МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет
методическая разработка (средняя группа)

Рогова Елена Викторовна

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга  (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_peterburzhets_sr.gr_.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по программе дополнительного образования  «Маленький петербуржец»

Возраст: 4 – 5 лет

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 раздел Близкий город.

1.1.Теория: Мы – петербуржцы.

  1. Знакомство кота Василия с детьми.
  2. Знакомство с понятием «петербуржцы»
  3. Ознакомление с предметами, игровыми атрибутами в «петербургской гостиной».
  4. Знакомство с правилами поведения в «петербургской гостиной».

Практика: Изготовление визитной карточки петербуржца

1.2 Теория: Мы построим дом, будем жить мы в нём

  1. Уточнить представлениях детей о домах города, из каких частей состоят и чем  отличаются от загородных домов.
  2. Развивать память, воображение, образное мышление, связную речь, мелкую моторику.

Практика: Оригами «лифт» для городского (высотного) дома.

1.3. Теория:  Здания – помощники

Формирование представлений о двух основных типах зданий: жилые дома, общественные  

здания («здания-помощники»).

Практика:  Мини-квест «Здания помощники»            

1.4. Теория: Нарядные здания Санкт-Петербурга

Знакомство с архитектурными особенностями и архитектурными деталями (колонна, шпиль,

купол) некоторых зданий Санкт-Петербурга.

Практика: Игра малой подвижности «Колонна-купол-шпиль»

1.5. Теория:  Прогулка в парке

Знакомство с петербургскими  парками (значение в жизни города, характеристика, правилам

поведения в парке.)                

Практика: Конструирование «Парк»

1.6. Теория: Улицы города

Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки; по широкой

дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар)

ходят люди; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на

улице, уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.

Практика: Бумагопластика «Мой светофор»

1.7. Теория: Помощники на дороге

Расширять представления о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»;

Знакомить детей с понятием «Островок безопасности» и его функциями»

Практика: Игра средней подвижности

1.8. Теория:  Путешествие в страну Светофорию.

  1. Закрепить правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, виды транспорта.
  2. Воспитывать ответственность за свои поступки, учить беречь свою жизнь и здоровье.

Практика: мультимедийная викторина

2 раздел «Ведь мы островитяне живём на островах»

2.1.Теория:  Главная река города – Нева

Познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой (как появилась Нева, куда течёт).

Познакомить с сезонными изменения Невы (наводнение осенью, ледоход весной).

Практика: Моделирование ситуации «Наводнение»

  1. Теория:  Мосты через Неву

Знакомство с особенностями мостов через Неву (разводные), украшения мостов (скульптура, фонари),

назначение мостов.

Практика: Конструирование «Разводной мост»

2.3.Теория:  Творческая мастерская: над дивною Невой – мост стоит такой большой

  1. Закрепление понятия «река».

      2.  Уточнить, какие водоёмы имеются вблизи города.

  1. Расширить представление о пресной и солёной воде.

Практика: Воскоакваграфия «Дворцовый мост»

2.4.Теория:  Малые речки Санкт-Петербурга: Фонтанка

Знакомство с малой речкой Санкт-Петербурга: Фонтанкой (сходство и различие с Невой);  

Назначение речки в жизни горожан. Познакомить с мостами через Фонтанку (Аничков мост).

Их сходство и отличие от мостов через Неву.

Практика: Лабиринт

2.5.Теория:  Малые речки Санкт-Петербурга: Мойка

Знакомство с малой речкой Санкт-Петербурга: Мойкой  (сходство и различие с Невой);  

Познакомить с цветными мостами через Мойку.  Их сходство и отличие от мостов через Неву.

Практика: Подвижная игра «Бегемотик-обормотик»

2.6.Теория:  В царстве Нептуна

Знакомство с элементами сказочного и  реального подводного мира в узорах решёток

Николаевского, Литейного, Народного и Аничкова мостов: водоросли, фантастические цветы,

ракушки, морские коньки, русалки, трезубец Нептуна.

Практика: Собери картинку «Подводное царство»

2.7.Теория:  Город на островах

Многообразие островов города. Острова города: самый маленький – Заячий, самый большой –

Васильевский.

Практика: Подвижная игра «Море волнуется»

2.8.Теория: «Здравствуй, Нева!»

            Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу. Закрепление знаний детей полученных на занятиях.

Практика: Петербургский вечер досуга

3 раздел. Сердце Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость.

3.1.Теория:  Город, в котором я живу

Понятие «город», происхождение слова «город»; образ города как «живого» объекта (город

меняется, растёт, украшается, «болеет»). Правила поведения в городе

Практика: Моделирование «Я, мой город, моя страна»

3.2.Теория:  Пётр Первый    

Познакомить детей с личностью Петра Первого, его вкладом в рождение города;

Практика: Подвижная игра «Аты-баты»

3.3.Теория:  Строим крепость

Архитектурно сооружение – крепость, характерные признаки; назначение,  внешний вид;

функциональное назначение; жители крепости;

Практика: Конструирование «Крепость»

3.4.Теория:  Заячий остров

Познакомить детей с Заячьим островом, его местонахождением; познакомить с началом

строительства крепости по приказу Петра 1 в годы войны; с трудностями строительства;

Практика: Подвижная игра «По болоту Пётр пошёл»

3.5.Теория:  Петропавловская крепость

Петропавловская крепость, местонахождение, функции, связанные с защитой города во

время войны, признаки крепостного сооружения.

Практика: Инсценировка «На парад идут солдаты»

3.6.Теория:  Петропавловский собор

Здание Петропавловского собора, колокольня Петропавловского собора

Практика: Музицирование «Карильон»

3.7.Теория:  Новогодний Петербург

Познакомить детей с новогодним убранством города;

Практика: (творческая мастерская) Изготовить  новогоднего украшения.

3.8.Теория:  На славном острове.

Закрепление знаний у детей, полученных на занятиях о Заячьем острове и Петропавловской

крепости.

Практика: мнемотаблица

4 раздел. Колыбель русского флота.

4.1.Теория: Адмиралтейство

Знакомство со зданием Адмиралтейства (местонахождение, внешний вид, назначение)

Практика: Подвижная игра «Туча-тётя»

4.2.Теория:  Строительство кораблей. Парусный флот

Знакомство со строительством кораблей, их разнообразием; внешним видом;

Практика: Игровое действие «Поднять якорь!»

4.3.Теория:  Корабли. Водный транспорт России

Знакомство с видами судов, их строением, назначением.

Практика: Моделирование ситуации «Спуск кораблей на воду»

4.4.Теория:  Парад ледоколов

Знакомство с ежегодным парадом ледоколов в городе; Знакомство с многообразием и

назначением ледоколов для страны.

Практика: Моделирование ситуации «Сквозь льды»

4.5.Теория:  Крейсер «Аврора»

познакомить с подвигом крейсера «Авроры»;

Практика: Игра «Болтики-гаечки»

4.6.Теория:  Подвиг нашего города в дни блокады

Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного

Ленинграда.

Практика: Моделирование «Кольцо Блокады»

4.7.Теория: Чудеса в Адмиралтействе

Закрепить знания детей полученных на занятиях об Адмиралтействе.

Практика:  мнемотаблица

5 раздел. Это наш, это ваш, петербургский Эрмитаж.

5.1.Теория:  Сказочный дворец        

Знакомство с Зимним дворцом (местонахождение, внешний вид, назначение)

Практика: Моделирование «Зимний дворец в зимнюю пору»

5.2.Теория: Залы Зимнего дворца

Знакомство с некоторыми залами Зимнего дворца (Парадная лестница, Петровский зал,

Тронный зал, Рыцарский зал)

Практика: Составление алгоритма «Правила поведения в музее»

5.3.Теория:  Эрмитаж: Красивые вазы

Знакомство с коллекцией ваз в Зимнем дворце.

Практика: Собери вазы из частей;

5.4.Теория:  Эрмитаж: Коллекция живописи - натюрморты

Знакомство с жанром живописи – натюрмортом;

Практика: Составление композиций из предметов

5.5.Теория:   Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин        

Знакомство со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным и его

произведением «Сказка о золотой рыбке».

Практика: Подвижная игра «Золотые рыбки»

5.6.Теория:  Окна Эрмитажа

Многообразие окон Эрмитажа

Практика: воскоакваграфия «Волшебное окно Эрмитажа»

5.7.Теория:  Дворцовая площадь

Знакомство с ансамблем Дворцовой площади, её местонахождением и назначением.

Практика: моделирование «Дворцовая площадь»

5.8.Теория: Сокровища Зимнего дворца

Знакомство с некоторыми экспонатами Эрмитажа (часы «Павлин», трон, карета, вазы,

картины)

Практика:  мнемотаблица

6 раздел. Мы по Невскому шагаем!

6.1.Теория: Невский проспект: главный проспект города

Главный проспект города, его местоположение, назначение в жизни жителей города.

Практика: макетирование «Невский проспект»

6.2.Теория: Невский проспект: красивые здания

Красивые здания проспекта (Дом книги, Гостиный двор, Елисеевский магазин), их

функциональном назначении в жизни горожан.

Практика: Ситуативная игра «В магазин привезли товары»

6.3.Теория:  Невский проспект: сказки старого фонаря

Фонари Санкт-Петербурга, их функциональное назначение, роль в жизни города, связанная с

городскими условиями жизни и природными особенностями Санкт-Петербурга.

Практика: Опыт «Что дает больше света?»

6.4.Теория:  Невский проспект: знаменитые фонтаны

Фонтаны, украшающие наш город, их местонахождение и значение в жизни горожан.

Практика: Этюд «Танцующие фонтаны»

6.5.Теория:  Невский проспект: театр марионеток им. Деменни.

Театр марионеток им. Деммени на Невском проспекте, его особенности, артисты и репертуар;

Практика: дидактическая игра «Подбери героя»

6.6.Теория:  Невский проспект: главный вокзал города

Здание Московского вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним

устройством.  

Практика: Составление правил поведения на вокзале и перроне.

6.7.Теория:  Невский проспект: дома с колоннами

Закреплять знания детей о красивых зданиях на Невском проспекте;

Практика: творческая мастерская

6.8.Теория:  Невский проспект: «Интереснее не ехать, интереснее пешком…»

            Закрепить знания детей о том, что Невский проспект – главный проспект города, его особенностях и интересных достопримечательностях.

Практика: мультимедийная викторина

7 раздел. Занимательный Петербург.

7.1.Теория:  Петербургский зоопарк

Петербургский зоопарк, его местонахождение, значение в жизни горожан.

Практика: Загадки; «Следопыты в зоопарке» 

7.2.Теория: Петербургский цирк на Фонтанке

Городской цирк, его местонахождение, значение в жизни горожан и артистами цирка.

Практика: танцевальная игра «Звери в зоопарке»

7.3.Теория:  Летний сад

Летний сад (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, Летний дворец) его местонахождение на

карте города, значение для жизни горожан.

Практика: творческая мастерская «Лебедь»

7.4.Теория Летний сад: памятник И. А Крылову

Знакомство с баснописцем И. А. Крыловым и его необычным памятником в Летнем саду;

Практика: Игра «Море волнуется»

7.5.Теория: Музей железных дорог России

Музей паровоз в Санкт-Петербурге. Разнообразие паровозов в музее.

Практика: конструирование «Строим железную дорогу»

7.6.Теория:  Сказочные жители Санкт-Петербурга

            Скульптуры, украшающие город: сторожевые львы на Дворцовой набережной, львы на Английской набережной, грифоны на Банковском мосту, сфинксы на Университетской набережной. Роль скульптурного убранства города в городском пейзаже: красота, величие, торжественность, воспитание.

Практика: подвижная игра «Львы из камня»

7.7.Теория:  Современные здания города

Отличия в архитектурных решениях при постройке современных зданий.

Практика: Интерактивная игра

7.8.Теория: Петербургский вечер досуга: путешествие на петербургском автобусе.

Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга в игровой форме.

Практика: интерактивная викторина

8 раздел «Мы очень любим свой район, и он растёт и мы растём»

8.1.Теория:  Мой Московский

Понятие – район, микрорайон. Местоположение на карте города Московского района (почему

так назван, главный проспект, ближайшее метро, главная достопримечательность)

Практика: ориентирование на карте

8.2.Теория Заставная пожарная часть

Старинная пожарная часть района: история постройки, внешний вид, назначение в жизни

горожан;

Практика: игра «Смелые пожарные»

8.3.Теория:  Государственный кукольный театр сказки

История создания театра; репертуар: артисты и персонажи театра.

Практика: инсценировка сказки

8.4.Теория:  Пулковский парк

Местонахождение парка; достопримечательности парка; назначение в жизни горожан.

Правила поведения в парке.

Практика: ТРИЗ «Мои правила»

8.5.Теория: С днём рождения, любимый город!

Систематизация знаний детей о городе.

Практика: мультимедино-интерактивная игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Маленькие леди"

Теоретическая часть и конспекты программы....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Маленький Актёр»

«С помощью моей программы вы очутитесь в волшебном мире, в мире – театра. И детей и взрослых ждут необычные приключения, и самое интересное, что эти приключения создаются с помощью фантазии детей и ма...

Театральная постановка "Я люблю тебя, мама!" в рамках реализации программы дополнительного образования "Маленькие артисты"

Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:-От земли и до луны, а потом обратно,Вот как я тебя люблю, разве не понятно? ...

Программа дополнительного образования «Маленький полиглот»

Погружение дошкольников в новую языковую среду, создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального потенциала детей, накопление активного и пассивного словарного запаса по лексическим темам ...

Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"

Цель программы:  создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представлени...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Программа дополнительного образования "Маленькие экологи" (возраст 3-4 года )

Программа дополнительного образования "Маленькие экологи"  (возраст 3-4 года )...