Экологический проект "Неизведанный мир морей и океанов" в старшей группе.
проект (подготовительная группа)
Экологический проект
"Неизведанный мир морей и океанов"
в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_moryah_i_okeanah.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
"Неизведанный мир морей и океанов"
в старшей группе.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность: долгосрочный.
Ноябрь- март
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: формирование экологического сознания, воспитание бережного, осознанного отношения к окружающему миру, дать представления о жизни в подводном мире., познакомить с обитателями морей и океанов.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающем их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов.
С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».
Гипотеза проекта.
Жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении морей и океанов в жизни человека, основных его обитателях, об источниках загрязнения воды, его последствиях.
Задачи:
- Формировать экологическую грамотность через ознакомление с обитателями морей и океанов.
- Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин.
- Закрепить знания о разнообразии подводного мира.
- Формировать бережное отношение к природе, воспитывать желание охранять окружающую среду.
- Обеспечить благоприятные условия для экологического развития детей.
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.
- Овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные».
- Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида.
- Развить познавательный интерес, любознательность к обитателям подводного мира.
∙ Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1. Посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о морях и океанах.
2. Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».
3. Помощь в изготовлении макета морского дна.
4. Организация выставки рисунков на тему: «Удивительный мир морей и океанов»
5. Создание коллажа «Кто в море живет?»
6. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
1. Методические рекомендации по теме.
2. Привлечение музыкального руководителя.
3. Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
Совместная деятельность с детьми:
Познавательное развитие
- Познакомить с биографией творческого человека – Ж. И. Кусто. «Кто такой Ж.И. Кусто?» Рассказ – беседа; «Детские годы Жака», «Калипсо- дом под парусами», «Что такое подводное лёгкое?», «Что такое ныряющее блюдце?»
- Опыты: «Как дышат рыбы под водой»; «Свойства воды»; «Подводная лодка из яйца»; опыт с губкой, экспериментирование на тему «Испытание костюма водолаза».
- Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.
- Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г.Косов «Азбука подводного мира», С Сахарнов «Кто в море живет?», Г.Х.Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С.Пушкина «О море», и др.
- Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».
- Просмотр видео фильмов «Подводная одиссея команды Кусто».
- Просмотр кукольного театра « Русалочка и её садик»
Социально-коммуникативное развитие
- Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Мы команда – Калипсо».
- Развивающая игра «Подводный мир».
- Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
- Беседа о профессии водолаза.
- Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
- Составление кроссвордов, ребусов.
- Отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
- Рисование восковыми мелками.
- Аппликация «Разноцветные рыбки»; «На дне морском»
- Аппликация из картона «Морская черепаха».
- Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».
- Пластилинография «Необыкновенные рыбки».
- Роспись камней «Жители океана».
- Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».
- Лепка из пластилина «Рыбки играют».
- Оригами « Морские рыбки».
- Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».
- Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».
- Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина».
Речевое развитие
- Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.
2. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, 3. загадывание загадок
Физическое развитие
- Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».
- Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Капельки».
- Пальчиковая гимнастика «Чайка».
- Физкультминутки «Краб»; «Морские звезды».
Заключительный этап проекта: этап развития у ребёнка желания и стремления заниматься «изобретательской деятельностью. На этом этапе проводятся занятия , построенные на совместной деятельности взрослого и ребёнка («Изобретатели подводной лобки», «Создай свой подводный мир», «Создай свой исследовательский корабль». Свою фантазию и изобретательство дети могут проявить в различных творческих заданиях (Придумай название своему кораблю, сделай так, чтобы он отличался от остальных). В решении проблемных ситуаций («Какой материал выбрать для подводной лодки, чтобы она не утонула?»)
Развлечение на тему «Волшебство подводного мира»
Конечный продукт проекта:
1. Методические разработки занятий, подборка экспериментов с водой, с губкой, с пластиковой бутылкой;
2.Подбор книг и иллюстраций на тему «Волшебный мир морей и океанов;
3. Подбор видео роликов и презентаций по теме.
4. Методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Список используемой литературы:
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
2.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
3.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
4.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
7.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Этапы проекта
Ноябрь 1 неделя
Что такое вода? Для кого и для чего нужна вода на земле?
Рассказ – беседа «Кто такой Жак-Ив Кусто?
Занятие – экспериментирование «Круговорот воды в природе».
Ноябрь ІІ неделя
Рассказ беседа «Детские годы Жака»
Экологическая акция «Берегите воду»
Дети, воспитатели и мл. воспитатели.
Ноябрь ІII неделя
Рассказ беседа «Что такое подводное лёгкое»
Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения »
Совместная работа детей и родителей.
Ноябрь ІV неделя
Открытое занятие «Подводная экспедиция»
ДекабрьI- ІІ неделя
Занятие по математике «Заяц Коська и родничок»
Декабрь ІІІ неделя
ОБЖ «Безопасность на воде»
Экспериментирование с водой, «Испытание костюма аквалангиста»
Январь II неделя
Рассказ беседа «Калипсо – дом под парусами»
Январь III-IV неделя
Занятие по ознакомлению с художественной литературой Г.Косов «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?», Стенгазета «Берегите океан»
Рассказ-беседа «Что такое ныряющее блюдце»?
Февраль І неделя
Создание коллажа «Кто в море живет?»
Сюжетно-ролевая игра «Мы команда «Калипсо».
Февраль ІІ неделя
Конструирование из бумаги «Создай свой исследовательский корабль».
Февраль ІІІ неделя
Создание ледяных построек на тему «На дне морском», украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Февраль IV неделя
Вечерние посиделки- совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка «Изобретатели подводной лодки».
Март I- III неделя
Развлечение «Волшебство подводного мира»
Вечер вопросов и ответов «Исследование подводных глубин» (логические задания).
Родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Море" для детей старшей группы №2 с ОНР
Цели: Расширять знания детей о жителях моря;систематизировать имеющееся знания;расширять активный словарь детей;пополнять и расширять развивающую среду ...
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...
Конспект открытого занятия общеразвивающего вида"Путешествие к морю" для детей старшей группы
Конспект занятия "Путешествие к морю" это совместный проект педагога психолога и инструктора по физической культуре. Не покидая детский сад дети совершают путешествие где получают знания о...
ПРОЕКТ «Мир моря» для детей старшей группы
Информационно-познавательный, творческий проект для детей старшей группы по теме "Мир моря". Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательн...
Конспект досуга по нетрадиционной техники рисования с помощью ладошки «Лебедь но морю плывет» в старшей группе.
Цель:Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности....
Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование в технике граттаж) «Подводный мир морей и океанов» старшая группа
Занятие имеет интегрированный характер. Согласно ФГОС работа с детьми строится на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &la...
Конспект НОД " Жизнь в морях и океанах" - старшая группа
Конспект помогает педагогам познакомить детей с обитателями морей и океанов....
- Мне нравится (1)