Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_profilaktika_disgrafii.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Профилактика оптической дисграфии у детей
старшего дошкольного возраста»
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Х. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека.
Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы. Ошибки письма нередко являются труднокоррегируемыми в условиях массового обучения и носят стойкий характер на протяжении всего процесса начального обучения. Такие устойчивые ошибки называются специфическими ошибками письма. Они не связаны с процессом усвоения морфологического принципа русской грамматики и диагностируются как дисграфические.
Исследования последних лет указывают на взаимосвязь трудностей овладения навыком письма у младших школьников не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций, принимающих непосредственное участие в осуществлении процесса письма.
Оптические ошибки отличаются стойкостью, препятствуя полноценному становлению у детей навыка письма. В связи с этим одной из актуальных проблем современной логопедии остаётся совершенствование методов и приёмов коррекции оптических нарушений письма у младших школьников.
С целью предупреждения оптических нарушений письма уже в дошкольном возрасте должна проводиться профилактическая работа по формированию зрительных функций, участвующих в процессе письма.
Исходя из этого необходимо использовать приёмы, направленные на развитие зрительного внимания и гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, мыслительных операций на оптическом материале.
Данные приёмы могут использоваться на групповых занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в работе детей с воспитателями, в работе детей с родителями по закреплению материала.
Работа по развитию зрительного внимания направлена на совершенствование свойств, от уровня сформированности которых зависит качество овладения графической информацией.
В процессе выполнения заданий формируется:
-концентрация;
-устойчивость;
-распределение;
-переключаемость;
-объём зрительного внимания.
Приёмы, направленные па развитие зрительного внимания:
-нахождение «спрятанных» в рисунке изображений;
-выделение фрагмента по образцу в ряду знаков или объектов;
-рисование недостающих деталей изображения;
-определение несоответствия рисунка реальности;
-раскрашивание или соединение линиями одинаковых изображений в ряду;
-подбор соответствующих друг другу изображений (варежек, чашек и т.д.);
-нахождение заданной фигуры (буквы, цифры, слога, слова) или их сочетания в ряду;
-дополнение рисунка недостающим изображением из ряда предложенных;
-дописывание недостающих букв или цифр в заданных сочетаниях с опорой на образец.
Работа по развитию зрительно-гностической функции включает узнавание, различение и называние предметов по величине, форме и цвету.
Узнавание, различение и называние предметов по величине:
-расположение карточек в порядке постепенного увеличения (или уменьшения) изображений на них;
-раскрашивание или обведение по контуру изображений, которые больше, меньше или соответствуют заданному рисунку по величине (нахождение птенцов, которые могли вылупиться из яйца определенной величины и т.д.).
Узнавание, различение и называние предметов по форме:
-расположение картинок в определённом порядке (в зависимости от изменения формы изображений);
-группировка изображений по форме;
-подбор заданных в образце фигур с называнием соответствующих геометрических форм;
-дополнение симметричных контурных изображений;
-завершение незаконченных изображений с опорой на образец;
-дополнение изображений необходимыми элементами путём выбора из имеющихся деталей;
-нахождение заданной формы в ряде других («Помоги повару найти печенье нужной формы» и т.д.);
-выбор предмета с опорой на форму его элементов («В каком доме живёт котёнок?» и т.д.);
-группировка изображений по их геометрической основе;
-выделение изображений из зашумлённого рисунка с их последующим обведением или изображением;
-узнавание предмета по их теневому силуэту.
Узнавание, различение и называние предметов по цвету:
-называние добавившегося или исчезнувшего цвета в ряду;
-группировка предметов по цвету;
-подбор к рисунку подходящих по цвету элементов;
-расположение картинок в нужной последовательности с опорой на окраску (переход от одного оттенка к другому, от одной тональности к другой и т.д.);
-раскладывание разноцветных карточек в заданном порядке («Продолжи узор» и т.д.);
-вычёркивание заданных цветов из цветовой колонки (вариант вычёркивание фигуры или буквы определённого цвета).
Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование функции, обеспечивающей переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их типологических свойств, актуализацию зрительно-пространственных образов букв, ориентацию элементов буквы, собственно буквы, строки в пространстве ориентировку на листе тетради.
Приемы, направленные на развитие у дошкольников зрительно-пространственного восприятия:
-размещение или изображение предметов на листе бумаги в соответствии с инструкцией;
-рисование недостающей половины изображения (правой или левой), отражений фигур в «зеркале» или в «реке»;
-нахождение и объяснение пространственных ошибок художника в композиции;
-узнавание фигуры заданной в образце (трафарете) среди аналогичных, которые могли быть повёрнуты в пространстве;
-узнавание на рисунке правой и левой варежки (ботинка и т.д.) с учётом имевшегося на них узора;
-раскрашивание заданных изображений среди других, наложенных друг на друга.
Работа по развитию мыслительных операций на оптическом материале направлена на совершенствование интеллектуальных операций, обеспечивающих аналитическое восприятие письменных знаков и позволяющих определять существенные оптические свойства букв. В процессе выполнения заданий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие графических объектов, взаимосвязь между целым и его частями.
Таким образом, своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительно-пространственных ориентировок позволит вовремя провести специальные развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...
Устранение предпосылков оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако ...
Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....
Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....