные и красивые.

 Ребята с радостью приносили свои куклы в группу, выбирали им место. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Родители группы являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в детском саду (развлечения, фольклорные праздники, выставки). Создание мини-музея, помогло найти и развить новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов, инициатив.   

В этом году я совместно с детьми разработала содержание экскурсий по своему мини-музею. Причем сами ребята выбирали кукол, о которых они хотели бы рассказать детям из других групп. Желающие становились экскурсоводами. 

Работа эта не простая и кропотливая, требующая большой подготовки.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

·         выявление творческих способностей детей;

·         расширение представлений о содержании музейной культуры;

·         развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

·         создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам, взрослым (педагогам и родителям) и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Помогает ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей, способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»

Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова                      ...

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»...

Сообщение из опыта работы Взаимодействие педагогов и родителей по патриотическому воспитанию

Сообщение из опыта работы Взаимодействие педагогов и родителей по патриотическому воспитанию...

Презентация опыта работы на ГМО Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при ...