Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России указом Президента 2017 год объявлен Годом экологии. Напряжённая экологическая обстановка нашего времени требует от дошкольного образования не только освоения детьми знаний о предметах и явлениях, но и формирования бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать щадящим и сберегающим образом. Одним из средств организации экологического образования дошкольников могут стать экологические праздники в детском саду. Экологический праздник – одна из относительно новых форм дошкольного образования, которая уже завоевала популярность среди взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prazdnik.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический праздник «Здравствуйте, птицы!»
для детей старшей группы
Цель: заинтересовать старших дошкольников экологическими проблемами (забота о птицах, охрана и помощь человека), показать значение птиц в природе и жизни человека, воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям, вызвать эмоциональный отклик, развивать творческие способности детей, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
- Предварительная работа (виды)
- Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды: внесение экологических игр по теме, поделок из природного и бросового материала, подборка детских книг.
- Беседа. Познакомить детей с историей праздника. 1 апреля – Международный день птиц. Праздник возник ещё в 1894г. в США и затем стал международным. В России его начали отмечать в XIX веке. День птиц в нашей стране имеет свои национальные традиции. Это время возвращения многих перелетных птиц, поэтому в этот день вывешивают скворечники, обустраивают места обитания для водоплавающих птиц и т.п. Кроме того, во вторые выходные мая отмечается Всемирный день мигрирующих птиц.
На Руси издавна считалось, 22 марта, в день весеннего равноденствия, в этот день из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Радовались прилёту звонких пичуг и стар и млад, ведь следом за жаворонками не только тепло по земле разливалось, но и сорок птиц домой возвращались. К их прилёту готовили кормушки и скворечники, вырезали из дерева забавные птичьи фигурки. В этот день песенками и закличками, печёными жаворонками призывали приход весны. Выпекали из теста жаворонков, голубков, ласточек, сладкие колобки. В каждом доме пытались испечь такие птичьи фигурки, каких никто ещё не видывал. Им золотили крылышки и головки, их украшали сухими ягодами, маком и конопляными семечками.
- Познавательный рассказ на тему «Птицы зимующие и перелётные», «Какую пользу приносят птицы?»
- Организовать наблюдения на участке. В зимний период наблюдать, какие птицы прилетают на территорию детского сада, найти их самые любимые места, нарисовать «портрет» птиц. Весной вспомнить, какие птицы прилетали зимой к кормушкам (свиристели, синицы, снегири), исследовать, есть ли они сейчас на территории детского сада. Обсудить, нужны ли весной и летом кормушки для птиц, обсудить, в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц?
- Экскурсия с детьми в лес, наблюдение за птицами. Наш город расположен в красивом сосновом лесу, что позволяет проводить такие сезонные наблюдения. Кроме того, у детей формируется опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде, например, соблюдение правил поведения в местах гнездования птиц.
- Акции. Задачи: формировать заботливое отношение к пернатым, развивать эмпатию.
- «Мастерим кормушки для птиц» Привлекать родителей, бабушек и дедушек (социологический аспект)
- «Покормите птиц зимой!» Ежедневные трудовые поручения. Задачи: поощрять стремление заботиться о птицах, учить применять знания, как и чем кормить, воспитывать ответственность.
- «Развесим скворечники!» Обязательно обратить внимание родителей и детей, что прибивать скворечники нельзя, это повреждает деревья. Скворечники нужно закреплять, например, с помощью проволоки.
- Организованная образовательная деятельность: рисование «Портрет птицы», «Как розовые яблоки на ветках снегири», конструирование из бумаги «Грачи», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», лепка «Моя любимая птица», объёмная аппликация «Скворечник на дереве».
Художественная литература, чтение: Н.Сладков «Птицы», В.Бианки «Синичкин календарь», «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», М.Горький «Воробьишко»
Разучивание пословиц и поговорок о птицах, обсудить их значение:
Красна птица перьем, а человек - ученьем
Человек без родины, что соловей без песни
Увидел грача – весну встречай
Птиц приманивают кормом, а человека словом.
Заучивание стихотворения И.Мазнина «Давайте дружить»
Заучивание стихотворения Жуковского «Жаворонок», обратить внимание детей на яркость образов, точность рифм, напевность мелодии. Предложить рассказать о чувствах и эмоциях, вызванных произведением.
Слушание музыки «Весенние голоса»
- Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Что за птица», учить узнавать птицу по описанию, составлять описание по плану, указывать характерные признаки, особенности поведения, развивать связную речь, воображение
Хороводная игра «Аист и лягушата» сл. и муз. С.Насауленко. Учить выразительно выполнять игровые действия.
Подвижная игра «Ласточка». Развивать ловкость, быстроту реакции, обогащать двигательный опыт,
Хороводная игра «Грачи летят», русская народная игра
Игра – хоровод «Ворон», русская народная мелодия
- Участие в городском конкурсе рисунков «ПРО + ЭКО», тема «Лягушка-путешественница»
- Выпуск газеты «Птицы – наши друзья!» с рисунками детей, фотографиями участия в экологических акциях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, фотографиями птиц на территории детского сада и в природе. Лейтмотив газеты: птиц очень много и все они нужны в природе. Тем из них, кто живёт в городе, люди помогают.
- Творческая мастерская. Организовать совместную с родителями выставку рисунков, плакатов, поделок по данной теме.
Вместе с родителями создать декорации к музыкальному празднику, атрибуты и костюмы птиц для детей.
- Сценарий экологического праздника составляется музыкальным руководителем, воспитателями, можно привлечь к помощи родителей, поинтересоваться мнением детей. Распределяются роли, заучиваются, проводятся репетиции.
2. Форма проведения праздника.
Проводится в форме театрализованного праздника.
Сценарий.
Дети заходят в зал под музыку «Весна-красна идёт», выполняют танцевальные движения, встают полукругом.
Снова к нам пришла Весна, сколько света и тепла!
Тает снег, журчат ручьи, скачут в лужах воробьи.
Ручейки на улице всё журчат, журчат,
Журавли курлыкают и летят, летят…
С веток падает капель, и слышна синицы трель.
ПЕСНЯ «Ой, бежит ручьём вода» (Веснянка)
Ведущий: Услышали птицы весенний призыв, скоро на родину вернутся из дальних стран. Будем для них домики строить!
Дети: Пришла весна! Пришла весна! Построим птичкам мы дома!
ЭСТАФЕТА: «Кто быстрей построит дом для птиц»
Весна: Терема-дома готовы. Прилетайте, новосёлы!
Ведущий: А кто к дому прилетает мы сейчас и отгадаем.
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Труд в саду он уважает, гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец, в нём живёт с семьёй… (скворец)
Два ребёнка собирают скворечники (пазлы), остальные говорят:
Дети: Прилетит весной скворец, для него готов дворец.
При дворце весёлый сад. Он всему на свете рад.
Пойдём в лес, послушаем, о чём поют птицы
Сороки: Мы сороки-белобоки, мы летали по лесам,
Побывали тут и там.
Прилетел к нам соловей, правду говорим, ей-ей!
Он сидит на ветке какой-то незаметный.
Толи дело я – кафтанчик новый у меня,
Бело-чёрный цвет приметный, и для всех зверей заметный.
Ведущий: Захотели птицы посмотреть на нового соседа, прилетели, пришли.
Дятел: Правда, больно неказист, у него неяркий вид.
А мой красненький берет, так горит, как маков цвет.
Синичка: Соловей – серенькая птица.
Со мной может ли сравниться?
Для птицы главная забота - ловить личинок, червяков,
Вредных мошек и жучков.
А умеет ли соловей это? Убедимся в этом летом.
Грач: Но птица ещё петь должна, я это знаю, гра-гра-гра!
Кукушка: Пою я, сидя на суку: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Воробей: А я, весёлый озорник, пою с утра вам: «Чик-чирик!»
Ворона: А Соловей молчит сейчас, давайте я спою для вас.
Ведущий: И тут Соловей запел…
ПЕНИЕ СОЛОВЬЯ
Ведущий: И все звери, птицы и насекомые замерли, заслушавшись соловьиным пением. Не важно, что на вид Соловей скромный, неброский, зато своим пением он дарит радость всем и несёт в мир красоту и счастье.
Дети: Нет фальши в песнях птиц и вод,
Деревьев, трав, и каждой твари божьей.
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие непохожим.
Ведущий: Какие ещё птицы возвращаются к нам из тёплых стран весной?
ИГРА «Найди перелётных птиц»
ПЕСНЯ «Ласточка» сл. И. Шаферана, муз. Е.Крылатова
Ведущий: И вот последняя задача: проверим ловкость мы ребячью.
НАРОДНАЯ ИГРА: ОЙ, КАЧИ, КАЧИ
Ой, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи!
С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи, похватали калачи!
Кто калач возьмёт, тот играть начнёт!
Дети встают в «ручеёк». Ведущий перед ними держит кольцо (калач). Пока звучит музыка, пары проходят в воротики. Музыка останавливается, пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. По команде дети из пары бегут в разные стороны. Побеждает тот, кто первый ударит по «калачу».
Дети выстраиваются полукругом, читают стихи:
Здравствуйте, птицы! Вы с нами, мы с вами будем соседями, будем друзьями!
Здравствуйте, птицы! Грачи и стрижи, серые голуби соловьи!
Здравствуйте, птицы! Как вам живётся? Много ли крошек найти удаётся?
Много ли нынче рябины в садах? Много ли гусениц в наших лесах?
Здравствуйте, птицы! Мы ждём ваших песен! С ними мир добр и ласков и весел!
С вами на свете приятнее жить. Будем же с птицами, люди, дружить?
ПЕСНЯ «Весенний будильник» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина
3. Заключительная часть мероприятия
В заключительной части подводится итог всей работы. Артистам вручаются подарки: дети подготовительной группы изготовили для них объёмные аппликации «Здравствуйте, птицы!»
Таким образом, в рамках данного мероприятия, экологического праздника «Здравствуйте, птицы!» дети совместно со взрослыми принесли пользу для окружающей среды, а именно, изготовили кормушки для птиц, изготовили и развесили скворечники, выполнили поделки из бросового материала для выставки.
Литература.
- Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»:
Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2009
- Коротаева О.А. Экологические праздники в детском саду. http:// www.deti-club.ru/ehkologicheskie-prazdniki-v-detskom-sadu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционые формы организации в экологическом образовании дошкольников в соответствии с ФГТ
Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются ...
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
"Экологическое воспитание дошкольников в соответствие с ФГОС "
Рабочая программа...
Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...
Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...