Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр и разрабатывая новые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_istorii_i_kulture_sankt.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга
«Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».
Пояснительная записка.
Цель этого учебно-дидактического материала – познакомить с возможностями проведения дидактических игр по Истории и культуре Санкт-Петербурга, дать образцы оформления игр.
В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр и разрабатывая новые игры.
Для примерного оформления и проведения игр с детьми в методической разработке подобраны игры: «Петербургское лото», «Собери картинку», «Петербургское домино», «Что лишнее», «Петербургский диктант», «Подбери слова», «Назови лишнее слово», «Живая картина», «Назови архитектурные стили», «Назови следующее слово», «Узнай по описанию».
В разделе «Методика ознакомления детей с родным городом» дисциплины «История и культура Санкт-Петербурга» можно предложить изготовить образец игры для проведения ее на педагогической практике, для дальнейшей самостоятельной работы.
Материал может быть полезен студентам и преподавателям по Истории и культуре Санкт-Петербурга
Дидактическая игра
«Петербургское домино».
Цель:
- закрепить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
Задачи:
- закрепить названия основных символов Санкт-Петербурга: Ростральная колонна, Медный всадник, Адмиралтейство, Арка Главного штаба, Биржа, Александрийская колонна, Эрмитаж. - учить узнавать и называть достопримечательностям на картинке
- воспитывать интерес к родному городу, его достопримечательностям.
Материал:
Картинки для домино с видами города,
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие достопримечательности Вы знаете,
- почему эти достопримечательности называют символами города,
- где находятся данные достопримечательности, и др.
Правила: Играют 2-3 человека. Поочередно ставя картинку, дети называют, что на ней изображено. Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл.
Вариант:
Назвать достопримечательность, вспомнить имя архитектора, где находится памятник.
Дидактическая игра «Петербургское лото».
(для дошкольников и младших школьников)
Цель:
Уточнить знания детей об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Троицкий (Измайловский) собор, Ростральная колонна, Спасо-Преображенский собор, Конногвардейский манеж, Грифоны на Банковском мосту, Таврический дворец
Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Арка Главного штаба, Биржа, Эрмитаж.
- учить узнавать и называть памятники архитектуры на картинке
Материал:
Картинки для лото с видами города, игровое поле из 6 картинок.
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- почему они являются достопримечательностями или символами города,
- где находятся данные достопримечательности, и др.
Правила: Найти на картинке и назвать архитектурные памятники Санкт-Петербурга.
Играют 2-4 человека. Поочередно ставя картинку, дети называют, что на ней изображено.
Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл. Кто первым назвал изображение на картинке, получает жетон.
Вариант:
Назвать достопримечательность, вспомнить имя архитектора, где находится.
Дидактическая игра «Напиши правильно»
(словарный диктант).
(для детей школьного возраста)
Цель:
Уточнить знания детей об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, его достопримечательностях. Учить правильно называть и писать их названия.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия и написание основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Ростральная колонна, Конногвардейский манеж, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Эрмитаж, Невский проспект, Медный всадник.
- учить узнавать и называть памятники архитектуры на картинке
Материал:
Иллюстрации с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- почему они являются достопримечательностями или символами города
- где находятся данные достопримечательности,
- кто архитектор, скульптор этого памятник и др.
Правила: Найти на картинке и назвать архитектурные памятники Санкт-Петербурга.
Поочередно называя картинку, дети записывают название. За правильный ответ и написание дается жетон. Кто правильно назвал и записал слово, получает жетон. Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл.
Вариант:
Назвать достопримечательность, вспомнить имя архитектора, где находится.
Можно предложить детям самим вспомнить названия архитектурных памятников и записать их
Дидактическая игра «Собери картинку»
(для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Цель:
Уточнить знания детей об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, его достопримечательностях. Учить составлять целое из частей.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия и написание основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Казанский собор, Петропавловская крепость, Ростральная колонна, Конногвардейский манеж, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Эрмитаж, Медный всадник.
- учить узнавать и называть памятники архитектуры на картинке, видеть их особенности, узнавать детали (арка, колоны, скульптурные группы, башня, шпиль и т.д).
Материал:
Две одинаковых иллюстрации одной из достопримечательностей города (образец для складывания, разрезная картинка). Картинка может быть разрезана на 6-12 частей в зависимости от возраста детей, с которыми проводится игра. В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- почему они являются достопримечательностями или символами города,
- где находятся данные достопримечательности,
- кто архитектор, скульптор этого памятник и др.
- какие характерные детали есть у разных архитектурных памятников,
Правила:
Найти на картинке и назвать данный архитектурный памятник Санкт-Петербурга. Собрать картинку по образцу.
Вариант:
Для последующего проведения игры можно дать задание на время. Предложить командное соревнование для двух групп, «Кто быстрее соберет», с использованием разных или одинаковых картинок.
Предложить собрать картинку без образца.
Дидактическая игра «Что лишнее»
(для дошкольников и младших школьников)
Цель:
Уточнить знания детей об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Ростральная колонна, Конногвардейский манеж, Русский музей, Михайловский дворец, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Арка Главного штаба, Биржа, Эрмитаж.
- учить узнавать и называть памятники архитектуры на картинке
Материал:
Игровое поле из 6-8 картинок, на которых есть изображения города и посторонние предметы.
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- почему они являются достопримечательностями или символами города,
- где находятся данные достопримечательности, и др.
Правила:
Найти на картинке, что лишнее, объяснить почему. Играют 1-4 человека.
Поочередно рассматривая свое игровое поле, дети называют, что на ней лишнее, почему они так думают. Называют памятник архитектуры, который является основным изображением на игровом поле. Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл.
Вариант:
Назвать достопримечательность, вспомнить имя архитектора, где находится.
Дидактическая игра «Живая картина».
(для детей школьного возраста)
Цель:
Закрепить знания детей об архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга
- учить узнавать и называть памятники архитектуры по живой картине: Ростральная колонна, Конногвардейский манеж, Грифоны на Банковском мосту, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Адмиралтейство, Арка Главного штаба, Биржа, Эрмитаж, памятник Екатерине Великой, памятник И.А. Крылову, решетка Летнего сада и т.д.
- учить изображать мимикой, пантомимикой архитектурный или скульптурный памятник Санкт-Петербурга.
Материал:
Иллюстрации с изображением архитектурных и скульптурных памятников Санкт-Петербурга.
Конверты с названиями памятников.
Медали для победителей.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные памятники вы знаете,
- что особенного, необычного есть у каждого памятника, что делает его неповторимым, узнаваемым, назовите его детали.
Правила: Играют 2-4 человека, или 2-3 команды. Каждой команде предлагается конверт с заданием (изобразить определенный памятник). Нельзя называть памятник словом. Участвует вся команда.
Вариант:
Изобразить деталь памятника, по которой узнается и называется памятник.
Дидактическая игра «Назови архитектурные стили».
(для детей школьного возраста)
Цель:
Закрепить знания детей об архитектурных стилях: барокко, классицизм, модерн, эклектика.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к архитектурным стилям Санкт-Петербурга,
- закрепить названия основных архитектурных стилей:
- учить узнавать и называть стили архитектурных памятников Санкт-Петербурга: барокко, классицизм, модерн, эклектика.
- учить подбирать слова-ассоциации, характеризующие архитектурные стили.
Материал:
Иллюстрации с изображением архитектурных памятников в разных стилях.
Конверты с названиями стилей.
Жетоны, медали для победителей.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие архитектурные стили вы знаете,
- что особенного, необычного есть в каждом стиле,
- назовите примеры архитектурных памятников, построенных в определенном стиле в нашем городе.
Правила:
Играют 2-4 человека, или 2 команды. Каждой команде предлагается конверт с заданием (назвать памятник архитектуры, определить стиль, в котором он построен). Доказать, что это определенный стиль. Участвуют все дети. За каждое дополнение даются фишки.
Вариант:
Не называя архитектурный памятник и стиль подобрать слова-ассоциации, характеризующие его.
Например:
Классицизм – строгий, геометрия, боги, античность…
Барокко – нарядный, кремовый, изысканный, аппетитный, украшенный…
Эклектика – смешанный, салат, лоскутное одеяло, миксер…
Дидактическая игра «Назови лишнее слово»
(для школьного возраста).
Цель:
Уточнить знания детей о деталях архитектуры.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия основах градостроительных сооружений и деталей архитектурных памятников Санкт-Петербурга: колонна, дворец, собор, арка, балкон, балюстрада, фасад, беседка, фронтон и др.
- учить узнавать и называть детали памятников архитектуры на картинке
Материал:
Подобрать цепочки из 3-4 слов, где одно лишнее, не относящееся к деталям и памятникам архитектуры.
Например:
-Дворец, павильон, бинокль,
-Атлант, аттракцион, балкон,
-Ученый, арка, лестница,
-Фасад, балюстрада, бал.
Иллюстрации с изображением архитектурных памятников и их деталей.
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие детали архитектурных памятников вы знаете, что обозначают их названия
Правила:
Из цепочки слов выбрать лишнее, определить почему.
Назвать, что обозначают другие слова в цепочке.
Поочередно цепочка дается для каждого игрока, если он не знает , то дополняют остальные участники.
Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл.
Вариант:
Назвать детали архитектурных памятников на картинке, объяснить, где находится на здании, для чего предназначены.
Дидактическая игра «Назови следующее слово»
(словесная цепочка)
(для школьного возраста).
Цель:
Закрепить названия деталей архитектуры.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям
- закрепить названия основах деталей архитектурных памятников Санкт-Петербурга: колонна, дворец, собор, арка, балкон, балюстрада, фасад, беседка, фронтон, волюта, часы, картуш и др.
- учить узнавать и называть детали памятников архитектуры на картинке
Материал:
Подобрать изображения деталей архитектурных памятников.
Например: колонна, дворец, собор, арка, балкон, балюстрада, фасад, беседка, фронтон, волюта, часы, картуш.
Иллюстрации с изображением архитектурных памятников и их деталей.
Жетоны для оценки результатов.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям:
- какие детали архитектурных памятников вы знаете, что обозначают их названия
Правила: Назвать, что обозначает каждое слово в цепочке. Поочередно слово называется каждым игроком, если он не называет, то называет следующий участник. Кто набрал больше всего жетонов, тот выиграл.
Вариант:
Назвать детали архитектурных памятников на картинке, объяснить, где находится на здании, для чего предназначены.
Вариант:
Нарисовать архитектурные детали по заданию педагога.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
(для дошкольного возраста).
Цель:
Узнавать памятники архитектуры города по описанию.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу
- закрепить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга
- учить составлять небольшой рассказ по картинке, используя план воспитателя
Материал:
Подобрать изображения архитектурных памятников, исторических мест, лиц, площадей, знакомых детям.
Например: Невский проспект, Стрелка Васильевского острова, Летний сад, Дворцовая площадь, Кунсткамера, Адмиралтейство, Петропавловская крепость.
В начале или конце игры можно задать вопросы детям
- какие архитектурные и исторические памятников вы знаете, где они находятся, что помогает вам их узнавать.
Правила:
- не называть, что изображено на иллюстрации, а составить рассказ-загадку
- кто отгадал, поднимает руку и отвечает только по вызову воспитателя.
План воспитателя:
- рассказать, как выглядит, описать внешний вид
- кто построил
- где находится
Вариант: Работа по одной иллюстрации в подгруппе (по командам).
Вариант:
Без иллюстрации составить рассказ-загадку об одной из любимых детьми достопримечательностей города.
Кунсткамера
Эрмитаж
Казанский собор
Невский проспект
Росси
Растрелли
Ростральные колонны
Адмиралтейство
Иоанновский монастырь
Исаакиевский собор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"
Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....
Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга"Волшебные фонари Петербурга"
Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга в подготовительной группе "Волшебные фонари Петербурга"...
Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....
Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.
Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...
Методическая разработка итогового занятия по истории Санкт- Петербурга по теме « «Богатства Петербурга». Автор- Киселёва М.В.
Этот сценарий можно использовать с детьми 6-7 лет, изучающими историю Санкт-Петербурга.Дети получают видеопослание, в котором сообщается о том, что Дедушка Мороз набирает себе помощников. Ими могут ст...
Методическая разработка по Петербурговедению " Путешествие по Санкт-Петербургу" для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Мы живем в удивительном городе.И задача педагога познакомить детей с историей Санкт-Петербурга,научить ценить красоту нашего города, гордиться им и любить. Цель разработки - воспитание юных петер...
Методическая разработка по использованию игровых технологий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – пе...