Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".
статья

Василенко Оксана Васильевна

Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО.

 

       Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

       Приоритеты при ФГОС – игровая деятельность. Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра  является своеобразным «полем творчества» для ребенка. Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

       Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

         Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое. Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия.   Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей. Обозначив и осознав данную проблему, коллектив ДОУ налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. Преемственность предполагает целостный процесс.

     Её цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте -максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала:

гармоничное развитие его личностных качеств; осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей;  умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; овладение основами физической культуры и здорового образа жизни;  готовность к школьному обучению;

       Между нашим детским садом и школой №4 уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течение  года работаем по нему. Воспитатели и учителя заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к обучению в школе.

На протяжении всего учебного года занятия в подготовительной группе посещают учителя начальной школы, анализируя знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы.

Воспитатели работают в тесном контакте с учителями начальной школы: участие в совместных педсоветах по вопросам и обучения детей; проведение родительских собраний «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе», анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», консультации и советы родителям.

     В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради,  они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься.

    В конце учебного года, перед выпуском  детей в школу, проводим мониторинг, выявляя достигнутый результат нашей плодотворной  работы. И нужно отметить, что все дети показывают неплохие результаты. Главное чтобы воспитанники были всесторонне развиты. Подготовку  ребёнка к школе мы не рассматриваем как ранее изучение программы – первого класса школы, призванной формировать у дошкольника «узко предметные знания и умения».  

( наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)

  Дети подготовительной группы приглашаются в школу на праздник «Прощание с букварем», «Неделя книги». Дети обмениваются впечатлениями, ведь первоклассники – это их вчерашние товарищи по садику. В зимнее время проводятся театрализованные представления, изготавливаются и вывешиваются кормушки для птиц.  Для дошкольников всегда интересны экскурсии в школу: на первое сентября «День знаний», 25 мая «Последний звонок», экскурсии в школьный музей, экскурсии по школе.

Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка – дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно-логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира, обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

     Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Мой педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольной ступени образования   формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не  с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

По определению выдающегося  отечественного психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Библиографический список

  1. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Начальная школа: плюс-минус .-2012.- №2.
  2. Бурлакова, И.А. ФГОС ДО: комментарии и рекомендации  / И.А. Бурлакова, Л.М. Волобуева //  Дошкольное воспитание. – 2014 №5
  3. Должикова, Р.А. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе» / Р.А. Должикова,  Г.М. Федосимов,  Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко - Москва, Школьная пресса, 2008.
  4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.  
  5. Кузнецова, В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
  6.   Миляеева, Н.В. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства.  - М.: Просвещение, 2011 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

статья "Преемственность в работе детского сада и школы по вопросу воспитания интереса к литературному чтению".

В последнее время наблюдается потеря интереса у детей к чтению, изучению современной и классической литературы, и как следствие снижение уровня грамотности, что в свою очередь делает затруднительным д...

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

"Преемственность в работе детского сада и школы в условиях ФГОС"

Преемственность в работе детского сада и школыв условиях ФГОС  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Тургай», г. НижнекамскВоспитатель: Спиридонова Гульфия Назиповна...

Преемственность в работе детского сада и школы в условиях введения ФГОС. Конспект совместного занятия по ФЭМП в подготовительной группе.

Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов и воспитателем ДОУ. Организация таких занятий решает ряд задач. Облегчает естеств...

Реализация ФГОС дошкольного образования через преемственность в работе детского сада и школы

В данной статье рассмотрена технология реализации ФГОС дошкольного образования через проблему преемственности в работе детского сада и школы. Одним из условий непрерывного образования является преемст...