МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет
методическая разработка (средняя группа)
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_peterburzhets_sr.gr_.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец»
Возраст: 4 – 5 лет
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 раздел Близкий город.
1.1.Теория: Мы – петербуржцы.
- Знакомство кота Василия с детьми.
- Знакомство с понятием «петербуржцы»
- Ознакомление с предметами, игровыми атрибутами в «петербургской гостиной».
- Знакомство с правилами поведения в «петербургской гостиной».
Практика: Изготовление визитной карточки петербуржца
1.2 Теория: Мы построим дом, будем жить мы в нём
- Уточнить представлениях детей о домах города, из каких частей состоят и чем отличаются от загородных домов.
- Развивать память, воображение, образное мышление, связную речь, мелкую моторику.
Практика: Оригами «лифт» для городского (высотного) дома.
1.3. Теория: Здания – помощники
Формирование представлений о двух основных типах зданий: жилые дома, общественные
здания («здания-помощники»).
Практика: Мини-квест «Здания помощники»
1.4. Теория: Нарядные здания Санкт-Петербурга
Знакомство с архитектурными особенностями и архитектурными деталями (колонна, шпиль,
купол) некоторых зданий Санкт-Петербурга.
Практика: Игра малой подвижности «Колонна-купол-шпиль»
1.5. Теория: Прогулка в парке
Знакомство с петербургскими парками (значение в жизни города, характеристика, правилам
поведения в парке.)
Практика: Конструирование «Парк»
1.6. Теория: Улицы города
Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки; по широкой
дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар)
ходят люди; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на
улице, уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.
Практика: Бумагопластика «Мой светофор»
1.7. Теория: Помощники на дороге
Расширять представления о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»;
Знакомить детей с понятием «Островок безопасности» и его функциями»
Практика: Игра средней подвижности
1.8. Теория: Путешествие в страну Светофорию.
- Закрепить правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, виды транспорта.
- Воспитывать ответственность за свои поступки, учить беречь свою жизнь и здоровье.
Практика: мультимедийная викторина
2 раздел «Ведь мы островитяне живём на островах»
2.1.Теория: Главная река города – Нева
Познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой (как появилась Нева, куда течёт).
Познакомить с сезонными изменения Невы (наводнение осенью, ледоход весной).
Практика: Моделирование ситуации «Наводнение»
- Теория: Мосты через Неву
Знакомство с особенностями мостов через Неву (разводные), украшения мостов (скульптура, фонари),
назначение мостов.
Практика: Конструирование «Разводной мост»
2.3.Теория: Творческая мастерская: над дивною Невой – мост стоит такой большой
- Закрепление понятия «река».
2. Уточнить, какие водоёмы имеются вблизи города.
- Расширить представление о пресной и солёной воде.
Практика: Воскоакваграфия «Дворцовый мост»
2.4.Теория: Малые речки Санкт-Петербурга: Фонтанка
Знакомство с малой речкой Санкт-Петербурга: Фонтанкой (сходство и различие с Невой);
Назначение речки в жизни горожан. Познакомить с мостами через Фонтанку (Аничков мост).
Их сходство и отличие от мостов через Неву.
Практика: Лабиринт
2.5.Теория: Малые речки Санкт-Петербурга: Мойка
Знакомство с малой речкой Санкт-Петербурга: Мойкой (сходство и различие с Невой);
Познакомить с цветными мостами через Мойку. Их сходство и отличие от мостов через Неву.
Практика: Подвижная игра «Бегемотик-обормотик»
2.6.Теория: В царстве Нептуна
Знакомство с элементами сказочного и реального подводного мира в узорах решёток
Николаевского, Литейного, Народного и Аничкова мостов: водоросли, фантастические цветы,
ракушки, морские коньки, русалки, трезубец Нептуна.
Практика: Собери картинку «Подводное царство»
2.7.Теория: Город на островах
Многообразие островов города. Острова города: самый маленький – Заячий, самый большой –
Васильевский.
Практика: Подвижная игра «Море волнуется»
2.8.Теория: «Здравствуй, Нева!»
Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу. Закрепление знаний детей полученных на занятиях.
Практика: Петербургский вечер досуга
3 раздел. Сердце Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость.
3.1.Теория: Город, в котором я живу
Понятие «город», происхождение слова «город»; образ города как «живого» объекта (город
меняется, растёт, украшается, «болеет»). Правила поведения в городе
Практика: Моделирование «Я, мой город, моя страна»
3.2.Теория: Пётр Первый
Познакомить детей с личностью Петра Первого, его вкладом в рождение города;
Практика: Подвижная игра «Аты-баты»
3.3.Теория: Строим крепость
Архитектурно сооружение – крепость, характерные признаки; назначение, внешний вид;
функциональное назначение; жители крепости;
Практика: Конструирование «Крепость»
3.4.Теория: Заячий остров
Познакомить детей с Заячьим островом, его местонахождением; познакомить с началом
строительства крепости по приказу Петра 1 в годы войны; с трудностями строительства;
Практика: Подвижная игра «По болоту Пётр пошёл»
3.5.Теория: Петропавловская крепость
Петропавловская крепость, местонахождение, функции, связанные с защитой города во
время войны, признаки крепостного сооружения.
Практика: Инсценировка «На парад идут солдаты»
3.6.Теория: Петропавловский собор
Здание Петропавловского собора, колокольня Петропавловского собора
Практика: Музицирование «Карильон»
3.7.Теория: Новогодний Петербург
Познакомить детей с новогодним убранством города;
Практика: (творческая мастерская) Изготовить новогоднего украшения.
3.8.Теория: На славном острове.
Закрепление знаний у детей, полученных на занятиях о Заячьем острове и Петропавловской
крепости.
Практика: мнемотаблица
4 раздел. Колыбель русского флота.
4.1.Теория: Адмиралтейство
Знакомство со зданием Адмиралтейства (местонахождение, внешний вид, назначение)
Практика: Подвижная игра «Туча-тётя»
4.2.Теория: Строительство кораблей. Парусный флот
Знакомство со строительством кораблей, их разнообразием; внешним видом;
Практика: Игровое действие «Поднять якорь!»
4.3.Теория: Корабли. Водный транспорт России
Знакомство с видами судов, их строением, назначением.
Практика: Моделирование ситуации «Спуск кораблей на воду»
4.4.Теория: Парад ледоколов
Знакомство с ежегодным парадом ледоколов в городе; Знакомство с многообразием и
назначением ледоколов для страны.
Практика: Моделирование ситуации «Сквозь льды»
4.5.Теория: Крейсер «Аврора»
познакомить с подвигом крейсера «Авроры»;
Практика: Игра «Болтики-гаечки»
4.6.Теория: Подвиг нашего города в дни блокады
Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного
Ленинграда.
Практика: Моделирование «Кольцо Блокады»
4.7.Теория: Чудеса в Адмиралтействе
Закрепить знания детей полученных на занятиях об Адмиралтействе.
Практика: мнемотаблица
5 раздел. Это наш, это ваш, петербургский Эрмитаж.
5.1.Теория: Сказочный дворец
Знакомство с Зимним дворцом (местонахождение, внешний вид, назначение)
Практика: Моделирование «Зимний дворец в зимнюю пору»
5.2.Теория: Залы Зимнего дворца
Знакомство с некоторыми залами Зимнего дворца (Парадная лестница, Петровский зал,
Тронный зал, Рыцарский зал)
Практика: Составление алгоритма «Правила поведения в музее»
5.3.Теория: Эрмитаж: Красивые вазы
Знакомство с коллекцией ваз в Зимнем дворце.
Практика: Собери вазы из частей;
5.4.Теория: Эрмитаж: Коллекция живописи - натюрморты
Знакомство с жанром живописи – натюрмортом;
Практика: Составление композиций из предметов
5.5.Теория: Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин
Знакомство со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным и его
произведением «Сказка о золотой рыбке».
Практика: Подвижная игра «Золотые рыбки»
5.6.Теория: Окна Эрмитажа
Многообразие окон Эрмитажа
Практика: воскоакваграфия «Волшебное окно Эрмитажа»
5.7.Теория: Дворцовая площадь
Знакомство с ансамблем Дворцовой площади, её местонахождением и назначением.
Практика: моделирование «Дворцовая площадь»
5.8.Теория: Сокровища Зимнего дворца
Знакомство с некоторыми экспонатами Эрмитажа (часы «Павлин», трон, карета, вазы,
картины)
Практика: мнемотаблица
6 раздел. Мы по Невскому шагаем!
6.1.Теория: Невский проспект: главный проспект города
Главный проспект города, его местоположение, назначение в жизни жителей города.
Практика: макетирование «Невский проспект»
6.2.Теория: Невский проспект: красивые здания
Красивые здания проспекта (Дом книги, Гостиный двор, Елисеевский магазин), их
функциональном назначении в жизни горожан.
Практика: Ситуативная игра «В магазин привезли товары»
6.3.Теория: Невский проспект: сказки старого фонаря
Фонари Санкт-Петербурга, их функциональное назначение, роль в жизни города, связанная с
городскими условиями жизни и природными особенностями Санкт-Петербурга.
Практика: Опыт «Что дает больше света?»
6.4.Теория: Невский проспект: знаменитые фонтаны
Фонтаны, украшающие наш город, их местонахождение и значение в жизни горожан.
Практика: Этюд «Танцующие фонтаны»
6.5.Теория: Невский проспект: театр марионеток им. Деменни.
Театр марионеток им. Деммени на Невском проспекте, его особенности, артисты и репертуар;
Практика: дидактическая игра «Подбери героя»
6.6.Теория: Невский проспект: главный вокзал города
Здание Московского вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним
устройством.
Практика: Составление правил поведения на вокзале и перроне.
6.7.Теория: Невский проспект: дома с колоннами
Закреплять знания детей о красивых зданиях на Невском проспекте;
Практика: творческая мастерская
6.8.Теория: Невский проспект: «Интереснее не ехать, интереснее пешком…»
Закрепить знания детей о том, что Невский проспект – главный проспект города, его особенностях и интересных достопримечательностях.
Практика: мультимедийная викторина
7 раздел. Занимательный Петербург.
7.1.Теория: Петербургский зоопарк
Петербургский зоопарк, его местонахождение, значение в жизни горожан.
Практика: Загадки; «Следопыты в зоопарке»
7.2.Теория: Петербургский цирк на Фонтанке
Городской цирк, его местонахождение, значение в жизни горожан и артистами цирка.
Практика: танцевальная игра «Звери в зоопарке»
7.3.Теория: Летний сад
Летний сад (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, Летний дворец) его местонахождение на
карте города, значение для жизни горожан.
Практика: творческая мастерская «Лебедь»
7.4.Теория Летний сад: памятник И. А Крылову
Знакомство с баснописцем И. А. Крыловым и его необычным памятником в Летнем саду;
Практика: Игра «Море волнуется»
7.5.Теория: Музей железных дорог России
Музей паровоз в Санкт-Петербурге. Разнообразие паровозов в музее.
Практика: конструирование «Строим железную дорогу»
7.6.Теория: Сказочные жители Санкт-Петербурга
Скульптуры, украшающие город: сторожевые львы на Дворцовой набережной, львы на Английской набережной, грифоны на Банковском мосту, сфинксы на Университетской набережной. Роль скульптурного убранства города в городском пейзаже: красота, величие, торжественность, воспитание.
Практика: подвижная игра «Львы из камня»
7.7.Теория: Современные здания города
Отличия в архитектурных решениях при постройке современных зданий.
Практика: Интерактивная игра
7.8.Теория: Петербургский вечер досуга: путешествие на петербургском автобусе.
Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга в игровой форме.
Практика: интерактивная викторина
8 раздел «Мы очень любим свой район, и он растёт и мы растём»
8.1.Теория: Мой Московский
Понятие – район, микрорайон. Местоположение на карте города Московского района (почему
так назван, главный проспект, ближайшее метро, главная достопримечательность)
Практика: ориентирование на карте
8.2.Теория Заставная пожарная часть
Старинная пожарная часть района: история постройки, внешний вид, назначение в жизни
горожан;
Практика: игра «Смелые пожарные»
8.3.Теория: Государственный кукольный театр сказки
История создания театра; репертуар: артисты и персонажи театра.
Практика: инсценировка сказки
8.4.Теория: Пулковский парк
Местонахождение парка; достопримечательности парка; назначение в жизни горожан.
Правила поведения в парке.
Практика: ТРИЗ «Мои правила»
8.5.Теория: С днём рождения, любимый город!
Систематизация знаний детей о городе.
Практика: мультимедино-интерактивная игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Маленькие леди"
Теоретическая часть и конспекты программы....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Маленький Актёр»
«С помощью моей программы вы очутитесь в волшебном мире, в мире – театра. И детей и взрослых ждут необычные приключения, и самое интересное, что эти приключения создаются с помощью фантазии детей и ма...
Театральная постановка "Я люблю тебя, мама!" в рамках реализации программы дополнительного образования "Маленькие артисты"
Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:-От земли и до луны, а потом обратно,Вот как я тебя люблю, разве не понятно? ...
Программа дополнительного образования «Маленький полиглот»
Погружение дошкольников в новую языковую среду, создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального потенциала детей, накопление активного и пассивного словарного запаса по лексическим темам ...
Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представлени...
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
Программа дополнительного образования "Маленькие экологи" (возраст 3-4 года )
Программа дополнительного образования "Маленькие экологи" (возраст 3-4 года )...