Отчет по самообразованию "Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ключевский «Детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида» Ключевского района Алтайского края
.
Отчет по самообразованию
Воспитателя старшей группы «Чебурашка»
Мицуриной Юлии Сергеевны
Тема: «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
на 2018-2019 учебный год
2019 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка
вылива е т с я живит е льный пото к
представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть
его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей
жизни, это формирование познавательных интересов, накопление
разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности
– это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту
усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для
решения разнообразных задач.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.
кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту
способ усвоения общественного опыта.
В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам
принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память,
воображение, мышление, двигательные способности.
Под познавательными способностями детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Работая по теме самообразования попытаемся доказать ещё раз, что
развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном
развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил,
учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у
детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и так далее, формируются навыки активной самостоятельной деятельности.
Тема самообразования – «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме;
2. Изучить игровые технологии для осуществления образовательной
деятельности детей дошкольного возраста;
3. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по
развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста;
4. Использовать разработанный материал в ходе осуществления
образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Условия реализации:
В группе «Чебурашка» - старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Применение:
Применять элементы развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность развивающих игр для познавательного развития детей. Подобран и систематизирован материал для достижения цели.
Этапы работы по теме самообразования:
1) Организационно-диагностический этап (Изучение нормативных
документов, планирование работы на год, диагностика интеллектуального
развития детей, подборка методической литературы на год).
2) Теоретический этап (изучение и анализ имеющейся по теме
самообразования методической литературы)
3) Практический этап (посещение открытых мероприятий коллег с
последующим анализом, проведение развивающих игр с детьми, составление картотеки, изготовление дидактических игр, работа с родителями).
4) Заключительный этап (подведение итогов, обобщение опыта по теме
самообразования)
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классификацировать;
• Развивается способность к воображению;
• Проявляют интерес к занятиям;
• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
*Развивается инициатива, самостоятельность, способность к самореализации и саморазвитию.
Родители:
• Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Срок работы по теме самообразования: 2года
Дата начала работы над темой – 1.09.2018 г.
Дата окончания работы над темой – 31.05.2020 г.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая
Таблица № 1
Блоки | Дидактические игры | Цель |
Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности. | Собери в корзину | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний. |
Выставка игрушек | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших. | |
Кто больше запомнит | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти. | |
Рыбки | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них. | |
Скажи правильно | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них. | |
Красивый узор | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин. | |
Где фигура? | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. | |
Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений. | Кто быстрее найдет предмет? | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. |
Дорога в школу | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути. | |
Что мы делаем? | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь; | |
Дни недели по порядку | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели. | |
Живая неделя | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку. | |
Вчера, сегодня, завтра | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». | |
Сравнение предметов | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия. | |
Встань на место | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. |
Дидактические игры, направленные на развитие познавательной позиции, вопросительно – исследовательской деятельности. | Подели яблоко поровну | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. |
Скажи наоборот | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры | |
Узнай по описанию | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. | |
Сравни и запомни | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. | |
Кто быстрее назовет? | Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; упражнять в счете предметов. |
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
1 этап Организационно-диагностический | |||
начало учебного года | |||
Выявление у детей уровня сформированности познавательных процессов на начало учебного года Стартовый мониторинг в начале учебного года | Взаимодействие с учителем-психологом Романовой Ю.С. | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2018-2019 учебный год | Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения в старшей группе» Проведение консультации для родителей «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников» Проведение анкеты для родителей «Игра в жизни ребенка» |
II этап Теоретически-практический | |||
в течении года | |||
Создание картотеки развивающих игр Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала Проведение игр с детьми | Консультация учителя-психолога «Все о познавательном развитии детей» Посещение открытых занятий с последующим анализом | Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на ее роль в умственном развитии детей Изучение методических разработок, имеющихся в методическом кабинете детского сада Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования | Проведение консультаций, индивидуальных бесед с родителями. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
III этап Заключительный | |||
конец учебного года | |||
Итоговый мониторинг | Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете | Оформление работы в полном варианте | Информирование родителей о достижениях детей за год |
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» — серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.
12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с
14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления
Программа предназначена для осуществления дополнительных образовательных услуг....
Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...