Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения».
методическая разработка

Щеглова Надежда Викторовна

Все мы знаем о том, что книга (художественная литература) – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Она оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, развивает память и внимание, закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Работу по развитию интереса к художественной литературе (книге) у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения можно осуществлять в 2 этапа.Целью этой работы является: создание условий для приобщения родителей и детей к семейному чтению для формирования у дошкольников познавательного интереса к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2024.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

(МБДОУ детский сад «Огонек»)

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения».

Составил воспитатель:

Н.В. Щеглова

пгт. Верхнеднепровский

ноябрь 2024г.

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения».

Все мы знаем о том, что книга (художественная литература) – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Она оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, развивает память и внимание, закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Не читая, человек не развивается, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, а бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию.

В настоящее время проблема формирования у детей интереса к художественной литературе как источнику знаний стала особенно актуальной. Это связано с тем, что в наш век информации отношение детей к книге изменилось: по данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Современные родители редко читают детям и все их общение происходит под влиянием различных современных технологий.

Семейное чтение – это альтернативная форма всем другим формам детского чтения. Суть альтернативы - повседневное взаимодействие детей и взрослых при совместном чтении книг вслух, что способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. Чтение вслух – это всегда диалог с ребёнком, и прямая дорога к его уму и сердцу.  Поэтому мы, педагоги должны попытаться возродить эту утраченную, но чудесную семейную традицию.

Возникает вопрос, как повысить интерес к книге у детей дошкольного возраста и возродить традицию семейного чтения? Прежде всего нам, педагогам, необходимо объяснить родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, что чтение также связано с его грамотностью и образованностью.

Работу по развитию интереса к художественной литературе (книге) у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения можно осуществлять в 2 этапа.

Целью этой работы является: создание условий для приобщения родителей и детей к семейному чтению для формирования у дошкольников познавательного интереса к книге.

Взаимодействие педагога и родителей воспитанников   осуществлять через решение следующих задач:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной       взаимоподдержки, привлечь родителей к участию в образовательном процессе;

• возродить традицию семейного чтения в семьях воспитанников;

•  воспитать у детей любознательность, любовь и бережное отношение к книге.

На первом этапе нужно разработать перспективные планы по работе с детьми в данном направлении и взаимодействию с родителями, обновить и пополнить предметную среду группы, в том числе, красочно оформить книжный уголок, где имеются детские книги различного жанра. Книги должны находиться в свободном доступе для воспитанников и периодически обновляться в соответствии с темой недели, временем года, интересами детей.

На втором этапе можно организовать целый цикл мероприятий с детьми и их родителями, посвящённый возрождению традиции семейного чтения:

  • анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»,
  • первичная беседа с детьми «Моя любимая книга»,
  • родительские собрания на тему: «Родителям о детском чтении», «Сказка – самый лучший друг» и т.д., целью которых является определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения;
  • рекомендации и консультации родителям о том, как правильно читать книгу ребенку, как провести с ним беседу о прочитанном, как заучивать стихи, как научить выразительно пересказывать литературное произведение, перечень произведений, рекомендованных для семейного чтения;
  • фотоотчеты о том, как мы, педагоги, с ребятами в группе читаем книги;
  • выставка книг "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения";
  • можно сделать традицией   группы   оформление и ведение литературного календаря «Семейное путешествие в мир   книг» (В течение месяца ребята в группе и дома с родителями читают произведения одного из авторов, обмениваются впечатлениями, обсуждают прочитанное, рассматривают иллюстрации, потом рисуют рисунки полюбившегося им произведения, которые мы вкладываем в наш календарь.);
  • изготовление с родителями книжек-малышек (темы их разнообразны: это могут быть книги с иллюстрациями к любимым сказкам или познавательные книжки, посвященные домашним животным, временам года и т.д.,  ребята с удовольствием будут  рассказывать друзьям о своих книжках, вместе их читать);
  • большое значение для развития у дошкольников познавательного интереса к книге имеет неделя театра в группе или в детском саду (организовывать показ кукольных спектаклей, драматизаций сказок с показом родителям и ребятам других групп);
  • привлечение родителей к   сказкам – драматизациям (показывание сказок родителями    «Сказки от родителей»),
  • «Есть такое в свете чудо» – это совместный с родителями первый поход в библиотеку,
  • Часто, при прочтении того или иного произведения, встречаются непонятные для детей слова и выражения (например, «лубяная», «амбар», «клочки по закоулочкам» и др.), в группе и дома объяснять значение этих слов, тем самым мы побуждаем ребенка вступать в диалог, задавать вопросы, расширяем его кругозор, развиваем память.
  • Передача опыта от старшего поколения младшему неотъемлемая часть духовного и нравственного воспитания детей. Именно с этой целью можно организовывать встречи «Бабушка рядышком», где бабушки вспоминают народные сказки, колядки, шутки, прибаутки, народные игры. Мероприятие позволит пополнить знания детей о фольклоре и пообщаться со старшим поколением. Такие мероприятия помогают сохранить связь поколений, возрождая обычаи и традиции.
  • «Почитай нам мама книжку» (проведение семейных чтений в группе) (родитель приносит в садик интересную книгу и читает ее для всей группы). Таким образом, мы приближаем родителей к семейному чтению, обогащаем знания детей, вызываем интерес к произведению. Такой пример не просто пробуждает интерес детей к чтению, но и дает возможность родителям больше участвовать в жизни своих детей. 

И в заключение, подводя итог этой проделанной работы, можно будет с уверенностью  сказать, что она принесет положительный результат. Будем надеяться, что родители станут больше читать с детьми,  у воспитанников повысится интерес к книгам, они станут более любознательными, активно будут обсуждать прочитанное дома и в группе, помогать педагогу рассказывать сказки и другие произведения художественной литературы. Проведенные мероприятия способствуют ещё большему объединению и сплочению семей посредством чтения книг и совместного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»

Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...

Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей,  повышения их методического уровеня,  способствования их творческому поиску....

Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»

В данном материале представлен педсовет по теме  «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка  через игровую деятельность в формате ФГОС». ...

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...