Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"
консультация по художественной литературе на тему

Сухотская Елена Николаевна

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ

                                                                                             Воспитатель I кв. кат.

Сухотская Е.Н.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

 В. А. Сухомлинский.

          В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».   Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

         Одной из проблем является «читательское поле» семьи. Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

            Важная роль в воспитании подрастающего поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

          Семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов:


— Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
— Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности

ее с раннего детства.
— Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.
— Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

— Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких,

эмоциональных впечатлениях.
— Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

— Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
— Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

10 причин для чтения

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
— Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
— Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
— До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

— Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
— Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

— Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
— Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Методы и приемы работы по семейному чтению:

  1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшое по объему произведение с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух дошкольникам небольших по объему произведений. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
  2. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому педагогам следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

    Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного слуха, воспитатель должен овладеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н.Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е.Благининой «Наша Маша рано встала...».

          Важное условие успешной педагогической работы — сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившиеся им произведения многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя, который занимает позицию зрителя и участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций.

            В детском саду ознакомление с художественной литературой происходит на занятиях и в свободной деятельности. Семейные чтения необходимы не только для закрепления познавательного интереса детей от прочитанной книги, но также они являются важной семейной традицией, которая позволяет в домашних условиях оптимизировать проведение работы по развитию речи.

 Для наиболее эффективной работы с родителями по организации семейных чтений можно предложить следующие формы:

  1. Проведение цикла «Уроков волшебного слова» в помощь организации семейного чтения детей.
  2. Создание клуба «Семейное чтение»
  3.  Проведение Родительских дней в библиотеке, конференций для родителей, организация семейного отдыха.
  4.  Совместное посещение библиотеки родителями и детьми. Организация индивидуальных консультаций по вопросам чтения, проблемам воспитания детей.
  5.  Литературные праздники, бенефисы читающих семей, организация выставок декоративно-прикладного творчества, проведение различных конкурсов, семейных марафонов и др.
  6. Дни информации, групповое и индивидуальное информирование по проблемам семейных взаимоотношений, возрождения традиций семейного чтения. Индивидуальная работа с читателями. Работа с семейными формулярами, изучение читательских интересов семьи, составление «карт-схем», индивидуальных рекомендательных списков литературы.
  7.  Организация цикла книжных выставок-советов по организации семейного чтения и воспитания детей, создание информационных стендов, различных экспозиций по проблемам семейного чтения.

         Формирование круга детского чтения невозможно без сотрудничества педагога с родителями и библиотекой. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

        Для успешного руководства формированием круга детского чтения педагогу необходимо осуществлять грамотный отбор и организацию художественного материала, позволяющего учитывать читательские интересы детей, принципы формирования круга детского чтения, формы организации работы с родителями и круг семейного чтения ребенка.

Это позволяет:

*родителям глубже понять своего ребенка;

*сплотить семью через чтение художественных произведений;

*вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей;

*помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;

* расширить в ДОУ библиотеки познавательно-речевой и художественной литературы;

* создать книжные уголки в каждой группе ДОУ;

* пополнить имеющиеся уголки новыми книгами, коллекциями, дидактическим и наглядным материалом;

* создать папки-передвижки, каталки-презентации по творчеству писателей.

Также можно предложить для организации семейного чтения: 

  • Приобщить родителей к подготовке занятий, развлечений, праздников (пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, сказок, пословиц, организация видео/фото съемки).
  • Приобщить родителей к участию в занятиях, творческих гостиных, спортивных развлечениях.
  • Проведение «Дней открытых дверей».
  • Проведение соцопросов, анкетирования.
  • Создание уголков семейного творчества.
  • Введение традиции «Семейная гостиная «Папа, мама, я  - читающая семья».
  • Разработка цикла книжных выставок «Книжный парад для дошколят/ семьи».

Также можно организовать в ДОУ выставки:

  • Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
  • Семейные фотографии «Вместе с книгой я расту».
  • Фоторепортажи «Читающий детский сад».
  • «Экран прочитанных книг».  

Поддерживать следующие традиции в ДОУ:

  • Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день.
  • Дневные литературные чтения: (чередование разных форм).

- знакомство с творчеством детских писателей;

- декламация стихов детьми;

- совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных книг;

- сочинение сказок.

  • Вечерние чтения детских книг – каждый день.
  • Совместные домашние чтения детских книг перед сном.
  • Совместные походы в выходной день в библиотеку, выборы книг.
  • Беседы о прочитанном  - ежедневно.
  • Ведение дневника о прочитанных книгах, интересующих произведениях.

     Подведение итогов в конце учебного года: отмечаются грамотами, сувенирами все участники - дети и родители в номинациях:

  • Лучший фотосюжет с книгой
  • Лучший дневник чтения
  • Рекордсмен чтения
  • Самый внимательный читатель
  • Лучший знаток книг
  • Лучший читатель библиотеки
  • Книжный доктор
  • Преданный читатель библиотеки
  • Мастер чтения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.

Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества.  Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»   (В. А. Сухомлин...