Профилактика акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
консультация
Представлены упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akusticheskaya_disgrafiya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика акустической дисграфии
у детей старшего дошкольного возраста
Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий. Ребёнка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два разных звука. Сначала опираемся на артикуляцию. Дальнейшая задача - как можно ярче подчеркнуть разницу звучания звуков (з-комар, ж-жук и т.д.). Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.
Специальные упражнения, направленные на выработку у ребёнка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов. Для примера взяты звуки С и Ш, но та же самая работа может проводиться и с любыми другими смешиваемыми звуками.
Упражнение 1.
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребёнок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит звук Ш. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим звуком звук С в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки.
Упражнение 2.
Показать букву С (или показать букву Ш), когда в слове будет слышен соответствующий звук.
Упражнение 3.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. В отличие от предыдущего задания здесь ребёнок должен реагировать сразу на оба звука, что труднее. Усложнить это задание можно ещё и за счет включения в него слов, содержащих сразу оба дифференцируемых звука. Примерные слова: РОСА, ШАТЁР, ШИЛО, СУШКА, МЫШКА, ВЕСЫ, НОС, МАШИНА, СОСНА, ШИШКА, СПЕШКА, СТРАШНЫЙ.
Упражнение 4.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание максимально приближено к реальным условиям устной и письменной речи, поскольку в нем содержатся не только смешиваемые ребенком звуки, но и другие свистящие и шипящие звуки (З, Ц, Ч, Щ). Выполнение его, по сравнению с предшествующими заданиями, представляет для ребёнка значительно большую сложность. Примерные слова: КАПУСТА, СВЕЧА, КОЛЬЦО, ЩЕНОК, ЖАВОРОНОК, ЗОНТИК, ЗАЩЕЛКА, РЕДИСОЧКА, ОДУВАНЧИК, РОМАШКА, СУПЧИК, ШАРФИК.
Упражнение 5.
Объяснить значение каждой пары слов и придумать предложения с этими словами.
Уголь-угол
Балка-палка
Дрова-трава
Дом-Том
Гора-кора
Гардина-картина
Галина-калина
Дина-тина
Соя-Зоя
Лука-рука
Лис-рис
Бор-бой
Упражнение 6.
Ребенку предлагается молча показать или закрыть бумажными квадратиками лишь те картинки, в названии которых имеется заданный звук.
Упражнение 7.
Ребенку предлагается назвать слова с заданными звуками.
Упражнение 8.
Из имеющихся в группе предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...
Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....