Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование в технике граттаж) «Подводный мир морей и океанов» старшая группа
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Русских Ольга Сергеевна

Занятие имеет интегрированный характер. Согласно ФГОС работа с детьми строится на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа: старшая группа

Длительность совместной деятельности: 25-30 мин.

Цели: Формирование основ художественно-эстетического воспитания у дошкольников через закрепление знаний о многообразии подводного мира, через восприятие и создание художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podvodnyy_mir_3.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Подводный мир морей и океанов»

Занятие имеет интегрированный характер. Согласно ФГОС работа с детьми строится на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа: старшая группа

Длительность совместной деятельности: 25-30 мин.

Цели: Формирование основ художественно-эстетического воспитания у дошкольников через закрепление знаний о многообразии подводного мира, через восприятие и создание художественного образа.

Задачи:

Познавательное развитие:

- способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей

- развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать морских животных и растения, замечать их характерные особенности

- закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других морских обитателей

- расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде

Речевое развитие:

- обогащать словарный запас детей морскими терминами: медуза, скат, кораллы, рыба – клоун, дельфин и т. д.

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои суждения

- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, пояснения

- развивать умение отгадывать загадки

 Социально-коммуникативное развитие:

- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе

- формировать умение работать в группе: воспитывать доброжелательное общение со сверстниками, чувство взаимопомощи, отзывчивость

- формировать ответственность за выполнение трудовых поручений

- формировать умение анализировать результаты своей работы (с помощью взрослого)

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать в детях умение замечать явления природы, эмоциональную отзывчивость к красоте природы

- совершенствовать навыки рисования в нетрадиционной технике граттаж

- учить составлять пейзажную композицию (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители)

Физическое развитие:

- координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику, точность движений

- продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе

- создавать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни

Методы и приёмы:

1. Словесный (чтение стихотворений, беседа, вопросы, рассказ, загадки).

2. Наглядный (иллюстрации, муляжи морских обитателей и растений).

3. Игровой (физминутка, ритмическое упражнение, игра с макетом).

4. Создание проблемной ситуации (помощь Золотой Рыбке)

5. Практический (составление пейзажных композиций в технике граттаж)

Предварительная работа: беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по рисованию и аппликации, отгадывание загадок, дидактические игры “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, игра мемо «Морские обитатели», чтение рассказов и интересных фактов.

Материалы: листы плотной бумаги, подготовленные для рисования в технике граттаж, заостренные деревянные палочки (на каждого ребенка), клеенки для рисования, ветошь. Глобус, иллюстрации морского дна, иллюстрации морских животных, макет морского дна, пластиковые игрушки-муляжи морских животных и растений, ракушки, костюм «Золотая рыбка», покрывало синего цвета, дорожки здоровья – 2 шт., «мусор»: пластиковые бутылки, макулатура и т. д.

Техника граттаж:

Граттаж – техника рисования для детей, основой которой является использование острого приспособления для выцарапывания картинки на бумаге темного цвета. Название методики имеет французское происхождение: в переводе gratter звучит как «царапать» или «скрести».

Материалы: плотный картон формата А4, восковые мелки или свеча, тушь или плотная гуашь темных цветов. Они необходимы, чтобы создать покрытие основы. Моющее средство или клей ПВА, их небольшое количество нужно влить в гуашь или тушь, чтобы усилит плотность структуры состава. Большая кисть или губка. Они необходимы для нанесения красящего вещества на основу. Заостренная палочка, чтобы процарапывать изображение. Ветошь поможет аккуратно убирать следы работы после окончания.

Подготовка основы: картон закрасить равномерным слоем восковыми мелками в светлые тона (однотонный или цветной), покрыть лист картона тушью или гуашью темных цветов, дать хорошо просохнуть.

Нанести рисунок острой палочкой.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом.

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А перед этим я предлагаю всем настроиться на хорошее настроение и активную работу:

(дети встают в круг)

Здравствуй, солнце золотое! (дети встают в круг и берутся за руки)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивания туловищем с поднятыми руками)

Здравствуй, маленький росток! (присесть)

Здравствуй, милый мой дружок! (улыбнуться друг –другу)

Дети садятся на стульчики.

В: Ребята, посмотрите, что я принесла, как вы думаете, что это такое?

Ответы детей (глобус).

В: да, это глобус – модель нашей Земли. Давайте его раскрутим и посмотрим, что получится?

Ответы детей.

В: Кажется, будто он одноцветный – голубой, как вы думаете почему?

Ответы детей.

В: Голубым цветом на глобусе изображены моря и океаны, они занимают большую часть нашей планеты: Тихий океан, Атлантический океан, Северный ледовитый океан. И в морях и океанах тоже кипит жизнь. Там живут морские обитатели. Вспомним, кто же живет в море?

Я буду подходить к вам, а вы будете называть морского обитателя и хлопать мою ладонь.

Ответы детей (осьминоги, дельфины, кит, акулы, медузы, рыбки и тд).

В: Молодцы, а сейчас отгадайте мои загадки:

1 - Вся прозрачная без груза, мягко плавает…. Медуза

Первый ребенок ищет изображение медузы в карточках.

У медузы полупрозрачное тело, похожее на зонтик. Медуза – хищник, она ядовита.

2 - Пара глаз и 8 ног – вот несется ….Осьминог. 

Второй ребенок ищет игрушку-осьминога среди представленных на выбор. Далее дети рассматривают и передают игрушку друг-другу. Последний ребенок возвращает игрушку на место.

Осьминог имеет мягкое обтекаемое туловище и 8 конечностей с присосками, его рот в виде клюва. Осьминог - хищник, он умеет выпускать чернила, когда чувствует опасность.

3 – С неба звездочка упала,

      В океан она попала.

      И теперь там круглый год

      Не спеша по дну ползет. (морская звезда)

Третий ребенок ищет игрушку-морскую звезду.

Животные, форма тела которых напоминает звезду: 5 отростков и рот в центре. Морская звезда ползает по дну, плавать она не умеет. Окраска ее яркая, морская звезда хищник, она ядовита.

4 – Угадайте, что за кони мчатся в море от погони? 

В водорослях скрыться смог маленький морской… Конек.

Четвертый ребенок ищет игрушку-конька.

Морские коньки и правда похожи на лошадку. Но это самые настоящие рыбки. Морские коньки любят прятаться в водорослях зацепившись за них своим хвостиком. Морские коньки – хищники.

5 – Она вовсе не спешит, на волнах морских лежит.

      Тихо ластами гребет, и плывет себе, плывет.  (Морская черепаха)

Пятый ребенок ищет игрушку-морскую черепаху.

У морских черепах лапы превратились в ласты, панцирь стал плоским. Поэтому морская черепаха не может втянуть и спрятать голову и ласты в панцирь. Среди морских черепах есть хищники и травоядные (питаются водорослями).

6 – В океане бьют фонтаны,

      К нам на встречу кто плывет?

      До чего же он огромный -

      Словно дом иль пароход.   (Кит)

Шестой ребенок ищет игрушку- кита.

Киты – самые крупные животные на нашей планете. Кит – это не рыба, а млекопитающее. Кит дышит воздухом, его ноздри находятся на макушке головы. Киты – хищники, они питаются рыбой и мелкими рачками.

7 – Из морской воды они

      нам показывают спины.

      Как плывут они красиво –

      Очень быстро и игриво! (Дельфины)

Седьмой ребенок ищет игрушку – дельфина.

Дельфины - самые разумные обитатели океана, они общаются между собой на особом языке. Дельфины – млекопитающие, они дышат воздухом. Дельфины – хищники, они питаются рыбой. Дельфины любят людей и с удовольствием с ними играют.

8 – Посреди морских глубин

      Проплывает рыба – блин.

      Электрический разряд

      Носит в теле рыба – скат.

Восьмой ребенок ищет игрушку – ската.

Скат – ядовитый хищник. Скаты – одни из самых древних рыб. Кого напоминает скат по форме плавников?

Ответы детей (бабочку, летучую мышь, рыбку в плаще)

9 – Она всегда в воде живет,

      И целый день она плывет.

      На спинке носит плавнички,

      Они красивы и легки.   (Рыбка)

Девятый ребенок ищет рыбок.

Рыбки маленькие и очень нарядные. Они – украшение морских глубин. Посмотрим на многообразие рыбок на морских просторах.

10 -  Что в море напоминает траву и деревья? Бывает самого разного цвета? (водоросли и кораллы)

Десятый ребенок ищет водоросли и кораллы.

 

Вдруг раздается стук в дверь.

В: Ребята, вы слышите? К нам кто-то пришел.

Воспитатель открывает дверь в группу. В группу входит – заплывает «Золотая рыбка», она «плавает» вокруг ребят.

В: ребята, кто это к нам приплыл?

Ответы детей.

В: Рыбка, что у тебя случилось? Почему ты к нам приплыла?

Рыбка: Я – Золотая рыбка, живу в Сказочном Море. Только вот у нас в море случилась беда! Сказочные жители так намусорили и засорили море, что все морские обитатели покинули его. А я хочу спасти Море, поэтому и оказалась здесь. Ребята, помогите мне!

В: Поможем Золотой Рыбке! Отправимся к Сказочному Морю! Веди нас, Золотая Рыбка.

Дети встают в колонну по 1 и идут - плывут за рыбкой между столами.

Рыбка проводит физминутку по ходу движения:

Делать так руками нужно:

Мы поплыли с вами дружно! (разводят руками – имитация плавания)

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Делают несколько кругов и возвращаются на место.

На полу расстелено большое покрывало голубого или синего цвета – море. На нем разложен «мусор» - бутылки, пакеты, бумага, газеты, старые игрушки и. тд. Перед покрывалом разложены дорожки здоровья.

Рыбка: Дети, посмотрите сколько мусора на дне морском! Это просто ужасно!

В: Давайте поможем морским обитателям, уберем мусор! Но сначала пройдемся босиком по песчаному берегу (дорожки здоровья).

Рыбка и дети разуваются и идут за рыбкой по дорожкам здоровья:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз –два, раз – два,

выше ножки поднимай

И по камешкам ступай.

В: Мусор будем убирать в пакет для мусора. Раз, два, три – мусор собери!

Дети собирают «мусор» в пакет.

В: Ребята, вы большие молодцы, что очистили море от мусора. Посмотрите, какой большой получился мешок!

Что может случиться, если люди будут сбрасывать в воду мусор? Почему нельзя мусорить?

Рассуждения детей: вода станет грязной, морские обитатели могут заболеть, и даже погибнуть.

В: Рыбка, оставайся с нами. Мы поможем тебе населить очищенное от мусора море морскими обитателями.

Рыбка: Конечно я останусь!

Дети обуваются и подходят к столу с песочницей.

В: Наше море теперь чистое и голубое, но нам нужно населить его морскими обитателями. Вот у нас морское дно с песочком (песочница). А здесь у меня морские обитатели, они очень хотят попасть в море (пластмассовые модели морских обитателей и растений). Нужно составить морские композиции: поселить морских обитателей так, чтоб им было удобно. Но сначала нарисуем пальчиками на песке волны.

Ребята делятся на 2 команды, каждая команда составляет свою композицию с разных сторон короба.

После окончания работы воспитатель и дети анализируют полученные композиции: всех ли животных поселили на дне морском, нет ли среди них лишних (сухопутных животных и насекомых)

В: Мы поселили морских обитателей в море – сделали макет подводного мира.

Рыбка: Получилось почти настоящее Море! Молодцы! И нет никого лишнего.

В: А теперь разомнём пальчики и будем рисовать свой подводный мир.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:

Рыбки плавают, ныряют (ладони вместе – изображаем рыбку)

В чистой тепленькой воде. (волнообразные движения от кисти к плечу)

То сожмутся, (пальцы сжать в кулак)

Разожмутся, (пальцы в стороны)

И сожмутся, разожмутся

То зароются в песке. (соотв. движения пальцами)

Дети садятся за столы, на столах разложены листы бумаги для работы в технике граттаж, заостренные деревянные палочки, ветошь.

В: Ребята, посмотрите на свои темно-синие листы, это Сказочное море, но оно совершенно пустое. Нет ни одного морского жителя и ни одного растения. Давайте поселим здесь веселых морских обитателей – нарисуем их.

Рисовать сегодня мы будем в технике граттаж, что значит процарапывать острой палочкой. Работать палочкой нужно очень осторожно: держать всегда острым концом вниз, не размахивать палочкой, не тыкать в соседа, а только рисовать.

В центре листа разместим главных персонажей: морских обитателей -  рыбок, осьминога, медузу, морскую звезду. Кто кого выберет. Их мы нарисуем крупно, проработаем детали: украсим узорами. Какими узорами можно украсить рыбок?

Ответы детей.

Украшаем: кружочками, палочками, полосками, скобками, волнистыми линиями.

Воспитатель показывает – процарапывает на листе элементы украшений.

Снизу нарисуем камни и кораллы. А слева и справа – волнистыми линиями нарисуем водоросли. Сверху нарисуем пузырьки воздуха и волны.

Воспитатель показывает, как нарисовать отдельные элементы композиции, оказывает индивидуальную помощь детям.

В конце занятия воспитатель оформляет выставку «Наш подводный мир».

В: Ребята, вы большие молодцы!

Рыбка: Мне очень понравилось мое новое море, с удовольствием буду в нем жить! Спасибо вам, ребята! А вот подарки для вас от меня и морских обитателей: магнитные наклейки и игра-бродилка про подводный мир. Играйте с удовольствием и помните про Золотую Рыбку и ее приключения!

Рыбка дарит детям подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежник».

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежни...

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежник».

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежни...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Подводный мир морей и ок...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Умная Пчела".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная Пчела" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем "Наша Армия" и ...