Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnogo_interesa_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury_u.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом её определяющий. Это период, когда и семья, и общество создают для ребёнка все необходимые и возможные условия для их развития. Необходимым условием развития является активность ребёнка, в том числе и познавательная.
Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.
Конечно, для современного ребенка доступны более привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Но для младшего дошкольника, в силу его возрастных особенностей, они могут стать только ярким дополнением наряду с главным способом познания – чтением книг.
Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: - расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки, героев, что позволяет формировать познавательный интерес направленность личности. В процессе чтения произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний.
Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», то есть, содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут удовлетворить если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.
Познавательная литература в большей мере удовлетворяет интерес ребёнка к разным областям знания. Она дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи. Работа с познавательной книгой, организуемая воспитателем на занятии предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности.
По содержанию и задачам работы чтение познавательной литературы чаще всего интегрируется со следующими областями:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально- коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- художественно- эстетическое развитие.
Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другие);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме: «Кисонька-мурысенька» Ознакомление с художественной литературой для детей младшего дошкольного возраста (с 3-4лет)
Ознакомление с русским народным творчеством, предметами деревенской избы....
Консультация для педагогов "Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
во второй младшей группе группена период сентябрь 2022 – июнь 2023 года...
Мастер-класс на тему: «Технология «Pop-up booking» как средство развития познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс показывает педагогам возможности технологии "pop - up" в организации совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье, поможет практически освоить несложные конструк...
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья ознакомит вас с особенностями развития интереса к художественной литературе в соответствии с возрастом детей....
проект Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
quot;Добрый мир любимых книг"...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
Основу методической разработки составляют STEAM - проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образо...