Профилактика акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Чалина Ольга Васильевна

Представлены упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akusticheskaya_disgrafiya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика акустической дисграфии

у детей старшего дошкольного возраста

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий. Ребёнка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два разных звука. Сначала опираемся на артикуляцию. Дальнейшая задача - как можно ярче подчеркнуть разницу звучания звуков (з-комар, ж-жук и т.д.). Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Специальные упражнения, направленные на выработку у ребёнка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов. Для примера взяты звуки С и Ш, но та же самая работа может проводиться и с любыми другими смешиваемыми звуками.

Упражнение 1.

Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребёнок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит  звук Ш. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим звуком звук С в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки.

Упражнение 2.

Показать букву С (или показать букву Ш), когда в слове будет слышен соответствующий звук.

Упражнение 3.

Показать букву С или  Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. В отличие от предыдущего задания здесь ребёнок должен реагировать сразу на оба звука, что труднее. Усложнить это задание можно ещё и за счет включения в него слов, содержащих сразу оба дифференцируемых звука. Примерные слова: РОСА, ШАТЁР, ШИЛО, СУШКА, МЫШКА, ВЕСЫ, НОС, МАШИНА, СОСНА, ШИШКА, СПЕШКА, СТРАШНЫЙ.

Упражнение 4.

Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание максимально приближено к реальным условиям устной и письменной речи, поскольку в нем содержатся не только смешиваемые ребенком звуки, но и  другие свистящие и шипящие звуки (З, Ц, Ч, Щ). Выполнение его, по сравнению с предшествующими заданиями, представляет для ребёнка значительно большую сложность. Примерные слова: КАПУСТА, СВЕЧА, КОЛЬЦО, ЩЕНОК, ЖАВОРОНОК, ЗОНТИК, ЗАЩЕЛКА, РЕДИСОЧКА, ОДУВАНЧИК, РОМАШКА, СУПЧИК, ШАРФИК.

Упражнение 5.

Объяснить значение каждой пары слов и придумать предложения с этими словами.

Уголь-угол

Балка-палка

Дрова-трава

Дом-Том

Гора-кора

Гардина-картина

Галина-калина

Дина-тина

Соя-Зоя

Лука-рука

Лис-рис

Бор-бой

Упражнение 6.

Ребенку предлагается молча показать или закрыть бумажными квадратиками лишь те картинки, в названии которых имеется заданный звук.

Упражнение 7.

Ребенку предлагается назвать слова с заданными звуками.

Упражнение 8.

Из имеющихся в группе предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....