Методический материал к программе дополнительного образования "Этикет м малых лет"
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Викторовна Морщакина

Данный методический материал разработан для детей второй младшей группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА №1                                                        младшая группа

Тема: Каждой вещи свое место

Задачи: 

1.Учить поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве в детском саду и дома.

2. Формировать навык ориентировки в спальне, умывальной, туалете, раздевальной комнатах.

3. Закреплять у каждого ребенка представления о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды, умывальные принадлежности, расческа.

4. Воспитывать бережное отношение к вещам и аккуратность

Словарь: вещь, порядок,  беспорядок, расческа, умывальные принадлежности, шкаф для одежды

Материал к игре:

1.Картинка «Из-за чего Света (лучше подобрать имя, которого нет в группе) опоздает в детский сад?» На картинке изображена спящая на кровати девочка, на полу разбросаны ботинки, фартучек, на столе в беспорядке одежда

2. Картинка «Чем кукольный уголок, нарисованный в книжке, лучше Машиного?». На  картинке на первом плане изображена девочка, рассматривающая картинку в книжке (там виден игровой уголок в полном порядке); на втором плане — уголок с разбросанными игрушками.

3. Петрушка — персонаж традиционного кукольного театра.

4. Проектор и  переносной  экран.

Литература:

  1.  Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»
  2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей подойти к нему, спрашивает:

— Дети, кто знает, как надо хранить вещи?

Самая большая комната, в которой мы играем, занимаемся,— групповая. И все в нашей группе на своих постоянных местах. Захочешь посмотреть книжку, картинку — идешь в книжный уголок.

Что у нас в книжном уголке, дети?

На чем лежат книги?

Захочешь мастерить что-нибудь — идешь в нашу «Веселую мастерскую» и т. д. У нас порядок, чистота, поэтому удобно, красиво и уютно.

А теперь взгляните — к нам пришел веселый Петрушка (воспитатель заранее надел куклу на руку). Петрушка хочет поиграть с вами. Он назовет игрушку или какой-нибудь предмет, а мы должны быстро найти их.

Дети выполняют задание, Петрушка хвалит за правильные действия.

-Давайте подумаем, почему среди всех вещей мы быстро находим  то, что нужно?

Молодцы, дети, хорошо знаете место каждой вещи, этот порядок надо всегда поддерживать и помнить: у каждой вещи — свое место.

Есть такое правило: «Каждой вещи — свое место». Сегодня мы  познакомились с этим правилом.  

Скажите Петрушке, с каким правилом мы сегодня познакомились? (индивидуальные вопросы к детям)

В заключение воспитатель проводит беседу по картинкам. Рассматривая картинки, дети вспоминают о своих игрушках и обещают поддерживать порядок в игрушечном хозяйстве не только в детском саду, но и дома.

КАРТОЧКА № 1а                                                    младшая группа

Тема: Каждой вещи свое место

Задачи: 

  1. Закрепить правило «Каждой вещи - свое место».
  2. Выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
  3.  Воспитывать бережное отношение к вещам и аккуратность

Словарь: вещь, порядок, растеряша, чулки, туфли,

                  одежда, обувь.

Ход игры.

Воспитатель читает детям стихотворение «Маша-растеряша».

Затем проводит беседу по вопросам:

— Дети, как вы думаете, почему Маша опоздала в детский сад?

- Как девочка собиралась в детский сад?

- Почему она не могла найти свои вещи?

- Где лежали чулки?

- Где она нашла туфли?

- Куда было заброшено платье?

- Где она встретила детей в детском саду?

- Кто виноват, что Маша опоздала?

Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

— Что нужно сделать, чтобы Машу не называли растеряшей?

 

Посмотрите на вещи в игровом уголке, в книжном. А теперь проверим, знаете ли вы место каждой вещи. Я хочу посмотреть книгу. Вика, принеси мне ее пожалуйста. (Вика приносит.) Спасибо.

-  Почему ты быстро нашла книгу?

  • Ванечка, принеси, пожалуйста, пирамидку. (Далее следует тот же диалог, что и в задании с книгой.)
  • Мы быстро находим, когда надо, книжки и игрушки, корм для рыбок, коробку карандашей, настольную игру. Почему?

—Правильно, потому что мы знаем и выполняем правило. Какое?

 Если выполнять это правило, каждому из нас будет легко найти любимую вещь. Есть еще правило, которое поможет нам узнать, где надо хранить вещи: «Где взял, туда и положи». Это правило тоже надо запомнить и соблюдать.

Какое правило надо соблюдать, чтобы  знать, где взять вещи? (индивидуальные вопросы к детям)

- Кто следит за порядком у нас в группе , в спальне, в раздевалке, в столовой?

- Вы помогаете в этом взрослым? Как?

А сейчас я вам, предлагаю: дома внимательно посмотрите, где лежат ваши игрушки, и  не беспорядок ли у вас в шкафчиках для одежды, кладёте ли вы свои вещи  на место. Когда завтра вы придете в детский сад  и скажите, выполняете ли вы правила: каждой вещи свое место и где взял, туда и положи.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

     3. Воронкова Л. «Маша – растеряша»

        

КАРТОЧКА № 2а                                                    младшая группа

Тема: Мы убираем игрушки

Задачи: 

  1. Способствовать формированию у детей навыков взаимодействия друг с другом, умения обращаться к сверстнику за игрушкой посредством игры: «Попроси игрушку»; способствовать развитию умения сочувствовать и сопереживать
  2.  Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.

Словарь: обижать, попросить прощения, спросить разрешения

Материал к игре: предметные картинки: пирамидка, юла, матрешка, мяч, машинка;  игровой персонаж Зайка; «Волшебный сундучок» .

                                                  Ход игры:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно играть с игрушками?

За ширмой раздается плач. Воспитатель обращает внимание детей на это. Из-за ширмы выходит Зайка и плачет

Воспитатель: «Что с тобой случилось, Зайка? Почему ты грустный и плачешь?»

Зайка: «Я утром проснулся и увидел, что из моей комнаты сбежали все игрушки. Я теперь не могу с ними поиграть, могу только их на фотографии смотреть» (показывает картинки игрушек)

Воспитатель: «Зайка, так ты, наверное, обижал свои игрушки?»

Зайка: «Да нет, не знаю…Я строил вчера дорогу, а у меня не получилось, я разозлился и начал пинать свои кубики, раскидал свои машинки, у них даже колеса отлетели, а еще я хотел поиграть с куклой Дашей, но сестра мне ее не давала, я стал отбирать ее, схватил куклу за руку и сломал »

Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, а говоришь, не обижал. Ребята, а разве можно с игрушками так обращаться? А как можно играть с игрушками?» (ответы детей)

Воспитатель обобщает правила обращения с игрушками

Воспитатель: «Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку,

нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка».

Зайка: «А я не знаю, как надо спрашивать разрешение»

Воспитатель: «Не переживай, Зайка, мы тебя с ребятами сейчас научим»

5.Игра «Попроси игрушку»

Дети встают в круг, Заяц в середине, Воспитатель дает одну игрушку ребенку и сначала сам просит разрешение поиграть игрушкой.Например: «Аня, можно мне поиграть твоей игрушкой?» или «Аня, дай мне, пожалуйста, твою куклу поиграть», или «Аня, можно я поиграю твоей куклой, а тебе пока дам свою машинку»…, а потом проводится проигрывание данной ситуации детьми по кругу.

Зайка: «Спасибо, вам, ребята, что вы показали мне, как правильно просить игрушку. Я теперь никогда не буду отбирать игрушки»

Воспитатель: «Зайка, а хочешь, чтобы твои игрушки вернулись к тебе?»

Зайка: «Конечно, хочу. Только я не знаю, как это сделать»

Воспитатель: «Ну, как правильно играть с игрушками мы тебя научили, а вернуть твои игрушки сможет волшебный сундучок. Зайка, где твои фотографии, на которых изображены твои игрушки?

Воспитатель: «Мы сейчас опустим в сундучок фотографии и превратим их в игрушки».

Далее Зайка опускает фотографии в сундучок, дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Раз, два, три, сундучок, фотографии в игрушки преврати!»

Затем подходит ребенок, опускает руку в сундучок и на ощупь отгадывает, какую игрушку он сейчас достанет. Так из сундучка дети достают пирамидку, машинку, самолет, матрешку, юлу и мячик.

8.Заключительная часть.

Зайка: «Спасибо, вам ребята, вы мне помогли вернуть мои игрушки и научили, как правильно себя с ними вести, я теперь никогда не буду их обижать. Я пойду скорее домой и положу их всех на полочку. До свидания. Ребята!» Зайка уходит.

КАРТОЧКА  № 2                                                   младшая группа

Тема: Мы убираем игрушки

Задачи: 

1.. Приучать детей к порядку в групповой комнате;
     2. Воспитывать способность к взаимопомощи.

Словарь: неприятность, игрушки, самая большая, средняя, средненькая, маленькая, совсем маленькая, малюсенькая

легковая, грузовая, специальная.

Предварительная работа: 

  1. Познакомить малышей с содержанием кукольного уголка, выяснить, у кого какая игрушка любимая.

Ход игры.

Сегодня в нашей группе случилась неприятность, пока вы спали в группу пришел Зайчик. Я разрешила ему поиграть с нашими игрушками. Он поиграл и убежал. Зайчик рассыпал цветной конструктор, бросил кукол и машинки, разбросал кубики. Теперь все лежит на полу.

 - Как же быть?

- Кто мне поможет все это собрать, ведь я одна не справлюсь?
-  А вы помните, где место у всех этих игрушек?
Тогда помогите мне убрать на место кукол, кубики, конструктор……... Где их место?

- Как красиво стало у нас в группе, все игрушки аккуратно расставлены на свои места. Сейчас можно и поиграть . Вы согласны поиграть, ребята.

- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать!

 - Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

 бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? ( Кукла)

- Детки тихо в ней сидят,

 Показаться не хотят.

Вдруг их мама потеряет,

Вдруг их кто-то разбросает! (Матрёшка)

Воспитатель показывая матрёшки разных размеров - Скажите дети, эта матрёшка какого размера, а эта? (большая самая большая, средняя, средненькая, маленькая, совсем маленькая, малюсенькая.

 - Молодцы, отгадайте следующую загадку.

- У братишки есть их много,

Легковая, грузовая и специальная такая.

 В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

 Мы с братишкой, если честно в них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Машинки)

 - Молодцы. Вы все верно отгадали. А как одним словом можно назвать все эти предметы? ( Игрушки.) 

А сейчас я вам почитаю стихи, которые так и называются

«Игрушки». Чтение стихов А. Барто

Если стихи знают дети, можно предложить им почитать.

- Как много  в нашей группе игрушек. А главное они все разные и яркие! Если бы игрушки от нас ушли, нам было бы скучно и грустно, поэтому, игрушки необходимо беречь и всегда убирать их на место после игры. 

Литература:

1.Березан В.Н.программа  «Этикет с детских лет»

2. Барто А.Л. «Игрушки»

КАРТОЧКА  № 3                                                 младшая группа

Тема: Мы едим

Задачи: 

  1. Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть;   спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.

Словарь: правая, левая рука, край ложки,

Подготовка к игре. Сервировать столы. На столе воспитателя также столовый прибор.

Материал к игре: игрушка Мишутка

Время проведения: в процессе обеда.

Ход игры.

 Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:

— Посмотрите, дети, как я сижу: глубоко, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой — держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте так же.

Проверяет, напоминает правила спокойно и ласково. Затем говорит:

— Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Есть удобно с широкого края ложки. (Ест несколько ложек.) Старайтесь хорошо все прожевать с закрытым ртом.

КАРТОЧКА № 4                                              младшая группа

Тема: Умоем куклу Таню

  Задачи:

  1. Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр с песком;
  2. Учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды;
  3. Формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывая интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр и затей.

Словарь: посылка, чумазая, чистое, мыло, полотенце

Материал к игре. Красочная «посылка» с мылом, полотенцами, письмо, кукла Таня, тазик с водой на столе у воспитателя.

Ход игры.

Раздается стук в дверь.

Кто там стучится? -  спрашивает воспитатель. (Отворяет дверь.) — Кто там? Входите, пожалуйста!

Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная «посылка». Воспитатель вносит ее в группу, дети рассматривают, предлагают открыть. Достают письмо от Мойдодыра: «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться.

Дети приступают к еде. Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые рекомендации. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.

— Спасибо, — отвечает Мишутка, — я сыт. Я пришел к вам в гости.

— Мы очень рады тебе, Мишутка, и хотим угостить тебя. Выпей с нами компот.

Воспитатель «угощает» медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю шепотом.

— Дети, — обращается педагог к малышам. — Мишутке очень нравится, что у нас так чисто. Он знает секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо.

 Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.

Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.

В последующих упражнениях «Мы едим» осуществляется показ других действий: как наклонять тарелку от себя, доедая первое, набирать кашу движением ложки к середине тарелки, есть чайной ложкой фрукты из компота, осторожно сплевывать косточки в ложку, класть их в блюдце, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая ее к губам, и т. д.

Литература:

1.Березан В.Н.программа  «Этикет с детских лет»

Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр».

       Спасибо, Мойдодыр! - говорит воспитатель, закончив читать письмо. — Понюхайте, ребятки, как мыло пахнет.

Все с удовольствием нюхают мыло.

— А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.

Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.

— Ой, какие у тебя грязные щеки и руки! Подвела ты нас, лакомка! — с укором говорит воспитатель.

По просьбе педагога все вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Затем одна девочка берет куклу Таню, сначала моет ей руки, затем лицо. Воспитатель следит за выполнением действий, при необходимости поправляет.

Возможен вариант, при котором воспитатель сам моет куклу с такими примерно комментариями:

— Сейчас - я тебе сделаю из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой — вот руки и чистые, Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое.

- Почему мы умываем куклу Таню?

- Верно, она испачкалась.

- А еще когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед сном, после игр и перед едой.

- Вот и сейчас мы все пойдем мыть руки перед обедом. (Переходят в умывальную комнату.) Вспомним, как это надо делать. Вот у всех получились белые «перчатки».

 Смоем пену — и у всех будут чистые руки.

Литература:

1.Березан В.Н.программа  «Этикет с детских лет»

КАРТОЧКА № 5а                                              младшая группа

Тема: Оденемся на прогулку

  Задачи:

  1. Воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде.
  2. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф.

Словарь: одежда, последовательно, вешать.

Предварительная работа:  договориться с родителями, чтобы они дома в прихожей сделали вешалку на уровне роста своего ребенка.

Место проведения:  в приемной комнате.

Материал к игре: кукла, вещи: колготки, ботинки, рейтузы, комбинезон, кофта, куртка, шапка.

Ход игры

Воспитатель предлагает кому-либо из детей одеть куклу на прогулку, а другим — посмотреть, в какой последовательности тот одевает ее. Поясняет действия ребенка, заостряет внимание на важном:

— Сначала Лена взяла часть одежды, которую надо надевать в первую очередь. Аккуратно положила ее на стул. Правильно: Лена сначала надевает кукле Тане колготки и свитер, курточку, шапочку, а затем, ботинки.

После этого воспитатель предлагает всем детям самим одеться на прогулку. Наблюдает их действия, поощряет быстроту и ловкость:

— Молодцы, вы оделись быстро и правильно и теперь сможете долго гулять на свежем воздухе.

Карточка № 6                                              младшая группа

Тема: Мы моем свои расчески

  Задачи:

  1. Воспитывать у детей навыки пользования своей расческой и ухода за ней.
  2. Учить чистить щеткой расческу и промывать ее.

Словарь: расческа, чистить зубчики, вытирать салфеткой

Предварительная работа:  накрыть столы клеенкой, поставим, тазики с водой, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.

Ход игры

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:

— Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.

Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.

— Заходи, Мишутка, мы тебе рады, — говорит воспитатель. Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его. Затем Мишутка обращается к детям:

—- Я был в  умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.

— Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески — нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.

Примечание. Данную игру можно проводить с усложнением: предложить одеть кукол для прогулки в разную погоду.

В заключение воспитатель говорит:

— Дети, вы уже большие и ловкие.

 Дома вы так же уже можете сами раздеться и повесить свою одежду.

Литература:

  1.  Березан В.Н.программа  «Этикет с детских лет»

— С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.

Воспитатель предлагает детям каждому взять свою расческу с полочки, проверяет, свои ли расчески они принесли.

 Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и становятся возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мыть расчески: моют намыленной щеточкой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется.

 Затем все кладут свои расчески и щеточки на полки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

     

КАРТОЧКА № 7                                              младшая группа

Тема: В гостях у матрешки

Задачи:

  1. Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делая поклон головой; произносить приветствие отчетливо, бодро.

Словарь: прятки, ищу, здравствуйте, до свидания, спасибо.

Материал к игре. Матрешка с двумя вкладышами, кукла Ванюша, маленькие матрешки по числу детей, домик-ширма, демонстрационный стол, магнитофон или проигрыватель. 

Ход игры

      Дети садятся перед демонстрационным столом

на стулья, расставленные полукругом. На столе — домик-ширма. Дети с интересом его рассматривают.

Воспитатель:  Интересно, кто в домике живет? Дети, вы не знаете? (Включает музыкальную запись.)

Раздается звон бубенчиков, под музыку в расписной коляске появляется Ванюша. Он выходит из коляски, стучит в окно. Оно не отворяется.

Дети, помогите постучать, — говорит Ванюша. — Тук- тук!

Окошко отворяется. Выглядывает Матрешка.

- Здравствуй, Матрешка!

— Здравствуй, Ванюша!

— Здравствуйте, дети! — приветствуют ребят гости.

Дети дружно здороваются с ними.

Ванюша: Матрешка, а где твои сестрички Маша и Таня?

Матрешка: Дети, давайте их позовем!

      Воспитатель раздает детям маленьких матрешек, дети здороваются каждый со своей матрешкой, предлагает Ване и матрешкам поиграть в прятки. По его указанию дети прячут в кулачок маленьких матрешек, он сам прячет большую матрешку, Машу и Таню. Ваня быстро находит большую матрешку, затем несколько маленьких (у детей, у воспитателя).

Игра проводится повторно, водящая — Матрешка.

Матрешка: Хорошо мы сегодня поиграли, спасибо. А теперь, сестрички, пора домой. Маша, прячь Таню.

Таня и Маша спрятались.

Ваня: Ай-ай-ай! Дети, что Таня и Маша забыли сказать? Да, попрощаться, сказать «до свидания».

Матрешки и Ваня прощаются с детьми, дети прощаются с ними и с маленькими матрешками.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

КАРТОЧКА № 8                                             младшая группа

Тема: Кукла Таня у нас в гостях

Задачи:

  1. Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем;
  2. Воспитывать приветливость, заботливость.

Словарь: здравствуйте, спасибо, угощение, пожалуйста.

Предварительная работа. Воспитатель совместно с детьми заранее готовит угощение к чаю.

Ход игры

Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости.

Воспитатель: Как мы встретим Таню?

Ребенок: Скажем: «Здравствуй!»

Воспитатель: Да, скажем: «Здравствуй, Таня!» И сделаем поклон головой (показывает). А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста».)

Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу Таню. Таня здоровается. Дети отвечают так, как показывал воспитатель.

Воспитатель: (обращается к одному из детей)  ______, предложи, пожалуйста, Тане стул.

Ребенок  с готовностью несет стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста!»

Воспитатель: Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем!

Ребенок: Таня, чай пить!

Воспитатель: Нужно сказать: «Садись, Таня, с нами чай пить». Дети повторяют приглашение. Таня благодарит.

Карточка № 9                                             младшая группа

Тема: Кукла Таня простудилась

Задачи:

  1. Формировать навык пользования носовым платком.
  2. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.

Словарь: чихнуть, носовой платочек, прикрыть рот, быть опрятным

Предварительная работа. Перед занятием воспитатель в процессе одевания и раздевания особенно настойчиво подчеркивает, что надевать верхнюю одежду надо аккуратно: застегивать кофточку, пальто, завязывать ленты шапочки и др.

Ход игры

     В группу вносят куклу Таню — в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане. Дети встречают ее восклицаниями, улыбкой, некоторые даже встают, трогают Таню рукой:

«Платье красивое. Платочек красивый».

     Смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане. Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман.

        Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.

Воспитатель: (обращается к детям) ________, расставьте, пожалуйста, чашки для всех.

Девочки старательно расставляют кукольный сервиз. Воспитатель предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню. Одного из детей просит налить чай. Ребенок сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай.

Воспитатель: Правильно, ___, гостье первой наливают чай.

Ребенок (протягивает Тане конфету): Ешь, Таня, конфету.

Воспитатель: Надо взять вазочку и сказать: «Угощайся, Таня». Вот так.

Ребенок подает вазочку, предлагает Тане угощение. Таня благодарит.

Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Воспитатель, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать ее высоко, допивая чай, и т. п.

Воспитатель обращает внимание на то, как следует держать чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой, и говорит:

— А что у нас вчера было интересного? Расскажите Тане.

Дети рассказывают о новых игрушках, об интересной прогулке и о других интересных событиях.

Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ней, приглашают снова в гости.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком.

Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно его хранят и, главное, большая часть детей перестает быть безразличной к неопрятному носу.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

КАРТОЧКА № 10                                             младшая группа

Тема: Кукла Таня собирается в гости

Задачи:

  1. Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать в детский сад,
  2. Формировать навык быть  чистым, аккуратным,
  3. Поощрять аккуратность, воспитывать ответственность за порядок в своей секции шкафа.

Словарь: помощь, беспорядок, опоздать.

Подготовка к игре. «Комнату» куклы Тани перенести на демонстрационный стол. Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.

Ход игры

Воспитатель привлекает внимание детей к «комнате» куклы Тани. Дети рассматривают уголок. Кукла Таня поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает взять стулья и расположиться поудобнее. Таня продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и... начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец, нашла колготки, небрежно надела их. Нашла туфельку, обула, ищет вторую, не находит, плачет.

Воспитатель: Что случилось, дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.

Дети: Танечка, что случилось?

Таня: (сквозь слезы). Вот приглашение!

Воспитатель:  Разреши прочитать нам: «Дорогая Танечка, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Катя».

Дети, у Тани осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.

Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Таким образом, несколько детей принимают участие в одевании куклы.

Можно вспомнить четверостишия о Маше-растеряше. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало — понравится ли?

— Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Кате. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, — говорит Таня.

— Конечно, Таня, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания!— дружно прощаются дети с куклой.

Как только кукла Таня ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:

— Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?

Некоторые ребята ответили правильно. Но многие не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:

— Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Кате. И, конечно, Кате было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Тане быстро одеться. Это Таня запомнит.  Правильно, дети? Помните и вы об этом.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

КАРТОЧКА № 11                                             младшая группа

Тема: Наши хорошие поступки

Задачи: 

  1. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих
  2. Формировать усвоение правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками,
  3. Учить помогать товарищу принести игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителям, близким.

Словарь: пожалуйста, спасибо, хорошие поступки

Подготовка к игре. Проанализировать записи, сделанные на основе постоянных наблюдений. Подготовить куклу Таню, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей.

Оборудование к игре: Проектор и  переносной  экран.

Ход игры

Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают сесть. После этого воспитатель говорит:

— Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?

Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Воспитатель продолжает:

— У нас есть, о чем рассказать тебе, Таня.

Вот, например, сегодня утром Андрюша предложил стул Катюше. Она поблагодарила Андрюшу. Мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный, вежливый.

Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она попросила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости:

— Сказать: «Здравствуйте!» — говорит Андрюша.

— Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста», — продолжает другой ребенок.

— Ребята, а как нужно поступить, если надо пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в раздевальной комнате? (Дети отвечают.) Правильно, нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста». А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.

Далее через проекционный аппарат педагог демонстрирует сюжеты: «Мальчик чистит щеткой пальто сверстника после прогулки», «Помогает завязать шарф», «Весело и дружно играет с ребятами», «Не шумит, играет в спокойные игры, когда папа и мама заняты делом», «Мама шьет на швейной машине, девочка помогает ей — поддерживает материю».

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Карточка № 12                                             младшая группа

Тема: Наши мамы

Задачи:

  1. Воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку — маме, привязанность к семье,
  2. Формировать способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т. д.

Словарь: спокойной ночи, доброе утро, забота.

Предварительная работа. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях).

Ход игры

 Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа:

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее:

— Какая твоя мама?

А девочка сквозь слезы говорит:

— А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

Воспитатель, прочитав эту часть рассказа, просит детей сказать, так ли они думают о своей маме, что еще могут сообщить о своих мамах.

Дети отвечают:

— Она веселая, добрая, она все может делать;

мама заботится о нас — купает, кормит.

      Воспитатель показывает слайды, рисунки на эту тему: мама хлопочет по дому; мама, папа и мальчик на прогулке; девочка держит клубок с нитками маме (бабушке), когда та вяжет, и т. д. — и просит рассказать, что изображено на картинке.

Дети рассказывают.

Затем воспитатель предлагает:

— Дети, порадуйте ваших мам: вечером, когда будете ложиться спать, подойдите каждый к своей маме, поцелуйте ее и скажите: «Спокойной ночи, мамочка!» Ей будет очень приятно. А что надо сказать утром? Правильно: «Доброе утро, мамочка!»

Воспитатель показывает репродукцию картины Н. Жукова «С добрым утром», дает возможность рассмотреть ее, выразить отношение к ней. После этого спрашивает:

— Как еще можно доставить маме радость?

Воспитатель определяет постоянное поручение для некоторых детей в семье.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей до        школьного возраста. - М., 1986.

КАРТОЧКА № 13                                             младшая группа

Тема: Чем можно порадовать маму?

Задачи:

  1. Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку — маме.
  2. Воспитание заботливого отношения к маме, желание помочь маме.

Словарь: обидные слова, огорчил, забота, помощник.

Подготовка к игре: иллюстрации как я помогаю маме.

Ход игры

Воспитатель читает сказку С.Прокофьевой «Сказка про маму»

- Почему мама обиделась?

- Что ей сказал зайчонок?

-Какая мама у зайчонка?

- Какая ваша мама?

-Затем предлагает детям подойти к столу, выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эту картинку ребенок ставит на доску и рассказывает, почему он думает, что обрадует маму теми или иными своими действиями. Это может быть участие в изготовлении скворечника, кормушки для птиц, присмотр за малышом в коляске, стирка кукольного белья, помощь папе в ремонте стула (подавать ему нужные инструменты), ремонт коробки для игрушек, подклейка порванной книги, уход за рыбками в аквариуме, прогулка со щенком, забота о малышах в семье (помочь им раздеться после прогулки, играть с ними), поддержание чистоты и порядка в игровом уголке и т. д.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

КАРТОЧКА № 14                                             младшая группа

Тема: У нас в гостях бабушка

Задачи: 

  1. Воспитывать любовь к бабушке, уважение к ее повседневному труду.
  2. Напомнить, как много тепла и заботы проявляет бабушка обо всех членах семьи.
  3. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность 

Словарь: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, труд.

Подготовка к игре. Дать задание понаблюдать, чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех. Изготовить подарки для бабушек.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что в гости к детям пришла Олина бабушка — Мария Ивановна. Она хочет посмотреть, как живут ребята, какие у них игрушки, чем занимаются.

Воспитатель побуждает детей, чтобы они использовали в речи вежливые слова

- Здравствуйте, проходите пожалуйста, присаживайтесь пожалуйста

Дети показывают игровые уголки. Оля рассказывает бабушке об играх, книжках, игрушках, которые имеются в группе.

Мария Ивановна интересуется игрушками, рассматривает их. Заметив, что не на всех куклах есть туфельки, предлагает детям свою помощь — связать туфельки для этих кукол. Дети радуются. А воспитатель обращается к гостье, говорит:

— Мария Ивановна, наши дети умеют не только играть, они хорошо занимаются, знают много стихов.

Оля и другие дети читают стихи.

Карточка № 14 а                                            младшая группа

Тема: Как можно заботиться о бабушке

Задачи: 

  1. Воспитывать любовь к бабушке, уважение к ее повседневному труду.
  2. Напомнить, как много тепла и заботы проявляет бабушка обо всех членах семьи.
  3. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность 

Словарь: доброе слово, заботливый

Подготовка к игре. Предварительно разучить с детьми любимые стихи бабушки, подготовить иллюстрации: бабушка с детьми, оказание помощи бабушке

Ход игры

- Ребята у кого есть бабушка?

- Какая она?

- Как она о вас заботиться?

- Что вы любите делать вместе с бабушкой?

Далее дети читают стихи о бабушке.

Если не выучили, то воспитатель зачитывает сама стихотворение

Если бабушка болеет

Если бабушка болеет,

Я на цыпочках хожу.

Сяду у ее постели

И тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку 

И подбодрю добрым словом.

Прошепчу я ей на ушко:

Карточка № 15                                            младшая группа

Тема: Не забывай о товарищах

Задачи: 

  1. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
  2. Закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку.

Словарь: неаккуратно, небрежно, самостоятельно

Подготовка к игре. Заранее собрать в корзину наиболее любимые детьми игрушки для предстоящей прогулки. Подготовить для инсценировки кукол (Алешу и Наташу), одежду для кукол, мелкие игрушки, ширму для кукольного театра.

Ход игры

Дети одеваются на прогулку. В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа.

Воспитатель. Алеша и Наташа, здравствуйте.

- Вы пришли к нам в гости? Собирайтесь на прогулку, пойдете гулять с нами вместе.

- Дети пригласите Алешу и Наташу?

Алеша и Наташа начинают неверно и неаккуратно одеваться, выхватывать друг у друга игрушки.

Воспитатель. Наташа и Алеша, вы не умеете собираться на прогулку, наши ребята сейчас научат вас.

-  Дети, покажите Наташе и Алеше, как надо одеваться на прогулку. (Дети одеваются, куклы внимательно смотрят, высказывают свое отношение к увиденному и сами начинают одеваться.)

—А теперь, ____, — говорит воспитатель (обращается к одному из детей)

 — Покажи, пожалуйста, какие любимые игрушки наших ребят ты возьмешь на прогулку.

КАРТОЧКА № 13а                                           младшая группа

Тема: Чем можно порадовать маму?

Задачи:

  1. Продолжать формировать желание помогать и заботиться о самом близком человеке маме.
  2. Формирование представлений каждого ребенка о роли мамы в семье;

Словарь: близкий, забота

 Ход игры

Воспитатель читает стихотворение:

Кто пришёл ко мне с утра? Мамочка.

Кто сказал: "Вставать пора"? Мамочка.

Кашу кто успел сварить? Мамочка.

Чаю – в пиалу налить? Мамочка.

Кто косички мне заплёл? Мамочка.

Целый дом один подмёл? Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.

Кто меня поцеловал? Мамочка.

Кто ребячий любит смех? Мамочка.

Кто на свете лучше всех? Мамочка.

- Ребята кто самый близкий вам человек?

- Как она о вас заботиться? А как вы о маме заботитесь?

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

-Вы помогли мама вымыть посуду?

- На прогулке испачкали куртку?   Убрали за собой игрушки?                - Подрался с другом?  Заботишься о бабушке, она заболела?

- Разбил мамину любимую вазу? - Поздравил дедушку с днем рождения?  И т.д.

 Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

— Мне очень понравилось, как вы читаете стихи. А теперь я расскажу вам небольшую сказку, — с улыбкой хвалит детей

бабушка.

— Спасибо, Мария Ивановна. Дети, а знаете, кем работала Олина бабушка? Она работала поваром, а за хорошую работу ее наградили грамотой.

- А Оля приготовила в подарок своей бабушке очень красивую закладку для книг. (Оля дарит.)

Другие ребята для своих бабушек тоже сделали закладки.

Мария Ивановна просит передать привет всем бабушкам и мамам, а детям она приготовила вкусный пирог к ужину. Дети и воспитатель благодарят ее.

Прощаясь, дети приглашают Олину бабушку еще приходить в гости, она обещает снова прийти к ним, когда свяжет туфельки для кукол.

После ее ухода воспитатель подводит итоги встречи, коротко рассказывает еще о двух-трех бабушках: кем они работают (работали), какую пользу людям приносит их работа, как они заботятся о своих внуках. Дети дополняют рассказ воспитателя.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

 «Скоро будешь ты здорова!

Только слушайся врачей,

Вовремя лекарство пей!»

- Как вы можете заботиться о бабушке?

Рассматривание иллюстраций и обсуждение с детьми, как они могут заботиться о бабушке.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

(Ребенок тщательно отбирает игрушки.)

-  Дети, для всех ли Юра взял игрушки?

- Ни о ком не забыл? Молодец, _____!

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Карточка № 15а                                            младшая группа

Тема: Не забывай о товарищах

Задачи: 

  1. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам
  2. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.

Словарь:

Ход игры

Воспитатель читает отрывок  из книги Н. Калининой «Олина лопатка»

-  Почему ребята не играли с Олей?

- Как должна была поступить Оля?

- Почему Оля отдала свою лопатку воспитателю?

Далее воспитатель дает поручение детям

- Миша и Петя наведите порядок в гараже

-Наташа помоги Свете убраться в кухонном уголке

 Валера помоги Кате полить цветы

В конце воспитатель хвалит всех детей и подчеркивает, что с помощью и поддержкой  у них все хорошо получилось.

В концу года новое значение приобретает воспитание культуры трудовой деятельности, где формируется ответственность за порученное дело, согласованность действий, понимание значения результатов своего труда для других.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Карточка № 16                                           младшая группа

Тема: Мы дежурим по столовой

Задачи: 

  1. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать няне.
  2. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.
  3. Формировать навыки сервировки стола.
  4. Приучать к тщательному выполнению поручений

Словарь: сервировка, столовые приборы, правила сервировки

Подготовка к игре. Подготовить в уголке дежурных по столовой фартучки. Приготовить демонстрационный стол с набором столовой посуды, куклу Буратино. Заранее продумать действия и содержание беседы Буратино с детьми.

Ход игры

     Воспитатель сообщает детям, что они будут дежурить по столовой.

    Приглашает всех детей в уголок дежурных, предлагает рассмотреть предметы, необходимые при дежурстве, обменяться мнениями. Показывает конкретные приемы действий на демонстрационном столе, привлекая детей к их выполнению. Объясняет правила сервировки стола.

     Веселый Буратино спрашивает: «Зачем скатерть, ложки?» Дети объясняют шалунишке, для чего все это необходимо. Действуя у стола, дети надевают красивые фартучки, узнают, где они должны висеть.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Карточка № 16 а                                           младшая группа

Тема: Мы дежурим по столовой

Задачи: 

  1. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать няне.
  2. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.
  3. Формировать навыки сервировки стола.
  4. Приучать к тщательному выполнению поручений

Словарь: дежурство, сервировка

Подготовка к игре. Приготовить демонстрационный стол с набором столовой посуды, значок — награду за лучшую сервировку 

Ход игры

Подготовив стол, чайный и столовый приборы, красивую скатерть, воспитатель предлагает детям накрыть столы к чаю, обеду.

 Он поясняет: «Приятно есть, когда стол красиво сервирован. Помогут в этом правила сервировки». С помощью воспитателя дети вспоминают эти правила.

Желающим предлагается фартук, поднос и т. п. Все дети сидят полукругом, участвуют в игре по мере необходимости. Самая красивая, по мнению детей, сервировка отмечается значком, специально приготовленным. По ходу сервировки уточняются детали: вилка кладется с левой стороны, ложка и нож с правой, хлебница посередине. Стол украсят цветы в вазочке.

 Дети рассказывают о том, как помогают дома накрывать на стол. Закончить игру-упражнение можно чаепитием.

   Карточка № 17                                          младшая группа

Тема: Устроим кукле комнату

Задачи: 

  1. Воспитание заботливого отношения к кукле, навыков бережного обращения с ней,
  2. Испытывать радость от  игрового общения со сверстниками, привязанности к группе, ориентировки в условиях новой группы.

Словарь: новоселье, радость, помощь друзей.

Подготовка к игре. Изготовить декорации кукольного домика, изображающего три стены, мебель и другие предметы обихода. Попросить воспитателя из старшей группы изготовить детьми игрушки для игрового уголка: письменный стол, книжный шкаф, телевизор из спичечных коробков.

Во время прогулки обращать внимание на строительство жилых домов, разделить радость детей, семьи которых переехали в новые дома.

Ход игры

        Когда дети собрались после дневного сна, входит кукла Таня, здоровается и сообщает радостную весть: она переезжает на новую квартиру и приглашает всех на новоселье.

 Дети благодарят и предлагают свою помощь: «Тебе одной трудно будет, Таня, мы тебе поможем».

Воспитатель достает макет квартиры.

       Начинаются веселые, дружные хлопоты. Ковер с комнатой выдвигают на середину помещения, дети располагаются с трех сторон. Подъезжают машины, сгружается мебель. Дети обсуждают ее размещение, устройство комнаты, ставят все на свои места. Дети и воспитатель преподносят общий подарок Тане — симпатичного рыжего щенка.

Младший воспитатель, так же, одобряет действия детей и выражает удовольствие по поводу того, что у нее теперь «все дети — помощники». Ориентируясь на конкретные задачи и особенности группы, воспитатель может наполнить данную игру -  упражнение различным содержанием.

В последующий период воспитатель следит за правильностью дежурства по столовой, поощряет усилия, помогает, заботится о том, чтобы все дети группы прошли через дежурство (фиксирует дежурных в плане-дневнике, здесь же отмечает их успехи или неудачи).

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

В последующие дни дети развивают сюжет игры (переставляют мебель, добавляют новые предметы, дарят котенка и т.д.). Задача воспитателя — проследить суть этих изменений, характер взаимоотношений между детьми и корректировать ход игры в соответствии с задачами воспитания.

За все действия детей кукла Таня благодарит детей, подсказывает советом.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»

     2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

   КАРТОЧКА  № 5                                   младшая группа

Тема: Оденем куклу на прогулку

Задачи: 

  1. Уточнять представления детей об одежде, назначений вещей, учить правильно называть одежду, ее части: рукав, пуговица, учить запоминать последовательность одевания на прогулку.
  2. Способствовать формированию умения играть вместе, организованно, без конфликтов, формирование коммуникативных навыков, способствовать воспитанию бережного отношения к одежде.

Словарь: колготки, куртка, комбинезон, носки, сапожки, шапка, одежда.

Место проведения:  в групповой комнате.

Материалы к игре: кукла, вещи (колготки, ботинки, штаны, кофта, куртка, шапка.

Ход игры:

Воспитатель: Кто-то в дверь к нам сучится? Интересно кто - же это может быть?
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришла в гости кукла Катя! 
Вот красивая игрушка –
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
- Давайте поздороваемся к куклой Катей (здоровается с каждым ребенком, спрашивает, как зовут).
Рассматривают  куклу
- Какая кукла Катя? (красивая, большая)
Кукла:- Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть! Смотрите, я к вам пришла не с пустыми руками. Что это? (коробка)

- Какая коробка, какого цвета? (большая, красным цветом).
- Давайте посмотрим, что в коробочке лежит. Посмотри (Ваня Что это? (ребенок достал куртку куклы) Давайте рассмотрим, возьмите в руки (дети называют вещь, щупают пальто, называют качества, цвет).

Воспитатель предлагает детям самим, по очереди, доставать вещи из коробочки, называя ее качества, детали).
- Давайте теперь поочередно будем брать вещи, что сначала мы оденем кукле? «На Катя колготки», они тепленькие.
( Маргарита) одень куколке кофточку, какая она? (толстая, у нее есть пуговицы).
- Посмотри, какие красивые штанишки.
Постепенно одевают куклу, называя каждую вещь и ее предназначение.
-Какие вы молодцы ребята, посмотрите, куколка наша готова на прогулку, у нее очень теплые и красивые вещи. 
- Ребята, что мы сначала одели кукле Кате? (колготки, кофту, штанишки, куртку, шапочку).

Эти вещи можно назвать одним словом- одежда.
- Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? (кукла Катя)
- Что мы делали для куклы? (одевали ее на прогулку)
- Что мы ей одевали сначала? (колготки и т.д.)
Молодцы. К нам сегодня приходила Катя, вы молодцы помогли ей одеться, на улице очень холодно, дует ветерок. Наша Кукла не замерзнет.

Литература:

1.Березан В.Н. программа «Этикет с детских лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Учебно-методическое пособие Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Флорболенок»

Занятия флорболом полезны для дошкольников и школьников - это подвижный вид спорта, он хорошо развивает мышление, физические качества, двигательные умения и навыки физкультурника. Общеобразовател...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)

Основной целью данной программы  является знакомство детей  с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательн...

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»

Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»...