ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развивайка» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Кружок познавательного – речевого развития «Развивайка» опирается на программы: «Маленькие секреты большой памяти. Развитие образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики», авторы Кислов А.В., к.т.н., инструктор-методист по эйдетике, Пчелкина Е.Л., преподаватель-методист ТРИЗ, инструктор-методист по эйдетике и систему занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста Астафьевой Е. О. «Играем, читаем, пишем: Методическое пособие».
Материал Программы развивает у детей помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, каналы восприятия информации, приобщает его к культурным ценностям и расширяет кругозор, развивает навыки речемыслительной деятельности, общения со сверстниками и старшими; она обладает универсальностью: при обучении дошкольников.
Программа способствует выполнению главной задачи предшкольного образования - выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих школьным универсальным учебным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniyarazvivayka.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развивайка»
Направленность: познавательно – речевая
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Педагог – психолог Хмелевская Галина Викторовна,
Учитель – логопед Рискина Галина Васильевна,
Москва, 2019
Оглавление
I. Пояснительная записка
II. Основные направления и содержание деятельности
III. Тематический план.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
V. Список литературы
I.Пояснительная записка
Актуальность
Важным условием для успешного развития ребенка является реализация комплексного подхода к организации воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи.
Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Не секрет, что уже в дошкольном возрасте современные дети очень часто не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности в заучивание стихов, пересказе рассказов, повторение движений и др. С переходом в школу эти проблемы усугубляются, что приводит к неуспеваемости и снижению мотивации к обучению. С чем и сталкиваются на практике педагоги. Основной причиной этих проблем является неразвитость каналов восприятия информации и взаимодействия между ними, а как следствие и плохая способность запоминать информацию.
Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно - перцептивной сферы, коммуникативной, эмоциональной, двигательной, развитие моторики.
Для решения этой задачи подходят такие технологии как обучение грамоте и эйдетика. И бесспорно, нам видится очень важной задачей объединение многих программ и направлений в единый комплекс, который бы сопровождал естественное развитие ребенка, не вычленял интеллектуальную сферу от эмоциональной, выражался бы в естественной для дошкольников деятельности – игре, включал в себя естественное и необходимое для гармоничного развития ребенка – движение!
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. Кружок познавательного – речевого развития «Развивайка» опирается на программы: «Маленькие секреты большой памяти. Развитие образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики», авторы Кислов А.В., к.т.н., инструктор-методист по эйдетике, Пчелкина Е.Л., преподаватель-методист ТРИЗ, инструктор-методист по эйдетике и систему занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста Астафьевой Е. О. «Играем, читаем, пишем: Методическое пособие».
Материал Программы развивает у детей помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, каналы восприятия информации, приобщает его к культурным ценностям и расширяет кругозор, развивает навыки речемыслительной деятельности, общения со сверстниками и старшими; она обладает универсальностью: при обучении дошкольников.
Программа способствует выполнению главной задачи предшкольного образования - выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих школьным универсальным учебным действиям.
Цель: Развитие речевых и познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения грамоте и ознакомления с эйдетикой, формирование предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
1. Развитие познавательных психических процессов у детей (память, внимание, восприятие, мышление, воображение).
2. Знакомство с понятием «эйдетика»
3. Развитие устной речи.
4. Знакомство с буквами русского алфавита
5. Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
6. Развитие мелкой моторики рук.
7. Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.
1.Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать фонематическое восприятие;
• формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
• формировать грамматический строй и связную речь.
2. Образовательные задачи:
• развивать пространственные представления;
• развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
• развивать коммуникативные умения и навыки;
• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
• способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
• воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Ожидаемые результаты освоения программы
а) Освоение предметных знаний и умений
В результате обучения дети будут обладать следующими знаниями:
- понятие «органы чувств»
- понятие "ключевое слово"
- методы и приёмы эйдетики
- выстраивать и объяснять цепочки ассоциаций
- видеть образы произвольных понятий в различных изображениях
- описывать объекты с опорой на органы чувств
- использовать изученные методы и приёмы эйдетики
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов
- знать буквы.
б) Освоение личностных результатов
По завершению обучения по программе у ребенка формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности:
• способность восприятия и запоминания разных видов информации;
• устойчивость внимания;
• способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;
• свобода и выразительность речи;
• навыки продуктивного общения;
• кругозор и общая культура;
• уверенность в своих силах.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: подгрупповые занятия по 10-12 человек.
Длительность занятий: 25-30 минут
Периодичность проведения – 2 раза в неделю.
II. Основные направления и содержание деятельности
Программа состоит из следующих разделов:
1. Эйдетика
2. Обучение грамоте
Эйдетика
В основу программы положены приемы и методы эйдетики - быстрого запоминания информации, коммуникативные методы развития внимания и памяти.
Программа разработана при Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ (РА ТРИЗ), и успешно апробирована в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и других городов России.
Эйдетика – это методология развития памяти, использующая для запоминания информации образно-ассоциативные приёмы её восприятия.
Cпособность воспроизводить яркий зрительный образ через длительное время после его воздействия на органы чувств – эйдетизм – врожденны дар человека и высших животных. Эйдетическими способностями обладали многие учёные, художники, писатели (К. Циолковский, И. Айвазовский, А. Толстой, К. Федин и многие другие). Трудно представить себе талантливого художника, неспособного по памяти воспроизводить на полотне вплоть до мелких деталей то, что лишь однажды увиденное, произвело на него впечатление. Это свойство нашего мозга можно и нужно развивать, поскольку оно продлевает чувственные переживания, повышает яркость мироощущения, усиливает осознание самоценности бытия.
Программа предназначена для дополнительного образования детей
дошкольного возраста и направлена на развитие образно-ассоциативного стиля мышления и всех видов памяти. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на:
- отработку навыка подбора ассоциаций,
- выработку навыка запоминания образной и абстрактной информации,
- развитие начальных навыков речемышления.
Цель Программы: повышение эффективности запоминания различных видов информации
Задачи Программы:
- развитие навыков кооперативной деятельности левого и правого полушарий головного мозга; овладение основными методами и приемами эйдетики; развитие умения использовать их на практике.
Особенности Программы:
- высокая вариативность возможного начала обучения (старшая группа д/с;
подготовительная к школе группа д/с; 1-4 кл. начальной школы)
- использование преимущественно игровых методик обучения;
- использование специально разработанных видеоматериалов;
- широкое разнообразие выбора используемых учебных пособий и
дидактических материалов (произведения искусств и ремёсел, предметы быта, ресурсы окружающего пространства).
Организационно–педагогические основы обучения
Категория обучаемых – дети от 5 лет и старше.
Количество обучаемых в группе – от 4 до 12 человек
Частота занятий – одно-два занятия в неделю
Формы занятий - на занятиях используются совместная с педагогом групповая, подгрупповая и индивидуальная формы работы; проводятся игры и соревнования; осуществляется просмотр видеоматериалов по темам программы.
Формы контроля:
- тестирование детей
Базовый объём Программы
Программа предполагает по 32 учебных часа (занятия) каждого раздела программы в год.
Обучение грамоте
Программа составлена на основе авторского пособия Астафьевой Е. О. «Играем, читаем, пишем» и содержит игровые задания для обучения грамоте и подготовки к обучению письму шестилетних детей. Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знании, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии.
Предлагаемый в данном пособии материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Занимаясь с детьми по этой программе, постепенно переходя от простого к сложному, мы можем достичь следующих результатов:
- развить зрительное и слуховое восприятие ребенка,
- развить речевой слух, возможности речевого анализа и синтеза,
- обогатить и активизировать словарь,
- подготовить руку к письму,
- научить малыша читать и «печатать» (писать печатными буквами)[1] слоги, слова, словосочетания и предложении,
- сделать устную и письменную речь ребенка грамотной.
Две тетради, составляющие пособие, предусматривают различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих), разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений), не разлинованных листов и листов в клетку.
Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры.
После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой. Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой).
Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.
Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы.
Материал пособия может быть использован для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи, страдает различными видами нарушения речи. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, доказывает необходимость и возможность успешного обучения их чтению и подготовки к обучению письму в дошкольном возрасте.
III. Тематический план комплексных занятий
Месяц | неделя | № занятия | Тема занятия | Раздел программы | Кол-во занятий |
Октябрь | 1 | I. Вводные занятия. 1. Диагностика памяти и каналов восприятия информации. Тестовые игры на запоминание объектов | Эйдетика | 2 занятия | |
2 | 2. Знакомство. Тестовые игры на запоминание предметов. | Эйдетика | |||
3 | II. Развитие образно-ассоциативного мышления 3. Геометрические фигуры: распознавание на ощупь; дорисовывание до узнаваемого образа | Эйдетика | 10 занятий | ||
4 | 4.Геометрические фигуры: распознавание на ощупь; дорисовывание до узнаваемого образа | Эйдетика | |||
Ноябрь | 1 | 5. Дорисовывание отпечатка пальца до узнаваемого образа. Игра «Умелый художник». | Эйдетика | ||
2 | 6. Работа с природным материалом. Игра «Чудесные превращения» Предметы и их свойства. | Эйдетика | |||
3 | 7. Работа с природным материалом. Игра «Чудесные превращения» Предметы и их свойства. | Эйдетика | |||
4 | 8.Создание объектов из одинаковых элементов (капелек, карандашей и т.п.). | Эйдетика | |||
Декабрь | 1 | 9. Создание объектов из одинаковых элементов (капелек, карандашей и т.п.). | Эйдетика | ||
2 | 10. Ассоциации по свойствам объектов. Пары произвольных ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» | Эйдетика | |||
3 | 11. Упражнения в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер». | Эйдетика | |||
4 | 12. Упражнения в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер». | Эйдетика | |||
Январь | 1 | III. Развитие образной речи. 13.Органы чувств. "Наши помощники». | Эйдетика | 5 занятий | |
2 | 14. Органы чувств. "Наши помощники». | Эйдетика | |||
3 | 15.Описание объектов с опорой на органы чувств. | Эйдетика | |||
4 | 16. Описание объектов с опорой на органы чувств. Игра «Скажи красиво». | Эйдетика | |||
Февраль | 1 | 17. Описание объектов с опорой на органы чувств. Игра «Скажи красиво». | Эйдетика | ||
2 | IV. Методы и приемы эйдетики 18. Ключевые слова. Упражнения на выделение ключевых слов. | Эйдетика | 10 занятий | ||
3 | 19. Ключевые слова. Упражнения на выделение ключевых слов. | Эйдетика | |||
4 | 20. Разучивание стихов и песенок по ключевым словам. | Эйдетика | |||
Март | 1 | 21. Метод эмпатии. Мини-рассказ о предмете. | Эйдетика | ||
2 | 22. Метод эмпатии. Мини-рассказ о предмете. | Эйдетика | |||
3 | 23. Метод пиктограмм. Понятие «значок». Упражнения в обозначении значками ключевых слов | Эйдетика | |||
4 | 24. Метод пиктограмм. Упражнения в обозначении значками ключевых слов. Запоминание стихов и песенок | Эйдетика | |||
Апрель | 1 | 25. Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций. | Эйдетика | ||
2 | 26. Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций. Запоминание стихов и песенок. | Эйдетика | |||
3 | 27. Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций. Запоминание стихов и песенок. | Эйдетика | |||
4 | V. Коммуникативные методы развития внимания и памяти 28. Цепочки ассоциаций при запоминании ключевых слов. | Эйдетика | (4 занятий) | ||
Май | 1 | 29. Диалоговые цепочки. Игры на расширение словарного запаса. | Эйдетика | ||
2 | 30. Ролевые игры «Зоопарк». | Эйдетика | |||
3 | 31. Игра «Рассуждалка» по принципу «хорошо-плохо». | Эйдетика | |||
4 | 32. Итоговое занятие. Тестовая игра. | Эйдетика | |||
IV. Механизм оценки полученных знаний
Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса
Диагностика видов памяти и восприятия информации проводится по методическому пособию для родителей и педагогов Кислова А.В., Пчелкиной Е.Л. «Диагностика видов памяти и восприятия информации. Рекомендации по развитию каналов восприятия и взаимодействия между ними». Необходимым и, пожалуй, важнейшим залогом успешной учебы ребенка является образование прочных связей между каналами восприятия: визуальным, аудиальным и кинестетическим. Недостаточность этих связей ведет к ряду специфических затруднений в овладении звуковым строем языка, к проблемам письменной грамотности и др., а в целом – к отставанию развития письменно-речевой деятельности. И чем раньше будут выявлены и устранены специфические затруднения, тем успешнее будет ребенок.
Цель диагностики – изучение разносторонних способностей ребенка к восприятию и запоминанию информации.
Исследование по данной методике проводится два раза в год: входная диагностика в начале учебного года, итоговая диагностика в конце учебного года. Диагностика проводится по тестам: 1. одноканальное восприятие информации: «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «тактильное восприятие», «двигательное восприятие»; 2. двухканальное восприятие информации: «зрительно-слуховое восприятие», «тактильно-слуховое восприятие», «двигательно-зрительное восприятие», «двигательно-слуховое восприятие».
По результатам первичной диагностики тестирующий может определить:
• ведущий глаз, ухо и руку ребенка
• ведущее полушарие головного мозга
• ведущий канал восприятия информации
• эффективность взаимодействия между каналами восприятия
По результатам тестирования для каждого ребенка составляется таблица, в которую заносятся баллы. По этим баллам рассчитываются обобщенные средние показатели эффективности одноканального (Р1) и двухканального (Р2) восприятия информации. Относительно Р1 оценивается развитость отдельных каналов, а относительно Р2 – развитость межканальных взаимодействий, что делает очевидным необходимость работы с «отстающими» каналами и взаимосвязями. Данная диагностика позволит сделать выводы о том, какие рекомендации будут ребенку наиболее полезны. Результаты диагностики конкретного ребенка обсуждаются индивидуально с его родителями. Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме открытого итогового занятия для родителей.
V. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Дидактический материал:
- плакаты, картины с изображениями животных и их детёнышами, разными видами транспорта, природы, цветов, различных ситуаций, героями сказок;
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки;
- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.
2. Занятия проводятся в групповых комнатах с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм.
VI. Список литературы
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект /Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 64
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Рабочая тетрадь № 1 / Худ. О. Р. Гофман. — СПб.: Детство-Пресс, 2005 —40 с.— (Приложение к методическому пособию).
- Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд – во МГУ, 1968.
- Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М.: РИПОЛ классик, 2010.Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К.
- Лурия А.Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135 -139.
- Пчелкина Е., Кислова А., Маленькие секреты большой памяти. Методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики. Первый год обучения: Издательство.: Солон-Пресс, Серия Дошкольное образование, 2017. - с.156
[1] Обучение письму по прописям — задача школьного периода. Дошкольная подготовка руки к письму облегчит малышу этот трудоемкий процесс и будет способствовать выработке хорошего почерка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа “ Развивайка “
Пояснительная записка Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, р...
Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"
Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка"
Программа предназначена для детей 4- 5 лет. Развивающее обучение идет по двум направлениям: математическое развитие и подготовка к обучению грамоте.Математика занимает большое место в системе дошкольн...
Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка"
Развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7 лет на основе использования развивающих технологий З.Дьенеша и Х. Кюизенера....
Дополнительная общеразвивающая программа "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка » (далее Программа) МАДОУ «Цветик – семицветик» имеет социально-педагогическую направленность. Программа «Разви...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙКА»
Дополнительная образовательная программа "Развивайка"...