Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга"Волшебные фонари Петербурга"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга в подготовительной группе "Волшебные фонари Петербурга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_fonari_peterburga.pptx2.53 МБ
Файл volshebnye_fonari_peterburga.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Волшебные фонари Петербурга» Методическая разработка в подготовительной группе: воспитатель Медведева Елена Георгиевна Санкт-Петербург 2015г. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Давным-давно, когда ещё только начал строиться наш город Петербург, фонарей в городе не было. Люди могли передвигаться в вечернее и ночное время только с факелами

Слайд 3

В древности улицы освещались факелами, закреплёнными на стенах домов.

Слайд 4

Караульный пост. Первый фонарь Петербурга. Фонарь от греч. phanarion , уменьшительное от phanos – светоч, факел. В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари. Первый фонарь появился около Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту.

Слайд 5

Фонари носили свой Петербургский «костюм»: Они имели шесть граней.

Слайд 6

Фонари Малой Конюшенной улицы

Слайд 7

Первые фонари были не электрическими и даже не газовыми, а масляными и свечными

Слайд 8

Кто же за фонарями ухаживал? Ты помнишь фонарщика, старый фонарь? К тебе приходил вечерами от встарь. С огнем и твоею ровесницей, Такою же старою лестницей. Будил он тебя, как товарища: "Пора за работу, фонарище !" Юрий Яковлев.

Слайд 9

Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9-10 фонарей. Светильники висели далеко от земли, поэтому фонарщикам выдавали лестницы, а ещё маленькие ручные фонарики, кувшины и губки. В детских учебниках даже были задачки, в которых ребята решали, за какое время фонарщик выполнит свою работу.

Слайд 10

Фонарь на мосту Ломоносова.

Слайд 11

Фонари Троицкого моста

Слайд 12

Фонарь у Музыкального магазина

Слайд 13

Фонарь-дракон. Дача Марии Клейнмихель

Слайд 14

Грифоны Банковского моста

Слайд 15

Дворцовый мост

Слайд 16

Огни ночного города

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№73 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

Подготовительная группа

Современные образовательные технологии:

*Информационные компьютерные технологии

*Технологии развивающего обучения

*Здоровьесберегающая технология – физкультминутка,  пальчиковая  гимнастика

*Игровые технологии, направленные на развитие мышления и внимания

        

Разработала: Медведева

                      Елена Георгиевна

        

Программное содержание:

Социально-коммуникативное развитие: Продолжаем расширять представление о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом. Знакомим детей с профессиями прошлых лет.  Нa  основе расширения знаний об окружающем воспитываем  патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углубляем  и уточняем представления о Родине — России.

Познавательное развитие:

Учимся выделять отдельные части и характерные признаки предметов. Развиваем представления о геометрических фигурах.

Речевое развитие:

Учимся развивать грамматический строй речи. Расширяем и активизируем

словарь,  используя  слова по теме: фитиль, фонарь, фонарщик, художник, дизайнер, костюм.

Художественно-эстетическое развитие

Учимся чувствовать характер музыки, замечать выразительные средства музыкального произведения. В рисовании закрепляем представления о форме предметов, продолжаем учиться располагать предметы на всём листе.

Предварительная работа:

Экскурсия в Петропавловскую крепость,

 чтение фрагментов сказки Г.Х. Андерсена «Старый уличный фонарь»,

 «Просмотр фрагмента художественного фильма «Приключения Буратино» режиссёр Л. Нечаев, 1975г. («Песенка фонарщиков» А. Рыбникова)»

Материал необходимый для проведения занятия:

1. Мультимедиа-презентация

2. Просмотр фрагмента художественного фильма «Приключения Буратино» режиссёр Л. Нечаев, 1975г. («Песенка фонарщиков» А. Рыбникова)

3. Аудиозапись «Песенка фонарщика»,   А. Рыбников

4. Карандаши, мелки, бумага для рисования

5. Образцы работ – рисунков детей по теме: «Фонари Петербурга»

* В группе  столы и стульчики стоят полукругом

Ход занятия:

Часть№1

Психологический момент:

Воспитатель: - Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки и  передадим  друг другу  по кругу красивую улыбку.  Скажем всем: «Доброе утро!»  А я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

 Воспитатель: Санкт-Петербург – город северный. Расположен он, как мы уже с вами  знаем,  на  нескольких больших островах. Что бы перебраться с острова на остров что мы должны сделать?

Ответ детей: Взять лодку, перейти мост.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе мостов очень много, больших и маленьких.

Как вы думаете ребята, что нужно мосту?

Ответы детей: Решётка, чтобы не упасть в воду

Воспитатель: А ещё что? Вам подсказка – загадка.

 Воспитатель читает стихотворение:

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.
                                                   (Фонарь)

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель читает стихотворение:

Петербург при свете фонарей

Санкт – Петербург, любовь моя!

Я в этом городе родился,

И я в него навек влюбился!

Как восхищен его красой,

Его великими дворцами.

Его обилием мостов

Его рекой Невой,

Которой краше нет

Во всем огромном мире!

Когда зажгутся фонари

Ты словно в сказку попадаешь

И в ней навеки утопаешь

И растворяешься в ночи!

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в  путешествие «Волшебные фонари Петербурга»

Давным-давно, когда ещё только начал строиться наш город Петербург, фонарей в городе не было. Люди могли передвигаться в вечернее и ночное время только с факелами. Слайд №2.Слайд №3 (Факел. Человек с факелом. Освещение домов и улиц факелами)

Воспитатель: Это было не удобно. Почему, ребята, как вы думаете?

Ответы детей: Тяжело держать, можно обжечься, факел мог потухнуть.

Воспитатель: Правда, в древности улицы освещались факелами, закреплёнными  на стенах домов. Но только по торжественным случаям. Царю Петру 1 не нравилось сидеть всё время в помещении в тёмное время суток, и тогда он решил привезти в город *** Что ребята?

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель:  Правильно. Что же означает слово фонарь? Фонарь от греч. phanarion, уменьшительное от phanos – светоч, факел.  В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари.  Первый фонарь появился  около Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту.

Слайд №4 (Фонарь Иоанновского моста. Караульный пост. )

Воспитатель читает стихи:

У моста Фонарь старинный
Жёлтым глазом в ночь глядит.
Часовой времён былинных,
Оперевшись на гранит…

…Два столетия минуло.
Дарит молча свет Фонарь.
Время, словно, здесь уснуло -
Ныне здесь, как было встарь!..

Воспитатель: У этих фонарей  был свой «костюм». Петербургский фонарь носил полосатый костюм (белый в чёрную полоску) и имел определённое число граней.

Слайд№5. Давайте их сосчитаем.

Дети считают грани. Ответ:6

Воспитатель: Правильно, у Петербургского фонаря  6 граней. Ребята, кто из вас знает,  у какого сооружения в России был тоже такой костюм?Слайд№4

Ответы детей: Караульная будка.

Воспитатель: Правильно. В этих будках несли службу охранники, а фонари помогали им в ночное время суток.

 Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга.

Слайд№6 (Фонари Малой Конюшенной улицы)

Воспитатель загадывает загадку

Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь.
                                   (
Фонари.)

Проводится игра «Скажи наоборот»

Большой -**** фонарь ( фонарик)

Пример: Высокий - низкий  (столб)

Узкая - ***** улица

Холодно - **** тепло (на улице)

Светло - ****** темно (на улице)

Воспитатель: Первой улицей,  на которой зажглось множество фонарей,  стал Невский проспект.

Слайд№7 (Старый масляный фонарь.)

Надо отметить, что в те времена фонари были не электрическими и даже не газовыми, а масляными. Они горели слабо, масло в них пахло и могло забрызгать прохожего. Как вы думаете, ребята? Кто же за этими фонарями ухаживал?

Ответы детей.

Звучит аудиозапись «песенка Фонарщика» из к/фильма «Приключения Буратино» или  показ отрывка из к/фильма «Буратино» «Песенка фонарщика»

Слайд№4 «Памятник фонарщику»

Воспитатель: Человека, который следил за фонарями,  называли фонарщиком.

Слайд№5 «Фото фонарщика»

Слайд №6 «Фото, как зажигают фонари»

Воспитатель : Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты  и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9-10 фонарей. Светильники висели далеко от земли, поэтому фонарщикам выдавали лестницы, а ещё маленькие ручные фонарики, кувшины и губки. В детских учебниках даже были задачки, в которых ребята решали, за какое время фонарщик выполнит свою работу.

Воспитатель: У вас, ребята, тоже будет интересное задание, но перед этим мы с вами немножко отдохнём

Проводится физминутка:

Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри 
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.

Воспитатель:  Вам тоже будет задание.   «Какой фонарик Петербуржский?». У вас на столах картинки с изображением фонарика, рядом рисунок - вид фонарика сверху. Нужно определить,  сколько у него граней.  

Детям раздаются карточки. Игру можно проводить как в команде, так и раздать карточки каждому ребёнку. На карточках изображение фонарика, рядом справа изображение фонарика в виде геометрической фигуры (план фонаря, вид сверху: 6-угольник, 5-угольник, 4-угольник, 3-угольник)

Ответы детей: Команда или каждый ребёнок говорит сколько граней

Воспитатель: Прошли годы,  и вскоре в нашем городе зажглись новые керосиновые газовые,  а затем и электрические фонари. Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире, поэтому у нас в городе есть даже Музей фонарей под открытым небом на Одесской улице. Там же  был поставлен памятник Петербургскому фонарщику.

Коллаж слайдов:  «Памятник Петербургскому фонарщику»,

«Разновидности фонарей в Петербурге»

Воспитатель: Мы с вами увидели   много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядная одежда). И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник.

Проводится пальчиковая гимнастика.( Можно рассмотреть 2 варианта).

№1

Мы фонарики зажжём, ruki2

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют ,

Нам дорогу освещают.

№2     Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.

Взяли в руки мы фонарик,

А потом – воздушный шарик.

Светит, светит нам фонарик,

Запускаем в небо шарик.

Воспитатель:  В Петербурге на улицах и проспектах много красивых старинных фонарей. Попробуйте найти на картинке два одинаковых.

Проводиться игра: «Найди одинаковые фонари»

Часть №2  Практическая часть

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас  превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке.

Работать будем группами: 1 группа – рисует карандашами,  2 группа – рисует цветными мелками

 Подведение итогов.

Воспитатель: Посмотрите,  какие волшебные фонарики у нас получились. Мы настоящие с вами художники. Молодцы.

А в следующий раз мы с вами попробуем сделать своими руками «Старинный сказочный фонарь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме: "Семинар - практикум "Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга". Презентация по взаимодействию с семьей....

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр ...