Конспект НОД " Жизнь в морях и океанах" - старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Волобуева Татьяна В.

Конспект помогает педагогам познакомить детей с обитателями морей и океанов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

(окружающий мир)

«Жизнь в морях и океанах» (часть 1)

в старшей группе

                                                                                        Воспитатель: Волобуева Т.В.

Цель: расширять знания детей о жизни в морях и океанах.

Задачи:  

  • продолжать знакомить детей с морскими животными (осьминог, кальмар, рыбы, морская звезда, медузы), их внешним видом;
  • активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях;
  • развивать любознательность детей.

Предварительная работа:

  • слушание музыки «Звуки моря»;
  • работа с пазлами на морскую тематику;
  • рассматривание ракушек, морского грунта (мелких камушков);
  • подвижная игра «Море волнуется»;
  • рисование рыбок;
  • чтение рассказов С. Сахарнов «Кит», «Осьминог», «Медуза», «Морской еж», «Иглобрюх, или рыба – еж».

Материалы и оборудование: картинки «Жизнь в морях и океанах»

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

- Без воды не могут расти растения и существовать животные. На земле много воды. Ею заполнены моря и океаны.

  1. Основная часть.

- В морских водах живет множество мелких организмов. Это разные бактерии, малюсенькие водоросли, рачки, икринки рыб. На картинке они большие, но на самом деле некоторые из этих организмов даже не видно глазами. Все они вместе плавают в воде и называются «планктон».

Планктон - это корм для очень многих обитателей моря.

- В теплых водах живут необычные животные, которые очень похожи на растения – это кораллы. Кораллы бывают разных цветов и причудливых форм. Правда они очень красивы?

- Растут кораллы очень медленно, но их нарастает в глубине так много,

что они образуют целые заросли, похожие на лес – коралловые рифы.

- Красивые обитатели морей и океанов, похожи на зонтик – это медузы. 

На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую!

Встреча с ними может быть смертельной для человека.

- Хищница - звездочка, передвигается по морскому дну, питается моллюсками, планктон и червяков. Рот у звездочек находится в центре с обратной стороны.  Если одна из ножек звезды оторвется, то вскоре отрастет новая!

- В морских водах много ракушек. На берегу моря мы находим их пустыми, а в глубине вод в таких раковинах живет двустворчатый моллюск (у ракушки как бы две створки).

- Моллюск может открывать и закрывать створки, пропуская воду и мелкую пищу - мельчайших рачков, растения (планктон). Ракушка надежный домик.  Моллюск растет вместе со своим домиком.

Если внутрь ракушки попадет маленькая песчинка, то некоторые моллюски выращивают из неё жемчужину! Издавна люди собирали

жемчужины и делали из них бусы.

- В морях и океанах живут улитки. На голове у улитки есть небольшие рожки, а на них есть глаза! Таких улиток называют брюхоногие, на их брюшке есть одна нога. Они с помощью неё и двигаются. И в таких раковинах живут улитки. Питаются улитки обычно растениями.

- А, этот морской житель – краб. Посмотрите, какие у него интересные лапки – клешни, а сверху твердый панцирь. Краб растет, и один раз в год он сбрасывает панцирь, при этом он обрастает новым.

Питается краб мелкими рачками, моллюсками и растениями.

- А, это морской житель -  осьминог. У осьминога восемь щупалец («восемь ног»). На щупальцах расположены маленькие присоски. Осьминоги могут менять свой цвет! Выплевывая из себя воду, осьминог отлетает в другую сторону. Такое движение называется реактивным.

Если осьминогу грозит опасность, то он может выплюнуть непрозрачную краску на своего врага и быстро уплыть! Осьминог ест рыбу, других моллюсков, и любит прятаться среди камней, поджидая свою добычу.

- Это – кальмар.  У него помимо восьми ног есть еще две «руки». У кальмара очень большие глаза и целых три сердца! Так же, как и осьминог, кальмар питается рачками и другими моллюсками и может быстро передвигаться в воде за счет выброса воды (реактивное движение) и даже выпрыгивать из воды.

- В морях и океанах большое разнообразие рыб. Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода.

- Эта рыба – морской попугай.  Она и вправду очень похожа на лесного попугайчика яркой, пестрой окраской и клювом, а питается она кораллами.

- А, это рыба-зебра. Ее так назвали за полосы по бокам, как у настоящей зебры. 

- Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек».

- Эта огромная рыба - акула. Она очень древнее животное. Акулы жили и в те времена, когда землю населяли динозавры.  Многие акулы хищники, питаются рыбой и даже могут напасть на человека, поэтому опасны.

Ее зловещий плавник бояться все, встреча с с этим хищником в море не сулит ничего хорошего. Акул много видов. Есть опасные акулы для человека, а есть – неопасные.

Китовая акула – очень большая по размерам акула, но она не опасна для человека т.к. питается планктоном, мелкими рачками и рыбками.

  1. Рефлексия

- Морских жителей очень много. О других я вам расскажу в следующей

раз.

- Давайте вспомним, каких морских обитателях вы сегодня увидели?

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

(окружающий мир)

«Жизнь в морях и океанах» (часть 2)

в старшей группе

                                                                                        Воспитатель: Волобуева Т.В.

Цель: расширять знания детей о жизни в морях и океанах.

Задачи:  

  • продолжать знакомить детей с морскими животными (киты, дельфины, касатки, тюлени, моржи, различные птицы), их внешним видом;
  • активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях;
  • развивать любознательность детей.

Предварительная работа:

  • слушание музыки «Звуки моря»;
  • работа с пазлами на морскую тематику;
  • рассматривание иллюстраций с морскими обитателями;
  • подвижная игра «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки»;
  • рисование дельфинов;

Материалы и оборудование: картинки «Жизнь в морях и океанах»

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

- Давайте вспомним, с какими обитателями морей и океанов вы

познакомились.

- Мельчайшие организмы, являющиеся пищей для многих обитателей морей и океанов?  Это планктон.

  • В океане острова

          Из живого вещества.

          И полипы твердые,

         Очень-очень гордые –

         Без камней и без земли

         Рифы выстроить смогли.               кораллы

  • Вот так Чудо! Вот так Диво!

          Зонтик жжётся как крапива.

          Зонтик плавает в воде.

          Если тронешь - быть беде!           медуза  

  • Глубоко на дне она

          Словно на небе видна.

          Но не светит и не греет,

          Потому что не умеет.                     морская звезда

  • Я ползу своей дорогой,

          Домик на себе несу.

          Нужно мне совсем немного —

          Жить спокойно я хочу!                морская улитка

  • Ползет в море паук -

          Восемь ног, пара рук.

          В руках клещи,

          В глазах испуг.                                краб

  • Известен он во многих странах:

          Живёт в морях и океанах,

          Ему не нужен тесный пруд,

          Его второе имя - Спрут.

          Он может камня вид принять –

          Умеет быстро цвет менять.

          У него есть восемь ног…

          Головоногий …                              осьминог

  • В водице живет,

          Нет клюва, а клюет.

          У родителей и деток

          Вся одежда из монеток.                рыба

  • Эта рыба — хищник злой,

          Всех проглотит с головой.

          Зубы показав, зевнула

          И ушла на дно...                          акула   

  1. Основная часть.

- Сегодня, я продолжу знакомить вас с обитателями морей и океанов.

- В морях и океанах живет огромное животное – кит.

Киты похожи на рыб, но это не рыбы, а животные. На ощупь они теплые,

как мы или другие животные. Сохранять это тепло помогает им толстый

слой жира под кожей. У китов рождаются детеныши и мама кормит их молоком, а у рыб мальки появляются из икринок.

Киты дышат воздухом, как и мы, но для этого им приходится всплывать время от времени на поверхность воды, выдыхать и вдыхать много воздуха через специальное отверстие на спине. Когда кит выдыхает горячий воздух, то образуется целый фонтан пара и брызг. Обычно кита так и рисуют - с фонтанчиком на спине!

Общаются киты друг с другом при помощи эхолокации, то есть ультразвука. Животные сами кричат и, таким образом, переговариваются с собратьями. При этом расстояние может составлять до нескольких сотен километров. С помощью ультразвука киты также обнаруживают и добычу, например: крупные косяки рыб. Эти животные хорошо видят.

- Есть киты, которые питается планктоном, процеживая воду через специальную решеточку из пластинок во рту – китовый ус. Такие киты относятся к усатому семейству китов. Самый большой из усатых китов – это синий кит.

- А, есть киты, которые имеют зубы, они относятся к зубатым китам. Самый большой из зубастых китов – кашалот.

Это прирождённые охотники. Пищей им служат рыба и кальмары.

- К зубатым китам относятся также – касатки. Касатки питаются, как рыбой, так и мясом. Они считаются самыми кровожадными из семейства китовых.

- Белухи ведут стадный образ жизни, общаются друг с другом, издавая разнообразные звуки. Они питаются различными видами рыб.

- Дельфины очень хорошо улавливают звуки в воде. На расстоянии могут обнаруживать предметы. Однажды пассажирское судно потерпело крушение. Несколько человек осталось в живых. Никто из них не верил, что удастся выжить. И когда они увидели приближающуюся к ним стаю акул, то попрощались друг с другом. Но вдруг произошло чудо. Из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов, бесстрашно разогнавшая стаю акул. И помогала людям держаться на воде, пока не подоспела помощь.

- Наиболее примечательными среди китообразных являются нарвалы. Обязаны они такой популярностью своему длинному рогу или бивню, который торчит прямо изо рта и достигает в длину 3 метра. Бивень имеют только самцы, а самки – нет. Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана.

Питаются нарвалы в основном моллюсками и ракообразными. Рыба также входит в их рацион.

- На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде: в ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде. Так передние лапы морских котиков превратились в ласты, на которые они могут опираться на суше, чтобы приподнять верхнюю часть туловища; тюлени научились передвигаться по земле, ползая на брюхе.

Ластоногие питаются не только рыбой, но и ракообразными, моллюсками и крилем, состоящим из мельчайших креветок.

- Морж - это млекопитающее с длинными клыками, обитает в арктических морях. Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют враги.

Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов и буравя морское дно.

Маленькие моржи вскармливаются матерью молоком.

- Морской леопард. Своей пятнистой шкурой этот тюлень напоминает хищника семейства кошачьих, у которого он и позаимствовал свое название. Морской леопард очень агрессивен и иногда может съесть даже собрата-тюленя, если он меньше его.

- Морской котик – это тоже представитель ластоногих.

- Морская черепаха – у неё, как и у сухопутных черепах, тоже есть панцирь, но посмотрите, вместо ног у неё ласты и черепашка отлично плавает! Морская черепаха не может прятать голову в панцирь.

Маленькие черепашки вылупляются из яиц, которые мама-черепаха откладывает на берегу в песке.  Вылупившись, черепашки быстро бегут в море!  Малыши едят медуз, червяков и улиток, а вот взрослые животные – только растения.

- Есть птицы, которые не могут жить без водной стихии.

Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Питаются рыбой.

- Чайка – селится на побережье с морями и океанами, и другими водными стихиями. К добыче морской чайки относится, прежде всего, рыба. Помимо неё, чайка питается насекомымирачками, мелкими птицами и их яйцами.

  1. Рефлексия

- Вода - это главное таинство,

Главное чудо планеты,

Это главный исток,

Из которого вылилась Жизнь!   

- С какими обитателями морей и океанов вы сегодня встретились? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе

Цель:Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, мо...

Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование в технике граттаж) «Подводный мир морей и океанов» старшая группа

Занятие имеет интегрированный характер. Согласно ФГОС работа с детьми строится на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &la...

Конспект по теме Обитатели морей и океанов

Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект по логоритмике Животные морей и океанов

Цель: коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Задачи:- Развитие коммуникативных умений и навыков.- Формирование пространственных представлений.- Фо...

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов.» для детей в подготовительной группе

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, прис...