Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.
статья (старшая группа)

Волкова Ирина Васильевна

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

 

Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с воспитанниками группы и их родителями по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к художественной литературе и возрождению традиций семейного чтения.

Ключевые слова: интерес к книге; семейное чтение; взаимодействие с семьями воспитанников, художественная литература.

 

Все мы знаем о том, что книга (художественная литература) – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Она оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, развивает память и внимание, закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Не читая, человек не развивается, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, а бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию.

Но в настоящее время проблема формирования у детей интереса к художественной литературе как источнику знаний стала особенно актуальной. Это связано с тем, что в наш век информации отношение детей к книге изменилось: по данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Современные родители редко читают детям и все их общение происходит под влиянием различных современных технологий.

Семейное чтение – это альтернативная форма всем другим формам детского чтения. Суть альтернативы - повседневное взаимодействие детей и взрослых при совместном чтении книг вслух, что способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. Чтение вслух – это всегда диалог с ребёнком, и прямая дорога к его уму и сердцу.  Поэтому мы решили попытаться возродить эту утраченную, но чудесную семейную традицию.

Возникает вопрос, как повысить интерес к книге у детей дошкольного возраста и возродить традицию семейного чтения? Прежде всего нам, педагогам, необходимо объяснить родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, что чтение также связано с его грамотностью и образованностью.

Работа по развитию интереса к художественной литературе (книге) у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения осуществлялась в 2 этапа. Цель: создание условий для приобщения родителей и детей к семейному чтению для формирования у дошкольников познавательного интереса к книге.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников нашей группы осуществляется через решение следующих задач:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной       взаимоподдержки, привлечь родителей к участию в образовательном процессе;

• возродить традицию семейного чтения в семьях воспитанников;

•  воспитать у детей любознательность, любовь и бережное отношение к книге.

На первом этапе были разработаны перспективные планы по работе с детьми в данном направлении и взаимодействию с родителями, обновлена и пополнена предметная среда группы, в том числе, красочно оформлен книжный уголок, где имеются детские книги различного жанра. Книги находятся в свободном доступе для воспитанников и периодически обновляются в соответствии с темой недели, временем года, интересами детей.

На втором этапе мы организовали целый цикл мероприятий с детьми и их родителями, посвящённый возрождению традиции семейного чтения:

ü      анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»,

ü      первичная беседа с детьми «Моя любимая книга»,

ü        родительское собрание на тему: «Родителям о детском чтении», цель которого: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения;

ü      рекомендации и консультации о том, как правильно читать книгу ребенку, как провести с ним беседу о прочитанном, как заучивать стихи, как научить выразительно пересказывать литературное произведение, перечень произведений, рекомендованных для семейного чтения;

ü      фотоотчеты о том, как мы с ребятами в группе читаем книги;

ü      рубрика «Семейному чтению – наше почтение», где представлены книги для читателей разной возрастной категории самими родителями, пользовалась большой популярностью;

ü   выставка книг "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения";

ü      «Журнально-книжный фейерверк» – презентация любимых журналов и книг взрослых членов семей (что способствовало рекламе периодических изданий);

ü      традицией нашей группы стало оформление и ведение литературного календаря «Семейное путешествие в мир любимых книг» (В течение месяца ребята в группе и дома с родителями читали произведения одного из авторов, обменивались впечатлениями, обсуждали прочитанное, рассматривали иллюстрации, потом рисовали рисунок полюбившегося им произведения, который мы вкладывали в наш календарь.);

ü      изготовление с родителями книжек-малышек (Темы их разнообразны: это могут быть книги с иллюстрациями к любимым сказкам или познавательные книжки, посвященные домашним животным, временам года и т.д. Ребята с удовольствием рассказывают друзьям о своих книжках, вместе их читаем.);

ü      большое значение для развития у дошкольников познавательного интереса к книге имеет традиционная неделя театра в детском саду (На премьеру сказки мы приглашаем родителей и ребят из других групп.);

ü      а как радуют и удивляют ребят сказки-драматизации, показанные их родителями «Сказки от родителей»,

ü      «Есть такое в свете чудо» – это совместный с родителями первый поход в библиотеку,

ü      «Дерево книжных удивлений» - еще одна удивительная находка в нашей работе - на веточки «дерева» дети и родители прикрепляли листочки с интересными фактами и событиями, удивившими их при прочтении книг (это помогло нам определить, какие новые знания дети приобрели из книг);

ü      Часто, при прочтении того или иного произведения, встречаются непонятные для детей слова и выражения (например, «лубяная», «амбар», «клочки по закоулочкам» и др.), в группе объясняя значение этих слов, мы побуждаем ребенка вступать в диалог, задавать вопросы, расширяем его кругозор, развиваем память.

ü      Передача опыта от старшего поколения младшему неотъемлемая часть духовного и нравственного воспитания детей. Именно с этой целью была проведена встреча «Бабушка рядышком», где бабушки вспоминали народные сказки, колядки, шутки, прибаутки, народные игры. Мероприятие позволило пополнить знания детей о фольклоре и пообщаться со старшим поколением. Такие мероприятия помогают сохранить связь поколений, возрождая обычаи и традиции.

ü      «Почитай нам мама книжку» (проведение семейных чтений в группе) -родитель приносит в садик интересную книгу и читает ее для всей группы. Таким образом, мы приближаем родителей к семейному чтению, обогащаем знания детей, вызываем интерес к произведению. Такой пример не просто пробуждает интерес детей к чтению, но и дает возможность родителям больше участвовать в жизни своих детей. 

Подводя итог проделанной работы, я с уверенностью могу сказать, что наш эксперимент удался. В процессе наблюдений сделала вывод о том, что родители стали больше читать с детьми.  У воспитанников повысился интерес к книгам, они стали более любознательными, активно обсуждают прочитанное дома и в группе, помогают мне рассказывать сказки и другие произведения художественной литературы. Проведенные мероприятия способствовали ещё большему объединению и сплочению семей посредством чтения книг и совместного творчества.

 

Литература:

1.      Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. 2-е изд. М.: Детская литература, 1983. 430 с.

2.      Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 6-13.

3.      Климова С., Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 45-50.

4.      От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с.

5.      Сокольская Л.В. Материнское чтение. М.: Либерея-Бибинформ,2007.79 с.

6.      Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 511 с.

7.      Формирование у дошкольников интереса к чтению [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/f... (дата обращения: 12.06.2017)

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей, через познавательный интерес к художественной литературе»

Конспект  занятия во второй младшей группе по развитию речи...

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позв...